Эмоционально-личностные характеристики подростков — участников военно-патриотического движения

2

Аннотация

В связи с массовым развитием Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» особую актуальность приобретают исследования личностно-психологических характеристик воспитанников юнармейских отрядов. В статье в сравнительном плане рассматриваются особенности эмоционально-личностных характеристик воспитанников военно-патриотических клубов и юнармейских отрядов и подростков, не участвующих в данном движении. В исследовании (N = 45) приняли участие юноши в возрасте от 15 до 16 лет, в их числе юнармейцы (N = 23) и старшеклассники общеобразовательной организации (N = 22). В исследовании использовались тест школьной тревожности Филлипса, методика диагностики мотивации к учебе и эмоционального отношения к учению Спилбергера-Андреевой, методика диагностики психологической безопасности личности И.И. Приходько. Выявлено, что у подростков, занимающихся в юнармейских отрядах, в сравнении с подростками из общеобразовательной организации, отмечается более низкий уровень школьной тревожности и повышенная познавательная активность. Результаты проведенного исследования расширяют представления о психологических особенностях развития юнармейцев и повышают возможности для осуществления адресного психологического сопровождения подростков на этапе адаптации в юнармейском отряде.

Общая информация

Ключевые слова: подростковый возраст, школьная тревожность, учебная мотивация, отношение к учению, психологическая безопасность личности

Рубрика издания: Общая психология и психология безопасности личности

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/epps.2024010401

Получена: 18.10.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Литвинова А.В., Храмов А.Н., Кокурин А.В., Котенев И.О. Эмоционально-личностные характеристики подростков — участников военно-патриотического движения [Электронный ресурс] // Экстремальная психология и безопасность личности. 2024. Том 1. № 4. С. 5–18. DOI: 10.17759/epps.2024010401

Полный текст

Введение

В 2016 году началось массовое развитие Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия». За восемь лет существования движение охватило более полутора миллионов участников по всей стране и продолжает активно развиваться. В связи с этим особую значимость приобретают исследования личностных и психологических особенностей участников юнармейских отрядов, которые не находятся в коллективе круглосуточно и не проживают в казармах.
Важно отметить, что характеристики личности и психологические особенности курсантов военных учебных заведений, специализированных учебных заведений силовых структур, в которых существует строгий распорядок, проживание в казармах и жизнь по уставу, представляют большой интерес для мировой и отечественной психологии, особенно для военной психологии. Данные исследования проводятся в отношении воспитанников суворовских, нахимовских училищ и кадетских корпусов.
Повышенный интерес к этой теме вызван качественными изменениями в личности, которые происходят, когда человек долгое время проходит обучение в специализированных учебных заведениях. В мужском коллективе существует конкуренция, которая оказывает постоянное давление как сверху, так и снизу. Изоляция от привычной обстановки и длительная разлука с близкими приводят к ожесточению, уходу в себя, настороженности и росту внешней и внутренней агрессии. Однако это также способствует развитию терпимости, самообладанию, умению адаптироваться и самоорганизовываться, корректно отстаивать свою точку зрения. На данный момент проведено недостаточно исследований эмоционально-личностных характеристик воспитанников кадетских корпусов, суворовских и нахимовских училищ, военно-патриотических клубов и юнармейских отрядов.

