Основы и перспективы развития дополнительного профессионального образования
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: дополнительное профессиональное обучение, система образования, глобализация в образовании, Болонский процесс, развитие личности, профессиональное самоопределение
Рубрика издания: Развивающее образование как развивающаяся образовательная практика
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Кагермазова Л.Ц. Основы и перспективы развития дополнительного профессионального образования // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Стремительные социально-экономические изменения в современном мире и проблемы, которые необходимо будет решать человеку XXI в., предполагают поиск нетрадиционных путей совершенствования основополагающих факторов, оказывающих особое влияние на становление каждой отдельной личности. К таким факторам относится система образования в целом и профессионального образования в частности. Одной из важнейших в этом отношении становится задача организации целенаправленного дополнительного профессионального образования (ДПО), обеспечивающего повышение квалификации и переподготовку взрослого населения. По мнению специалистов, эта система в скором времени получит в России такой импульс развития, что другие уровни образования, в частности высшее, будут развиваться в значительной мере именно за счет ДПО.
Система ДПО призвана дать возможность непрерывного получения образования. Стратегия нового времени в образовании через всю жизнь. Спрос на послевузовское образование за последние пять лет вырос более чем на 50% и составит в ближайшее время 7–8 млн человек: каждый десятый трудоспособный гражданин России будет получать дополнительное образование.
К сожалению, в российском законодательстве нет специального закона о ДПО, что затрудняет определение данного понятия, которое зачастую используется в контексте непрерывного или послевузовского видов образования. Однако происходящие в настоящее время процессы реформирования всей системы образования в России позволят окончательно сформировать систему и структуру образования в целом и ДПО в частности. Последнее обладает рядом устойчивых признаков: широким выбором программ, различных по целям, формам и срокам обучения; высокой зависимостью от спроса на рынке образовательных услуг. Это может быть отнесено к высшей форме диверсификации и интеграции, которые являются признаками глобализации в образовании и международного рынка образовательных услуг. Выделяют две основные тенденции глобализации в образовании – это унификация образовательных систем различных стран и превращение образования в одну из разновидностей бизнеса. Первую тенденцию связывают прежде всего с Болонским процессом, вторую – с Всемирной торговой организацией. Принятие за основу той или иной тенденции развития зависит от факторов и условий, их формирующих. При этом отмечаются структурные изменения в содержании образования с ориентацией учебных программ на «образовательный спрос», которые приобрели явно выраженный характер. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов, что возможно посредством реализации дополнительных образовательных программ [1, с. 112].
Следует сказать несколько слов об инновационных процессах, реализуемых в системе ДПО, которые можно классифицировать следующим образом:
- личностная ориентация образовательного процесса, основанная на изучении потребностей слушателей;
- структурная дифференциация, создающая представление о профессиональной деятельности системы ДПО;
- уровневая дифференциация – организация ДПО в соответствии с социальными особенностями слушателей, уровнем их подготовленности к обучению.
Использование перечисленных идей и технологий позволяет оптимизировать работу с педагогическими кадрами дополнительных профессиональных образовательных учреждений в России, сделать ее более системной, целенаправленной, позволяющей решать задачи модернизации современного российского образования.
Разработка проблемы профессионализации взрослого человека в отечественной психологической практике идет по двум научно-практическим направлениям. С одной стороны, в практической психологии (В.А. Бодров, К.К. Платонов, Б.М. Теплов) доминирует точка зрения, что требование профессии реализуется в рамках теории индивидуальных различий и профессионального психологического отбора. Профессиональная пригодность оценивается уровнем развития психологических свойств и психофизиологических качеств, сенсомоторики и нервно-психической устойчивости, исходя из первичности общих способностей и вторичности психологических изменений. Мотивация является компонентом общей системы развития, которая формируется и реализуется в процессе освоения деятельности [2, с. 89]. С другой стороны, важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионализации личности выступают ее способность находить личностный смысл труда, самостоятельно проектировать свою профессиональную жизнь, которую многие исследователи связывают с самоопределением. Профессиональное самоопределение – сознательный акт выбора профессии и утверждения собственной позиции в процессе ее освоения. Нам импонирует позиция Н.С. Пряжникова, который подчеркивает связь профессионального самоопределения с самореализацией и называет сущностью профессионального самоопределения самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации.
Анализируя понятие «профессиональное самоопределение», Е.А. Климов подчеркивает, что это не однократный акт принятия решения, а постоянно чередующиеся выборы. Наиболее актуальным выбор профессии становится в отрочестве и ранней юности, но и в последующие годы возникает проблема ревизии и коррекции профессиональной жизни человека. Это уже не самоопределение, а процесс становления, профессионализации, смена или расширение предмета деятельности.
Личность постоянно вынуждена изменяться в процессе профессионального становления, и на разных его стадиях одни и те же задачи профессионального развития решаются по-разному. Уточняется свое место в мире профессий, осмысливаются собственная социально-профессиональная роль, отношение к профессиональной деятельности и к самому себе. Осознание себя как профессионала и субъекта деятельности становится важным компонентом развития студента.
В соответствии с целями современного образования личность является центром любой образовательной системы. Очевидно, что любая педагогическая система должна быть личностно ориентированной, т. е. гуманитарной. Одним из первых принципов является, безусловно, личностно ориентированный подход, в центре которого стоит личность, сфера ее чувств и ценностей, то место, где происходит осознание человеком своего Я. Личность и ее развитие – главная цель профессионального образования.
Литература
- Горшкова Н.С., Наумова Е.А. Модель учреждения дополнительного образования в современных условиях: проблемы, идеи, практика // Внешкольник. 1997. № 9.
- Леках В.А. Системный подход в дополнительном образовании // Доп. образование. 1999. № 1.
- Попова Г.Н., Гайнулина В.М. О смысле развития дополнительного образования // Доп. образование. 2000. № 1.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3044
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 5