Диагностика профессиональных установок современных учащихся юношеского возраста

6

Аннотация

В статье представлена процедура модификации опросника И.М. Кондакова «Профессиональные установки подростков», разработанного более 35 лет назад. Актуальность исследования определяется задачей создания психодиагностического инструментария, соответствующего современным условиям взросления и самоопределения молодежи. Цель – модификация опросника «Профессиональные установки подростков» и его апробация. По результатам психометрического исследования данных, полученных с применением оригинального опросника, выдвинуто предположение об изменении психологического содержания отношения молодых людей 16-22 лет к профессиональному выбору в условиях постиндустриальной экономики. Выборку исследования составили обучающиеся десятых и одиннадцатых классов общеобразовательных учреждений и студенты средних профессиональных учебных заведений городов Москвы и Челябинска: 413 человек (M=16,9, SD=1,17, 57% девушек) на первом этапе и 362 человека (M=16,9, SD=1,19, 56% девушек) на втором этапе. Для решения исследовательских задач были использованы опросники: «Профессиональные установки подростков», «Активность в самореализации», «Эмоциональное отношение к будущему». Изменения социальной ситуации развития, обусловленные новыми технологиями и высокой подвижностью всей профессиональной сферы, привели к сужению показателей психологической готовности учащихся к выбору своего жизненного пути: формированию общего оптимистического, позитивного настроя на будущее либо выраженной неуверенности и нерешительности в правильности этого выбора. Вместе с тем обнаружено, что ведущие возрастные закономерности психологического развития юношества оказались устойчивыми к глобальным переменам цифрового мира, сохранили свою мотивационную функцию, связанную с переходом на следующий, взрослый, этап жизни. Модифицированный вариант опросника может использоваться как в исследовательских, так и в диагностических целях для определения психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению.

Общая информация

Ключевые слова: установки , самопознание, самоидентификация, профессиональное самоопределение, старшие подростки, разработка методики, надежность, валидность

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2025170108

Получена: 11.01.2025

Принята в печать:

Для цитаты: Андреева А.Д., Лисичкина А.Г., Бегунова Л.А. Диагностика профессиональных установок современных учащихся юношеского возраста [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2025. Том 17. № 1. С. 113–130. DOI: 10.17759/psyedu.2025170108

Полный текст

Введение

Проблема профессионального самоопределения учащихся юношеского возраста чаще связывается с уровнем его сформированности [1; 8; 14; 16; 21; 30; 32], а психолого-педагогическая практика ориентирована на оказание помощи старшеклассникам в самопознании, определении собственных склонностей и способностей, получении информации о профессиях, их востребованности, применении и способах получения соответствующего образования [34]. Однако вопрос психологической готовности учащихся к принятию первого ответственного решения в плане самоопределения редко оказывается в поле зрения как научных, так и диагностических исследований [6; 11; 12; 28; 29; 33; 35].

Одним из заметных подходов к выявлению личностной готовности старшеклассников к профессиональному выбору является предложенная И.М. Кондаковым методика «Профессиональные установки подростков», направленная на изучение именно психологических компонентов профессионального выбора, определяемых им как «профессиональные установки» [10]. Основой для данной методики послужил тест Дж. Крайтса [25; 26], разработанный в рамках исследований планирования карьеры как одного из аспектов формирования личной идентичности. Тест измеряет 5 когнитивных переменных (самооценка, профессиональная информация, выбор цели, планирование и решение проблем), влияющих на выбор карьеры [11; 25; 26; 28]. И.М. Кондаков понимает профессиональные установки как субъективное оценивание подростками оснований выбора профессии, которые «связаны, с одной стороны, с объективными требованиями самих ситуаций профессионального выбора, т.е. с задачами профессионального развития, а с другой – с уже имеющимся у личности опытом решения жизненных задач» [9, с. 123]. Такое определение отвечает общепсихологической трактовке понятия установки, данной С.Л. Рубинштейном: «Установка личности – это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление. Складываясь в ходе развития личности и постоянно перестраиваясь в процессе ее деятельности, установка как позиция личности, из которой исходят ее действия, включает в себя целый спектр компонентов, начиная с элементарных потребностей и влечений и кончая мировоззренческими взглядами или позициями личности» [18, с. 520].