Обзор литературы

Эмоционально-личностная сфера в подростковом возрасте представляет особый интерес для психологических исследований. Отечественные и зарубежные исследователи сходятся во мнении, что изучение эмоционально-личностных характеристик в подростковом возрасте — это сложный и многогранный процесс, требующий учета множества факторов и анализа как внешних, так и внутренних условий. Именно в этом возрасте происходит окончательное формирование качеств, которые составляют основу эмоционально-волевой сферы личности. Это влияет на будущую модель поведения, принятие решений и ход оценочно-аналитической деятельности.
В последнее время все больше подростков в организации жизнедеятельности сталкиваются с проблемами в эмоциональной сфере. Это может привести к трудностям в социальной адаптации, проблемам в учебе и аутодеструктивному поведению [3, с. 87]. Признаки проблем в эмоционально-личностной сфере включают в себя высокий уровень тревожности, переживания, беспокойство, мнительность, недоверие к другим, подавленность, плохое настроение, неуверенность в себе, сложности в общении со сверстниками, эмоциональное напряжение, чувствительность к неудачам, безынициативность [5, с. 228].
Эмоциональная сфера подростков позволяет им мгновенно реагировать на внешние влияния, классифицируя их как опасные, вредные или благоприятные. В реальной жизни эта способность чаще всего проявляется в чувствах тревоги и страха. Исследования показывают, что среди подростков уровень бессознательной тревожности выше. Они сталкиваются с разнообразными страхами в умеренной степени, поскольку расширяются границы познаваемого мира. Однако страх перед новой, непознанной реальностью может служить источником усиленной тревоги [6, с. 45]. Главными факторами, способствующими тревожности среди обучающихся, выступают: объем заданий домашней работы, количество уроков в течение дня, трудные для усвоения темы, а также проверка знаний, которая проводится в различных формах [4, с. 28].
Также в подростковом возрасте происходит снижение учебной мотивации и преобразование ее мотивов, наблюдаются трудности в учебной деятельности, снижение успеваемости. Эти проблемы зачастую не связаны с интеллектуальными способностями подростков, а скорее обусловлены падением познавательного интереса к обучению. Познавательный интерес является основным стимулом внутренней мотивации для получения знаний, повышения активности для удовлетворения познавательных потребностей [8, с. 107]. Проблема мотивации охватывает широкий спектр психологических структур, процессов и механизмов, которые играют важную роль в инициации активности, а также в определении ее направления и интенсивности. Обнаружены значимые связи между параметрами мотивации и эмоциями, связанными с одной и той же учебной активностью, в то время как отношения между переживаниями и мотивацией в различных видах деятельности могут быть либо несущественными, либо слабыми [8, с. 107–115]. Различия в мотивации учебной деятельности в подростковом возрасте обусловлены различным уровнем познавательного интереса.
В данном исследовании, посвященном изучению эмоциональных и личностных особенностей участников патриотических клубов и юнармейских отрядов, важно уделить внимание вопросу психологической безопасности личности. Юнармейцы не только погружены в интенсивный образовательный процесс, но и находятся под влиянием коллектива, в котором существует строгая иерархия и высокие требования к личной дисциплине. Это проявляется в необходимости беспрекословно выполнять команды и в высокой конкуренции в коллективе, которая часто сопровождается психологическим давлением.
В настоящее время проблема психологической безопасности обучающихся является предметом изучения в различных психологических исследованиях. Понятие психологической безопасности личности включает в себя способность сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе и с психотравмирующими воздействиями, переживание своей защищенности/незащищенности в конкретной жизненной ситуации [1, с. 7]. Психологическая безопасность основывается на оценке личностью реальной ситуации, собственной защищенности и безопасности, поиске ресурсов, позволяющих ей противостоять рискам и угрозам окружающей среды [10, с. 167]. Личная безопасность представляется как