Введение
В 2016 году началось массовое развитие Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия». За восемь лет существования движение охватило более полутора миллионов участников по всей стране и продолжает активно развиваться. В связи с этим особую значимость приобретают исследования личностных и психологических особенностей участников юнармейских отрядов, которые не находятся в коллективе круглосуточно и не проживают в казармах.
Важно отметить, что характеристики личности и психологические особенности курсантов военных учебных заведений, специализированных учебных заведений силовых структур, в которых существует строгий распорядок, проживание в казармах и жизнь по уставу, представляют большой интерес для мировой и отечественной психологии, особенно для военной психологии. Данные исследования проводятся в отношении воспитанников суворовских, нахимовских училищ и кадетских корпусов.
Повышенный интерес к этой теме вызван качественными изменениями в личности, которые происходят, когда человек долгое время проходит обучение в специализированных учебных заведениях. В мужском коллективе существует конкуренция, которая оказывает постоянное давление как сверху, так и снизу. Изоляция от привычной обстановки и длительная разлука с близкими приводят к ожесточению, уходу в себя, настороженности и росту внешней и внутренней агрессии. Однако это также способствует развитию терпимости, самообладанию, умению адаптироваться и самоорганизовываться, корректно отстаивать свою точку зрения. На данный момент проведено недостаточно исследований эмоционально-личностных характеристик воспитанников кадетских корпусов, суворовских и нахимовских училищ, военно-патриотических клубов и юнармейских отрядов.
Обзор литературы
Эмоционально-личностная сфера в подростковом возрасте представляет особый интерес для психологических исследований. Отечественные и зарубежные исследователи сходятся во мнении, что изучение эмоционально-личностных характеристик в подростковом возрасте — это сложный и многогранный процесс, требующий учета множества факторов и анализа как внешних, так и внутренних условий. Именно в этом возрасте происходит окончательное формирование качеств, которые составляют основу эмоционально-волевой сферы личности. Это влияет на будущую модель поведения, принятие решений и ход оценочно-аналитической деятельности.
В последнее время все больше подростков в организации жизнедеятельности сталкиваются с проблемами в эмоциональной сфере. Это может привести к трудностям в социальной адаптации, проблемам в учебе и аутодеструктивному поведению [3, с. 87]. Признаки проблем в эмоционально-личностной сфере включают в себя высокий уровень тревожности, переживания, беспокойство, мнительность, недоверие к другим, подавленность, плохое настроение, неуверенность в себе, сложности в общении со сверстниками, эмоциональное напряжение, чувствительность к неудачам, безынициативность [5, с. 228].
Эмоциональная сфера подростков позволяет им мгновенно реагировать на внешние влияния, классифицируя их как опасные, вредные или благоприятные. В реальной жизни эта способность чаще всего проявляется в чувствах тревоги и страха. Исследования показывают, что среди подростков уровень бессознательной тревожности выше. Они сталкиваются с разнообразными страхами в умеренной степени, поскольку расширяются границы познаваемого мира. Однако страх перед новой, непознанной реальностью может служить источником усиленной тревоги [6, с. 45]. Главными факторами, способствующими тревожности среди обучающихся, выступают: объем заданий домашней работы, количество уроков в течение дня, трудные для усвоения темы, а также проверка знаний, которая проводится в различных формах [4, с. 28].
Также в подростковом возрасте происходит снижение учебной мотивации и преобразование ее мотивов, наблюдаются трудности в учебной деятельности, снижение успеваемости. Эти проблемы зачастую не связаны с интеллектуальными способностями подростков, а скорее обусловлены падением познавательного интереса к обучению. Познавательный интерес является основным стимулом внутренней мотивации для получения знаний, повышения активности для удовлетворения познавательных потребностей [8, с. 107]. Проблема мотивации охватывает широкий спектр психологических структур, процессов и механизмов, которые играют важную роль в инициации активности, а также в определении ее направления и интенсивности. Обнаружены значимые связи между параметрами мотивации и эмоциями, связанными с одной и той же учебной активностью, в то время как отношения между переживаниями и мотивацией в различных видах деятельности могут быть либо несущественными, либо слабыми [8, с. 107–115]. Различия в мотивации учебной деятельности в подростковом возрасте обусловлены различным уровнем познавательного интереса.
