Клиническая и специальная психология
2023. Том 12. № 3. С. 213–233
doi:10.17759/cpse.2023120310
ISSN: 2304-0394 (online)
Оценка родителями инклюзивной образовательной среды школы и своего участия в ее создании
Аннотация
Роль родителей как участников образовательных отношений, особенно в условиях инклюзивного образования, привлекает внимание исследователей довольно давно, и это внимание не ослабевает, подтверждая значимость данной темы. Цель статьи — на основании данных мониторинга, проведенного в 10 регионах России, определить, с одной стороны, мнение родителей о готовности школ к инклюзивному образованию по ряду показателей инклюзивной образовательной среды, а с другой — оценить активность их участия в различных формах работы, предлагаемых школами. Выборка сформирована случайным образом по стратам (отбор регионов, отбор школ, отбор родителей). Общий объем выборки составил 121 364 родителя из 679 школ, где доля родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составила 6,99% (8 478 человек). Для анализа данных была сформирована случайная выборка (10% от общего числа), использованная для частотного и корреляционного анализа. Частотный анализ мнений родителей по разным аспектам готовности школы к инклюзии выявил три группы характеристик инклюзивной образовательной среды, различающихся по уровню готовности. Первая касается профессионального уровня учителей и специалистов сопровождения; вторая — отношений учителей и учеников, а также между учениками; третья — общего материально-технического оснащения школ, адаптированных для детей с ограниченными возможностями здоровья материалов, учебников и учебного оборудования, а также адаптированности пространства школы и ее территории. Частотный анализ подтвержден результатами корреляционного анализа: характеристики, входящие в одну группу, показали сильную связь между собой, а в разные группы — среднюю. Важным исключением стала сильная связь между уровнем профессиональной готовности учителей и отношениями учителей и учеников. Активность участия родителей в предлагаемых школой формах работы оказалась существенно ниже осознаваемых ими возможностей участия, что подтверждает гипотезу о том, что имеется значимое различие между осознаваемыми возможностями участия и действительным участием родителей в предлагаемых школами формах работы. Это согласуется с положением о том, что ключевое значение для привлечения родителей к участию в создании инклюзивной образовательной среды имеет связь между создаваемыми школами условиями и запросами родителей как субъектов образовательных отношений — их активная позиция в поддержке прилагаемых школой усилий.
Общая информация
Ключевые слова: инклюзия, образовательная среда, мониторинг, особые образовательные потребности, родители, готовность к инклюзии, школа, участие
Рубрика издания: Прикладные исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2023120310
Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 08.02.2023 № 073-00038-23-01 «Экспертно-аналитическое и научно-методическое сопровождение развития инклюзивной образовательной среды организаций общего и дополнительного образования регионов Российской Федерации».
Благодарности. Авторы благодарят за подготовку материалов для статистической обработки М.А. Алексееву и за проведение статистической обработки данных Л.М. Прокопьеву.
Получена: 24.04.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Алехина С.В., Шеманов А.Ю. Оценка родителями инклюзивной образовательной среды школы и своего участия в ее создании [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2023. Том 12. № 3. С. 213–233. DOI: 10.17759/cpse.2023120310
Полный текст
Введение
Методы
Таблица 1
Количество школ и родителей из разных регионов, принявших участие в мониторинге
№ |
Субъект РФ |
Количество школ |
Количество родителей |
Доля родителей детей с ОВЗ (%) |
1 |
Амурская область |
50 |
8 931 |
8,71 |
2 |
Брянская область |
53 |
12 521 |
5,34 |
3 |
Калининградская область |
49 |
9 240 |
8,09 |
4 |
Кемеровская область |
65 |
9 267 |
3,29 |
5 |
Нижегородская область |
54 |
9 698 |
6,71 |
6 |
Новосибирская область |
98 |
13 682 |
2,23 |
7 |
Ростовская область |
121 |
20 270 |
6,92 |
8 |
Свердловская область |
80 |
18 380 |
4,85 |
9 |
Тверская область |
50 |
5 766 |
9,00 |
10 |
Чеченская республика |
59 |
13 509 |
5,18 |
Итого |
679 |
121 364 |
6,99 |
Результаты
(% выбора; N=121 364)
Сравниваемые индикаторы |
z |
p-value |
Размер эффекта |
Профессиональный уровень и наличие специалистов (психологов, логопедов и других) — Профессиональный уровень учителей |
-35,69a |
<0,001 |
0,551 |
Адаптированное для детей с ОВЗ пространство школы и территория — Общее материально-технические оснащение |
-26,65a |
<0,001 |
-0,548 |
Адаптированное для детей с ОВЗ учебное оборудование, материалы и учебники — Общее материально-технические оснащение |
-15,56a |
<0,001 |
-0,318 |
Корреляционный анализ индикаторов готовности школ к обучению детей с ОВЗ
(критерий Спирмена; N=12 236)
Индикаторы |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
1. Адаптированные для детей с ОВЗ пространство школы и территория |
1 |
0,849* |
0,804* |
0,571* |
0,638* |
0,565* |
0,543* |
2. Адаптированные для детей с ОВЗ учебное оборудование, материалы и учебники |
|
1 |
0,833* |
0,620* |
0,662* |
0,583* |
0,573* |
3. Общее материально-техническое оснащение |
|
|
1 |
0,658* |
0,674* |
0,607* |
0,588* |
4. Профессиональный уровень учителей |
|
|
|
1 |
0,723* |
0,665* |
0,738* |
5. Профессиональный уровень и наличие специалистов (психологов, логопедов и других) |
|
|
|
|
1 |
0,645* |
0,657* |
6. Отношения между детьми |
|
|
|
|
|
1 |
0,776* |
7. Отношения между учителями и учениками |
|
|
|
|
|
|
1 |
Примечание: * — корреляции значимы при p<0,001. Данные рассчитаны на основе 10% респондентов от общей выборки, выбранных методом случайных чисел, из-за ограничений мощности компьютера.
