Адаптация студентов с ОВЗ к новому образовательному пространству как одно из направлений работы психологической службы СПК МГППУ

169

Общая информация

Ключевые слова: среднее профессиональное образование

Рубрика издания: Инклюзивная практика в профессиональном образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Евдокимова В.В. Адаптация студентов с ОВЗ к новому образовательному пространству как одно из направлений работы психологической службы СПК МГППУ // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Социально-педагогический колледж МГППУ с 1996 года осуществляет интегрированное обучение молодежи с ограниченными возможностями психофи­зического здоровья. В настоящее время работа по обу­чению студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одним из приоритетных на­правлений деятельности колледжа.

Альтернатива данного направления — совместное обучение здоровых учащихся и учащихся с ограниче­ниями физического развития. Такое инклюзивное об­разование — одна из форм активной интеграции детей с ограниченными физическими возможностями в об­щество. Оно признано всем мировым сообществом на­иболее гуманным, поэтому стало одним из главных в российской образовательной политике. Положения инклюзивного образования закреплены в российских государственных документах: Закон Российской фе­дерации «Об образовании», Закон «О социальной за­щите инвалидов в РФ», Концепция долгосрочного со­циально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Квалификационные характеристики долж­ностей работников образования, утвержденные прика­зом Минздравсоцразвития от 14 августа 2009 года № 593 (введение должности тьютор), Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года).

Полный текст

Социально-педагогический колледж МГППУ с 1996 года осуществляет интегрированное обучение молодежи с ограниченными возможностями психофи­зического здоровья. В настоящее время работа по обу­чению студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одним из приоритетных на­правлений деятельности колледжа.

Альтернатива данного направления — совместное обучение здоровых учащихся и учащихся с ограниче­ниями физического развития. Такое инклюзивное об­разование — одна из форм активной интеграции детей с ограниченными физическими возможностями в об­щество. Оно признано всем мировым сообществом на­иболее гуманным, поэтому стало одним из главных в российской образовательной политике. Положения инклюзивного образования закреплены в российских государственных документах: Закон Российской фе­дерации «Об образовании», Закон «О социальной за­щите инвалидов в РФ», Концепция долгосрочного со­циально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Квалификационные характеристики долж­ностей работников образования, утвержденные прика­зом Минздравсоцразвития от 14 августа 2009 года № 593 (введение должности тьютор), Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года).

В современных социально-экономических услови­ях студенты должны обладать по выходе из учебного заведения не только высоким уровнем профессио­нальной подготовки, но и набором определенных лич­ностных качеств: активностью, самостоятельностью, креативностью, уверенностью в себе, коммуникабель­ностью, способностью быстро и успешно адаптиро­ваться в новых условиях. Проблема успешной адапта­ции студентов с ОВЗ в условиях среднего образова­тельного учебного заведения во многом обусловлена организацией процесса учебной и внеучебной деятель­ности студентов. При реализации интегрированного обучения у учащихся может возникнуть кризис взаи­моотношений, чему способствуют сложившиеся отри­цательные представления о детях с особенностями психофизического развития. Эти представления осно­вываются на осознании низкого уровня их познава­тельных возможностей и наблюдаемых трудностях в обучении. Замкнутость таких учащихся, недостаточ­ная социальная активность усиливают изолирован­ность. В свою очередь, студенты с особенностями пси­хофизического развития могут испытывать информа­ционный голод во взаимоотношениях с однокурсника­ми из-за незнания последними личностных и индиви­дуальных особенностей своих сверстников, имеющих определенные отклонения. Студенты с нормальным психофизическим развитием испытывают неудовле­творенность во взаимоотношениях из-за ограниченно­сти социального опыта молодых людей с отклонения­ми в развитии, что делает их малоинтересными для об­щения. Симптомами кризиса взаимоотношений меж­ду учащимися являются: повышенная тревожность в общении, негативный характер общего эмоционально­го фона, проявление агрессии, нетерпимости, возбуди­мости. Здесь возможны два варианта развития собы­тий по истечении определенного времени: либо они сумеют принять друг друга и выстроить конструктив­ные отношения, либо, наоборот, кризис взаимоотно­шений из явного перейдет в скрытый и будет прояв­ляться завуалированно.