В данном исследовании, посвященном изучению эмоциональных и личностных особенностей участников патриотических клубов и юнармейских отрядов, важно уделить внимание вопросу психологической безопасности личности. Юнармейцы не только погружены в интенсивный образовательный процесс, но и находятся под влиянием коллектива, в котором существует строгая иерархия и высокие требования к личной дисциплине. Это проявляется в необходимости беспрекословно выполнять команды и в высокой конкуренции в коллективе, которая часто сопровождается психологическим давлением.
В настоящее время проблема психологической безопасности обучающихся является предметом изучения в различных психологических исследованиях. Понятие психологической безопасности личности включает в себя способность сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе и с психотравмирующими воздействиями, переживание своей защищенности/незащищенности в конкретной жизненной ситуации [1, с. 7]. Психологическая безопасность основывается на оценке личностью реальной ситуации, собственной защищенности и безопасности, поиске ресурсов, позволяющих ей противостоять рискам и угрозам окружающей среды [10, с. 167]. Личная безопасность представляется как защита, воспринимаемая субъектом в отношении своей жизни и предполагающая перспективу поддержания его благополучия [13, с. 161]. Психологическая безопасность личности включает удовлетворение потребности в безопасности, значимость этой ценности, психическое благополучие, защиту от внешних угроз, а также возможность эффективно справляться с жизненными задачами. Кроме того, важным является ощущение успешности, социальные установки в контексте «опасность-безопасность», межличностные связи и ожидаемость событий. Следует учитывать психологическую стойкость и иммунитет, а также создание безопасной жизненной среды, которая способствует гармоничному развитию личности [7, с. 14]. Психологическая безопасность личности включает в себя несколько ключевых компонентов: морально-коммуникативный (умение гибко использовать коммуникативные нормы); мотивационно-волевой (целенаправленная деятельность); ценностно-смысловой (осмысленный подход к жизни); внутренний комфорт (отсутствие тревожных факторов, внутреннее спокойствие) [9, с. 8].
В нашем исследовании мы предлагаем рассматривать данную проблему в аспекте психологической безопасности личности подростка, который учится в образовательном учреждении. В процессе обучения в школе или другом образовательном учреждении подросток не только получает знания, но и проходит процесс социализации, а также развивает свои эмоциональные и личностные качества. Учитывая разнообразие и количество психологических угроз, с которыми сталкивается формирующаяся личность, подростки являются одной из наиболее уязвимых групп.
В современном мире военно-патриотические клубы — это явление, которое часто возникает спонтанно и зависит от различных факторов [2; 12]:
1) наличие руководителя. Клубы часто создаются людьми, которые заинтересованы в этой теме и имеют опыт военной службы. Если же таких людей нет, то работа клуба может быть непостоянной и ограничиваться только проведением мероприятий в определенные даты;
2) наличие преподавателя. Успешные клубы обычно работают в образовательных учреждениях, где руководитель является сотрудником. Однако во многих населенных пунктах руководители не получают зарплату за свою работу и проводят занятия в свободное время, что может негативно сказаться на системности работы клуба;
3) финансирование. Без поддержки клубы часто закрываются или руководитель использует свои личные ресурсы, такие как транспорт, оружие и снаряжение, для обучения детей;
4) наличие помещения. Это важная проблема, и без необходимого пространства клубы часто проводят занятия только в теплое время года.
Но ключевой мыслью является то, что достаточно часто работа не имеет единой системы и подхода. Программа обучения в основном зависит от собственного опыта руководителя: это может быть служба в армии, в силовых структурах и т. д. Также важным фактором является наличие психолого-педагогического образования или опыта профильной переподготовки. Другими словами, нет единой программы работы и занятий. В некоторых случаях акцент делается на физическую подготовку, в других— на работу с оружием и огневую подготовку, на национальные виды спорта, военную историю, поисковое движение, реконструкцию исторических событий, основы выживания в дикой природе и т. д.
Исследование текущей ситуации демонстрирует, что в связи с активным распространением военно-патриотического общественного движения «Юнармия» произошли значительные изменения в развитии военно-патриотических клубов. Поскольку развитие движения является приоритетом на данный момент, а образовательные организации уделяют пристальное внимание участию обучающихся в мероприятиях движения, большинство клубов либо самостоятельно, либо по решению руководства образовательных организаций вступают в состав «Юнармии», адаптируя свою внутреннюю структуру и методы работы под требования движения. В этих условиях выделение военно-патриотических клубов в отдельную категорию не является целесообразным. Необходимо проводить работу с отрядами «Юнармии» [14].
