Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику
Общая информация
Ключевые слова: подготовка и переподготовка кадров
Рубрика издания: Инклюзивная практика в профессиональном образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Самсонова Е.В. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
Гуманизация педагогического процесса является основной парадигмой реформирования системы общего, профессионального и дошкольного образования в России. Инклюзивный подход выступает одним из целевых ориентиров реформирования системы образования и требует ответов на следующие вопросы: как сделать качественным образование и социальное взаимодействие детей с учетом их индивидуальных различий? как соединить в педагогической деятельности требования программы и особенности разных детей, которые ее осваивают? как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребенка, при планировании работы в группе? Организация инклюзивной практики — это процесс творческий. В инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей. Поэтому педагог должен обладать особым набором профессиональных компетенций, которые позволят ему реализовать инклюзивную практику.
Полный текст
Гуманизация педагогического процесса является основной парадигмой реформирования системы общего, профессионального и дошкольного образования в России. Инклюзивный подход выступает одним из целевых ориентиров реформирования системы образования и требует ответов на следующие вопросы: как сделать качественным образование и социальное взаимодействие детей с учетом их индивидуальных различий? как соединить в педагогической деятельности требования программы и особенности разных детей, которые ее осваивают? как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребенка, при планировании работы в группе? Организация инклюзивной практики — это процесс творческий. В инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей. Поэтому педагог должен обладать особым набором профессиональных компетенций, которые позволят ему реализовать инклюзивную практику.
Существует несколько подходов профессиональной компетентности: личностно-деятельностный, ситуационно-проблемный, задачный и др.
Практически все исследователи отмечают дея-тельностную, актуальную сущность компетентности, подчеркивая, что в отличие от знаниевой характеристики, т. е. характеристики «что», здесь акцентируется способ и характер действия «как». Большинство авторов (Ю. В. Варданян, И. Ф. Исаев, Л. М. Митина, Э. М. Никитин, А. И. Савенков, Е. П. Тонконогая, Е. Н. Шиянов, Т. А. Царегородцева и др.) придерживаются интегративного подхода, понимая под профессионально-педагогической компетентностью интегральную характеристику профессиональных и личностных качеств педагога, отражающих уровень знаний, умений, опыт, необходимые для решения профессиональных задач, выполнения профессиональных педагогических функций в соответствии с принятыми в социуме в настоящий момент нормами и стандартами.
Понятие профессиональной компетентности педагога инклюзивного дошкольного учреждения в современной педагогической теории остается не определенным. Поэтому актуальной исследовательской задачей является определение основных структурных компонентов профессиональной компетентности педагога, реализующего инклюзивную практику в ДОУ. Исследование проводилось специалистами городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ.
На первом этапе исследования, было определено содержание профессиональной компетенции воспитателей, реализующих инклюзивную практику.
Основными компонентами профессиональной компетентности воспитателей, реализующих инклюзивную практику являются следующие: наличие знаний теоретических и практических основ педагогики, возрастных и индивидуальных психологических и физиологических особенностей детей, в том числе и детей с ОВЗ, методов диагностики, позволяющих определить уникальные потребности, сильные стороны и потенциальные возможности каждого ребенка в группе; навыки и умения в создании безопасной, развивающей среды; навыки и умения личностно ориентированного взаимодействия с детьми; навыки организации совместной деятельности и общения детей; владение вариативными образовательными методами и технологиями, навыки и умения взаимодействия с родителями; навыки и умения командного взаимодействия.
На втором этапе был разработан лист самооценки, включающий структурные компоненты профессиональной компетентности воспитателя и проведена диагностика самооценки воспитателями своей компетенции в ходе реализации инклюзивной практики в ДОУ.
В исследовании приняли участие 50 воспитателей ДОУ Москвы, включенных в реализацию инклюзивной практики. Исследование самооценки профессиональной компетентности воспитателей выявило, что явным дефицитом компетентности является: недостаточный уровень компетенции в знаниях в области возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей; недостаточный уровень компетенции в проведении индивидуальной диагностики, позволяющей определить уникальные потребности, сильные стороны и потенциальные возможности каждого ребенка в группе; низкий уровень компетенции по инициированию самостоятельной активности ребенка, предоставлению ему возможности выбора; недостаточный уровень компетенции при разработке разноуровневых заданий и задач; недостаточный уровень компетенции в плане эффективного взаимодействия с родителями и командной работы с коллегами.
Отмеченные трудности в реализации новых целевых ориентаций в области дошкольного образования позволяют констатировать, что проблема особой подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику и проявления ими профессиональной компетентности является актуальной и требует разработки как содержания, так и новых интерактивных форм обучения педагогов дошкольного образования.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4792
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 113
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1