Особенности организации инклюзивного образования в ССУЗе

72

Общая информация

Ключевые слова: среднее профессиональное образование

Рубрика издания: Инклюзивная практика в профессиональном образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Шумских М.А. Особенности организации инклюзивного образования в ССУЗе // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Социально-педагогический колледж (СПК) МГППУ осуществляет интегрированное обучение мо­лодежи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с 1996 года. В настоящее время работа по обу­чению студентов с ОВЗ является одним из приоритет­ных направлений его деятельности.

Важно отметить, что среднее специальное учеб­ное заведение (ССУЗ) выступает в качестве агента инклюзии. Эта роль прослеживается и в норматив­ных документах всех уровней — от международного до регионального, и в социальной практике. Так, включению в экономическую подсистему способст­вует приобретение выпускниками ССУЗа востребо­ванной на рынке труда профессии в условиях дефи­цита квалифицированных кадров. В социальную подсистему — наращивание социального капитала, формирование у студентов ССУЗа таких качеств, как доверие и толерантность, в том числе и посредст­вом социального партнерства. В политическую под­систему — опыт политического и общественного уча­стия, студенческого самоуправления и взаимообуче­ния. В культурную подсистему — приобщение сту­дентов к культурным ценностям и участие в социо­культурной деятельности. Кроме того, ССУЗы включаются в систему непрерывного образования. В СПК МГППУ студенты с ОВЗ на равных со свои­ми здоровыми сверстниками участвуют во всех под­системах общественной жизни.

Полный текст

Социально-педагогический колледж (СПК) МГППУ осуществляет интегрированное обучение мо­лодежи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с 1996 года. В настоящее время работа по обу­чению студентов с ОВЗ является одним из приоритет­ных направлений его деятельности.

Важно отметить, что среднее специальное учеб­ное заведение (ССУЗ) выступает в качестве агента инклюзии. Эта роль прослеживается и в норматив­ных документах всех уровней — от международного до регионального, и в социальной практике. Так, включению в экономическую подсистему способст­вует приобретение выпускниками ССУЗа востребо­ванной на рынке труда профессии в условиях дефи­цита квалифицированных кадров. В социальную подсистему — наращивание социального капитала, формирование у студентов ССУЗа таких качеств, как доверие и толерантность, в том числе и посредст­вом социального партнерства. В политическую под­систему — опыт политического и общественного уча­стия, студенческого самоуправления и взаимообуче­ния. В культурную подсистему — приобщение сту­дентов к культурным ценностям и участие в социо­культурной деятельности. Кроме того, ССУЗы включаются в систему непрерывного образования. В СПК МГППУ студенты с ОВЗ на равных со свои­ми здоровыми сверстниками участвуют во всех под­системах общественной жизни.

Формирование социальных сетей в период обуче­ния в ССУЗе имеет несколько стратегий.

Первая — взаимодействие с семьей. Сотрудниче­ство семьи и педагогического коллектива в вопросах обучения и воспитания личности студента способст­вует успешной инклюзии. В СПК МГППУ функцио­нирует учебно-производственная лаборатория (УПЛ) социально-психолого-педагогического со­провождения студентов с ОВЗ. Она создана с целью обеспечения студентов, имеющих ОВЗ, наиболее эф­фективными условиями для обучения, адаптации, интеграции и получения профессиональных навы­ков и умений. УПЛ реализует 3 направления дея­тельности: социально-психолого-педагогическое со­провождение студентов с ОВЗ; взаимодействие с их родителями; психолого-педагогическое обеспечение работы преподавателей с данной категорией студен­тов.

Во взаимодействии родителей и УПЛ решаются:

  • вопросы организации психологического консуль­тирования родителей;
  • патронажного сопровождения семьи в период обучения, разработки рекомендаций для родителей по различным вопросам;
  • помощи родителям в формировании распорядка дня студента, обеспечивающего реализацию индиви­дуальной программы обучения;
  • обучения родителей социально-педагогическим и здоровьесберегающим методикам;
  • разъяснения родителям перспектив обучения и воспитания студента после окончания учебы в СПК;
  • формирование библиотечного фонда методичес­кой литературы для родителей.

Вторая стратегия связана с ориентацией на фор­мирование связей в сфере будущей профессиональ­ной деятельности. Стратегия даст тем более ощути­мые результаты, чем активнее ССУЗ будет налажи­вать контакты в профессиональной среде и вовлекать студентов в различные виды профессиональной ак­тивности. В колледже, в соответствии с действую­щим Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в части го­сударственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников СПК МГППУ, проводятся все виды практики с необходимым мето­дическим обеспечением и информационным напол­нением. Базы практик подбираются в соответствии с современными требованиями. Они интегрируют тео­ретические знания в практическую подготовку, фор­мируют профессиональные компетенции будущих специалистов.

Не менее значимым аспектом работы колледжа является организация участия студентов в моло­дежном социальном проекте «Вместе к успеху», совместно с МЦЗМ «Перспектива». Проект реали­зуется на территории ЦАО г. Москвы в рамках ор­ганизации помощи молодым людям с ОВЗ в социа­лизации и адаптации к современным условиям жизни, а также реальной практической помощи в становлении личности и социально-трудовой адап­тации. Целью проекта является содействие в раз­витии и становлении личности учащихся с ОВЗ. Задача проекта: создать социально-активное окру­жение, благодаря которому участники проекта смо­гут приобрести положительный опыт социально-трудовой адаптации и занятости и инструменты для самостоятельного и ответственного выбора профессии.