Итак, необходимо более детально изучить эмоциональные и личностные особенности юных участников движения «Юнармия» и старшеклассников, которые учатся в общеобразовательных учреждениях. Кроме того, следует отметить, что в отечественной психологической науке недостаточно исследований по этой теме.
Организация исследования
Чтобы выявить специфические черты эмоционально-личностных качеств участников движения «Юнармия», было проведено настоящее исследование.
Гипотеза исследования: у участников движения «Юнармия» более выражены определенные эмоционально-личностные характеристики. В частности, они, по сравнению со старшеклассниками, отличаются более низким уровнем школьной тревожности и более высоким уровнем познавательной активности.
В процессе исследования применялись следующие методы:
1) тест школьной тревожности Филлипса;
2) методика Спилбергера-Андреевой для оценки мотивации к учебе и эмоционального отношения к ней;
3) методика И.И. Приходько для диагностики психологической безопасности личности.
В работе были применены методы математической статистики, в том числе описательная статистика, U-критерий Манна-Уитни и факторный анализ с использованием метода вращения Варимакс и нормализацией Кайзера.
Исследование проводилось на базе Карбышевских военно-инженерных юнармейских отрядов, входящих в состав Межрегионального детского военно-патриотического общественного движения «Юные карбышевцы». В исследовании участвовали 23 юнармейца и 22 старшеклассника из общеобразовательной школы, которые выступали в качестве контрольной группы. Возраст участников исследования составлял от 15 до 16 лет.
Результаты исследования
Сначала мы проанализировали результаты описательной статистики и обнаружили значимые различия по U-критерию Манна-Уитни. Рассмотрим результаты теста школьной тревожности Филлипса. В табл. 1 представлены данные по двум группам: юнармейцы и старшеклассники.
Таблица 1
Сравнительный анализ средних показателей уровня школьной тревожности в двух группах испытуемых
Переменные
|
Среднее значение
|
U-критерий
|
Общий уровень значимости (р)
|
Группа «старшеклассники»
|
Группа «юнармейцы»
|
Общая тревожность в школе
|
5,41
|
3,30
|
182,50
|
0,106
|
Переживание социального стресса
|
2,00
|
1,83
|
235,50
|
0,683
|
Фрустрация потребности в достижении успеха
|
3,59
|
2,52
|
175,50
|
0,073
|
Страх самовыражения
|
1,86
|
1,35
|
199,50
|
0,208
|
Страх ситуации проверки знаний
|
1,95
|
0,91
|
156,50
|
0,023*
|
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
|
1,41
|
0,78
|
169,50
|
0,047*
|
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
|
0,64
|
0,48
|
219,50
|
0,378
|
Проблемы и страхи в отношениях с учителями
|
3,18
|
1,83
|
121,00
|
0,002**
|
Общий балл школьной тревожности
|
14,36
|
9,83
|
151,50
|
0,021*
|
* – достоверные различия (р ≤ 0,05)
** – достоверные различия (р ≤ 0,01)
По U-критерию Манна-Уитни выявлены достоверные различия по показателям: «Страх ситуации проверки знаний», «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих», «Проблемы и страхи в отношениях с учителями», «Общий балл школьной тревожности».
Одним из приоритетных выступает показатель «Страх ситуации проверки знаний» (р ≤ 0,05). Исследование показало, что у участников юнармейского отряда уровень страха перед проверкой знаний значительно ниже, чем у их сверстников, которые не являются членами отряда. Это напрямую связано с тем, как организован контроль и проверка знаний, навыков и умений в отряде. Этот показатель важен, потому что, если его совместить с правильной мотивацией к обучению, он поможет не только успешно освоить учебную программу, но и повысить общую эффективность в образовательной среде.
Еще одним важным параметром выступает «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих» (р ≤ 0,05). Различия между группами достаточно заметны, у юнармейцев показатели ниже, что также свидетельствует о специфике системы подготовки, оценки и проверки знаний. Для них важно мнение окружающих, но как положительные, так и отрицательные результаты воспринимаются ими адекватно, без значительных изменений в эмоциональном состоянии.