Следует отметить, что студенты-первокурсники, по­падая в новые для них социально-образовательные ус­ловия, в большинстве случаев чувствуют себя неком­фортно, напряженно, сохраняют долгое время дистан­цию в общении с сокурсниками, присутствует тревож­ность, связанная с попаданием в незнакомую среду.

Эта проблема нашла решение в организации на ба­зе Социально-педагогического колледжа МГППУ ме­роприятия «Школа адаптации "новых" студентов» (ШАНС), которое проводится в самом начале процес­са обучения — в сентябре, представлено в форме вы­ездного семинара и рассчитано на весь контингент учащихся (включая группы целевого набора, где обу­чаются студенты с ОВЗ). ШАНС относится к иннова­ционной и интерактивной форме социального обуче­ния, где студенты учатся говорить от первого лица, вы­ражать свои чувства, желания, совершенствовать ком­муникативные навыки, развивать способность слу­шать и слышать других людей, творческое мышление, креативность, чувство эмпатии, могут разнообразить личный опыт, учатся работать в команде, организовы­вать групповую работу и многое другое.

Целью ШАНСа является сплочение студентов пер­вого курса и адаптация их в студенческом и препода­вательском коллективе к традициям и условиям обу­чения в СПК МГППУ, становление процесса профес­сионального развития личности студентов.

В его задачи входит: реализация потребностей и интересов студентов; формирование социально и про­фессионально значимых качеств у студентов; измене­ние отношения к студентам с ОВЗ и принятие их свер­стниками, не имеющими инвалидность; изучение пси­хологических особенностей адаптации студентов с ОВЗ, проявляющихся в их индивидуальном характе­ре, динамике, личностных качествах; формирование положительной установки на будущую профессию; создание атмосферы открытости, свободного обще­ния, дружелюбия; создание позитивного эмоциональ­ного единства всех студентов СПК. В программу включены тренинги, элементы веревочного курса ЭВК, тематические дискотеки, коллажи, творческие капустники, шоу, тематические вертушки и упражне­ния. Процесс совместного проживания, творчества, преодоления трудностей (в виде различных заданий и ЭВК), поддержки, обсуждения и просто общения пре­подавателей и студентов дает свои результаты.

Отзывы студентов, в том числе студентов с ОВЗ, подтверждают эффективность проведения школы адаптации и показывают, что ШАНС помогла им справиться со многими трудностями, возникающими в начале процесса обучения, они получили заряд энер­гии на весь учебный год, узнали много новых людей, получили личный и профессиональный опыт, а мно­гие даже открыли в себе совершенно неожиданные способности.

Включение студентов с ОВЗ в мероприятия про­граммы способствует их успешной интеграции и само­реализации в совместной деятельности со здоровыми студентами, что, в свою очередь, вызывает положи­тельные эмоции со стороны всех студентов, создает ос­нову для дальнейшего общения и выстраивания отно­шений в учебной и внеучебной деятельности. Полу­ченный опыт позволяет студентам с ОВЗ успешно ин­тегрироваться в общество, повысить свой статус в сту­денческой среде, способствует активному участию в общественной жизни и впоследствии в трудовой дея­тельности.

В подростковом и юношеском возрасте интегра-тивные подходы должны углубляться, включая об­ширную не только социальную, но и трудовую адапта­цию. Но при этом нужна серьезная комплексная меди­ко-социальная экспертиза особенностей психического статуса молодых людей, с одной стороны, и с другой — постоянная поддержка их усилий занять равноправ­ное место в группе разнополых сверстников, осуще­ствляемая совместно с психологической службой об­разовательного учреждения.