Третья стратегия направлена на формирование связей в процессе внеучебной деятельности. Инклю­зивные возможности стратегии будут определяться содержанием внеучебной деятельности. Чем больше внимания в ССУЗе уделяется организации воспита­тельной работы со студентами, чем интереснее и насы­щеннее студенческий досуг, тем успешнее социальная инклюзия. Внеучебная деятельность студентов в колледжа направлена на «заполнение» свободного от обучения времени участием в мероприятиях различ­ной направленности. Это участие в общеколледжных конкурсах («День знаний», «День учителя», «Спаси­бо. Нет!», «Мисс СПК», «Мистер СПК», «День инва­лида», Конкурс профессионального мастерства, КВН, «Последний звонок» и т. д.), участие в районных и го­родских конкурсах и фестивалях («Надежда», «Весна 45-го», «Будем жить», Мисс «Метрогородок», «По­клонимся великим тем годам...» и т. д.), участие в теле­проектах («Судите сами», «Закрытый показ с А. Гор­доном» и т. д.). Большое внимание уделяется органи­зации экскурсий, организации походов в музеи, теат­ры, на выставки.

Важным направлением внеучебной работы явля­ется организация и проведение выездного семинара «Школа адаптации «новых» студентов» («ШАНС»). Целью семинара является сплочение студентов пер­вого курса и адаптация их в студенческом и препода­вательском коллективе к традициям и условиям обу­чения в СПК МГППУ, становление процесса про­фессионального развития личности студентов. Включение студентов с ОВЗ в мероприятия про­граммы способствует их успешной интеграции и са­мореализации в совместной деятельности со здоро­выми студентами. Полученный опыт позволяет сту­дентам с ОВЗ успешно интегрироваться в общество, повысить свой статус в студенческой среде, способ­ствует активному участию в общественной жизни и впоследствии — в трудовой деятельности.

Для повышения эффективности обучения студен­тов с ОВЗ в условиях инклюзии должен быть в полной степени задействован имеющийся потенциал методи­ческих служб для разработки учебно-методических комплексов на основе различных учебных планов в рамках тематического планирования. Необходимым условием выступает разработка системы методичес­ких рекомендаций для различных специалистов служб сопровождения инклюзивного образования и непо­средственно инклюзивных образовательных учрежде­ний для различных звеньев инклюзивной образова­тельной вертикали.

Для студентов с ОВЗ в СПК МГППУ разработа­ны учебные пособия в электронном виде, методичес­кий и раздаточный материал, проводятся занятия, направленные на повышение уровня адаптивных способностей, консультации педагогов-психологов для родителей, студентов с ОВЗ и преподавателей по вопросам организации учебного процесса. В рам­ках деятельности сопровождения инклюзивных про­цессов разработана система мониторинга качества обученности молодежи с ОВЗ и уровня социально-психологической комфортности всех субъектов об­разовательной среды, включенных в инклюзию.

Другим важным направлением обучения является активная разработка и апробация информационных технологий с современными программно-технически­ми средствами на базе имеющегося опыта использова­ния информационных технологий, учебных материа­лов нового поколения, в том числе новых программно-технических средств для обучения студентов с ОВЗ. Имеющийся положительный опыт разработки и реа­лизации дистанционных технологий их обучения важ­но в полной мере адаптировать к условиям инклюзив­ного образования.

Одной из важнейших и ключевых для успешной реализации задач инклюзивного образования в ССУ-Зе является подготовка специалистов по двум направ­лениям:

  • для инклюзивного образования на разных его ступенях;
  • для задач психолого-педагогического сопровож­дения инклюзивного процесса.

Следует предусматривать специальные условия обучения и воспитания таких обучающихся, а также их комплексное психолого-медико-педагогическое со­провождение во время образовательного процесса. Так, для подготовки специалистов, реализующих об­разование детей с ОВЗ на базе СПК МГППУ, создана площадка УМЦ ДОГМ по реализации курсов повы­шения квалификации, транслирующих опыт работы с детьми с ОВЗ в условиях НПО и СПО. Сотрудники колледжа повышают свою квалификацию по направ­лению деятельности комплексной поддержки учащих­ся с ОВЗ, психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Организационно-управленческий аспект инклю­зивного образования в учреждениях СПО требует раз­работки и включения в учебный план курсов, разде­лов, освещающих вопросы интегрированного и ин­клюзивного образования. В настоящее время Минис­терство образования и науки РФ ведет работу по под­готовке федеральных государственных образователь­ных стандартов. Однако при этом принципиально важным является учет особенностей развития обучаю­щихся с ОВЗ. Необходимо выделение целевого фи­нансирования для разработки, издания, перевода и распространения учебных и методических материалов и книг для подготовки педагогических кадров по ин­клюзивному образованию. Кроме того, важна разра­ботка демонстрационных проектов и поощрение обме­на со странами, имеющими опыт в области инклюзив­ных школ.

Информация об авторах

Шумских Марина Алексеевна, кандидат педагогических наук, заместитель директора Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9878-8558, e-mail: shumskihma@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4234
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 72
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1