Сравниваемые показатели |
z |
p-value |
Размер эффекта |
Участвовал(а) во внеклассной работе — Участвовать во внеклассной работе |
-18,60a |
<0,001 |
0,343 |
Посещал(а) уроки — Посещать уроки |
-39,46a |
<0,001 |
0,757 |
Участвовал(а) в опросах о качестве образования и доступности образовательных услуг — Участвовать в опросах о качестве образования и доступности образовательных услуг |
-14,14a |
<0,001 |
0,351 |
Был(а) наблюдателем во время экзаменов, тестов, других оценочных процедур — Быть наблюдателем во время экзаменов, тестов, других оценочных процедур |
-39,83a |
<0,001 |
0,864 |
Участвовал(а) в работе органов коллегиального управления школой (наблюдательный совет, попечительский совет) — |
-39,79a |
<0,001 |
0,916 |
Участвовал(а) в конфликтной комиссии — |
-33,80a |
<0,001 |
0,909 |
Участвовал(а) в согласовании индивидуального образовательного маршрута для ребенка — Участвовать в согласовании индивидуального образовательного маршрута для ребенка |
-19,16a |
<0,001 |
0,725 |
Другое — Другое |
-2,53b |
0,011 |
0,941 |
Участвовал(а) в совещании учителей и школьных специалистов (психолого-педагогический консилиум) — |
-15,30a |
<0,001 |
0,689 |
Обсуждение результатов
Заключение
Перспективы и ограничения исследования
Литература
- Алехина С.В. Роль родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в развитии инклюзивного образования // Педагогика и просвещение. 2017. № 4. С. 1–9. DOI: 10.7256/2454-0676.2017.4.24965
- Алехина С.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю.Подход к моделированию инклюзивной среды образовательной организации // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 5. С. 69–84. DOI: 10.17759/pse.2022270506
- Афонькина Ю.А. Ожидания родителей как субъектов инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. № 11. С. 27–40. URL: http://e-koncept.ru/2020/201079.htm (дата обращения: 10.10.2023).
- Большаков Н.В., Долгова Е.М. Инклюзивное образование в пространстве постсоциализма: сравнительный анализ родительской удовлетворенности // Вопросы образования. 2022. № 1. С. 54–74. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-1-54-74
- Инденбаум Е.Л., Лифантьева Ю.В., Гостар А.А. Ценностно-смысловые ориентации родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, при выборе инклюзивной формы образования // Евразийский союз ученых. Серия: Педагогические, психологические и философские науки. 2021. № 5 (86). С. 30–35. DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2021.1.86.1373
- Миронов А.В., Шелест Е.С., Булатова О.В. Барьеры в организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, воспринимаемые родителями // Science for Education Today. 2020. Том 10. № 5. С. 50–66. DOI: 15293/2658-6762.2005.03
- Никитина А.А., Каргапольцева Н.А. Конструктивная модель взаимодействия педагогов и родителей в системе инклюзивного образования // Вестник Оренбургского государственного университета. 2020. № 3 (226). С. 28–33. DOI: 25198/1814-6457-226-28
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 10.10.2023).
- Симаева И.Н. Социальные представления об инклюзивном образовании родителей детей с нарушениями зрения и перспективы социализации // Специальное образование и социокультурная интеграция: сборник научных. Вып. 3 / Под ред. Ю.В. Селиванова и др. Саратов: Саратовский университет, 2020. С. 627–634. URL: https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2021/02/01/soisi-sbornik-2020-na_sayt.pdf (дата обращения: 10.10.2023)
- Слюсарева Е.С. Психологическая готовность родителей к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-2. С. 324–328.
