Вестник практической психологии образования
2019. Том 16. № 1. С. 47–51
ISSN: 2658-3100 (online)
Концептуально-методическое сопровождение процесса апробации и применения профессионального стандарта «Педагог-психолог» в Новосибирской области
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психологическая служба, профессиональный стандарт, трудовые функции, концептуально-методическое сопровождение, концептуализация деятельности, профессиональные задачи
Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Чепель Т.Л., Абакирова Т.П. Концептуально-методическое сопровождение процесса апробации и применения профессионального стандарта «Педагог-психолог» в Новосибирской области [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 1. С. 47–51. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2019_n1/Chepel_Abakirova (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
Профессиональное сообщество педагогов-психологов Новосибирской области в числе 12 субъектов Российской Федерации включилось в процесс апробации и применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» с пониманием высокой значимости этого документа для развития психологической службы в системе образования и для совершенствования качества профессиональной деятельности каждого ее специалиста. С другой стороны, уже первые профессиональные обсуждения утвержденного профессионального стандарта позволили выделить потенциальные риски его применения без продуманной организации необходимого переходного периода. Достаточно большое количество трудовых функций и обеспечивающих их компетенций, включенных в документ, воспринимались педагогами-психологами, и без того испытывающими значительные трудности и перегрузки в своей ежедневной работе, — как невыполнимые требования.
Основные риски применения этого нового инструмента управления профессиональным развитием педагогов-психологов и управления развитием самой Службы открыто обозначались в ходе организованных в области профессиональных дискуссий. Это риск фиктивно-демонстративного применения стандарта, это риск восприятия стандарта как инструмента контроля и надзора, как средства разрушения вариативной практики психологической помощи всем субъектам образовательного процесса путем ее унификации и формализации — без понимания его структурирующих, организующих, развивающих функций. Организация региональной площадки по апробации и применению профессионального стандарта на территории Новосибирской области способствовала минимизации этих рисков.
Координатором региональной площадки — коллективом областного ППМС-центра (ГБУ НСО «ОЦДК»), в структуре которого с самого начала его создания работает Центр психологической службы Новосибирской области, в соответствии с дорожной картой, целями и задачами проекта по апробации и применению стандарта, на сегодняшний день решены несколько важных задач, обеспечивающих концептуально-методическое сопровождение этого процесса.
Первая и основная — это принятие Концепции развития психологической службы в системе образования Новосибирской области до 2025 года [6], которая обозначает цели, задачи, принципы организации, концептуальные идеи и приоритетные направления деятельности всех, кто организует Службу и создает условия для эффективной работы педагогов-психологов в образовательных организациях всех уровней — от дошкольного до высшего профессионального образования, а также в ППМС-центрах, в ПМПК, в центрах ранней помощи и, конечно, всех специалистов Службы, непосредственно решающих задачи оказания психологической помощи на первичном и специализированном уровнях.
Концепция является подлинно коллективным продуктом — результатом совместной проектной деятельности, в которую были включены 33 экспериментальные пилотные площадки на всей территории Новосибирской области, созданные по результатам конкурсного отбора региональным координатором и закрепленные в своем статусе приказом регионального министерства образования.
Наш региональный документ конкретизирует идеи федеральной Концепции, уточняя и адаптируя их под реалии образовательного пространства и уже созданные ресурсы психологической службы региона, задавая основные перспективные линии развития. Важно, что Концепция прошла открытое публичное обсуждение и утверждена распоряжением правительства Новосибирской области, что, как очевидно, повышает ее значимость для руководителей образовательных организаций, для управлений образованием муниципального и регионального уровней, для самих педагогов-психологов. В таком статусе мы можем использовать Концепцию, во-первых, как управленческий инструмент решения тех важных задач, которые сформулированы федеральной Концепцией, во-вторых, как механизм, обеспечивающий экологичность применения профессионального стандарта, предъявляющего, как очевидно из экспертных оценок, полученных на первом этапе апробации, объективно необходимые в современном образовательном пространстве, но сложные для исполнения на практике педагогами- психологами трудовые функции и трудовые действия.
В созданном профессиональным сообществом и утвержденном официальном документе реализовано несколько важных идей, позволяющих создать необходимое ценностно-смысловое поле и описать организационно-управленческие условия применения профессионального стандарта. Первая принципиально важная идея — определение перечня инвариантных и вариативных профессиональных задач деятельности педагогов-психологов и Служб практической психологии в конкретных образовательных организациях, исходя из универсальных особенностей («вызовов времени») и специфических характеристик образовательного процесса и возникающих в нем психологопедагогических проблем. Этот подход снижает профессиональное вполне оправданное напряжение, связанное с пониманием перегрузки специалистов задачами и функциями и даже с суждениями о нереальности их исполнения в конкретной практике.
Эта концептуальная идея позволяет реализовать возможности профессионального стандарта как конструктора при проектировании реальных профессиональных рабочих мест педагога-психолога — в формате Положений о службе в конкретном детском саду, школе или колледже, а также в форме должностных инструкций и перспективного планирования деятельности специалистов. Так, созданные должностные инструкции и другие документы, регламентирующие и организующие деятельность специалистов службы, отражают приоритетные психолого-педагогические задачи и трудовые действия педагога-психолога конкретной организации, при этом не снижая уровень требований, зафиксированных в стандарте, но корректно описывая обязанности и ответственность специалистов, исходя из специфической контекстуализированной информации (особенности и проблемы детей, педагогов и родителей, специфика образовательных программы и условий их реализации и другое).