И.М. Кондаков выделяет пять типов профессиональных установок старших подростков: «нерешительность в профессиональном выборе» (неуверенность в выборе, недостаток знаний о мире профессий); «рационализм профессионального выбора» (наличие плана действий); «оптимизм в отношении профессионального будущего» (уверенность в правильности выбора, перспективности профессии); «высокая самооценка» (переоценивание своих сил и способностей); «зависимость в профессиональном выборе» (несамостоятельность, податливость чужому влиянию) [9].

Задачи исследования. Профессиональное самоопределение молодежи, в том числе и психологическая готовность к выбору профессии, находятся в прямой зависимости от социально-экономических факторов, технологий, институциональных установлений, общественных и семейных ориентиров и приоритетов. Содержательная подвижность данного конструкта требует регулярного обновления критериев готовности юношей и девушек к выбору жизненного пути и модификации исследовательского инструментария. Задачей нашего исследования стала проверка репрезентативности данных о профессиональных установках современных учащихся юношеского возраста, получаемых при помощи известной и используемой в психолого-педагогической практике методики И.М. Кондакова «Профессиональные установки подростков», разработанной в 1989 году.

Метод

Модификация и апробация опросника «Профессиональные установки подростков» проводились с октября 2021 г. по апрель 2023 г. и состояли из двух этапов: анализа данных, полученных с применением оригинального варианта опросника, и стандартизации модифицированной версии опросника в соответствии с требованиями стандартных процедур проверки валидности и надежности [19; 36].

Методики. Для решения исследовательских задач были использованы опросники: «Профессиональные установки подростков» [10], «Активность в самореализации» [2], «Эмоциональное отношение к будущему» [5].

Полученные результаты обработаны методами описательной статистики, корреляционного анализа, факторного анализа с применением статистического пакета IBM SPSS Statistics 25.

Выборка исследования

Выборку исследования составили обучающиеся десятых и одиннадцатых классов общеобразовательных учреждений и студенты средних профессиональных учебных заведений городов Москвы и Челябинска: 413 человек (M=16,9, SD=1,17, 57% девушек) на первом этапе и 362 человека (M=16,9, SD=1,19, 56% девушек) на втором этапе.

Результаты и обсуждение

На первом этапе исследования старшеклассникам и студентам колледжа был предложен оригинальный опросник «Профессиональные установки подростков» [10], состоящий из 40 суждений, диагностирующий 5 типов профессиональных установок учащихся на основе субъективной оценки ими оснований выбора профессии [9].

Однако эксплораторный факторный анализ полученных нами данных, возможность применения которого была подтверждена значением критерия Кайзера-Мейера-Олкина (КМО=0,97), а также критерием сферичности Бартлетта (χ2=13466,82 и p<0,001), выделил только три фактора, объясняющих 63,11% дисперсии.

В фактор 1 вошли суждения, определяющие следующие установки: «оптимизм», «высокая самооценка», «рационализм» и «зависимость», причем наибольшим весом обладают суждения, относящиеся к установке «оптимизм в отношении профессионального будущего». Содержание фактора 2 включает суждения, связанные с установками «нерешительность», «рационализм» и «зависимость» профессионального выбора, наибольшим весом обладают суждения, относящиеся к установке «нерешительность профессионального выбора». В фактор 3 вошли суждения, определяющие установки «оптимизм», «высокая самооценка» и «зависимость», причем наибольший вес имеют утверждения, входящие в установку «зависимость в профессиональном выборе». Полученные результаты свидетельствуют о том, что для современных подростков данный опросник работает совершенно иначе, какие-то стратегии профессионального выбора оказываются малоактуальными. Можно с осторожностью предположить, что для сегодняшних старшеклассников и студентов колледжей «оптимизм в отношении профессионального будущего» связан не столько с выбором профессии, сколько с основным психологическим новообразованием данного возраста – устремленностью в будущее [4], «нерешительность в выборе профессии» имеет под собой те или иные рациональные основания, а «зависимость» отражает инфантильную надежду на то, что все как-нибудь устроится. Проверка этих предположений требует дополнительного исследования. Отметим только, что результаты исследований в рамках модели социально-когнитивной теории карьеры (SCCT), опирающиеся на теорию социального познания А. Бандуры [22], показывают, что люди с сильными убеждениями в своей эффективности более склонны добиваться сложных карьерных целей и проявлять настойчивость перед лицом трудностей [28].

