Психолого-педагогические исследования
2024. Том 16. № 4. С. 49–60
doi:10.17759/psyedu.2024160404
ISSN: 2587-6139 (online)
Особенности ценностно-смыслового компонента психолого-педагогической культуры личности старшеклассников
Аннотация
Статья посвящена анализу ценностно-смыслового компонента психолого-педагогической культуры личности. Развитая психолого-педагогическая культура является одним из существенных звеньев осмысленного выбора психолого-педагогической профессии, а ее ценностно-смысловой компонент способствует формированию ценностного отношения к профессии педагога и «любви» к своей профессии. Определение отличительных особенностей учащихся из психолого-педагогических классов позволит более детально и четко проработать программу, направленную на формирование ценностно-смыслового компонента психолого-педагогической культуры старшеклассников. В исследовании приняли участие учащиеся 10-11 классов школ г. Барнаула (N1=152, N2=165) в возрасте от 16 до 18 лет (М=16,9, SD=0,7), из них в первой группе – 56 лиц мужского пола и 96 лиц женского пола, 64 лица мужского пола и 101 лицо женского пола – во второй группе. Для изучения особенностей ценностно-смыслового компонента психолого-педагогической культуры личности старшеклассников были использованы следующие методики: 1) «Опросник Ценностных ориентаций» (Ш. Шварц) в адаптации Н.М. Лебедевой; 2) «Система жизненных смыслов» (В.Ю. Котляков); 3) «Тест смысложизненных ориентаций» (Д.А. Леонтьев) в адаптации Е.Н. Осина, Н.В. Кошелевой; 4) Мини-эссе «Мое отношение к педагогической профессии». Полученные результаты дают возможность говорить о том, что у старшеклассников из психолого-педагогических классов имеются особенности в формировании ценностно-смыслового компонента психолого-педагогической культуры личности при сравнении их со старшеклассниками из других классов. Выявлены различия в ценностном отношении к педагогической профессии, в значимости ценностей «Доброта», «Универсализм», «Безопасность», в стремлении к достижению высокого статуса в жизни. Автор отмечает, что в дальнейшем планируется сравнение групп по большему количеству показателей ценностно-смысловой сферы, проведение факторного анализа для выделения факторов (компонентов), характеризующих ценностно-смысловой компонент психолого-педагогической культуры личности старшеклассника.
Общая информация
Ключевые слова: психолого-педагогическая компетентность, культура мышления, ценностно-смысловые компоненты, жизненный смысл, смысложизненные ориентации, отношение к профессии
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2024160404
Благодарности. Автор благодарит за помощь научного руководителя О.Г. Холодкову
Получена: 25.06.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Гребенникова Н.В. Особенности ценностно-смыслового компонента психолого-педагогической культуры личности старшеклассников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2024. Том 16. № 4. С. 49–60. DOI: 10.17759/psyedu.2024160404
Полный текст
Введение
В человекоцентрированных областях профессий существует недостаток компетентных специалистов, который сформировался во многом из-за того процесса отбора, подготовки и сопровождения педагогических кадров, который существует сейчас. В связи с этим было принято решение о создании на базе средних общеобразовательных школ классов психолого-педагогической направленности. Как отмечается в Концепции профильных психолого-педагогических классов, сопровождение профессионально-личностного самоопределения школьников важно расширять в рамках общего среднего образования, проводить качественный отбор и подготовку учащихся, способных работать в человекоцентрированных профессиях [Организация деятельности психолого-педагогических, 2021].
Развитая психолого-педагогическая культура является одним из существенных звеньев осмысленного выбора психолого-педагогической профессии, а также эффективной реализации в деятельности педагога-профессионала. Исследований, посвященных психолого-педагогической культуре, в настоящий момент недостаточно. До недавнего времени категорию психолого-педагогической культуры рассматривали в рамках педагогики, при этом основная часть исследований была проведена в самом начале XXI века (В.Б. Белянина [Белянина, 2003], Л.А. Машина [Машина, 1999], С.Н. Щербакова [Щербакова, 1998] и др.). В то же время мы считаем, что данная категория является одной из ключевых единиц педагогической психологии, определяющей не только личность и деятельность педагога, но и те характеристики, которые можно исследовать и развивать у учащихся старших классов с целью повышения их ценностного отношения к педагогической профессии.