защита, воспринимаемая субъектом в отношении своей жизни и предполагающая перспективу поддержания его благополучия [13, с. 161]. Психологическая безопасность личности включает удовлетворение потребности в безопасности, значимость этой ценности, психическое благополучие, защиту от внешних угроз, а также возможность эффективно справляться с жизненными задачами. Кроме того, важным является ощущение успешности, социальные установки в контексте «опасность-безопасность», межличностные связи и ожидаемость событий. Следует учитывать психологическую стойкость и иммунитет, а также создание безопасной жизненной среды, которая способствует гармоничному развитию личности [7, с. 14]. Психологическая безопасность личности включает в себя несколько ключевых компонентов: морально-коммуникативный (умение гибко использовать коммуникативные нормы); мотивационно-волевой (целенаправленная деятельность); ценностно-смысловой (осмысленный подход к жизни); внутренний комфорт (отсутствие тревожных факторов, внутреннее спокойствие) [9, с. 8].
В нашем исследовании мы предлагаем рассматривать данную проблему в аспекте психологической безопасности личности подростка, который учится в образовательном учреждении. В процессе обучения в школе или другом образовательном учреждении подросток не только получает знания, но и проходит процесс социализации, а также развивает свои эмоциональные и личностные качества. Учитывая разнообразие и количество психологических угроз, с которыми сталкивается формирующаяся личность, подростки являются одной из наиболее уязвимых групп.
В современном мире военно-патриотические клубы — это явление, которое часто возникает спонтанно и зависит от различных факторов [2; 12]:
1) наличие руководителя. Клубы часто создаются людьми, которые заинтересованы в этой теме и имеют опыт военной службы. Если же таких людей нет, то работа клуба может быть непостоянной и ограничиваться только проведением мероприятий в определенные даты;
2) наличие преподавателя. Успешные клубы обычно работают в образовательных учреждениях, где руководитель является сотрудником. Однако во многих населенных пунктах руководители не получают зарплату за свою работу и проводят занятия в свободное время, что может негативно сказаться на системности работы клуба;
3) финансирование. Без поддержки клубы часто закрываются или руководитель использует свои личные ресурсы, такие как транспорт, оружие и снаряжение, для обучения детей;
4) наличие помещения. Это важная проблема, и без необходимого пространства клубы часто проводят занятия только в теплое время года.
Но ключевой мыслью является то, что достаточно часто работа не имеет единой системы и подхода. Программа обучения в основном зависит от собственного опыта руководителя: это может быть служба в армии, в силовых структурах и т. д. Также важным фактором является наличие психолого-педагогического образования или опыта профильной переподготовки. Другими словами, нет единой программы работы и занятий. В некоторых случаях акцент делается на физическую подготовку, в других— на работу с оружием и огневую подготовку, на национальные виды спорта, военную историю, поисковое движение, реконструкцию исторических событий, основы выживания в дикой природе и т. д.
Исследование текущей ситуации демонстрирует, что в связи с активным распространением военно-патриотического общественного движения «Юнармия» произошли значительные изменения в развитии военно-патриотических клубов. Поскольку развитие движения является приоритетом на данный момент, а образовательные организации уделяют пристальное внимание участию обучающихся в мероприятиях движения, большинство клубов либо самостоятельно, либо по решению руководства образовательных организаций вступают в состав «Юнармии», адаптируя свою внутреннюю структуру и методы работы под требования движения. В этих условиях выделение военно-патриотических клубов в отдельную категорию не является целесообразным. Необходимо проводить работу с отрядами «Юнармии» [14].
Итак, необходимо более детально изучить эмоциональные и личностные особенности юных участников движения «Юнармия» и старшеклассников, которые учатся в общеобразовательных учреждениях. Кроме того, следует отметить, что в отечественной психологической науке недостаточно исследований по этой теме.