Выявленные нами изменения могут быть связаны с двумя обстоятельствами. Во-первых, с 1989 г., когда впервые был представлен опросник, существенно изменился рынок труда, появилось множество новых профессий, возник феномен мультипликации профессиональных умений применительно к разным занятиям, позволяющий сравнительно легко менять направление профессиональной деятельности. Выбор профессии перестал быть судьбоносным, сделанным один раз и на всю жизнь, что, соответственно, снизило психологическую напряженность проблемы профессионального самоопределения [17]. Развитие новых технологий, динамика востребованности профессий на рынке труда поставили междисциплинарные задачи подготовки молодых людей к трудовой деятельности [34].

Также интересны результаты исследований взаимосвязи родительской поддержки и карьерной зрелости (готовности к выбору профессии), показавшие, что академическая (помощь по школьным предметам) и эмоциональная (насколько родители понимают и принимают своих детей) поддержка играет важную роль в развитии карьерных и профессиональных установок подростков. Лонгитюдное исследование корейских подростков 12-17 лет, в котором диагностика карьерной зрелости проведена при помощи теста Дж. Крайтса [25; 26], показало, что академическая и эмоциональная поддержка родителей положительно влияют на готовность к выбору профессионального обучения 15-летних школьников, а карьерная зрелость подростков, в свою очередь, стимулировала родителей сохранять прежний уровень академической и эмоциональной поддержки [31].

Во-вторых, существенно изменилась лексика, описывающая переживания старшеклассников, связанные с профессиональным выбором. Наши сегодняшние респонденты отмечают, что не всегда понимают точный смысл суждений опросника, таких, например, как «Если на моем профессиональном пути возникнут проблемы, то никак не из-за недостатка у меня ума», «Уже сейчас мне стоит предпринимать конкретные шаги к будущей профессии, а не ограничиваться лишь обдумыванием положения», «Мои требования к профессии такие же обычные, как и у моих сверстников», «Мне кажется, что обычно не создается условий, чтобы человек работал с полной отдачей» [9; 10].

По результатам факторного анализа данных и экспертной оценки содержательной валидности утверждений опросника мы пришли к выводу, что опросник не соответствует современной социальной ситуации развития старших подростков и юношей и требует модификации. Поэтому на втором этапе исследования был использован модифицированный вариант опросника «Профессиональные установки подростков», из которого были исключены утверждения, игнорируемые большинством  наших респондентов, а формулировки были приведены к лексике, более понятной современным учащимся. В окончательный вариант опросника вошли 24 утверждения (см. Приложение).

Эксплораторный факторный анализ модифицированного опросника (КМО=0,97, χ2=7931,80 и p<0,001) выделил всего два фактора, объясняющих 67,7% дисперсии: уверенность в будущем выборе как показатель психологической готовности к выбору профессии (оптимизм в отношении будущего, высокая самооценка, рационализм) и нерешительность в выборе профессии как показатель психологической неготовности к выбору профессии (нерешительность в выборе и зависимость от влияния других). Содержание факторов и их нагрузки представлены в табл. 1.

Таблица 1. Содержание факторов модифицированного опросника «Профессиональные установки подростков»

Номер пункта

Содержание пункта

Факторная нагрузка

Фактор 1 «Уверенность в будущем выборе» – 57,103% общей дисперсии

2

Выбор профессии не должен делаться под влиянием эмоций

0,66

3

Я могу отказаться от многих удовольствий ради престижной будущей профессии

0,68

5

Я чувствую, что уже пора готовиться к будущей профессии

0,84

6

Я верю, что стану первоклассным специалистом

0,89

8

Я верю, что смогу развить свои способности ради будущей профессии

0,79

9

Я знаю, что найду профессию по себе

0,87

10

Я чувствую себя уверенно, когда знаю, что мой профессиональный выбор одобряют другие люди