За последние годы исследования психолого-педагогической культуры и ее ценностно-смыслового компонента активизировались, однако они не затрагивают учащихся старших классов, находящихся на этапе допрофессиональной подготовки. М.С. Ляшенко, М.В. Даричева, О.А. Минеева разработали методику формирования психолого-педагогической культуры в вузе, при этом они отмечают значимость аксиологического компонента психолого-педагогической культуры будущих педагогов [Ляшенко, 2019]. В.В. Кисова, А.В. Воробьева провели исследование психолого-педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в котором описали компонентный состав данной категории, а также выявили низкий ее уровень развития [Кисова, 2023]. Психолого-педагогическую культуру студентов исследовала О.К. Позднякова [Позднякова, 2019]. По мнению исследователя, приобщение к ценностям эффективно для развития психолого-педагогической культуры. Как отмечали М.Р. Нуркулова, Э.Р. Нуркулова, педагогическая культура является высшей степенью соответствия между развитой личностью и профессиональной подготовкой к педагогической деятельности, поэтому формирование ценностного компонента – это ключевой элемент в подготовке педагога [Нуркулова, 2022]. Г.В. Сорокоумова и др. приходят к выводу, что развитие психологической культуры учителя необходимо для эффективной реализации себя в профессии [Development of psychological, 2020]. О необходимости развития педагогической культуры школьников с целью выявления педагогической одаренности и последующей модернизации образования в России говорят Е.И. Казакова, В.С. Басюк и др. [Казакова, 2019].
Психолого-педагогическая культура представляет собой совокупность свойств и процессов, благодаря которым человек может понять самого себя и других людей, а также активно взаимодействует и воздействует на окружающих людей, способен выстраивать адекватные взаимоотношения с ними, опираясь на педагогическое мастерство, ценностное отношение к профессии, сформированную систему ценностей, развитую культуру педагогического общения [Гребенникова, 2023]. Мы считаем, что психолого-педагогическая культура является сложным структурным образованием, включающим в себя коммуникативный, когнитивный, рефлексивно-перцептивный, ценностно-смысловой, творческий и регулятивно-волевой компоненты.
В рамках нашей работы мы будем рассматривать ценностно-смысловой компонент, в который включаются личностные и профессиональные ценности и ценностные ориентации, смысложизненные ориентации и жизненный смысл, ценностное отношение к педагогической профессии и т.д. Мы предполагаем, что существуют особенности ценностно-смыслового компонента психолого-педагогической культуры старшеклассников, обучающихся в психолого-педагогических классах, и учащихся классов другой направленности.
Методы исследования
Выборку исследования составили учащиеся 10-11 классов школ г. Барнаула в возрасте от 16 до 18 лет (М=16,9, SD=0,7). Среди них 152 ученика из классов психолого-педагогической направленности (группа 1), из них 56 мужского пола и 96 – женского, 165 учащихся из не психолого-педагогических классов (группа 2), из них 64 мужского пола и 101 – женского. Для удобства определения особенностей ценностно-смыслового компонента психолого-педагогической культуры полученные данные анализировались в каждой группе отдельно.
Для изучения особенностей ценностно-смыслового компонента психолого-педагогической культуры личности старшеклассников из психолого-педагогических классов и классов другой направленности были выбраны следующие методики: 1) Ценностный опросник (SVS, Ш. Шварц) в адаптации Н.М. Лебедевой [Карандашев, 2004; Митина, 2015; Уточненная теория базовых, 2012; Refining the theory, 2012]; 2) «Система жизненных смыслов» (В.Ю. Котляков) [Котляков, 2013]; 3) «Тест смысложизненных ориентаций» (Д.А. Леонтьев) в адаптации Е.Н. Осина, Н.В. Кошелевой [Леонтьев, 2000; Осин, 2020]; 4) Мини-эссе «Мое отношение к педагогической профессии». На допрофессиональном этапе подготовки далеко не все показатели ценностно-смыслового компонента можно проанализировать, поскольку ряд характеристик формируется уже в рамках реализации педагогической профессии. В связи с этим выбор данных методик позволяет комплексно оценить значимые для педагогической профессии ценности и ценностные ориентации (как на общественном, так и на личностном уровне), определить ориентации и структуру смысла жизни, что также дает понимание уровня выраженности тех смыслов и смысложизненных ориентаций, которые будут в дальнейшем благоприятно влиять на реализацию в педагогической профессии. Данное исследование является частью объемного эксперимента, направленного на изучение ценностно-смыслового компонента психолого-педагогической культуры личности старшеклассников, с последующим целенаправленным формированием и развитием данного компонента в условиях психолого-педагогических классов для осознанного выбора профессии и ценностного отношения к ней.