- Титова О.В., Клименова Д.С. Выявление в социальной инклюзии роли родителей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2021. № 2 (56). С. 162–176. DOI: 10.25688/2076-9121.2021.56.2.10
- Хитрюк В.В., Сергеева М.Г., Соколова Н.Л. Работа педагога с родителями в условиях инклюзивного образования // Научный диалог. 2017. № 8. С. 426–439. DOI: 10.24224/2227-1295-2017-8-426-439
- Хуснутдинова М.Р. Риски инклюзивного образования // Образование и наука. Том 19. № 3. С. 26–46. DOI: 10.17853/1994- 5639-2017-3-26-46
- Arif A., Parveen Z., Saleem K. An exploratory study on the challenges faced by parents during online teaching to students with intellectual disabilities // Journal of Development and Social Sciences. 2022. Vol. 3. № 3. P. 85–91. DOI: 10.47205/jdss.2022(3-III)09
- Bahdanovich Hanssen N., Erina I. Parents’ views on inclusive education for children with special educational needs in Russia // European Journal of Special Needs Education. 2022. Vol. 37. № 5. P. 761–775. DOI: 10.1080/08856257.2021.1949092
- Chandra S. Perceptions of parents of students without disabilities about inclusive education // Educreator Research Journal. 2021. Vol. VIII. № VI. P. 44–55. DOI: 10.13140/RG.2.2.14508.39042
- De Boer A., Pijl S.J., Minnaert A. Attitudes of parents towards inclusive education: A review of the literature // European Journal of Special Needs Education. 2010. Vol. 25. № 2. P. 165–181. DOI: 1080/08856251003658694
- Krtkova R., Krtek A., Pesoutova M. et al. What influences do parents perceive as supportive of school well-being and the inclusion of children with ADHD? A qualitative study // European Journal of Special Needs Education. 2022. Vol. 38 (3). DOI: 10.1080/08856257.2022.2050972
- Parada-Gañete A., Trillo-Alonso F. Good practices of educational inclusion: Criteria and strategies for teachers’ professional development // Education Sciences. 2023. Vol. 13 (270). DOI: 10.3390/educsci13030270
- Paseka A., Schwab S. Parents’ attitudes towards inclusive education and their perceptions of inclusive teaching practices and resources // European Journal of Special Needs Education. 2020. Vol. 35. № 2. P. 254–272. DOI: 1080/08856257.2019.1665232
- Radovanović V., Kovačević J., Jachova Z. et al. Social distance of the parents of students with typical development towards students with disabilities in inclusive education // Educational Challenges and Future Prospects: Conference Proceedings. International Scientific Conference “75th Anniversary of the Institute of Pedagogy – Educational Challenges and Future Prospects” (Ohrid, 16–18 May 2022) / N. Angeloska Galevska et al. (eds.). Skopje: Ss. Cyril and Methodius University in Skopje, 2022. P. 429–434.
- Runswick-Cole K. Between a rock and a hard place: Parents’ attitudes to the inclusion of children with special educational needs in mainstream and special schools // British Journal of Special Education. 2008. Vol. 35. № 3. P. 173–180. DOI: 10.1111/j.1467-8578.2008.00390.x
- Saigh B.H., Bagadood N.H. Bullying experiences and mothers’ responses to bullying of children with autism spectrum disorder // Discover Psychology. 2022. Vol. 2. № 33. DOI: 10.1007/s44202-022-00045-3
- Sharma U., Woodcock S., May F. et al. Examining parental perception of inclusive education climate // Frontiers in Education. 2022. Vol. 7. Article 907742. DOI: 10.3389/feduc.2022.907742
- Tikkanen J. Parental school satisfaction in the context of segregation of basic education in urban Finland // Nordic Journal of Studies in Educational Policy, 2019. Vol. 5. № 3. P. 165–179. DOI: 1080/20020317.2019.1688451
- Ultabaini R., Kusumastuti G. The correlation study: Parental attention and learning motivation of students with intellectual disabilities // Edumaspul – Jurnal Pendidikan. 2022. Vol. 6. № 2. P. 1416–1420. DOI: 10.33487/edumaspul.v6i2.4130
- Ummah U.S., Mokhtar M.T., Mohd Hanafi bin Mohd Yasin. The attitude of parents of regular children towards the implementation of inclusive education in Indonesia // Journal of Pharmaceutical Negative Results. 2022. Vol. 13. №. 9. P. 5514–5523. DOI: 10.47750/pnr.2022.13.S09.673
- Global education monitoring report, 2021, Central and Eastern Europe, Caucasus and Central Asia: inclusion and education: all means all, executive summary. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000377713_eng?posInSet=6&queryId=N-2a071e79-635d-4fec-ab5b-bfa5ae3228a4 (дата обращения: 10.10.2023).
- Wanders F.H.K., Dijkstra A.B., Maslowski R. et al. The effect of teacher-student and student-student relationships on the societal involvement of students // Research Papers in Education. 2020. Vol. 35. № 3. 266–286. DOI: 10.1080/02671522.2019.1568529
- Yavuz M., Bozak B., Cay E. et al. Identifying the problems experienced by parents of children with special needs during the COVID-19 pandemic // Open Journal for Educational Research. 2021. Vol. 5. № 2. P. 383–402. DOI: 10.32591/coas.ojer.0502.18383y
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 854
В прошлом месяце: 53
В текущем месяце: 28
Скачиваний
Всего: 165
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 13