0,68

13

Я надеюсь, что выбранная профессия позволит раскрыть мою индивидуальность

0,80

14

Я надеюсь, что моя профессия будет востребованной в будущем

0,86

16

Я верю, что работа даст мне независимость от родителей

0,66

18

Я знаю, на какого профессионала я хочу стать похожим

0,76

19

Я надеюсь, что я буду с удовольствием заниматься выбранной профессией

0,88

20

Я приложу все усилия, чтобы сделать успешную карьеру

0,81

21

Я совсем не стремлюсь к взрослой и самостоятельной жизни

0,63

23

Для меня важна не профессия, а карьера

0,85

24

В будущей профессии мне хотелось бы стать известным человеком

0,75

Фактор 2 «Нерешительность в выборе профессии» – 10,601% общей дисперсии

1

Я слишком плохо знаю мир профессий

0,61

4

Мне нужны поддержка и помощь в выборе профессии

0,77

7

Мне трудно сделать выбор между привлекательными профессиями

0,81

11

Совершенно не знаю, на что ориентироваться при выборе профессии

0,82

12

Реклама многих профессий редко соответствует их реальному содержанию

0,63

15

Совершенно не знаю, с чего мне начать свой профессиональный путь

0,82

17

В выборе профессии я слишком поддаюсь внешним влияниям, советам, примерам

0,62

22

Я плохо представляю свое профессиональное будущее

0,74

 

Результаты конфирматорного факторного анализа подтвердили двухфакторную структуру модели. Индексы пригодности конечной модели можно считать приемлемыми: CMIN=3,90, df=251; p<0,001; CFI=0,91; RMSEA=0,09; SRMR=0,06, TLI=0,90 [23].

Эти факторы рассматриваются как две шкалы модифицированного варианта опросника. Дальнейшие психометрические процедуры были направлены на исследование надежности шкал по внутренней согласованности и определение конвергентной валидности. Полученные результаты представлены в табл. 2. По всем шкалам методики уровни статистической значимости для критерия Колмогорова-Смирнова меньше 0,05, следовательно, все распределения значимо отличаются от нормального. По всем шкалам методики получены приемлемые показатели внутренней согласованности (коэффициент альфа Кронбаха). Полученные результаты представлены в табл. 2.

Таблица 2. Описательные статистики, критерии нормального распределения и надежности опросника «Профессиональные установки подростков»

Шкалы

Критерий нормального распределения Колмогорова-Смирнова

 (альфа Кронбаха)

M (среднее)

SD (стандартное отклонение)

Эксцесс

Асимметрия

Уверенность в будущем выборе

0,202 (p=0,0001)

0,970

56,9694

27,43925

-0,653

-0,244

Нерешительность в выборе профессии

0,12 (p<0,001)

0,91

18,34

10,80

0,31

-1,26

По всем шкалам опросника уровни статистической значимости для критерия Колмогорова-Смирнова меньше 0,05, следовательно, все распределения значимо отличаются от нормального. По всем шкалам опросника получены приемлемые показатели внутренней согласованности (коэффициент альфа-Кронбаха). Стандартная ошибка эксцесса по всем шкалам опросника 0,257. Стандартная ошибка асимметрии по всем шкалам опросника 0,129.

Заключительным этапом работы с методикой стала проверка ее конвергентной валидности посредством установления корреляционных связей со шкалой «Активность в самореализации» [2] и опросником «Эмоциональное отношение к будущему» [5].

Показатели корреляционных связей между шкалами модифицированного опросника «Профессиональные установки подростков», опросников «Активность в самореализации» и «Эмоциональное отношение к будущему» представлены в табл. 3.

Таблица 3. Результаты корреляционного анализа модифицированного опросника «Профессиональные установки подростков» с опросниками «Активность в самореализации» и «Эмоциональное отношение к будущему»

Профессиональные установки

Эмоциональное отношение к будущему

Активность в самореализации

Страх

Тревожность

Индифферентное отношение

Заинтересованность

Спокойствие

Уверенность

Уверенность в будущем выборе

-0,01

-0,01

-0,04

0,15**

0,13**

0,13*

0,16**

Нерешительность в выборе профессии

0,10*

0,09

0,04

0,01

-0,04

-0,04

0,01

Примечание. ** – корреляция значима на уровне 0,01 (двусторонняя); * – корреляция значима на уровне 0,05 (двусторонняя).

Выявлена значимая положительная корреляционная связь установки «уверенность в будущем выборе» с такими показателями эмоционального отношения к будущему, как заинтересованность, спокойствие и уверенность, а также с направленностью на активную самореализацию. Установка «нерешительность в выборе профессии» значимо коррелирует с эмоцией страха перед будущим. Таким образом, модифицированный опросник «Профессиональные установки подростков» И.М. Кондакова позволяет с достаточной степенью надежности выявить психологическую готовность старшеклассников к переходу на следующий возрастной этап, связанный с выбором профессии и получением профессионального образования.