Для математико-статистической обработки использовались: критерии Колмогорова-Смирнова, Шапиро-Уилка, U-Манна-Уитни, ранговая бисериальная корреляция, φ-угловое преобразование Фишера. Статистическая обработка проводилась с помощью Microsoft Excel 2017, SPSS Statistic 23.0, Jamovi 2.3.28.
Результаты
Были выявлены следующие различия в группах. По методике «Опросник Ценностных ориентаций» (Ш. Шварц) было выявлено, что существуют достоверные различия между группами 1 и 2 по следующим ценностям на уровне нормативных идеалов: универсализм (Uэмп=9587 при p≤0,001, rpb=0,225) и безопасность (Uэмп=10423 при p≤0,01, rpb=0,161), при этом на уровне индивидуальных приоритетов выявлены различия в значимости ценности доброты (Uэмп=10157 при p≤0,01, rpb=0,174), универсализма (Uэмп=9893,5 при p≤0,01, rpb=0,189), безопасности (Uэмп=10153,5 при p≤0,01, rpb=0,199). Можно предположить, что для учащихся из психолого-педагогических классов более значимой является ценность универсализма, т.е. проявления заботы, терпимости по отношению к окружающему миру и людям, а также ценность безопасности.
Кроме того, по методике «Система жизненных смыслов» (В.Ю. Котлякова) было выявлено, что существует статистически достоверное различие между уровнем статусного жизненного смысла в 1 и 2 группах (Uэмп=10770 при p≤0,05, rpb=0,131). Можно утверждать, что для учащихся психолого-педагогических классов достижение высокого статуса в жизни является более значимым, чем для старшеклассников не из классов психолого-педагогической направленности.
Статистически достоверных различий по смысложизненным ориентациям и осмысленности жизни между группами выявлено не было.
Для количественного анализа полученных данных по эссе был использован метод математической статистики – φ-угловое преобразование Фишера. Было выявлено, что доля лиц в группе учащихся психолого-педагогических классов, планирующих получать педагогическую специальность, выше, чем среди учащихся других классов (φ*эмп=1,677 при p≤0,05). При этом доля лиц точно знающих, что они не хотят получать педагогическую профессию и у них нет способностей к этому, среди учащихся ППК также достоверно выше, чем во второй группе (φ*эмп=2,791 при p≤0,01). Получается, что учащиеся, поступившие в психолого-педагогические классы, стремятся к осознанному выбору педагогической профессии, они понимают, какие для данной профессии необходимы способности и умения. Также старшеклассников, написавших про уважительное отношение, в первой группе больше, чем во второй (φ*эмп=2,638 при p≤0,01). Доля лиц среди учащихся ППК, отметивших необходимость для учителя «терпения», больше, чем среди учащихся не ППК (φ*эмп=1,911 при p≤0,05). О востребованности и необходимости профессии говорят в большей степени учащиеся из не психолого-педагогических классов (φ*эмп=2,029 при p≤0,05). Старшеклассники отмечают, что данная профессия является необходимой для общества, поэтому будет востребована всегда. По остальным характеристикам отношения достоверных различий выявлено не было.
Обсуждение результатов
Данное исследование позволяет увидеть, что само по себе поступление в психолого-педагогический класс не влечет за собой изменений в ценностно-смысловом компоненте психолого-педагогической культуры личности. Отсутствие значимых различий между подгруппами по большинству шкал методик связано, по нашему мнению, с отсутствием отбора в психолого-педагогический класс. Среди желающих не проводится диагностика педагогических способностей на этапе их поступления в 10 класс. В связи с этим формирование такого класса связано, прежде всего, с желанием учащихся. Поэтому более значимой становится работа педагога в рамках обучения старшеклассников в психолого-педагогическом классе. Поскольку уже в процессе обучения благодаря внедрению разработанной нами программы, направленной на формирование ценностно-смыслового компонента психолого-педагогической культуры, происходят изменения в ценностных и смысложизненных ориентациях, структуре жизненных смыслов и ценностном отношении к педагогической профессии. Однако даже в рамках констатирующего этапа исследования (до внедрения программы) можно увидеть различия в ключевых ценностях и смыслах. Так, старшеклассники из психолого-педагогических классов больше ценят безопасность себя и своих близких, а также проявление терпимости и заботы к окружающим, а в собственном поведении опираются на проявление доброты как ценности. В нашем понимании универсализм и доброта являются значимыми ценностями для личности будущего учителя и будут помогать ему в работе с учениками, поскольку проявление терпимости и доброжелательности к окружающим людям и своим близким в частности является одной из значимых педагогических способностей.
