Анализ метафоры жизненного пути как инструмент взаимодействия в рамках психолого-педагогического сопровождения студентов

12

Аннотация

Представлен авторский метод, позволяющий произвести качественное изменение во взаимодействии педагога-психолога и студента при помощи инструмента анализа метафоры жизненного пути и интерпретации полученных данных в рамках психолого-педагогического сопровождения процесса обучения в университете. В исследовании приняли участие 267 респондентов в возрасте от 17 до 55 лет (Mвозр = 28,6, SDвозр = 7,0, 31 мужчина и 236 женщин). Участники исследования представляют две группы: 101 человек — студенты, получающие образование на момент исследования, Mвозр = 22, SDвозр = 4,8, 166 человек — респонденты, завершившие обучение в вузе на момент исследования, Mвозр = 31, SDвозр = 5,8. Применяется методика метафорического эссе «Метафора жизненного пути». Для обработки количественных данных используется метод кластерного анализа k-средних. Для анализа метафорических эссе применяется контент-анализ. Полученные результаты дают возможность дополнить существующие практики работы с метафорой, применяемые в рамках психолого-педагогического сопровождения студентов. Анализ метафоры жизненного пути выступает одним из эффективных инструментов построения взаимодействия в рамках психолого-педагогического сопровождения студентов.

Общая информация

Ключевые слова: взаимодействие, психолого-педагогическое сопровождение, метафора, социальные репрезентации, представления, жизненный путь, педагог-психолог

Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024210306

Получена: 11.04.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Вачков И.В., Саликова Э.В. Анализ метафоры жизненного пути как инструмент взаимодействия в рамках психолого-педагогического сопровождения студентов [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 3. С. 45–53. DOI: 10.17759/bppe.2024210306

Полный текст

Введение

В настоящее время все большую актуальность приобретает создание новых или переосмысление уже продемонстрировавших свою эффективность средств, приемов, инструментов и методов психолого-педагогического сопровождения клиентов в процессе консультативной практики [14]. Так, современные исследователи отмечают особенности набирающего популярность дистанционного формата консультирования [9], определяют текст и смыслы, которые помогают реализовать взаимодействие в таком формате как с целью диагностики, так и с целью воздействия на клиента [12].

Формат дистанционного сопровождения в настоящее время является предпочтительным [7]. Сложности, которые могут возникать между педагогом-психологом и студентом (если речь идет о диадическом взаимодействии), среди прочего, связаны с выработкой единой системы представлений относительно понимания жизненного пути последнего [10]. Одним из эффективных инструментов, который может изменить процесс сопровождения в ходе консультирования, является метафора, выступающая средством самопознания клиента, появления различных инсайтов относительно проблемных ситуаций [5].

Метафоры рассматриваются авторами-исследователями в качестве инструмента, применяемого в различных сферах [13]. Метафора, отражающая проблемную ситуацию клиента, позволяет определить цель дальнейшей психотерапевтической работы [4]. Поль Рикер утверждает, что метафора позволяет сохранить связи внутри текста [2]. Такая трактовка особенно актуальна, когда речь идет об анализе метафор, представленных в формате эссе. Довольно оригинальную трактовку понимания в рамках психологического консультирования предлагает М.Р. Арпентьева. С точки зрения автора, понимание рассматривается шире, нежели процесс работы с информацией: автор предлагает рассматривать понимание с позиции результата взаимодействия двух субъектов, вносящих собственные смыслы в понимание рассматриваемого явления [1]. Таким образом, метафора дает возможность сохранить содержание сложных феноменов, зафиксированных в крупных фрагментах текста, таких, например, как жизненный путь, и обеспечить взаимодействие между педагогом-психологом и студентом через их понимание.

Метафора жизненного пути применяется в практике психологического консультирования, однако ее применение носит фрагментарный характер, а ее анализ в основном осуществляется либо самим клиентом, либо специалистом. При этом результаты данного анализа могут существенно отличаться и иметь разные цели [5]. При поиске метафор педагог-психолог учитывает множество факторов, определяющих соответствие метафоры ситуации консультирования [15]. Однако возможно применение и авторских метафор [6].

В литературе можно встретить различные классификации метафор, описания способов их применения [8], но оценка качества используемых метафор, уместность их применения, а также анализ результативности в основном осуществляются самим специалистом, который не всегда оказывается объективным. Между тем представляется возможным предложить метод анализа метафоры, который позволит — в определенной степени — унифицировать процесс оценки клиентских метафор и сопоставить понимание педагога-психолога и студента в процессе их взаимодействия, а также поможет повысить эффективность такого взаимодействия.

