Вестник практической психологии образования
2024. Том 21. № 2. С. 78–85
doi:10.17759/bppe.2024210210
ISSN: 2658-3100 (online)
Рефлексивно-смысловая педагогическая психология развития когнитивных и метакогнитивных аспектов человеческого капитала учеников и учителей
Аннотация
На фоне дифференциации традиционных и современных подходов к психолого-педагогическому анализу предметно-деятельностных и рефлексивно смысловых аспектов человекознания анализируется инновационное направление личностно ориентированного развивающего образования. Оно реализуется технологиями рефлексивной психологии творчества и продуктивно-смыcловой педагогики развития одаренных обучающихся и талантливых учителей. Представлен опыт актуального психолого-педагогического изучения когниций и метакогнитивных аспектов развития интеллекта и личности как компонентов человеческого капитала учащихся и учителей. Впервые выделены прецеденты и эксплицирована логика развития рефлексивно-смыслового направления педагогической психологии и эффективного опыта внедрения его достижений в образовательную практику. В связи с этим охарактеризован инновационный психолого-педагогический опыт продуктивного взаимодействия обучающихся и учителей в ряде научных школ (А.А. Бодалева, И.В. Дубровиной, Н.В. Кузьминой, Л.М. Митиной, А.И. Савенкова, И.Н. Семенова, В.Э. Чудновского, И.С. Якиманской), проинтерпретированный с позиций смысложизненной и акмеологической традиций в российском человекознании.
Общая информация
Ключевые слова: когнитивизм, метакогнитивизм, мышление, сознание, рефлексия, смыслообразование, субъект, человеческий капитал, педагогическая психология
Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024210210
Получена: 20.05.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Семенов И.Н., Калашников И.Г. Рефлексивно-смысловая педагогическая психология развития когнитивных и метакогнитивных аспектов человеческого капитала учеников и учителей [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 2. С. 78–85. DOI: 10.17759/bppe.2024210210
Полный текст
Российская педагогическая психология разрабатывает инновационные подходы (в т. ч. рефлексивно-смысловой [2; 6; 8; 15; 16; 19; 20]) во взаимодействии с классическими традициями (Н.А. Бердяев, Н.Я. Пэрна, М.М. Рубинштейн [10], Е.Н. Трубецкой, Л.С. Франк, Г.Г. Шпет, Л.С. Выготский, М.М. Бахтин [6]) и современными достижениями человекознания. Изучаемые в этих исследованиях когниции включают такие познавательные процессы (функционирующие относительно объектов, отражаемых психикой), как: восприятия, представления, память, внимание, мышление, воображение. Их протекание в сознании человека — как субъекта поведения и деятельности — определяется и управляется такими метакогнитивными процессами эмоционально-волевой, коммуникативно-личностной и рефлексивно-смысловой саморегуляции психики, как: чувства, желания, переживания, понимание, осознание, осмысление, отношение, рефлексия, направленность, целеполагание, мотивация, смыслообразование, самоопределение, самовыражение, самореализация. Когниции школьников изучались в онтогенезе познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления) А.А. Смирновым (см. [12]) и при формировании умственных действий П.Я. Гальпериным и Н. Ф. Талызиной [17]. Их достижения необходимо учитывать при актуальной ныне разработке средств цифровизации обучения и развития интеллекта.
Организуемое в образовании формирование когнитивных и метакогнитивных процессов призвано психологически обеспечить их развитие в целях обучения знаниям и воспитания сознания человека как субъекта поведения и деятельности. В истории цивилизации предлагаются различные пути обучения и воспитания в зависимости от культурных традиций, научных знаний и психолого-педагогических систем образования.
В российской педагогической психологии доминирует культурно-деятельностный подход. Его историко-научные предпосылки восходят к идеям философии марксизма в интерпретации С.Л. Рубинштейна [16] и к культурно-исторической психологии Л.С. Выготского — А.Р. Лурии. Она разработана их соратниками — А.Н. Леонтьевым (в концепции исторической детерминации онтогенеза психики) и П.Я. Гальпериным (в теории ориентировки как предмета психологии и в реализующей ее психотехнологии планомерного формирования умственных действий и понятий [17]). Эта когнитивная интенция в деятельностной традиции реализована в концепциях: формирования теоретических понятий и идеальных действий В.В. Давыдова, социально-генетического развития В.В. Рубцова, в деятельностной теории учения Н.Ф. Талызиной [17].
При этом Л.И. Божович (в теории развития личности) и А.В. Петровский (в концепции деятельностного опосредствования формирования личности в общении и группах) заложили основы перехода к изучению метакогнитивности личностного развития основных субъектов образования — учащихся и учителей. Метакогнитивная интенция отвечает социальной потребности в подготовке высококвалифицированных профессионалов с творческой инициативой и потенциалом роста человеческого капитала [13; 14] как фактором их конкурентоспособности, в т. ч. учителей [6; 13] для достижения акме-мастерства [8].
