Системный подход к формированию коммуникативных навыков подростков
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: коммуникативные навыки, конфликтные ситуации, неконфликтное общение, подростки, психопрофилактика, социально-психологический климат учебного коллектива, толерантность, учебно-воспитательный процесс, эмпатия
Рубрика издания: Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Бакуненко М.О., Феоктистова Я.С. Системный подход к формированию коммуникативных навыков подростков // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Одним из важнейших моментов в психологической поддержке учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении является создание такого социально-психологического климата в подростковом коллективе, который бы не допускал возникновения напряженности, конфликтности. Почти все коллективы развиваются неодинаково, характеризуются различной степенью сформированности культуры отношений и личностных качеств индивидуумов. Следует также заметить, что в настоящее время психологами признается необходимость развития социально-психологического климата коллектива, которое должно начинаться еще в школе. Педагоги и психологи должны формировать необходимые качества личности, помогать в овладении способами общения с людьми, развивать эмпатию и толерантность. Тема является актуальной еще и потому, что в последние годы значительно вырос интерес к профилактической и воспитательной работе с подростками в связи с внедрением ФГОС второго поколения в общеобразовательные учреждения.
Теоретической основой исследования выступили идеи формирования социально-психологического климата в детских коллективах (А.Л. Свенцицкий, А.Н. Лутошкин, Е.А. Климов, В.С. Мухина, Г.А. Цукерман, А.М. Прихожан, И.В. Дубровина и др.), подходы к исследованию конфликта как относительно самостоятельной проблемы, получившей развитие не только в психологии, но и в рамках социологии и культурологии (К. Маркс, Г. Зиммель, М. Вебер и др.).
В предлагаемом исследовании рассматривается внедрение профилактических программ по формированию коммуникативных навыков подростков, выступающих как система воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Целью данной работы является системное воздействие профилактических занятий, направленных на формирование коммуникативных навыков подростков как средство психологической поддержки воспитательной работы классного руководителя.
При доказанной эффективности использования профилактических программ системного воздействия их целесообразно внедрять в виде факультатива в образовательные учреждения. Такой подход может выступать одним из способов формирования устойчивых навыков по преодолению конфликтных ситуаций в подростковой группе, а также формированию техники общения. Внедрение и использование таких программ в образовательных учреждениях помогут педагогам в воспитательной работе с подростками.
В 2007–2010 гг. на базе МОУ гимназии № 13 г. Волгограда было проведено исследование, в котором приняли участие обучающиеся 6–8-х классов (121 подросток). По результатам исследования разработана и апробирована профилактическая программа «Мы вместе все преодолеем», рассчитанная на 32 часа, что позволяет внедрить ее в рамки факультативных занятий на весь учебный год.
Структура программы представлена двумя блоками, каждый из которых рассчитан на 16 часов. Первый блок программы «Учимся сотрудничать» направлен на формирование навыков разрешения конфликтных ситуаций, выбора той или иной позиции в конфликтной ситуации, приобретение коммуникативных навыков, умение владеть своими эмоциями, снятие агрессии, напряжения, а также преодоление стеснения, неуверенности, страха, создания благоприятной атмосферы в коллективе; второй блок «Действуем сообща» направлен на улучшение социально-психологического климата в подростковом коллективе, сплочение коллектива, помощь в осознании собственного Я и себя частью коллектива, развивает у подростков чувство собственного достоинства, эмпатию, толерантность, технику общения. По итогам занятий отмечалась положительная динамика, о чем свидетельствуют результаты, полученные в ходе исследования. Данная профилактическая программа может использоваться в воспитательной работе с подростками образовательных учреждений и поможет классным руководителям создать благоприятную атмосферу для гармоничного развития личности подростка.
Реализация профилактической программы в классах подростков позволяет сформировать устойчивые навыки и техники неконфликтного общения, высокий уровень развития школьного коллектива.
Литература
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб. : Питер, 2008.
- Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной, М. : Просвещение, 1991.
- Фундаментальное ядро содержание образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 2-е изд. М. : Просвещение, 2010.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология образования : учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М. : ВЛАДОС, 1995.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3101
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 6