Организация исследования

Чтобы выявить специфические черты эмоционально-личностных качеств участников движения «Юнармия», было проведено настоящее исследование.
Гипотеза исследования: у участников движения «Юнармия» более выражены определенные эмоционально-личностные характеристики. В частности, они, по сравнению со старшеклассниками, отличаются более низким уровнем школьной тревожности и более высоким уровнем познавательной активности.
В процессе исследования применялись следующие методы:
1) тест школьной тревожности Филлипса;
2) методика Спилбергера-Андреевой для оценки мотивации к учебе и эмоционального отношения к ней;
3) методика И.И. Приходько для диагностики психологической безопасности личности.
В работе были применены методы математической статистики, в том числе описательная статистика, U-критерий Манна-Уитни и факторный анализ с использованием метода вращения Варимакс и нормализацией Кайзера.
Исследование проводилось на базе Карбышевских военно-инженерных юнармейских отрядов, входящих в состав Межрегионального детского военно-патриотического общественного движения «Юные карбышевцы». В исследовании участвовали 23 юнармейца и 22 старшеклассника из общеобразовательной школы, которые выступали в качестве контрольной группы. Возраст участников исследования составлял от 15 до 16 лет.

Результаты исследования

Сначала мы проанализировали результаты описательной статистики и обнаружили значимые различия по U-критерию Манна-Уитни. Рассмотрим результаты теста школьной тревожности Филлипса. В табл. 1 представлены данные по двум группам: юнармейцы и старшеклассники.
 
Таблица 1
Сравнительный анализ средних показателей уровня школьной тревожности в двух группах испытуемых

Переменные

Среднее значение

U-критерий

Общий уровень значимости (р)

Группа «старшеклассники»

Группа «юнармейцы»

Общая тревожность в школе

5,41

3,30

182,50

 

0,106

 

Переживание социального стресса

2,00

1,83

235,50

 

0,683

 

Фрустрация потребности в достижении успеха

3,59

2,52

175,50

 

0,073

 

Страх самовыражения

1,86

1,35

199,50

0,208

 

Страх ситуации проверки знаний

1,95

0,91

156,50

 

0,023*

 

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

1,41

0,78

169,50

 

0,047*

 

Низкая физиологическая
сопротивляемость стрессу

0,64

0,48

219,50

 

0,378

 

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

3,18

1,83

121,00

 

0,002**

 

Общий балл школьной тревожности

14,36

9,83

151,50

 

0,021*

 

* – достоверные различия (р ≤ 0,05)
** – достоверные различия (р ≤ 0,01)
 
По U-критерию Манна-Уитни выявлены достоверные различия по показателям: «Страх ситуации проверки знаний», «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих», «Проблемы и страхи в отношениях с учителями», «Общий балл школьной тревожности».
Одним из приоритетных выступает показатель «Страх ситуации проверки знаний» (р ≤ 0,05). Исследование показало, что у участников юнармейского отряда уровень страха перед проверкой знаний значительно ниже, чем у их сверстников, которые не являются членами отряда. Это напрямую связано с тем, как организован контроль и проверка знаний, навыков и умений в отряде. Этот показатель важен, потому что, если его совместить с правильной мотивацией к обучению, он поможет не только успешно освоить учебную программу, но и повысить общую эффективность в образовательной среде.
Еще одним важным параметром выступает «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих» (р ≤ 0,05). Различия между группами достаточно заметны, у юнармейцев показатели ниже, что также свидетельствует о специфике системы подготовки, оценки и проверки знаний. Для них важно мнение окружающих, но как положительные, так и отрицательные результаты воспринимаются ими адекватно, без значительных изменений в эмоциональном состоянии.
Существенным различием также выступает показатель «Проблемы и страхи в отношениях с учителями» (р ≤ 0,01). Результаты, полученные в ходе исследования, показывают, что юнармейцы, как и предполагалось ранее, демонстрируют особенности поведения в военизированной среде. Старшеклассники, которые не являются членами юнармейского движения, испытывают более негативные эмоции по отношению к взрослым, особенно к учителям, в школе. С другой стороны, как уже упоминалось, уважительное отношение к командирам и преподавателям, которое формируется у юнармейцев, способствует более позитивному отношению к учителю. Это наглядно демонстрирует разница в показателях.
Различия в общем показателе школьной тревожности (р ≤ 0,05) полностью подтверждают гипотезу исследования. Основным фактором, влияющим на эти различия, является военная среда, в которой находятся участники движения «Юнармия», а также обширная программа, включающая в себя участие в различных мероприятиях, общение с коллективом, самовыражение, регулярные проверки результатов и многоуровневую систему мотивации и поощрения.
Все эти условия в совокупности способствуют снижению уровня школьной тревожности.
По итогам исследования мотивации к обучению и эмоционального отношения к учебе (методика Спилбергера-Андреевой) и психологической безопасности личности (методика И.И. Приходько) не было обнаружено значимых различий.
На завершающем этапе исследования был проведен факторный анализ с использованием метода главных компонент. Также был применен метод вращения факторов — варимакс с нормализацией Кайзера.
В группе старшеклассников было выявлено пять факторов. Из них были выделены два ключевых, которые несут основную нагрузку (см. табл. 2).
 
