Всемирный конгресс по детской психиатрии и смежным наукам

731

Аннотация

Представлена информация о 18-м Всемирном конгрессе Международной ассоциации детской и подростковой психиатрии и смежных специальностей (IACAPAP), проходившем с 30 апреля по 3 мая 2008 г. в Стамбуле (Турция). Обозначены основные направления работы конгресса (ключевые пленарные и секционные лекции по ведущим проблемам, симпозиумы, воркшопы, конференции по разборам клинических случаев, видеосессии, постерные сессии и устные сообщения). Представлены основные ключевые лекции и работа российских представителей по проблемам психического здоровья детей и подростков. Дана общая информация по основным направлениям изучения и научно-практической работы по сохранению психического здоровья молодого поколения, уделено внимание мультидисциплинарному подходу в решении вопросов профилакцики и сохранения психического здоровья детей и подростков разных стран.

Общая информация

Ключевые слова: всемирный конгресс IACAPAP, мультидисциплинарный подход, психическое здоровье, подростковый возраст

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Мешкова Т.А., Зверева Н.В., Николаева Н.О. Всемирный конгресс по детской психиатрии и смежным наукам // Культурно-историческая психология. 2008. Том 4. № 3. С. 118–120.

Полный текст

С 30 апреля по 3 мая в г. Стамбуле (Турция) проходил 18-й Всемирный конгресс Международной ассоциации детской и подростковой психиатрии и смежных специальностей (IACAPAP), организованный Турецкой ассоциацией психического здоровья детей и подростков (TACAMH) под общим лозунгом «Мост надежды между Востоком и Западом: дети, культура, традиции». Форум собрал более 2000 специалистов разных профилей со всего мира (более 80 стран) для обмена опытом по насущным вопросам диагностики, лечения, воспитания, реабилитации детей и подростков, имеющих проблемы с психическим здоровьем и адаптацией. Свыше 45 стран являются членами этой международной организации, в настоящее время ее возглавляет ПерАндрес Риделиус (PerAnders Rydelius). На конгрессе были представлены как ведущие специалисты, так и студенческая молодежь стран—участниц международного сообщества. Работа проходила в самых разных формах: в виде ключевых пленарных лекций, секционных лекций по ведущим проблемам, докладов на симпозиумах (всего 80 различных по направлениям симпозиумов, а также 45 воркшопов), узкоспециализированных секций и широкомасштабных постерных сессий, многочисленных устных сообщений по животрепещущим темам детской психиатрии и смежных наук. Общее число участников Конгресса оценить сложно, однако заявленных постерных докладов — свыше 300. Российская делегация была представлена специалистами Центра им. В.П. Сербского, НЦПЗ РАМН, Института психиатрии Минздравсоцразвития, МГППУ, Курганского университета, Новосибирского академгородка и других учреждений. Среди отечественных участников Конгресса были и психиатры, и психологи. Материалы научных сообщений российских ученых и практиков были представлены на постерных сессиях, а также в работе специализированного симпозиума.

Каждый день посвящался определенной тематике, концентрированно освещенной в пленарной (так называемой «ключевой») лекции, вокруг которой собирались и симпозиумы по направлениям, и устные сообщения, и постерные сессии. В первый день работы обсуждались вопросы глобальной политики в работе с психическим здоровьем детей, второй день — психопатология развития, третий — различные клинические синдромы, четвертый — социокультурные вопросы. Каждая из пленарных лекций имела обращение как к психиатрам, так и к другим специалистам. Остальные виды работы Конгресса отражали разработку проблематики дня на разных уровнях. Форум оказался по-настоящему мультидисциплинарным сообществом специалистов, работающих на благо психического здоровья детей и подростков.