Примечательно, что в системе жизненных смыслов у старшеклассников из психолого-педагогических классов чаще доминируют такие жизненные смыслы, как экзистенциальный, статусный и самореализация. Значимость достижения высокого социального статуса в жизни для учащихся из психолого-педагогических классов может раскрываться в возрастающем престиже педагогической профессии, а также звании «вершителя судеб» и «создателя будущего», о которых упоминают школьники при ответе на эссе.
Стоит отметить, что постановка адекватных жизненных целей и высокий уровень осмысленности жизни являются значимыми характеристиками личности педагога. Ключевым отличием, выявленным в рамках данного исследования, является ценностное отношение к педагогической профессии у учащихся. Ученики из психолого-педагогических классов более четко и структурировано понимают собственное отношение, они больше знают о профессии педагога, могут отметить плюсы и минусы. Кроме того, старшеклассники из классов психолого-педагогической направленности при ответе на вопрос об отношении к профессии в большей степени отвечали на него с личностных позиций («я хочу быть» или «я не хочу быть»), что говорит об осмысленном отношении в выборе педагогической профессии. Развитие ценностного отношения к педагогической профессии необходимо не только для осознанного выбора профессии, но и для стремления развиваться в выбранном деле, становиться профессионалом, ценить и уважать других педагогов и их труд, а также понимания сущности педагогической профессии и деятельности, ее специфики.
Комплексных исследований ценностно-смыслового компонента психолого-педагогической культуры старшеклассников не проводилось, поэтому при сравнении результатов обратимся к анализу отдельных ценностных и смысловых образований старшеклассников. Схожие результаты по смысловому компоненту были получены Н.П. Кондратьевой, М.С. Дементьевой. Среди 32 учащихся старших классов г. Саранска у большинства был выявлен средний уровень по смысложизненным ориентациям [Кондратьева, 2018].
З. Павлович отмечает, что у современных сербских школьников гедонизм, самостоятельность и стимуляция являются ключевыми ценностными ориентациями [Pavlović, 2022], в то время как в нашем исследовании стимуляция не является значимой ценностью, однако результаты по ценности «Гедонизм» и «Самостоятельность» совпадают.
Выводы
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1) Учащиеся психолого-педагогических классов в большей степени ориентированы на ценность личности другого человека;
2) Учащиеся из психолого-педагогических классов больше стремятся к достижению высокого положения в обществе, признания;
3) У учащихся психолого-педагогических классов ценностное отношение к педагогической профессии более развито, присутствует личностная оценка.
Заключение
Таким образом, можно отметить, что ценностно-смысловой компонент психолого-педагогической культуры важно формировать на этапе допрофессиональной подготовки, в частности в рамках психолого-педагогических классов. Получается, что в классах психолого-педагогической направленности у учащихся формируется понимание педагогической профессии, своего места в этой профессии, старшеклассники анализируют свои способности и возможности, оценивают свои стремления к работе с детьми. В первую очередь это необходимо для осознанного выбора профессии и ценностного отношения к ней.
Обучение в психолого-педагогическом классе предоставляет психологические знания и навыки, связанные с формированием психолого-педагогической культуры в целом и ценностно-смыслового компонента в частности, что развивает ценностное отношение старшеклассников к педагогической профессии как личностную характеристику осознанного выбора, а также способствует повышению осмысленности жизни и формированию адекватного выбора жизненных целей; повышению структурированности жизненного смысла (с направленностью на развитие альтруистического, экзистенциального, коммуникативного и когнитивного жизненного смысла и самореализации); развитию ценностных ориентаций, направленных на окружающую действительность и людей (универсализм, доброта, безопасность); развитию ценностного отношения к педагогической профессии.
В дальнейшем планируется сравнение групп по большему количеству показателей, в том числе гендерным особенностям формирования ценностно-смыслового отношения, проведение факторного анализа (с целью определения состава ценностно-смыслового компонента), разработка программы, направленной на формирование ценностно-смыслового компонента психолого-педагогической культуры старшеклассников психолого-педагогических классов, которая будет реализовываться в рамках курса «Педагогика и психология». Внедрение данной программы в работу с психолого-педагогическими классами позволит уже на этапе допрофессиональной подготовки формировать у учащихся ценности и смыслы, значимые для эффективной реализации педагогической профессии, а также ценностное отношение к ней. Все это, по нашему мнению, будет положительно влиять на осознанный выбор педагогической профессии, стремление развиваться в ней и реализовывать свой потенциал.