Существенным различием также выступает показатель «Проблемы и страхи в отношениях с учителями» (р ≤ 0,01). Результаты, полученные в ходе исследования, показывают, что юнармейцы, как и предполагалось ранее, демонстрируют особенности поведения в военизированной среде. Старшеклассники, которые не являются членами юнармейского движения, испытывают более негативные эмоции по отношению к взрослым, особенно к учителям, в школе. С другой стороны, как уже упоминалось, уважительное отношение к командирам и преподавателям, которое формируется у юнармейцев, способствует более позитивному отношению к учителю. Это наглядно демонстрирует разница в показателях.
Различия в общем показателе школьной тревожности (р ≤ 0,05) полностью подтверждают гипотезу исследования. Основным фактором, влияющим на эти различия, является военная среда, в которой находятся участники движения «Юнармия», а также обширная программа, включающая в себя участие в различных мероприятиях, общение с коллективом, самовыражение, регулярные проверки результатов и многоуровневую систему мотивации и поощрения.
Все эти условия в совокупности способствуют снижению уровня школьной тревожности.
По итогам исследования мотивации к обучению и эмоционального отношения к учебе (методика Спилбергера-Андреевой) и психологической безопасности личности (методика И.И. Приходько) не было обнаружено значимых различий.
На завершающем этапе исследования был проведен факторный анализ с использованием метода главных компонент. Также был применен метод вращения факторов — варимакс с нормализацией Кайзера.
В группе старшеклассников было выявлено пять факторов. Из них были выделены два ключевых, которые несут основную нагрузку (см. табл. 2).
Таблица 2
Результаты факторного анализа в группе старшеклассников
Фактор 1.
«Психологическая безопасность личности»
|
Фактор 2.
«Школьная тревожность»
|
37,4% дисперсии
|
19,2% дисперсии
|
Интегральный показатель психологической безопасности личности
|
0,96
|
Страх ситуации проверки знаний
|
0,95
|
Шкала ценностно-смысловая
|
0,93
|
Общая тревожность в школе
|
0,93
|
Шкала посттравматического роста
|
0,91
|
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
|
0,81
|
Шкала стратегий совладания со стрессовыми ситуациями
|
0,88
|
Общий балл школьной тревожности
|
0,76
|
Шкала морально-волевой урегулированности
|
0,87
|
Страх самовыражения
|
0,57
|
Первый фактор, объясняющий 37,4% дисперсии, мы обозначили как «Психологическая безопасность личности». Фактор 1 включает в себя следующие переменные: «Интегральный показатель», «шкала ценностно-смысловая», «шкала посттравматического роста», «шкала стратегий совладания со стрессовыми ситуациями», «шкала морально-волевой урегулированности». Данный фактор представляет собой комплекс свойств, которые являются одним из ключевых элементов создания психологической безопасности человека в образовательной среде. Направленность на позитивное развитие событий в сочетании с тактиками поведения и преодоления стресса формирует моральную устойчивость в целом и помогают адекватно реагировать и продолжать личностный рост даже в стрессовых условиях.
Фактор 2, названный «Школьная тревожность» и объясняющий 19,2% дисперсии, отождествляет пять характеристик, которые влияют на общий уровень школьной тревожности старшеклассников, не состоящих в юнармейском отряде: «Страх ситуации проверки знаний», «Общая тревожность в школе», «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу», «Общий балл школьной тревожности», «Страх самовыражения». Исследование показало, что наибольшую значимость имеют страх перед проверкой знаний и общая тревожность в школе. Эти характеристики подтверждают, что тревожность у старшеклассников является серьезным фактором, влияющим на их учебную деятельность.
В ходе факторного анализа группы юнармейцев было выявлено пять факторов, из которых два оказались наиболее значимыми (табл. 3).
Таблица 3
Результаты факторного анализа в группе юнармейцев
Фактор 1.
«Психологическая безопасность личности»
|
Фактор 2.
«Познавательная активность»
|
30,8% дисперсии
|
20,7% дисперсии
|
Интегральный показатель психологической безопасности личности
|
0,99
|
Общий уровень мотивации учения и эмоционального отношения к учению
|
0,96
|
Шкала ценностно-смысловая
|
0,89
|
Познавательная активность
|
0,84
|
Шкала стратегий совладания со стрессовыми ситуациями
|
0,88
|
Тревожность
|
-0,82
|
Шкала посттравматического роста
|
0,87
|
Мотивация достижения
|
0,79
|
Шкала морально-волевая урегулированность
|
0,86
|
Гнев
|
-0,78
|
Ведущий фактором, как и в предыдущем случае, «Психологическая безопасность личности», он объясняет 30,8% дисперсии. Фактор представляет собой совокупность ряда характеристик: «Интегральный показатель», «шкала ценностно-смысловая», «шкала посттравматического роста», «шкала стратегий совладания со стрессовыми ситуациями», «шкала морально-волевой урегулированности». В комплексе эти особенности, обнаруженные в процессе исследования, являются основанием эмоциональной устойчивости участников движения «Юнармия». Они помогают им адекватно реагировать на психологические вызовы и успешно справляться со стрессом. Военная среда насыщена стрессовыми факторами, и пребывание в ней способствует формированию у юнармейцев защитных механизмов и их развитию.
