Практическая подготовка психологов образования на уровне бакалавриата
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональные компетенции, ФГОС ВПО, психолого-педагогическое образование, бакалавриат, практика
Рубрика издания: Психологическое образование
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Егорова М.А. Практическая подготовка психологов образования на уровне бакалавриата // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Глубинные изменения российского общества требуют научно обоснованных инновационных подходов к решению проблемы профессиональной подготовки психологов для системы образования. На рынке образовательных услуг востребованы молодые люди, способные творчески подходить к решению актуальных психологических проблем детства, семьи, образования. Выпускник университета, вступающий в договорные отношения с работодателем, должен обладать компетенциями, которые позволят полноценно включиться в трудовую деятельность и эффективно выполнять должностные обязанности. Обобщенный образ выпускника направления подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» задается в первую очередь запросами тех учреждений, куда он трудоустраивается. Именно области профессиональной деятельности (образование, здравоохранение, социальная сфера, культура) определяют необходимый перечень профессиональных умений и навыков, уровень и глубину теоретической и общекультурной подготовки и, конечно, личностные и индивидуальные характеристики, важные для психологов образования. Ориентация на стандарт профессиональной деятельности психолога образования определяет целевую установку основной образовательной программы (ООП). Компоненты компетентностного портрета становятся своеобразными «точками роста» для всех учебных мероприятий. Они же являются основой:
1) образовательной парадигмы факультета, кафедры, ведущих подготовку психологов для системы образования (фундаментальная психологическая и педагогическая подготовка и практикоориентированный характер обучения);
2) новой модели практики, которая является обязательной и ориентирована на профессиональнопрактическую подготовку учащихся.
Современный руководитель имеет возможность выбирать претендентов на вакантные должности, поэтому образовательная программа призвана обеспечить у будущих педагогов-психологов конкурентные преимущества. Содержательная характеристика этих преимуществ наиболее полно представлена как перечень компетенций в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению 050400.62 «Психологопедагогическое образование» (приказ Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2010 г. № 200). Компетенции сформулированы с учетом, во-первых, требований профессии, во-вторых, международного опыта деятельности психолога в системе образования. Компетенцию определяют как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. В стандарте описаны компетенции, освоение которых гарантирует молодому человеку карьерный рост, перспективу личностного и профессионального развития:
- общекультурные компетенции (ОК),
- общие профессиональные компетенции (ОПК), необходимые в целом для работы в системе образования,
- профессиональные компетенции (ПК), необходимые для выполнения функционала педагогапсихолога.
Формирование заданных стандартом компетенций возможно исключительно в условиях деятельностного освоения профессиональных задач. В этой связи ФГОС ВПО предъявляет высокие требования не только к теоретическим, но и к практическим формам учебных занятий. Так, рекомендуется в блоках Б2 и Б3 ввести практикумы по современным информационным технологиям, общей и экспериментальной психологии; психолого-педагогический практикум. В учебном процессе занятия, проводимые в интерактивной форме, должны составлять не менее 25% аудиторных занятий (ФГОС ВПО по направлению 050400.62, п. 7.1).
Раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся (Там же, п. 7.15).
Методологическую основу практической подготовки будущих психологов образования составляют:
1) культурно-исторический и деятельностный подходы к построению образовательной среды и основной образовательной программы как ее компонента (обеспечивает преемственность образовательных технологий, системное единство образовательной среды, ориентацию на развивающие программы и технологии, которые позволяют осуществлять индивидуально- и практикоориентированный учебный процесс);
2) компетентностный подход в образовании, в рамках которого осуществляется формирование профессионально значимых способностей, знаний, умений, а образовательный процесс приобретает для учащихся личностный смысл (каждая компетенция обязательно должна быть последовательно представлена как результат освоения ООП в учебных программах теоретических дисциплин, практических занятий и практики);
3) концепция контекстного обучения, сущностной характеристикой которой является последовательное моделирование образовательной системы: форм, методов и средств обучения, его предметного и социально-психологического содержания;
4) концепция формирования системного мышления в обучении, главное звено которой – процесс усвоения практических умений посредством активной деятельности студента.
Принципиальный момент, заложенный в основу учебной и производственной практик, состоит в непрерывном обосновании для студентов высокой социальной значимости и востребованности их будущей профессиональной деятельности, поэтому в учебную деятельность включена задача личностного роста молодых людей. Развитие нравственных качеств и в целом личности будущего психолога приобретает в учебно-воспитательном процессе большое значение, поскольку психолог имеет дело с внутренним миром человека. Практика создает условия для самореализации, самовыражения, самоопределения в профессиональной деятельности, тем самым закладывает основу способности молодого человека работать в условиях конкуренции рынка труда в различных типах учреждений.
Являясь составной частью ООП, практика позиционируется как одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки бакалавра и рассматривается как эффективный механизм переноса полученных знаний и умений из теории в область повседневной профессиональной деятельности психолога образования. Наряду с другими интерактивными формами организации учебного процесса практика вызывает повышенный интерес учащихся, актуализирует их мотивационную готовность к работе в образовании, оказывает решающее значение в профессиональном выборе будущего места работы.
Основным содержанием практики как вида учебной работы является выполнение практических, учебных, учебно-исследовательских, научно-исследовательских, производственных, педагогических, творческих заданий, соответствующих характеру будущей профессиональной деятельности в учреждениях системы Департамента образования. Формирование опыта профессиональной деятельности на этапе обучения в вузе является целенаправленным, регулируемым процессом и задается особенностями содержания и технологиями образования. Необходимые компетенции формируются посредством моделирования профессиональных задач и анализа реальных профессиональных ситуаций.
Литература
- Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению 050400.62 «Психолого-педагогическое образование». URl: http://mon.gov.ru.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2581
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 7