В этом социокультурном контексте актуально изучение связи когнитивных и метакогнитивных аспектов человеческого капитала в функции самодетерминации ими саморазвития в учебной деятельности. Научная новизна цикла наших [7; 9; 13; 14; 18] психолого-педагогических исследований этих аспектов определяется взаимодействием субъектно-деятельностного [16] и рефлексивно-смыслового подходов [15] к изучению когнитивных и метакогнитивных аспектов развития человеческого капитала [14] субъектов образования.
С этими подходами перекликаются как современные трактовки сознания, смысла, рефлексии [8; 15]), так и прецеденты становления рефлексивной психологии и смысловой педагогики метакогнитивного человекознания. Одним из них является философско-экзистенциальная концепция С.Л. Рубинштейна о «человеке и мире», развитая его научной школой [16]. Психолого-дидактически этот подход реализован его ученицей И.С. Якиманской [20] в концепции и психотехнологии личностно-развивающего образования учеников и учителей. Последователь другого ученика С.Л. Рубинштейна — директора ПИ РАО в 1983–1991 гг. А.М. Матюшкина — автор оригинальной концепции поисково-исследовательской деятельности одаренных детей и талантливых учителей А.И. Савенков [11] разработал и внедрил в образование развитие когнитивных и некогнитивных (в т. ч. личностных и культурных) аспектов их творчества.
Акме-технологии формирования профессионального мастерства учителей и рефлексивно-смыслового развития их педагогической одаренности изучает 100-летний патриарх российского человекознания Н.В. Кузьмина [4], организуя курсы лекций и мастер-классы по акме-педагогике для учительства и управленцев образовательных систем на основе психолого-акмеологической концепции их модернизации, разрабатываемой в созданной ею в качестве президента Санкт-Петербургской академии акмеологических наук.
С позиций культурно-деятельностной традиции в ПИ РАО и МГППУ в конце ХХ в. гг. И.В. Дубровина предложила концепцию практической психологии, реализованную системой психотехнологий развития современной школьной психологической службы. Она внедрена в практику посредством психотехнологий, методических пособий, учебников для обучающихся от первого до одиннадцатого классов и их учителей в целях обучения школьным знаниям психологии и воспитания психологической культуры фактически с рефлексивно-продуктивным учетом [2] их когнитивных и метакогнитивных аспектов в культурно-смысловом пространстве современного социума. При этом И.В. Дубровиной разработаны предметно-смысловые практики саморефлексии учителями их профессиональной деятельности и саморазвития своей личности и творчества в педагогическом коллективе.
В начале ХХI в. Л.М. Митина развернула в ПИ РАО И МГППУ исследования сотрудничества педагогов с учащимися с учетом свойств личности, важных для формирования конкурентоспособности учителей [5] — говоря современными дефинициями, подчеркнем — как субъектов человеческого капитала посредством развития когнитивных (интеллектуальных, перцептивных, мнемических) и метакогнитивных (в т. ч. рефлексивно-смысложизненных) компонентов [6] их учебно-познавательной деятельности. Это отражено в цикле монографий и пособий Л.М. Митиной [и др.], а также в 20 сборниках организованных ею международных ежегодных научно-практических конференций по актуальным психолого-педагогическим проблемам современного массового и инновационного образования.
На рубеже XX–XXI вв. под руководством А.А. Бодалева [8], А.А. Деркача, В.Э. Чудновского [19] группа энтузиастов несколько лет на ежегодных симпозиумах в ПИ РАО и РАГС изучает проблемы психологии смысла жизни человека и когнитивно-метакогнитивные аспекты его профессионально-творческого акме [8] в контексте модернизации обучения школьников и последипломного образования взрослых обучающихся — c позиций акмеологии развития профессионального мастерства и творчества выдающихся личностей [1].
Параллельно c рассмотренными рефлексивно-смысловыми разработками по развитию когнитивно-метакогнитивных ресурсов образования [3] участник этих симпозиумов И.Н. Семенов теоретически изучает проблемы смыслоообразования и интеллектуально-личностной рефлексии в творчестве выдающихся философов (В.А. Лефевра, Г.Г. Шпета, Э.Г. Юдина), психологов (С.Л. Рубинштейна [16], Б.М. Теплова, A.А. Смирнова [12], А.В. Брушлинского, Я.А. Пономарева, A.В. Петровского, М.Г. Ярошевского), педагогов (П.П. Блонского, К.Н. Вентцеля, М.М. Рубинштейна [10]), а также писателей-мыслителей (А.А. Зиновьева, М.М. Зощенко) и поэтов (У. Шекспира, Ф.И. Тютчева).
С учетом данного опыта построена рефлексивно-смысловая концепция развития творчества как процесса формирования человеческого капитала [13; 14; 18] в образовательной, познавательной, социокультурной деятельности. Эта концепция реализована в проектно-образовательной практике модернизации развивающего обучения и нравственного воспитания на всех ступенях непрерывного образования: дошкольного, среднего, высшего, последипломного [7].
Так, например, с целью развития когнитивных и метакогнитивных аспектов исследовательской деятельности обучающихся проектировалась система ежегодных научных конференций школьников с рефлексией творчества выдающихся ученых [1; 16; 17 и др. ] и изданием 20 сборников докладов и проектов молодежи на базе столичной гимназии № 1526 (директор заслуженный учитель РФ Т.Г. Болдина, научный руководитель академик АПСН И.Н. Семенов). Ее педагогический коллектив награжден премией Министерства просвещения РФ за разработку и внедрение в социальную практику инновационных образовательных проектов.
