Ценностно-смысловые компоненты психологической культуры педагога
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психологическая культура личности, психологическая грамотность, ценностно-смысловые компоненты, смыслообразование
Рубрика издания: Психологическая культура современного учителя
Для цитаты: Зотова Н.Г. Ценностно-смысловые компоненты психологической культуры педагога // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Исследования, раскрывающие природу смыслообразования в учебной и педагогической деятельности, концептуально ориентированы на поиск ресурсов повышения профессионального уровня и реализации творческого потенциала психологов и педагогов образования России. Кроме того, целенаправленно выявляется тема актуализации присвоения системы психологических знаний как обязательной составляющей профессиональной деятельности педагогов, не только повышающей ее гуманистическую направленность, но и стимулирующей эффективность и конкурентоспособность российского образования.
По мнению многих исследователей (Л.С. Колмогорова, Н.И. Лифинцева, Г.М. Понарядова), контакты с учителями и учащимися свидетельствуют, что большего успеха в учебно-воспитательной работе достигают учителя, постоянно читающие психологическую литературу и осмысливающие ее с позиций потребностей практики. Профессиональные неудачи отмечаются чаще у тех учителей, кто относится к психологическим знаниям скептически, настаивает на бесполезности знакомства с психологической литературой.
Затруднения в учении или отклонения в поведении учащихся эти учителя объясняют изначально присущими им «плохими» качествами характера и способностей; дурным влиянием родителей, улицы и т.п. характеристики, составляемые на учащихся, вместо объективных полных сведений о личности содержат субъективный набор штампов. Один из путей преодоления негативных обстоятельств школьной жизни — повышение психологической культуры учителя. Основы ее закладываются в период изучения психологических дисциплин в вузе.
Наиболее эффективными выступают инновационные, социальные образовательные технологии, ориентированные на «конструирование» сознания профессионала, гуманитарного стиля мышления, принципиально иного типа отношений к миру, другому человеку, к себе. Это становится возможным на основе психотехнического подхода в психолого-педагогическом образовании, реализация которого повышает уровень саморегуляции студентов, способность к преодолению внутренних и межличностных конфликтов, содействует переструктурированию потребностей и ценностных ориентаций.
Но основная сфера реализации определенного уровня психологической культуры – это, конечно же, реальная профессиональная деятельность педагога, где все просчеты «психологизации», проявляющиеся в доминирующей теоретизации, абстрактности, безадресности, «бездетности» психологии, проявляются и расцветают в виде профессиональной некомпетентности и психологической безграмотности учителей.
Одним из самых действенных и надежных способов ослабления негативных и активизации положительных факторов при формировании психологической культуры является повышение роли самообразования, обеспечивающего интенсивное пополнение знаний. Однако педагог должен дойти до осознания момента бесперспективности, бесполезности и даже вредности своих профессиональных действий, для того чтобы обеспечить процесс своего роста посредством включения механизма самореализации другим образом.
Мы согласны с Е.А. Климовым [1, с. 45] в том, что минимальный «необходимый уровень развития психологической культуры – психологическая грамотность». Но ведь понятие профессиональной культуры вообще и психологической, в частности, предполагает гораздо более сложную структуру. И есть системообразующие компоненты, отвечающие за высокий уровень развития и функционирования рассматриваемой культуры, какая в контексте деятельности педагога определяет в конечном итоге, состоялся ли он как личность и как профессионал.
О психологической культуре человека можно говорить в контексте различных сфер жизнедеятельности (профессиональной, личной) с учетом ряда особенностей (национальных, возрастных и т.д.). Профессиональная психологическая культура определяется спецификой той или иной деятельности (учителя, врача, менеджера и т.д.), особенностями решаемых задач. Как правомерно считает Л.С. Колмогорова, базисная психологическая культура личности определяется наличием характеристик, параметров, определяющих готовность эффективно решать широкий круг повседневных задач независимо от особенностей узких, специальных видов деятельности, выполнять широкий спектр социальных ролей безотносительно к конкретной профессиональной деятельности [2, с. 24]. Но только относительно педагогической деятельности такое разделение вряд ли уместно. Специфика педагогической деятельности, ее уникальная цель состоят в творении субъективного мира другого человека, в создании другой «субъективной реальности». Главное предназначение педагогической реальности заключается в воспроизведении целостной сущности человека. Педагогическая деятельность всегда находится «в оболочке» какой-либо другой деятельности, в учебной, игровой, физкультурно-оздоровительной…
В работе А.Б. Орлова дается следующее определение профессиональной психологической культуры педагога: «Подлинная психологическая культура учителя предполагает культуру его убеждений, переживаний, представлений и влияний, проявляющуюся в отношении и к самому себе (прежде всего!), и к учащимся. Такая культура является результатом постепенного преодоления и изживания невротических (т. е. неаутентичных, иллюзорных) компонентов собственного внутреннего мира в разного рода психотерапевтических по своей сути практиках» [3, с. 146]. Тем самым закладывается необходимость исследования ценностно-смысловых компонентов психологической культуры в педагогической профессии, которые можно представить как результат осознанного отрефлексированного отношения педагогов к своей жизни и профессии; как способность педагогического коллектива к непрерывному процессу смыслообразования, определяющего насыщенность и удовлетворенность актуальных потребностей каждого педагога в его устремленности к позитивной самореализации в различных смысловых реалиях профессии; как совокупность личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений и т.д.
Действительно, наполненность жизни педагога каким-либо адекватным сущности его профессиональной деятельности устойчивым смыслом, феноменологически проявляется в энергии, жизнестойкости, терпеливом и внимательном отношении к Другому, а отсутствие смысла выражается в депрессии, подверженности психическим расстройствам и соматическим заболеваниям.
В связи с этим необходимо выделить уточняющие понятия, отражающие различные уровни осознания человеком окружающей действительности: ситуативный смысл, жизненный смысл (жизненная необходимость), смысл жизни (развитие и стремление), смысл бытия (сверхсмысл). Данные понятия являются обобщающими категориями, включающими в себя более частные смысловые образования и отражающие иерархические взаимосвязи между компонентами мотивационнопотребностной, ценностно-смысловой сфер личности и разноуровневыми структурами сознания. Основываясь на вышесказанном, можно сказать, что личностные смыслы выступают связующим звеном между различными подсистемами личности. Являясь компонентами более сложной системы – личности, они сами представляют систему, организованную в определенной иерархической последовательности, отражающую процессы развития и функционирования сознания человека и его психологической культуры. Несомненно, даже отрицая наличие смысловой устремленности, каждый педагог имеет определенным образом организованную динамическую систему личностных смыслов, содержание которой распаковывает его отношение к себе, своей жизни, к другим людям, открывает профессиональные позиции и стратегии развития. Даже отсутствие таковых также демонстрирует его систему смыслов, т. к. всегда существует иерархия, соподчинение значимых событий, переживаний и ситуаций, а «из песни, как известно, слов не выкинешь».
Исследование механизмов смыслообразования в педагогической деятельности как совокупности векторов позволит раскрыть целый ряд разнородных контекстов профессии педагога как интегрального, динамического процесса, отражающего не только реалии труда, но и особенности воспроизведения профессионально-психологической культуры педагога, т. к. процесс вырабатывания смыслов – универсальный механизм, присутствующий на разных уровнях его профессиональной активности, обладающий функциями регуляции и саморегуляции параметров деятельности на основе значимых критериев.
Литература
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: МГУ, 1988.
- Колмогорова Л.С. Становление психологической культуры как ориентир современного образования // Педагог. 2005. № 3.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: пособие для студ. психол. фак. М., 1995.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4307
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 10