Бланк опросника с инструкцией, правилами обработки, нормативными показателями и ключом представлены в Приложении. Перевод первичных тестовых баллов в эти шкалы производится с помощью процентилей.

По данным И.М. Кондакова, в 1980-е годы для старшеклассников были типичны такие профессиональные установки, как «нерешительность в профессиональном выборе»; «рационализм профессионального выбора»; «оптимизм в отношении профессионального будущего»; «высокая самооценка»; «зависимость в профессиональном выборе» [9; 10]. Для современных старших подростков актуальны лишь две – «уверенность в будущем выборе» и «нерешительность в выборе профессии».

Выше мы уже говорили о том, что профессиональные установки сегодняшних старшеклассников обусловлены современной социальной ситуацией развития, своеобразие которой определяется характерными для цифровой экономики требованиями к работнику и профессионалу. Высокая подвижность содержания и структуры всей профессиональной сферы, постоянное возникновение новых видов труда, широкие возможности профессиональной самореализации приводят к тому, что получение среднего и высшего профессионального образования выступает для учащихся в качестве общего направления подготовки, в русле которого они смогут впоследствии развить, расширить или изменить не только свои навыки и умения, но и сам род занятий. По-видимому, они не рассматривают свой первый профессиональный выбор как окончательный и неизменный, что существенно снижает психологическую напряженность самого выбора и повышает оптимистичное отношение к своему взрослому будущему.

Вместе с тем результаты исследования показали, что, несмотря на существенные изменения профессиональной сферы, сопутствующие постиндустриальной цифровой экономике, возникновение глобальной тенденции медленного взросления молодежи, сохранили свою значимость и ведущие возрастные закономерности психологического развития учащихся юношеского возраста. Доминирование у наших респондентов профессиональной установки «уверенность в будущем выборе» соответствует основному новообразованию юношеского возраста – устремленности в будущее, направленности личности на определение дальнейшего жизненного пути и выбор профессии [4]. Данный параметр может служить диагностическим показателем уровня личностной зрелости учащихся юношеского возраста, признаком их психологической готовности к профессиональному самоопределению. Роль перспективы будущего времени как посредника между родительской поддержкой, связанной с выбором профессии, и карьерной зрелостью подростков установлена и на выборке китайских подростков [24].

Современные исследования свидетельствуют об устойчивом снижении доли старшеклассников, ориентирующихся при выборе профессии на мнение других людей – родителей, педагогов, сверстников, что также связано с высокой подвижностью всей профессиональной сферы [7; 20]. Если в 70-80-х гг. прошлого века почти 60% старшеклассников следовали советам или примеру родителей [13; 15], то уже к началу 90-х гг. они составляли лишь около трети выпускников [10], а по данным 2021 г. на мнение старших ориентировалось чуть более 14% учащихся [3].

В то же время почти неизменным остается число старшеклассников, испытывающих неуверенность и затруднения в профессиональном выборе, связанные с низким уровнем информированности о существующих профессиях и способах их получения, слабой мотивированностью к обучению, недостаточной осознанностью собственных способностей и склонностей. Однако в зарубежных исследованиях показано влияние активного получения профессиональных навыков подростками 12-18 лет на формирование их профессиональных установок. Предикторами готовности к карьере выступают количество и качество трудовых навыков, полностью достигнутых индивидуумами в посещаемой школе/колледже, а не их пол или этническая принадлежность [27].

Наши исследования показывают, что у 49% выпускников общеобразовательной школы профессиональная идентичность находится в состоянии моратория [3], что отражает другую тенденцию современности, а именно – медленное взросление молодежи.

Мы полагаем, что профессиональные установки современных старших подростков и юношей определяются этими двумя сосуществующими тенденциями взросления – устремленностью в будущее, оптимизмом по отношению к нему и трудностью принятия ответственного решения в плане самоопределения, что и нашло отражение в результатах нашего исследования, проведенного с применением модифицированного варианта опросника И.М. Кондакова «Профессиональные установки подростков».

Заключение

Проведенное исследование показало, что профессиональные установки современных учащихся юношеского возраста претерпели существенные изменения по сравнению с эпохой индустриальной экономики. Появление новых технологий, новых профессий, высокая подвижность всей профессиональной сферы привели к сужению показателей психологической готовности учащихся к выбору своего жизненного пути: формированию общего оптимистического, позитивного настроя на будущее либо выраженной неуверенности и нерешительности в правильности этого выбора. Вместе с тем обнаружено, что ведущие возрастные закономерности психологического развития юношества оказались устойчивыми к глобальным переменам цифрового мира, сохранили свою мотивационную функцию, связанную с переходом на следующий, взрослый, этап жизни.