В рамках данного исследования предпринята попытка описания метода анализа метафор жизненного пути, который может быть применен в качестве диагностического инструмента интерпретации метафор в рамках психолого-педагогического сопровождения в части консультирования, позволяющего не только получить данные о представлениях субъекта о жизненном пути, но и проследить динамику данных представлений на разных этапах консультирования.

Цель исследования: предложить метод применения метафоры жизненного пути как инструмент взаимодействия в рамках психолого-педагогического сопровождения студентов в университете.

Метод исследования

Респондентам было предложено выполнить описание собственного жизненного пути в формате метафорического эссе, каких-либо ограничений — в том числе по объему предоставляемого текста — не ставилось. Для обработки полученных метафорических эссе был применен метод контент-анализа согласно выделенным на теоретическом, а затем и апробированным на эмпирическом уровне критериям анализа. Вслед за И.Б. Бовиной [3] на теоретическом уровне была предпринята попытка определить континуумы социальных репрезентаций жизненного пути, выраженных средствами метафоры, которые в дальнейшем были применены в качестве критериев анализа полученных данных по метафорическим эссе.

Так, было предложено 7 континуумов: «индивидуализация — социальность», «фрагментарность — целостность», «гибкость — ригидность», «дискретность (событийность) — континуальность (продолженность)», «результат — процесс», «эмоциональность — когнитивность», «реальность времени — смещение времени», при помощи которых представляется возможным работать с метафорой жизненного пути. Эти критерии выступают основаниями, или модусами, по которым оказывается возможным составить «профиль» представлений о жизненном пути респондента, что может быть полезным в случае психолого-педагогического сопровождения студента. Результаты исследования, посвященного выделению указанных континуумов, представлены в нашей предыдущей публикации [11].

Педагог-психолог может предложить студенту выполнить описание жизненного пути в виде метафорического эссе, а затем произвести его анализ с учетом выделенных континуумов (критериев).

Инструкция для респондента: «Предлагаю Вам выступить автором метафоры, которая наилучшим образом, по Вашему мнению, описывает Ваш жизненный путь, и выразить данную метафору в эссе, постарайтесь выполнить подробное описание».

Выборка

В исследовании приняли участие 267 респондентов в возрасте от 17 до 55 лет, (Meвозр = 28,6; SDвозр = 7,0; 31 мужчина и 236 женщин). Участниками исследования стали: 101 испытуемый — студенты, в данный момент получающие образование, Meвозр = 22, SDвозр = 4,8; 166 человек — респонденты, получившие высшее образование, Meвозр = 31, SDвозр = 5,8.

Результаты исследования

В ходе исследования были проанализированы 267 метафорических эссе, описывающих жизненный путь респондентов, что позволило конкретизировать указанные выше континуумы (критерии) с помощью выделения наиболее ярких маркеров каждого континуума.

В рамках исследования рассматривались метафоры как студентов, так и респондентов, завершивших обучение в вузе. В ходе статистического анализа были определены различия между данными, полученными в двух группах. Так, в результате кластеризации методом k-средних были определены два кластера. В первый кластер вошли студенты, для которых характерны следующие критерии: «индивидуализация», «фрагментарность», «гибкость», «континуальность», «процесс», «эмоциональность», «смещение времени». Во второй кластер вошли респонденты, завершившие обучение в вузе, для которых характерны следующие критерии: «индивидуализация», «целостность», «гибкость», «континуальность», «результат», «когнитивность», «реальность времени». Таким образом, мы получили «профиль» студенческой выборки, отличающийся от такового в выборке респондентов, завершивших обучение в вузе.

Примеры маркеров метафор, соответствующих названным критериям

Континуум «индивидуализация — социальность» — данный континуум раскрывает жизненный путь с позиции присутствия в описании ссылок на других людей или субъектов, взаимодействие с ними или отсутствие таковых, раскрывающееся в характеристиках только собственной личности респондента.

  • «Индивидуализация» — «Смелый путь активной выдры».
  • «Социальность» — «Мой жизненный путь похож на книгу, которую пишу я, а также в ее написании принимают участие другие, окружающие меня люди...»

Континуум «фрагментарность — целостность» — данный континуум определяет представление о жизненном пути как состоящем из нескольких частей, фрагментов, событий или как целостном объекте.