Для психологов большой интерес представляли выступления ведущих специалистов-психиатров, в которых затрагивались вопросы и гуманистические ценности всех работающих с детьми. В частности, в своей лекции Туула Тамминен (Tuula Tamminen) из Финляндии подняла вопрос о связи психического здоровья детей и культурного контекста их жизни в современном мире, особо указывалось на принципиальные различия западных и восточных традиций воспитания. Во многих докладах подчеркивалась важность кросс-культурных исследований проблем психического развития и более глубокого исследования малоизученных традиций воспитания в культурах, отличных от западной. Эта же тематика была отражена в постерной сессии второго рабочего дня Конгресса. Для отечественных психологов особенно важно, что идеи культурно-исторического подхода, разрабатываемого Л.С. Выготским и его последователями в отечественной науке, нашли широкий отклик и развитие в работах современных специалистов в других странах. Были представлены работы по изучению нарушения психического и социального развития детей в странах, где велись или ведутся военные действия (Босния и Герцеговина, Израиль и другие страны). Значительное число постерных докладов было посвящено психологическим проблемам детей и подростков (изучение нарушения пищевого поведения в разных ракурсах от биохимии до поведения, различных вариантов зависимого, или аддиктивного, поведения), их адаптации в случае проблем с психическим здоровьем (например, вопросы организации поддержки детей-мигрантов и эмигрантов в новой культурной и образовательной среде). Значительная часть сообщений симпозиумов относилась к области биологической психиатрии и смежных исследований. Специальные заседания были посвящены вопросам терапии расстройств психического здоровья у детей и подростков. В докладе Х.С. Ремшмидт (H.S. Remschmidt) из Германии внимание было сосредоточено на проблеме шизофрении в детском возрасте (обсуждались подходы, реализуемые в диагностике и лечении в разных странах). Много насыщенных информацией докладов было посвящено вопросам биологической психиатрии, генетики. Лекция мэтра мировой науки сэра Майкла Раттера (Michael Rutter) из Великобритании затронула базисные вопросы изучения аутизма — история, достижения, ошибки исследователей, новые направления работы.

Большое место в работе симпозиумов было отведено вопросам диагностики психического здоровья различными средствами, как уже известными и широко применяемыми, так и уникальными диагностическими технологиями. Существенное место в работе Конгресса заняли вопросы, связанные с различными терапевтическими, психотерапевтическими и психокоррекционными практиками. В частности, очень интересным было постерное сообщение коллег из Японии о лечении депрессии средствами психодрамы.

По-новому прозвучали вопросы подготовки специалистов (на уровне как психиатрической, так и психологической подготовки, на уровне студента и специалиста и т. п.) в постерных докладах и в рамках соответствующих симпозиумов. К примеру, молодые специалисты из Польши представили интересный постерный доклад, посвященный формированию профессиональной позиции молодого специалиста, работающего с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

В работе Конгресса чрезвычайно широко были представлены психобиологические и генетические аспекты изучения психического здоровья у детей и подростков. Можно сказать, что в этих докладах и лекциях наиболее полно отразилась тенденция современной науки к сочетанию междисциплинарного и мультидисциплинарного подходов к изучению, профилактике и лечению психических расстройств детей и подростков. Эти вопросы затрагивались в лекциях и докладах ведущих специалистов из Европы, Америки и Азии (сэр Майкл Раттер (sir Michael Rutter) — Великобритания, Эфраин Блайберг (Efrain Bleiberg) — США, Роберт Гендрен (Robert Hendren) — США, Фрэнк С. Верхальст (Frank C. Verhulst) — Нидерланды, Самуель Тиано (Samuel Tyano) — Израиль и др.). Сэр Майкл Раттер, чьи работы широко известны в России, на примере изучения аутизма продемонстрировал основные современные подходы к исследованию психических расстройств, которые могут быть распространены и на другие нозологии: применение лонгитюдного подхода, осуществление систематических стандартизованных измерений, параллельное исследование типично развивающихся детей, развитие творческих экспериментальных подходов, приводящих к новым неожиданным взглядам на старые проблемы, применение современных методов количественной и молекулярной генетики и нейровизуализации. В докладе профессора С. Тиано из Израиля были обобщены современные данные об основных путях развития психопатологии (начиная с младенчества и заканчивая периодом зрелости). Отмечалось, что встречаемость всех видов психических расстройств среди детей и подростков составляет 15—25%. Среди факторов риска были названы наследственные, биологические, конституциональные факторы, неблагоприятные социальные и семейные факторы, такие как отвержение, дурное обращение, психические заболевания родителей, отсутствие социальной поддержки и т. п. Были перечислены также предохраняющие факторы, препятствующие развитию психопатологии. Основной акцент был сделан на важности анализа процесса развития вместо изучения синдромов, поскольку одно и то же нарушение может в силу специфики развития привести к различным симптомам и, наоборот, один и тот же симптом может развиться в результате различных причин. Подчеркивалась также важность ранней диагностики и протекции развития, поскольку с течением времени отрицательные симптомы накапливаются и усугубляются. В частности, в синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) наследственные факторы резче проступают в подростковом возрасте, тогда как средовые влияния преобладают в детстве, что говорит о больших возможностях компенсации на ранних этапах развития. По современным данным, устойчивость симптомов СДВГ в подростковом возрасте связана с семейной историей заболевания. В докладе был сделан исчерпывающий анализ развития таких психопатологий, как СДВГ, поведенческие расстройства, аффективные расстройства, личностные и психотические расстройства. Обращалось внимание на важность учета гендерных особенностей в развитии психопатологии.