Модифицированный вариант опросника «Профессиональные установки подростков» имеет хорошие психометрические показатели надежности, внутренней согласованности и конвергентной валидности. Он может использоваться как в исследовательских, так и диагностических целях для определения психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению. Применение данного опросника в качестве дополнительного инструмента при выявлении уровня сформированности профессиональной идентичности [1] позволит более дифференцированно подходить к организации профориентационной работы со старшеклассниками. В частности, мораторий на принятие решения или несформированная профессиональная идентичность могут быть следствием как психологической неготовности учащегося к данному выбору, так и его недостаточной информированности и ориентированности в мире профессий. Эффективность психологической поддержки в значительной степени определяется точностью диагностического этапа обследования.

Ограничение исследования связано с тем, что оно проводилось в крупных городах с развитой профессиональной и образовательной средой. Такой подход повысил достоверность сравнительных данных, поскольку в исследовании И.М. Кондакова также участвовали старшеклассники московских школ, однако для получения более полной картины профессиональных установок современных учащихся необходимо их изучение и в населенных пунктах иного статуса.

Литература

  1. Азбель А.А. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников: дисс. … канд. психол. наук. СПб., 2004. 219 с.
  2. Андреева А.Д., Лисичкина А.Г. Психологическая готовность учащихся раннего юношеского возраста к активной самореализации: методический инструментарий // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2023. № 1. С. 96–109. DOI:10.18384/2310-7235-2023-1-96-109
  3. Андреева А.Д., Лисичкина А.Г., Бримова Л.А. Динамика формирования профессиональной идентичности у старшеклассников московских и региональных школ // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2021. № 2. С. 127–140. DOI:10.18384/2310-7235-2021-2-127-140
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. 464 c.
  5. Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения: дисс. … докт. психол. наук. М., 1996. 285 с.
  6. Головей Л.А., Данилова М.В., Груздева И.А. Психоэмоциональное благополучие старшеклассников в связи с готовностью к профессиональному самоопределению // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 6. C. 63–73. DOI:10.17759/pse.2019240606
  7. Данилова Е.Е. Мотивация выбора будущей профессии у старшеклассников мегаполиса // Актуальные проблемы психологического знания. 2021. № 1-2(55). С. 31–38.
  8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2007. 304 с.
  9. Кондаков И.М. Диагностика профессиональных установок подростков // Вопросы психологии. 1997. № 2. С. 122–130.
  10. Кондаков И.М. Индивидуально-психологические особенности подростков в выборе профессии: дисс. … канд. психол. наук. М., 1989. 153 с.
  11. Кондратюк Н.Г., Бурмистрова-Савенкова А.В., Моросанова В.И. Шкала карьерно-адаптационных способностей М. Савикаса и Э. Порфели: психометрические характеристики русскоязычной версии на выборке подростков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021. Т. 18. № 3. С. 555–575. DOI:10.22363/2313-1683-2021-18-3-555-575
  12. Кондратюк Н.Г., Бурмистрова-Савенкова А.В., Моросанова В.И. От чего зависят профессиональные планы старших школьников? // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 20. № 3. С. 500–522. DOI:10.17323/1813-8918-2023-3-500-522
  13. Крылов Н.И. К вопросу о мотивации профессиональных намерений учащейся молодежи // Мотивация личности: феноменология, закономерности и механизмы формирования: сборник научных трудов / Отв. ред. А.А. Бодалев. М: АПН СССР, 1982. 120 c.
  14. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 51–59.
  15. Кухарчук А.М., Ценципер А.Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск: Народная асвета, 1976. 128 c.
  16. Осницкий А.К., Истомина С.В. Роль регуляторного опыта в профессиональном самоопределении старшеклассников // Психология и школа. 2008. № 4. С. 54–
  17. Пряжников Н.С. Проблема переосмысления понятия «профессия» в меняющихся социокультурных реалиях // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2018. Т. 3. № 1. С. 4–22.
  18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