Таблица 2
Результаты факторного анализа в группе старшеклассников

Фактор 1.

«Психологическая безопасность личности»

Фактор 2.

«Школьная тревожность»

37,4% дисперсии 

19,2% дисперсии 

Интегральный показатель психологической безопасности личности

0,96

Страх ситуации проверки знаний

0,95

Шкала ценностно-смысловая

0,93

Общая тревожность в школе

0,93

Шкала посттравматического роста

0,91

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

0,81

Шкала стратегий совладания со стрессовыми ситуациями

0,88

Общий балл школьной тревожности

0,76

Шкала морально-волевой урегулированности

0,87

Страх самовыражения

0,57


Первый фактор, объясняющий 37,4% дисперсии, мы обозначили как «Психологическая безопасность личности». Фактор 1 включает в себя следующие переменные: «Интегральный показатель», «шкала ценностно-смысловая», «шкала посттравматического роста», «шкала стратегий совладания со стрессовыми ситуациями», «шкала морально-волевой урегулированности». Данный фактор представляет собой комплекс свойств, которые являются одним из ключевых элементов создания психологической безопасности человека в образовательной среде. Направленность на позитивное развитие событий в сочетании с тактиками поведения и преодоления стресса формирует моральную устойчивость в целом и помогают адекватно реагировать и продолжать личностный рост даже в стрессовых условиях.
Фактор 2, названный «Школьная тревожность» и объясняющий 19,2% дисперсии, отождествляет пять характеристик, которые влияют на общий уровень школьной тревожности старшеклассников, не состоящих в юнармейском отряде: «Страх ситуации проверки знаний», «Общая тревожность в школе», «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу», «Общий балл школьной тревожности», «Страх самовыражения». Исследование показало, что наибольшую значимость имеют страх перед проверкой знаний и общая тревожность в школе. Эти характеристики подтверждают, что тревожность у старшеклассников является серьезным фактором, влияющим на их учебную деятельность.
В ходе факторного анализа группы юнармейцев было выявлено пять факторов, из которых два оказались наиболее значимыми (табл. 3).
Таблица 3
 
Результаты факторного анализа в группе юнармейцев

Фактор 1.

«Психологическая безопасность личности»

Фактор 2.

«Познавательная активность»