В ряде докладов прослеживалась четкая параллель между мультидисциплинарным изучением нозологии и применением последних достижений науки в диагностике и терапии психических расстройств. Относительно недавно в психобиологии и психогенетике появилось понятие эндофенотипа (I.I. Gottesmann, T.D. Gould, 2003), включающее в себя измеряемые компоненты внутренних состояний организма на пути от генов к внешней поведенческой симптоматике (нейрофизиологические, биохимические, эндокринные, нейроанатомические, нейропсихологические, когнитивные характеристики, сопутствующие конкретному заболеванию). Они могут быть смоделированы на животных, их изучение предполагает применение новейших технологий, в том числе молекулярно-генетических и нейрофизиологических методов изучения функциональной организации мозга. Введение понятия эндофенотипа позволяет представить сложный путь от генов к поведению в виде ряда реакций организма на нескольких функциональных уровнях и тем самым лучше понять механизмы развития соответствующей нозологии и возможные пути ее профилактики и лечения на разных стадиях онтогенеза. К примеру, в докладе Роберта Гендрена из США, посвященного клиническим аспектам неврологического развития в подростковом возрасте, был приведен пример сложного психического расстройства у конкретного подростка, диагностика, сопровождение и лечение которого было основано на системном мультидисциплинарном подходе, включающем все уровни, начиная от генетического и кончая поведенческим.

Во многих докладах подчеркивалась важность генотип-средового взаимодействия в самых разных аспектах, в том числе указывалось на возможность трансгенерационных влияний дурного обращения в детстве. Так, в широкомасштабном голландском исследовании приемных детей было обнаружено, что в период беременности женщины, пережившие в раннем детстве стрессовые состояния, связанные с отвержением и жестоким обращением, характеризовались повышенным уровнем кортизола, что может приводить к неблагоприятным воздействиям на плод с последующими осложнениями в психическом развитии потомства (Фрэнк С. Верхальст).

В целом полученные материалы, опыт общения по научным и практическим вопросам детской и подростковой психиатрии в различных — медицинском, психологическом и педагогическом — аспектах психического здоровья детей и подростков обогатили наши знания. Неформальный контакт специалистов также оказался важным, особенно это касалось представителей стран СНГ и Восточной Европы, имеющих сходные проблемы в вопросах обеспечения психического здоровья детей и подростков.

Информация об авторах

Мешкова Татьяна Александровна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой дифференциальной психологии и психофизиологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Ведущий научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики ПИ РАО, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6018-5006, e-mail: meshkovata@mgppu.ru

Зверева Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, профессор факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, Научный центр психического здоровья (ФГБНУ НЦПЗ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3817-2169, e-mail: nwzvereva@mail.ru

Николаева Наталия Олеговна, доцент кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Associate Professor of the Department of Differential Psychology and Psychophysiology, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4616-2868, e-mail: sp_natalia@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2828
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 731
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0