Проблемы внедрения инклюзивного образования в Ярославской области
Общая информация
Ключевые слова: организация инклюзивного обучения в общеобразовательной школе
Рубрика издания: Иклюзивная практика в школе
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Бучина О.В. Проблемы внедрения инклюзивного образования в Ярославской области // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
В настоящее время в стране функционирует сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Однако в Концепции модернизации российского образования отмечается, что «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства».
Полный текст
В настоящее время в стране функционирует сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Однако в Концепции модернизации российского образования отмечается, что «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства».
Интегрированное обучение детей с ОВЗ может быть организовано двумя путями:
-
посредством открытия специального класса для данной категории детей в общеобразовательном учреждении;
-
путем совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе общеобразовательного учреждения.
Однако в нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка-инвалида в школьное пространство по месту жительства:
-
наличие в школьной среде стереотипов и предрассудков по отношению к инвалидности;
-
недостаток информации у школьников об инвалидности и о возможностях их сверстников-инвалидов;
-
отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для школьников с особыми образовательными потребностями;
-
отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения по месту жительства;
-
неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности;
-
полное отсутствие или формальный характер индивидуальной программы реабилитации ребенка, направленной на получение полноценного образования.
Анализируя мнение работников образования, можно выделить следующие наиболее актуальные проблемы.
-
Регламентация инклюзивного обучения нормативно-правовыми документами. Сегодня на федеральном уровне не принят закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», нет положения об инклюзивном обучении, где мог быть определен статус ребенка с ОВЗ, права и обязанности образовательного учреждения (ОУ) и родителей (законных представителей).
-
Финансовое обеспечение процесса инклюзии. Пока финансирование школ, реализующих инклюзивное обучение, осуществляется так же, как и массового обучения. Однако затраты школы, взявшей на себя миссию по обучению детей с ОВЗ, гораздо выше данного норматива. Поэтому необходимо финансировать инклюзивное обучение детей по той же схеме, что и специализированной коррекционной школы. Также необходимо в каждом ОУ, реализующем инклюзивное обучение, пересмотреть критерии эффективности деятельности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, продумать систему их стимулирования, внести дополнения в положения об оплате труда.
-
Современные практикоориентированные программы и технологии по обучению детей с ОВЗ. В общеобразовательной школе их недостаточно. Интегрированные уроки требуют серьезного методического осмысления и обобщения имеющегося опыта.
-
Новые подходы к проведению методической работы с учителями. Для изменения стереотипов и профессиональной позиции учителей, работающих в инклюзивном пространстве, необходимы тренинги, междисциплинарные консилиумы, работа педагогических мастерских, стажировки, мастер-классы. Проведение открытых мероприятий педагогами инклюзивных ОУ, конференций позволило бы продемонстрировать профессиональный рост, наметить дальнейшие цели собственной и командной деятельности.
-
Психолого-медико-педагогическое сопровождение. Без его организации образовательный процесс детей с ОВЗ не может быть осуществлен в полной мере. Важным условием для этого является наличие высококвалифицированных специалистов сопровождения — специальных психологов и педагогов, учителей-логопедов, дефектологов. Но зачастую таких специалистов нет в ОУ. Одним из решений проблемы является внесение изменений в статус специальных (коррекцион-ных) учреждений за счет дополнения его функциями оказания коррекционной помощи таким детям, их родителям и учителям. Эти школы могли бы стать ресурсными центрами по инклюзивному образованию, владеющими различными технологиями обучения детей с ОВЗ.
-
Материально-техническое обеспечение и безбарьерная среда. Для создания в массовых общеобразовательных учреждениях надлежащих условий для воспитания и обучения детей с ОВЗ предстоит внесение существенных изменений. В школах должны быть помещения для логопедических и коррекционных занятий с дефектологами и психологами, кабинет лечебной физкультуры, медицинский кабинет. Кроме того, определенную трудность вызывает создание в ОУ условий для трудовой подготовки и СБО. Необходимо максимально использовать возможности окружающего социума (возможно заключение договоров с другими ОУ, предприятиями).
-
Принятие человека с ограниченными возможностями. Родители нормально развивающихся детей не хотят, чтобы их дети обучались в интегрированных классах совместно с детьми с тяжелыми дефектами. Поэтому для решения этой проблемы и реализации интегрированного обучения требуется принять ценности инклюзивного обучения и в каждом ОУ, районе выстраивать системную работу с общественностью по подготовке к принятию таких детей.
Таким образом, для образовательного учреждения проблемы развития инклюзивного обучения очень актуальны, особенно для сельских территорий. И справиться с этими проблемами в одиночку школам достаточно тяжело. Поэтому необходимо принять на региональном уровне комплексную программу по развитию инклюзивного обучения.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4172
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 150
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0