Фактор 2 был назван «Познавательная активность», он объясняет 20,7% дисперсии. Данный фактор отражает положительные различия в общих результатах исследования. Если у старшеклассников фактором, несущим основную нагрузку, была «Школьная тревожность», то у данной группы первостепенное значение приобрели познавательная активность, саморазвитие и стремление к достижению новых результатов. Характеристики распределились следующим образом: «Общий уровень мотивации учения и эмоционального отношения к учению», «Познавательная активность», «Мотивация достижения», низкий уровень «Тревожности» и проявления «Гнева». Наиболее высокий показатель у характеристики «Общий уровень мотивации учения и эмоционального отношения к учению», за ним следует «Познавательная активность».
Высокая мотивированность и стремление к положительным результатам в условиях здоровой конкуренции, а также сниженный уровень школьной тревожности и гнева характеризуют преимущества системы обучения и подготовки юнармейского движения. В его рамках дети получают образование и подготовку, которые помогают им стать успешными и уверенными в себе. Они учатся работать в команде, развивают лидерские качества и стремятся к достижению высоких результатов.
Обсуждение результатов
В проведенном исследовании выявлено, что уровень тревожности у подростков, состоящих в юнармейском отряде, ниже, чем у их сверстников, не входящих в отряд. У юнармейцев менее выражены «Страх ситуации проверки знаний», «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих», «Проблемы и страхи в отношениях с учителями», «Общий балл школьной тревожности». Это связано с тем, что юнармейцы активно участвуют в различных мероприятиях, включая военную подготовку и творческие выступления. Результаты по старшеклассникам соответствуют данным, полученным в исследованиях проблем эмоциональных состояний и тревожности у подростков [3; 5].
Результаты исследования показали, что в обеих группах уровень мотивации учения и эмоционального отношения к учению средний, при этом у всех участников обнаружен высокий уровень психологической безопасности личности. Это означает, что у испытуемых есть эффективный механизм психологической защиты, который позволяет им успешно противостоять как внешним, так и внутренним угрозам.
Выявлен общий приоритетный фактор для участников исследования — «Психологическая безопасность личности». Следующий по значимости в группе старшеклассников — «Школьная тревожность», в группе юнармейцев — «Познавательная активность». Как показал факторный анализ, юнармейцы отличаются высокой мотивацией учения и эмоционального отношения к учению, стремлением к достижению успеха в условиях здоровой конкуренции. Кроме того, у них наблюдается более низкий уровень школьной тревожности.
Выводы
Для подростков, состоящих в юнармейском отряде, и для тех, кто в него не входит, важнейшей психологической характеристикой является психологическая безопасность личности. У юнармейцев уровень и компоненты школьной тревожности ниже, чем у их сверстников из обычных школ. При этом их познавательная активность и мотивация к достижениям выше, чем у старшеклассников.
Исследование показало, что ключевую роль в формировании этих различий играет военизированная среда, в которой находятся юнармейцы. Также важна широкая программа, которая включает в себя участие подростков в различных мероприятиях, предполагающих взаимодействие с коллективом, самовыражение, регулярные проверки результатов и многоуровневую систему стимулирования и поощрения. Эти условия способствуют снижению уровня школьной тревожности и повышению мотивации к учебе и саморазвитию.
Ограничения полученных результатов. Полученные оценки сформированности эмоционально-личностных характеристик у юнармейцев и старшеклассников носят предварительный характер из-за ограниченного объема выборки. В дальнейшем следует провести дополнительное исследование на выборке с большим количеством юнармейцев и старшеклассников.
Перспективы исследования. Изучение возможностей воздействия арт-терапевтической программы на эмоционально-личностные характеристики юнармейцев может стать одним из перспективных направлений дальнейших исследований.