30,8% дисперсии

20,7% дисперсии

Интегральный показатель психологической безопасности личности

0,99

Общий уровень мотивации учения и эмоционального отношения к учению

0,96

Шкала ценностно-смысловая

0,89

Познавательная активность

0,84

Шкала стратегий совладания со стрессовыми ситуациями

0,88

Тревожность

-0,82

Шкала посттравматического роста

0,87

Мотивация достижения

0,79

Шкала морально-волевая урегулированность

0,86

Гнев

-0,78


Ведущий фактором, как и в предыдущем случае, «Психологическая безопасность личности», он объясняет 30,8% дисперсии. Фактор представляет собой совокупность ряда характеристик: «Интегральный показатель», «шкала ценностно-смысловая», «шкала посттравматического роста», «шкала стратегий совладания со стрессовыми ситуациями», «шкала морально-волевой урегулированности». В комплексе эти особенности, обнаруженные в процессе исследования, являются основанием эмоциональной устойчивости участников движения «Юнармия». Они помогают им адекватно реагировать на психологические вызовы и успешно справляться со стрессом. Военная среда насыщена стрессовыми факторами, и пребывание в ней способствует формированию у юнармейцев защитных механизмов и их развитию.
Фактор 2 был назван «Познавательная активность», он объясняет 20,7% дисперсии. Данный фактор отражает положительные различия в общих результатах исследования. Если у старшеклассников фактором, несущим основную нагрузку, была «Школьная тревожность», то у данной группы первостепенное значение приобрели познавательная активность, саморазвитие и стремление к достижению новых результатов. Характеристики распределились следующим образом: «Общий уровень мотивации учения и эмоционального отношения к учению», «Познавательная активность», «Мотивация достижения», низкий уровень «Тревожности» и проявления «Гнева». Наиболее высокий показатель у характеристики «Общий уровень мотивации учения и эмоционального отношения к учению», за ним следует «Познавательная активность».
Высокая мотивированность и стремление к положительным результатам в условиях здоровой конкуренции, а также сниженный уровень школьной тревожности и гнева характеризуют преимущества системы обучения и подготовки юнармейского движения. В его рамках дети получают образование и подготовку, которые помогают им стать успешными и уверенными в себе. Они учатся работать в команде, развивают лидерские качества и стремятся к достижению высоких результатов.

Обсуждение результатов

В проведенном исследовании выявлено, что уровень тревожности у подростков, состоящих в юнармейском отряде, ниже, чем у их сверстников, не входящих в отряд. У юнармейцев менее выражены «Страх ситуации проверки знаний», «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих», «Проблемы и страхи в отношениях с учителями», «Общий балл школьной тревожности». Это связано с тем, что юнармейцы активно участвуют в различных мероприятиях, включая военную подготовку и творческие выступления. Результаты по старшеклассникам соответствуют данным, полученным в исследованиях проблем эмоциональных состояний и тревожности у подростков [3; 5].
Результаты исследования показали, что в обеих группах уровень мотивации учения и эмоционального отношения к учению средний, при этом у всех участников обнаружен высокий уровень психологической безопасности личности. Это означает, что у испытуемых есть эффективный механизм психологической защиты, который позволяет им успешно противостоять как внешним, так и внутренним угрозам.
Выявлен общий приоритетный фактор для участников исследования — «Психологическая безопасность личности». Следующий по значимости в группе старшеклассников — «Школьная тревожность», в группе юнармейцев — «Познавательная активность». Как показал факторный анализ, юнармейцы отличаются высокой мотивацией учения и эмоционального отношения к учению, стремлением к достижению успеха в условиях здоровой конкуренции. Кроме того, у них наблюдается более низкий уровень школьной тревожности.

Выводы

Для подростков, состоящих в юнармейском отряде, и для тех, кто в него не входит, важнейшей психологической характеристикой является психологическая безопасность личности. У юнармейцев уровень и компоненты школьной тревожности ниже, чем у их сверстников из обычных школ. При этом их познавательная активность и мотивация к достижениям выше, чем у старшеклассников.
Исследование показало, что ключевую роль в формировании этих различий играет военизированная среда, в которой находятся юнармейцы. Также важна широкая программа, которая включает в себя участие подростков в различных мероприятиях, предполагающих взаимодействие с коллективом, самовыражение, регулярные проверки результатов и многоуровневую систему стимулирования и поощрения. Эти условия способствуют снижению уровня школьной тревожности и повышению мотивации к учебе и саморазвитию.
Ограничения полученных результатов. Полученные оценки сформированности эмоционально-личностных характеристик у юнармейцев и старшеклассников носят предварительный характер из-за ограниченного объема выборки. В дальнейшем следует провести дополнительное исследование на выборке с большим количеством юнармейцев и старшеклассников.
Перспективы исследования. Изучение возможностей воздействия арт-терапевтической программы на эмоционально-личностные характеристики юнармейцев может стать одним из перспективных направлений дальнейших исследований.