Основным ограничением является исследование исключительно ценностно-смыслового компонента психолого-педагогической культуры старшеклассников без рассмотрения остальных компонентов данной категории и определения связей между ними.
Литература
- Белянина В.Б. Формирование психолого-педагогической культуры студентов: На примере преподавания педагогики и психологии на технолого-экономическом факультете: дисс. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2003. 179 с.
- Гребенникова Н.В. Ценностно-смысловой компонент психолого-педагогической культуры личности старшеклассников // Russian Journal of Education and Psychology. 2023. Т. 14. № 6. С. 359–372. DOI:10.12731/2658-4034-2023-14-6-359-372
- Казакова Е.И., Басюк В.С., Врублевская Е.Г. Проблема развития педагогической культуры школьников в условиях модернизации педагогического образования в России [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 3. С. 143–154. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2019_n3/Kazakova_Basyuk_Vrublevskaya?ysclid=m0tanqltl192612086 (дата обращения: 29.08.2024). DOI:10.17759/psyedu.2019110312
- Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.
- Кисова В.В., Воробьева А.В. Исследование психолого-педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-3. С. 128–130.
- Кондратьева Н.П., Дементьева М.С. Развитие ценностно-смыслового компонента психологической культуры старшеклассников [Электронный ресурс] // Проблемы современного образования. 2018. № 4. С. 45–56. URL: http://pmedu.ru/images/2018-4/04.pdf (дата обращения: 31.08.2024).
- Котляков В.Ю. Методика «Система жизненных смыслов» // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 2(542). Т. 1. С. 148–153.
- Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). М.: Смысл, 2000. 18 с.
- Ляшенко М.С., Даричева М.В., Минеева О.А. Методика формирования психолого-педагогической культуры студентов в вузе [Электронный ресурс] // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 4(38). С. 72–78. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-formirovaniya-psihologo-pedagogicheskoy-kultury-studentov-v-vuze (дата обращения: 01.09.2024).
- Машина Л.А. Становление и развитие психолого-педагогической культуры учителя: Дисс. ... канд. пед. наук. М., 1999. 178 с.
- Митина О.В., Сорокина В.В. Ценности старшеклассников: разработка компьютерного диагностического инструментария // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2015. № 1. С. 42–59.
- Нуркулова Э.Р., Нуркулова М.Р. Аксиологический компонент педагогической культуры [Электронный ресурс] // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. № 11. С. 463–468. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aksiologicheskiy-komponent-pedagogicheskoy-kultury (дата обращения: 07.09.2024). DOI:10.33619/2414-2948/84/60
- Организация деятельности психолого-педагогических классов: учебно-методическое пособие / сост. Е.В. Астапова, В.С. Басюк, Л.В. Байбородова и др. М.: Академия Минпросвещения России, 2021. 392 с.
- Осин Е.Н., Кошелева Н.В. Тест смысложизненных ориентаций: новые данные о структуре и валидности // Вопросы психологии. 2020. Т. 66. № 6. C. 150–163.
- Позднякова О.К. О формировании психолого-педагогической культуры будущего учителя [Электронный ресурс] // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. № 4(24). С. 25–32. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-formirovanii-psihologo-pedagogicheskoy-kultury-buduschego-uchitelya (дата обращения: 08.09.2024).
- Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России / Ш. Шварц, Т.П. Бутенко, Д.С. Седова, А.С. Липатова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 2. С. 43–70.
- Щербакова С.Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1998. 18 с.
- Development of psychological culture as a condition for effective personal self-actualization [Electronic resource] / G.V. Sorokoumova, T.E. Egorova, O.A. Kostina, et al. // International Conference “Fundamental Research of the Phenomenon of Happiness” [December 17-21, 2020] / In G. Sorokoumova and T. Grob (Eds.). Nizhny Novgorod, 2020. URL: https://www.researchgate.net/publication/354697777_Development_of_psychological_culture_as_a_condition_for_effective_personal_self-actualization (дата обращения: 04.09.2024). DOI:10.1051/shsconf/202112206001
- Pavlović Z., Stepanović Ilić I. Basic values as predictors of leisure-time activities among adolescents // Primenjena psihologija. 2022. Vol. 15. № 1. P. 85–117. DOI:10.19090/pp.v15i1.2349
- Refining the theory of basic individual values / H. Schwartz, J. Cieciuch, M. Vecchione, et al. // Journal of Personality and Social Psychology. 2012. Vol. 103. № 4. P. 663–688.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 59
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 26
Скачиваний
Всего: 14
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 9