Вторая особенность региональной концепции: в ней реализована идея вариативности организационно-функциональных моделей Службы на муниципальном уровне и на уровне образовательного учреждения. В документе определены оптимальные варианты таких моделей именно для муниципальных территорий Новосибирской области, для которых характерны территориальные, социально-экономические, демографические особенности и перспективы и в которых уже существуют те или иные кадровые и организационные ресурсы развития Службы практической психологии образования. Проведенный анализ (на основе мониторинговых данных и экспертных оценок относительно организации психологического сопровождения образовательного процесса в контексте обозначенных параметров муниципальных систем) позволил предложить четкие основания выбора одной из четырех предложенных моделей, а в методических рекомендациях описать потенциалы и ограничения каждой из них и представить конкретные алгоритмы их реализации на практике [1].
Концептуализация деятельности педагогов-психологов как сотрудников психологической службы в системе образования Новосибирской области — важнейшая основа организации их профессиональной деятельности и одновременно механизм сплочения психологического сообщества, повышения его профессиональной активности и ответственности. Естественно, что принятие Концепции потребовало от координатора региональной площадки по апробации и применению профстандарта следующих важных шагов с целью методического инициированного процесса.
Поскольку уже на первом этапе апробации в ходе экспертного оценивания были выявлены наиболее сложные для практиков в нашем регионе трудовые действия и функции, соотнесенные в процессе проектирования региональной Концепции с профессиональными инвариантными и вариативными задачами, возникла необходимость разработки методических рекомендаций для педагогов-психологов. В результате сотрудниками регионального ППМС-центра (ГБУ НСО «ОЦДК») разработана и предложена серия методических материалов, обеспечивающих деятельность педагогов-психологов образовательных организаций, ППМС-центров и ПМПК по разделу Б профстандарта «Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации...», и одновременно развернута работа по совершенствованию профессионального мастерства специалистов в формате семинаров, вебинаров, конференций, стажировочных площадок, профессиональных конкурсов, сетевого взаимодействия в цифровом пространстве .
Именно этот блок трудовых действий, требующий специфических компетенций, особенно актуален для педагогов-психологов Новосибирской области, так как в региональном образовательном пространстве активно развивается инклюзивное образование, одним из важнейших условий качества которого является психолого-педагогическое сопровождение. Специфика образовательного пространства Новосибирской области в том, что в нем функционирует значительное количество сельских, малочисленных по контингенту обучающихся школ, в том числе и инклюзивных, которые не имеют возможности содержать в штате двух психологов, и один специалист (педагог-психолог) должен эффективно решать и профессиональные трудовые функции блока А профстандарта «Психологопедагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ», и трудовые функции блока Б «Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления».
Тематика и содержание предложенных специалистам Службы методических материалов, расположенных на сайте регионального координатора проекта по апробации и применению стандарта, четко и конкретно соответствует наиболее дефицитарным, сложным для реализации профессиональным задачам и функциям психолога:
• это серия материалов по созданию специальных образовательных условий в образовательных организациях для детей всех групп нарушений, обучающихся инклюзивно, для их использования в работе ПМПк (школьных консилиумов) и в диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной, просветительской деятельности педагогов-психологов;
• это серия для специалистов территориальных ПМПК по определению таких специальных образовательных условий для детей, по формулировке заключений, по разработке рекомендаций, в том числе и по определению таких условий для лиц ОВЗ и инвалидностью, обучающихся на уровне среднего профессионального и высшего профессионального образования, которые также активно развивают в регионе инклюзивное образование;
• это серия рекомендаций по организации деятельности педагогов-психологов консультационных центров и центров ранней помощи, методически сопровождающая их деятельность в соответствии с требованиями Стандарта в отношении консультативной практики, практики психологического просвещения и профилактики [4, 5];
• это методические рекомендации по организации деятельности педагогов-психологов по первичной профилактике девиантного поведения обучающихся [3];
• это серия методических материалов по организации психолого-педагогического сопровождения образования одаренных детей [2].
Такое концептуально-методическое сопровождение процесса внедрения профстандарта способствует повышению уверенности педагогов-психологов в возможности эффективной профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта и одновременно позволяет разворачивать работу по повышению их профессионализма и квалификации, определяя содержание курсов, семинаров и вебинаров исходя из сегодняшних потребностей педагогов-психологов и перспективных задач развития Службы.
Литература
- Методические рекомендации по организации деятельности психологической службы в системе образования Новосибирской области [Электронный ресурс]. URL:http://concord.websib.ru/?page_id=12862 (дата обращения 19.11.2018).
- Организация и проведение психодиагностического обследования обучающихся специализированных классов: методические рекомендации для педагогов-психологов специализированных классов для одаренных детей математической и естественнонаучной направленности / Чепель Т.Л., Абакирова Т.П., Демина Е.В. Новосибирск: РИЦ НГУ, 2016. 101 с.
- Первичная профилактика суицидального, аддиктивного и делинквентного поведения обучающихся в условиях образовательных организаций: методические рекомендации/ Абакирова Т.П., Меняйло И.В., Гетман Н.В., Штельвах А.В. Новосибирск: ГЦОиЗ «Магистр», 2017. 72 с.
- Развитие сети консультационных центров: опыт Новосибирской области. Часть 1. Содержание деятельности и организационные модели развития консультационных центров в системе образования Новосибирской области: методические рекомендации; ГБУ НСО «ОЦДК». Иркутск: ООО «Мегапринт», 2017. 50 с.
- Развитие сети консультационных центров: опыт Новосибирской области. Часть 2. Обеспечение устойчивого функционирования и развития консультационных центров: пакет технологий по развитию инфраструктуры консультационных центров; ГБУ НСО «ОЦДК». Иркутск: ООО «Мегапринт», 2017. 52 с.
- Распоряжение Правительства Новосибирской области от 26.09.2017 №379_рп «Об утверждении Концепции развития психологической службы в системе образования Новосибирской области на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: https://www.nso.ru/npa/26975 (дата обращения 19.11.2018).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1001
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 303
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1