Полноценное профессиональное образование лиц с ОВЗ реально только в том случае, когда при органи­зации обучения действительно созданы специальные образовательные условия. В то же время необходимо признать, что интеграция инвалидов в студенческую жизнь — процесс сложный. Студентам с ОВЗ зачастую свойственны неадекватные способы профессиональ­ного самоопределения, у одних это отсутствие собст­венных профессиональных намерений в связи с низ­кой самооценкой здоровья, пассивностью и личност­ными особенностями, у других — недооценка тяжести своего заболевания, когда студент считает себя вполне здоровым и убежден, что вскоре излечится, строит не­реальные планы, не достижимые по его физическим возможностям.

Что может сделать тут психологическая служба? Помочь таким студентам убедиться в правильности выбранной профессии и строить дальнейшую страте­гию жизни, осознавая имеющиеся у них возможности и ограничения, предъявляемые болезнью, выработать рекомендации, в которых бы нашли отражение как клинические, так и психологические данные.

Решая данную проблему совместно с МЦЗМ «Перспектива» участвует в молодежном социальном проекте «Вместе к успеху», который реализуется на территории ЦАО г. Москвы в рамках организации помощи молодым людям с ОВЗ в социализации и адаптации к современным условиям жизни, а также реальной практической помощи в становлении лич­ности и социально-трудовой адаптации. Сроки реа­лизации проекта: март 2011 г. — июнь 2011 г. Целью проекта является содействие в развитии и становле­нии личности учащихся с ОВЗ. Задача проекта: со­здать социально-активное окружение, благодаря ко­торому участники проекта смогут приобрести поло­жительный опыт социально-трудовой адаптации и занятости; инструменты для самостоятельного и от­ветственного выбора профессии. А также будут со­зданы все необходимые условия для того, чтобы каж­дый молодой человек с ОВЗ стремился и смог стать успешным, независимым, активным и целеустрем­ленным гражданином РФ.

Основные идеи основываются на принципах объе­динения совместных усилий по преодолению наруше­ний у участников проекта с ОВЗ и интеграции их в об­щество. Участниками проекта «Вместе к успеху» вы­ступают молодые люди с особыми образовательными потребностями, которые не безразличны к вопросу выбора своей будущей профессии и трудоустройства, а также ощущают потребность в общении, независи­мости, самостоятельности. Организаторы проекта — волонтеры из числа студентов Социально-педагогиче­ского колледжа и вузов, имеющие опыт работы с под­ростками с ОВЗ. Они осуществляют патронаж за уча­стниками проекта, оказывают помощь в организации и прохождении специальных тренинговых программ, досуговых мероприятий. Также привлечены специа­листы из числа профессорско-преподавательского со­става учебных заведений социально-педагогической направленности, которые курируют работу волонте­ров и выступают научными консультантами на протя­жении всей реализации проекта.

Для достижения целей и задач проекта разработана коррекционно-развивающая игровая программа, включающая в себя:

  • блок коммуникативных технологий (организа­ция семинаров, направленных на знакомство, сплоче­ние участников проекта и создание положительной доверительной атмосферы);
  • «Найди себя» (подготовка к созданию социаль­ного мероприятия: тренинговая программа по таймменеджменту, евентменеджменту, основы пиара, дости­жение успеха);
  • «Добейся успеха» (организация и создание соци­ального мероприятия);
  • «Ситуация успеха» (реализация социального ме­роприятия на территории ЦАО г. Москвы);
  • «МОГУ — ХОЧУ — НАДО» (программа тренин­гов и семинаров по профориентации);
  • Блок «Рефлексия» (подведение итогов, оценка эффективности проекта «Вместе к успеху»).

Во все блоки программы реализации проекта «Вместе к успеху» включен модуль работы с родите­лями участников проекта.

Каждая группа в рамках своего направления должна будет разработать и провести социально значимое меро­приятие. Организуя свое собственное мероприятие, уча­стники проекта «придут» к ситуации успеха, которая со­здаст у них понимание своей значимости и своих возмож­ностей, раскроет внутренний потенциал, что позволит им стать в будущем независимыми и успешными людьми.

Информация об авторах

Евдокимова Вера Викторовна, педагог-психолог Социально-педагогического колледжа МГППУ, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 4272
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 169
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4