  • «Фрагментарность» — «Череда взлетов и падений, и в этом его главная ценность».
  • «Целостность» — «Мой жизненный путь — это океан, а я путешественник, который на данном этапе строит прочный корабль, чтобы вот-вот оправиться в путь».

Континуум «гибкость — ригидность» — данный континуум отражает представление о жизненном пути как о изменчивом или постоянном, стабильном.

  • «Гибкость» — «Невероятное путешествие к морю с большим количеством разных людей, одни из которых продолжают путь рядом со мной, хоть и двигаются в другом направлении, другие продолжили путь с другими людьми».
  • «Ригидность» — «Спящая красавица, жду поцелуя принца, чтобы очнуться».

Континуум «дискретность (событийность) — континуальность (продолженность)» — данный континуум раскрывается в описании через характеристику отдельных событий или в качестве единой продолжительной истории.

  • «Дискретность (событийность)» — «Моя жизнь как книга. Именно это я могу сказать о себе. Каждое событие, каждое явление открывают новые знания, в какой-то степени расширяют уровень познания».
  • «Континуальность (продолженность)» — «Жизнь — это сон! Жизнь в моих глазах перестает быть реальностью, я часто покидаю реальность и погружаюсь в мир фантазий, мир образов».

Континуум «результат — процесс» — данный континуум определяет жизненный путь с позиции подведения итогов в соответствии с определенными обязательными элементами (целями, стереотипами, принятыми в обществе и др.) в противовес ориентации на процесс, развитие.

  • «Результат» — «В поисках жареного сыра».
  • «Процесс» — «Моя жизнь как хамелеон. Она каждый день меняется, а я вместе с ней».

Континуум «эмоциональность — когнитивность» — данный континуум связан с наличием в большей степени эмоциональных характеристик метафоры, выражением отношения или присутствием рассуждений, умозаключений.

  • «Эмоциональность» — «Приключение, когда не знаешь, что ждет тебя за углом. Но каждый раз, заглядывая туда, ты обнаруживаешь приятный сюрприз, неважно что это: человек, событие, опыт или что-то еще».
  • «Когнитивность» — «Мой жизненный путь похож на восхождение к Эвересту. На пути встречаются и сложные участки, где попадаешь в снежную бурю и не знаешь, выживешь ли».

Континуум «реальность времени — смещение времени» — данный континуум характеризует представление как определяющее настоящее время или смещение в прошлое или будущее.

  • «Реальность времени» — «Запутанный клубок ниток по российским дорогам».
  • «Смещение времени» — «Мой жизненный путь, словно путь становления ребенка с пустым сознанием, на котором одеты были розовые очки. И словно чья-то рука меня вела по тем жизненным ситуациям и событиям, благодаря которым я становлюсь опытней и мудрей. Именно мое прошлое привело меня к тому, какой я сейчас являюсь».

Обсуждение результатов

Алгоритм действий для педагога-психолога:

  1. предоставить студенту возможность написать эссе в электронном виде для корректной обработки данных в дальнейшем;
  2. ознакомиться с полученным материалом;
  3. содержательно проанализировать материал согласно обозначенным выше критериям, где представляется возможным для каждого эссе выбрать один критерий из пары противоположных, повторив это действие для семи критериев;
  4. сделать вывод о соответствии метафорического эссе тому или иному критерию, обратившись к примерам маркеров метафор для каждого критерия, представленным выше, которые позволяют отнести метафору к тому или иному критерию;
  5. обсудить со студентом результат, выработать единое понимание предложенной автором метафоры;
  6. создать условия для принятия студентом решения об адекватности его метафорической репрезентации своего жизненного пути;
  7. обсудить возможные варианты других метафорических репрезентаций в случае необходимости.

Данный алгоритм оказался эффективен при работе со студентами в процессе их психолого-педагогического сопровождения, что доказывает значимость метафоры как инструмента, играющего важную роль в консультировании не только для диагностики представлений студентов о жизненном пути, но и для оказания психологической помощи в случае неадекватности или неконструктивности этих представлений.

Выводы

Проведенное исследование продемонстрировало возможности применения метафорического эссе «Мой жизненный путь» в процессе психолого-педагогического сопровождения студентов.