Анализ прецедентов и достижений изучения в различных научных школах когнитивных и метакогнитивных аспектов [2; 3; 6; 8; 11; 12; 14; 17; 18; 19; 20 и др.] развития личности и деятельности обучающихся и учителей — как основных субъектов образования — позволяет сделать общий вывод о становлении такого научно-гуманитарного направления, как рефлексивно-смысловая педагогическая психология. Эта конструктивная тенденция определяет одну из продуктивных психолого-педагогических перспектив дальнейшего фундаментально-прикладного развития человекознания и инновационной модернизации российского образования в социокультурных условиях современного общества.
Литература
- Бодалев А.А. О качествах личности великих или выдающихся как ориентире для воспитания молодежи // Мир образования — образование в мире. 2004. № 1 (13). С. 5–12.
- Дубровина И.В. Проблемы рефлексивной психологии и научного обеспечения инновационного образования // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2014. № 6. С. 74–81.
- Карпов А.А. Общие способности в структуре метакогнитивных качеств. Ярославль: ЯрГУ, 2014. 270 с.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985. 32 с.
- Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. 400 с.
- Митина Л.М. Смысл жизни как рефлексивный ресурс личностно-профессионального развития педагога // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2014. № 4. С. 81–89.
- Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования: Международная коллективная монография / Отв. ред. И.Н. Семенов, Т.Г. Болдина. Ногинск: Аналитика Роди, 2011. 402 с.
- Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: материалы 3–5 симпозиумов / Редкол.: В.Э. Чудновский, А.А. Бодалев и др. М.: Ось-89, 2001. 335 с.
- Репецкий Ю.А., Семенов И.Н., Сидорова А.Ю. Рефлексия смысла жизни и личностного самоопределения в контексте рефлексивно-инновационного тренинга // Мир психологии. 2001. № 2 (26). С. 177–186.
- Рубинштейн М.М. О смысле жизни. Труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу: В 2 т. М.: Территория будущего, 2004.
- Савенков А.И. Когнитивные и некогнитивные факторы академической и экзистенциальной успешности // Психология одаренности и творчества: Сборник научных трудов II международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 27 ноября 2020 года. М.: МГПУ, 2020. С. 22–26.
- Семенов И.Н. Выдающаяся роль А.А. Смирнова в институциональном развитии советской психологии при изучении памяти, мышления, рефлексии, творчества [Электронный ресурс] // Научная деятельность А.А. Смирнова и современные тенденции психологической науки: Сборник научных материалов к 125-летию со дня рождения А.А. Смирнова. М.: ТРИУМФ, 2020. С. 116–148. doi:10.32986/978-5-93673-296-6-10-2020-07
- Семенов И.Н. Методологические средства рефлексивно-педагогического менеджмента развития человеческого капитала субъектов образования в многоступенчатой системе их профессиональной подготовки // Hominum. 2023. № 2 (10). С. 144–157.
- Семенов И.Н. Методология, теория, практика рефлексивной психологии творчества и педагогики развития человеческого капитала [Электронный ресурс] // Известия Российской академии образования. 2023. № 3 (63). С. 44–63. doi:10.51944/20738498_2023_3_44
- Семенов И.Н. Философско-антропологическая проблематика рефлексивной психологии смысла в российском человекознании // Мир психологии. 2017. № 2 (90). С. 280–297.
- Семенов И.Н. Экзистенциально-личностная феноменология рефлексивного развития процессов самости «Я» как субъекта культуросозидающего научного творчества (к 100-летнему юбилею школы С.Л. Рубинштейна) [Электронный ресурс] // Известия Российской академии образования. 2022. № 4 (60). С. 3–23. doi:10.51944/20738498_2022_4_3
- Семенов И.Н., Водопьянов Д.А. Рефлексия развития педагогической психологии планомерного формирования умственных действий, творческого мышления и профессиональной подготовки психологов и педагогов (К юбилеям 100-летия Н.Ф. Талызиной и 120-летия П.Я. Гальперина) [Электронный ресурс] // Известия Российской академии образования. 2023. № 2 (62). С. 187–215. doi:10.51944/20738498_2023_2_187
- Семенов И.Н., Калашников И.Г. Методологические проблемы психолого-педагогического исследования когнитивных и метакогнитивных элементов человеческого капитала одаренных учащихся // Психология одаренности и творчества: Сборник научных трудов V международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 14–15 ноября 2023 года. М.: Известия института педагогики и психологии образования, 2023. С. 75–80.
- Чудновский В.Э., Звавич Л.И. Анатомия убеждений: логика, вера, конфликт, смысл жизни: для учащихся старших классов. М.: Интерпракс, 1993. 90 с.
- Якиманская И.С. Основы личностно-ориентированного образования. М.: Лаборатория знаний, 2015. 220 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 99
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 15
Скачиваний
Всего: 14
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1