Литература

  1. Баева И.А., Гаязова Л.А., Кондакова И.В., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность личности и ценности подростков и молодежи // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 6. С. 5–18. DOI:10.17759/pse.2020250601
  2. Баранова А.В. Русская идея и всероссийское военно-патриотическое движение «Юнармия»: философский аспект анализа // Инновационная наука. 2018. № 11. С. 106–107.
  3. Давлетшина Э.Ш., Фаттахова Г.Р., Арсланов А.Н. Эмоциональное состояние подростков как первопричина аутодеструктивного поведения // Молодой ученый. 2022. № 46 (441). С. 87–88.
  4. Дегтярев А.В., Ефимочкина К.М. Развитие психологических ресурсов совладающего поведения как фактора профилактики ситуативной тревожности в старшем подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 2. С. 25–34. DOI:10.17759/psylaw.2020100203
  5. Долгова В.И., Барышникова Е.В., Сергиенко А.Ю.Изучение ситуативной тревожности у пятиклассников [Электронный ресурс] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 6 (136). C. 226–232. DOI:10.5930/issn.1994-4683.2016.06.136.p226-232
  6. Игнатов К.А. Эмоциональная сфера современных подростков // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2023. Том 12. № 11А. С. 40–51.
  7. Кисляков П.А., Шмелева Е.А. Концептуальные подходы и методы диагностики психологической безопасности за рубежом [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2023. Том 12. № 3. С. 8–18. DOI:10.17759/jmfp.2023120301
  8. Леонтьев Д.А., Клейн К.Г. Качество мотивации и качество переживаний как характеристики учебной деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2018. № 4. C. 106–119.
  9. Литвинова А.В., Котенева А.В., Кокурин А.В., Иванов В.С. Проблемы психологической безопасности личности в экстремальных условиях жизнедеятельности // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 1. С. 8–16. DOI:10.17759/jmfp.2021100101
  10. Литвинова А.В. Психологическая безопасность личности как ресурс биопсихологического возраста [Электронный ресурс] // Человеческий капитал. 2020. № 12 (144). DOI:10.25629/HC.2020.12.16
  11. Никитская М.Г. Цели учебных достижений и направленность личности в структуре учебной мотивации подростков [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2022. Том 14. № 2. C. 19–31. DOI:10.17759/psyedu.2022140202
  12. Сидлецкий Д.М. Социализация подростков в военно-патриотическом клубе. Екатеринбург, 2019. 137 с.
  13. Тылец В.Г., Краснянская Т.М., Иохвидов В.В. Сценарии личной безопасности субъекта конфликтного взаимодействия // Социальная психология и общество. 2022. Т. 13. №1. С.159–173. DOI:10.17759/sps.2022130110
  14. Храмов А.Н. Основы патриотического воспитания в Республике Саха (Якутия): сборник методических рекомендаций. Якутск: Дани-Алмас, 2023. 87 с.
  15. Шарина К.А. Особенности познавательного интереса у подростков // Молодой ученый. 2022. № 46 (441). С. 98–101.

Информация об авторах

Литвинова Анна Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры научных основ экстремальной психологии, факультет экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6783-3144, e-mail: annaviktorovna@mail.ru

Храмов Анатолий Николаевич, консультант, Региональный штаб военно-патриотического общественного движения «Юнармия» по Республике Саха (Якутия), Якутск, Россия, e-mail: hunter_xt@mail.ru

Кокурин Алексей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии, факультет экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), доцент кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права, Московский государственный юридический университет (ФГБОУ ВО МГЮА) им. О.Е. Кутафина, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0454-1691, e-mail: kokurin1@bk.ru

Котенев Игорь Олегович, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры научных основ экстремальной психологии факультета экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Доцент кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, Московский университет МВД Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1336-5546, e-mail: ikotenev@ya.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 17
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 17

Скачиваний

Всего: 2
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2