  1. Обнаружены различия между выборкой студентов и выборкой лиц, закончивших обучение в вузах. Для первой выборки характерны следующие критерии: «индивидуализация», «фрагментарность», «гибкость», «континуальность», «процесс», «эмоциональность», «смещение времени». Для респондентов, завершивших обучение в вузе, характерными оказались следующие критерии: «индивидуализация», «целостность», «гибкость», «континуальность», «результат», «когнитивность», «реальность времени».
  2. Применение выделенных критериев для оценки жизненного пути в процессе психолого-педагогического сопровождения студентов университета позволяет расширить понимание студентом особенностей своего представления о собственном жизненном пути.
  3. Разработанный алгоритм дает возможность наметить стратегии применения метафоры жизненного пути для оказания психологической помощи студентам.
  4. Анализ метафоры жизненного пути выступает одним из эффективных инструментов построения взаимодействия в рамках психолого-педагогического сопровождения студентов.

Практическое применение

Предложенный метод применения метафоры жизненного пути через написание соответствующего эссе может быть использован не только в рамках психолого-педагогического сопровождения студентов в университете, но и как инструмент диагностики и оказания психологической помощи работающим специалистам, в особенности начинающим учителям, психологам. Опора на выделенные континуумы (критерии) позволяет провести качественный анализ предлагаемых респондентами метафор.

Литература

  1. Арпентьева М.Р. Понимание в психологическом консультировании как феномен убеждающей коммуникации // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2016. № 3 (36). С. 52–58.
  2. Береснева Н.И., Абраменко В.И. Метафора в познавательном процессе и ее роль в философии: изменение подходов [Электронный ресурс] // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. № 2 (2). C. 152–157. doi:10.17072/2078-7898/2017-2-152-157
  3. Бовина И.Б. Социальные представления о здоровье и болезни: структура, динамика, механизмы: Дисс. ... докт. психол. наук. М., 2009. 473 с.
  4. Богданович В.Н. История метафоры в помощь ведущему тренинга. СПб: Речь, 2008. 215 с.
  5. Вачков И.В. Метафора и образ в социально-психологической практике. Самара: Бахрах-М, 2022. 160 с.
  6. Грушко Н.В., Динкелакер Л.А., Козлова Д.Е. Метафора как средство поиска ресурсов и путей разрешения ограничений в коммуникации [Электронный ресурс] // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2023. № 1. С. 27–34. doi:10.24147/2410-6364.2023.1.27-34
  7. Гусейнов Р.Д., Гусейнова И.С., Пирмагомедова Э.А. Психологические особенности современного студенчества // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-3. С. 250–254.
  8. Закревский А.А. Метафорические модели как инструмент работы с внутриличностными ценностными конфликтами // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-4. С. 421–424.
  9. Олейник О.А., Миронова Т.И. Основные вопросы психологического онлайн-консультирования в разных странах на примере США, Европы, России [Электронный ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 10-2 (112). С. 74–77. doi:10.23670/IRJ.2021.112.10.042
  10. Ольшанская С.А., Торопова Д.А. Служба психологического консультирования в вузе как способ профилактики эмоционального выгорания у студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-2. С. 267–271.
  11. Саликова Э.М.В. Континуумы социальных репрезентаций жизненного пути студенчества [Электронный ресурс] // Мир психологии. 2023. № 4 (115). С. 216–224. doi:10.51944/20738528_2023_4_216
  12. Солдатова В.И., Яницкий М.С., Серый А.В., Фомин А.Г. Текст как средство дистанционного психологического консультирования: язык и смысловое содержание тематических блогов [Электронный ресурс] // Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Том 23. № 3 (87). С. 729–739. doi:10.21603/2078-8975-2021-23-3-729-739
  13. Соснин А.В. Когнитивная метафора как средство формирования концепта [Электронный ресурс] // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том 9. № 1/1. C. 156–163. doi:10.17748/2075-9908-2017-9-1/1-156-163
  14. Чернявская В.С., Беликова К.А. Факторы результативности психологического консультирования: смысловая реконструкция [Электронный ресурс] // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2022. № 1. С. 144–151. doi:10.24866/VVSU/2073-3984/2022-1/144-151
  15. Шельшакова Н.Н. Метафоры в процессе психологического консультирования [Электронный ресурс] // Образование и право. 2021. № 9. С. 435–439. doi:10.24412/2076-1503-2021-9-435-439

Информация об авторах

Вачков Игорь Викторович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии факультета психологии, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО "Московский институт психоанализа"), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7784-7427, e-mail: vachkoviv@mgppu.ru

Саликова Эвелина Мария Вячеславовна, научный сотрудник, научно-методический отдел, Центр независимой оценки компетенций студентов, Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9320-6822, e-mail: evelina.salikova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 72
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 19

Скачиваний

Всего: 12
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1