Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2024. Том 14. № 4. С. 622–637
doi:10.21638/spbu16.2024.404
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Ментальная регуляция динамики психических состояний в диапазоне «повседневная — напряженная ситуация»
Аннотация
Статья посвящена изучению роли ментальных структур в регуляции психических со- стояний в динамике изменения напряженности ситуаций деятельности. Проведенное исследование опирается на разрабатываемую нами концептуальную модель ментальной регуляции психических состояний, которая основывается на системных позициях и концепциях самоорганизации. Цель исследования — выявить характер взаимосвязей способов саморегуляции, ментальных структур и эффективности саморегуляции психических состояний в динамике деятельности от повседневной ситуации к напряженной. Исследование осуществлялось в ходе трех видов деятельности в группах, состоящих из студентов (34 чел.), спортсменов (35 чел.) и офисных работников (30 чел.), из них мужчин — 47, женщин — 52, средний возраст — 23 года, всего — 99 человек. Применялись методики диагностики ментальных структур (рефлексии, системы Я, смысложизненных ориентаций), способов саморегуляции и регуляторных свойств, а также психических состояний и эффективности их регуляции. Исследование проводилось в несколько этапов: на первом этапе в каждой из трех групп диагностировались психические состояния, эффективность и способы их регуляции в повседневной ситуации, на втором этапе то же — в напряженной ситуации деятельности. Ментальные структуры респондентов диагностировались отдельно от ситуаций деятельности. В результате было установлено, что независимо от специфики деятельности структуры ментальной регуляции способствуют повышению числа позитивных состояний (сосредоточенность, радость, вовлеченность) и снижению негативных состояний (гнев, тревога, усталость, скука). Показано, что от повседневной к напряженной ситуации деятельности снижается количество взаимосвязей ментальных структур и эффективности саморегуляции состояний, что в большей степени характерно для спортивной деятельности и в меньшей — для учебной и трудовой. Увеличение числа негативных состояний в напряженных ситуациях деятельности, наряду со снижением включенности ментальных структур в регуляцию психических состояний, может свидетельствовать о ключевой роли последних в целостной системе регуляции состояний.
Общая информация
Ключевые слова: психическое состояние, саморегуляция, ментальная регуляция, динамика, рефлексия, напряженность
Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.404
Финансирование. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда, проект № 23-18-00232 «Ментальная регуляция психических состояний».
Получена: 03.04.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Прохоров А.О., Чернов А.В., Шимрова Л.А. Ментальная регуляция динамики психических состояний в диапазоне «повседневная — напряженная ситуация» // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2024. Том 14. № 4. С. 622–637. DOI: 10.21638/spbu16.2024.404
Литература
Анцыферова Л. И. Личность с позиций динамического подхода // Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь / отв. ред. Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова. М.: Наука, 1990. С. 7–17.
Гудкова Е. В. Валидизация методик изучения глобальных отношений личности к себе и к миру // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 11-2. С. 33–44.
Карпов А. В. Метасистемная организация уровневых структур психики. М.: Институт психологии РАН, 2004.
Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980.
Костромина С. Н., Гришина Н. В. Процессуальный подход в психологии личности // Научные подходы в современной отечественной психологии / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, Г. А. Виленская. М.: Институт психологии РАН, 2023. С. 504–524.
Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000.
Моросанова В. И. Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2021. № 1. С. 3–37. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.01.01
Моросанова В. И., Кондратюк Н. Г. Опросник В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения — ССПМ 2020» // Вопросы психологии. 2020. № 4. С. 155–167.
Назаров А. Н., Прохоров А. О. Методика изучения эффективности саморегуляции психических состояний // Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы Третьей международной научной конференции / под ред. Б. С. Алишева, А. О. Прохорова, А. В. Чернова. Казань: Казанский университет, 2018. С. 361–364.
Осницкий А. К. Регуляция деятельности и направленность личности. М.: Московский экономиколингвистический институт, 2007.
Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993.
Принцип развития в современной психологии / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2016.
Прохоров А. О. Ментальные механизмы регуляции психических состояний // Экспериментальная психология. 2021. Т. 14, № 4. C. 182–204. https://doi.org/10.17759/exppsy.2021140410
Прохоров А. О., Чернов А. В. Динамика познавательных состояний студентов с разным уровнем и направленностью рефлексии // Сибирский психологический журнал. 2019а. № 74. С. 110–125. https://doi.org/10.17223/17267080/74/7
Прохоров А. О., Чернов А. В. Рефлексивная регуляция психических состояний. М.: Институт психологии РАН, 2019b.
Прохоров А. О., Назаров А. Н. Методика исследования типологии методов саморегуляции психических состояний // Психология психических состояний: сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых / под ред. А. В. Чернова, М. Г. Юсупова. Казань: Казанский университет, 2019. С. 274–279.
Прохоров А. О., Юсупов М. Г. Методика измерения психического состояния в учебной деятельности студентов (краткий вариант) // Психология психических состояний: сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых / под ред. А. О. Прохорова. Казань: Казанский университет, 2011. С. 277–288.
Сергиенко Е. А. Системно-субъектный подход в психологии // Научные подходы в современной отечественной психологии / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко, Г. А. Виленской. М.: Институт психологии РАН, 2023. С. 241–272.
Харламенкова Н. Е. Динамический подход Л. И. Анцыферовой к психологическому исследованию личности: новые грани проблемы // Научные подходы в современной отечественной психологии / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко, Г. А. Виленской. М.: Институт психологии РАН, 2023. С. 461–477.
Heller D., Komar J., Lee W. The dynamics of personality states, goals, and well-being // Personality & Social Psychology Bulletin. 2007. Vol. 33. P. 898–910. https://doi.org/10.1177/0146167207301010
Inzlicht M., Werner K. M., Briskin J. L., Roberts B. W. Integrating models of self-regulation // Annual Review of Psychology. 2021. Vol. 72, no. 1. P. 319–345. http://dx.doi.org/10.1146/annurev-psych-061020-105721
Thornton M. A., Rmus M., Vyas A. D., Tamir D. I. Transition dynamics shape mental state concepts // Journal of Experimental Psychology: General. 2023. Vol. 152, no. 10. P. 2804–2829. https://dx.doi.org/10.1037/xge0001405
Информация об авторах
Метрики
Просмотров web
За все время: 1
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1
Скачиваний PDF
За все время: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0
Всего
За все время: 1
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1