  19. Руководство по стандартизации психодиагностического инструментария: требования и оценка качества: учебное пособие / Под ред. М.Г. Сороковой. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. 48 с.
  20. Снегова Е.В., Мальцева С.Е. Психологическое исследование профессиональных предпочтений старшеклассников // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2019. Т. 32. № 2. С. 130–
  21. Akkermans J., Spurk D., Fouad N. Careers and Career Development // Oxford Research Encyclopedia of Psychology / In O. Braddick (ed.). UK: Oxford University Press, 2021. P. 1–40. DOI:10.1093/acrefore/9780190236557.013.557
  22. Bandura A. Social Foundations of Thought and Action: A Social Cognitive Theory. 2nd ed. Prentice-Hall, 1986. 617 p.
  23. Brown T.A. Confirmatory Factor Analysis for Applied Research. 2nd ed. Taylor&Francis, 2015. 462 p.
  24. Chen Q., Zhong M., Lu L. Influence of career-related parental support on adolescents’ career maturity: A two-wave moderated mediation model // Journal of Career Development. 2023. Vol. 50. № 3. P. 580–594. DOI:10.1177/08948453221118927
  25. Crites J.O. The Career Maturity Inventory. 2nd ed. Monterey, CA: CTB/McGraw-Hill, 1978. 270 p.
  26. Crites J.O., Savickas M.L. Revision of the career maturity inventory // Journal of Career Assessment. 1996. Vol. 4. № 2. P. 131–138. DOI:1177/106907279600400202
  27. Dodd V., Hanson J., Hooley T. Increasing students’ career readiness through career guidance: measuring the impact with a validated measure // British Journal of Guidance & Counselling. 2021. 50. № 2. P. 260–272. DOI:10.1080/03069885.2021.1937515
  28. Effectiveness of career guidance workshops on the career self-efficacy, outcome expectations, and career goals of adolescents: an intervention study / L. Jemini Gashi, et al. // International Journal of Adolescence and Youth. 2023. Vol. 28. № P. 689–702. DOI:10.1080/02673843.2023.2281421
  29. Kim J.H., ShinS. Effects of self-reflection-focused career course on career search efficacy, career maturity, and career adaptability in nursing students: A mixed methods study // Journal of Professional Nursing. 2020. Vol. 36. № 5. P. 395–403. DOI:10.1016/j.profnurs.2020.03.003
  30. Lau P.L., Chung Y.B., Wang L. Effects of a career exploration intervention on students’ career maturity and self-concept // Journal of Career Development. 2019. Vol. 48. № 4. P. 311– DOI:10.1177/0894845319853385
  31. Lim S.A., Jung Y.H. Reciprocal effects between parental support and career maturity in the developmental process of career maturity // Current Psychology. 2024. Vol. 43. № P. 6261–6270. DOI:10.1007/s12144-023-04821-9
  32. McDonald K.S., Hite L.M. Career Development: A Human Resource Development Perspective. 1nd ed. New York: Routledge, 2015. 208 p. DOI:10.4324/9781315767406
  33. Rahim N.S.A., Jaafar W.M.W., Arsad N.M. Career maturity and career decision-making self-efficacy as predictors of career adaptability among students in foundation program, Universiti Putra Malaysia // Asian Journal of University Education. 2021. Vol. 17. № 4. P. 464–477. DOI:10.24191/ajue.v17i4.16181
  34. Vocational Education Development Framework in 21st Century / W. Wagiran, et al. // 1st International Conference on Technology and Vocational Teachers (ICTVT 2017). Netherlands: Atlantis Press, 2017. Vol. 102. P. 395–
  35. What do we know about career and development? Insights from Career Development International at age 25 / V. Arup, et al. // Career Development International. 2022. Vol. 27. № P. 113–134. DOI:10.1108/CDI-08-2021-0210
  36. Ziegler M. Psychological Test Adaptation and Development – How Papers Are Structured and Why // Psychological Test Adaptation and Development. Vol. 1. № 1. P. 3–11. DOI:10.1027/2698-1866/a000002

Информация об авторах

Андреева Алла Дамировна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, заведующая лабораторией на¬учных основ детской практической психологии,, Психологический институт РАО (ФГБНУ ПИ РАО), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1253-8903, e-mail: alladamirovna@yandex.ru

Лисичкина Алена Геннадьевна, научный сотрудник лаборатории научных основ детской практической психологии, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5411-2396, e-mail: al1975@spartak.ru

Бегунова Людмила Анатольевна, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории научных основ детской практической психологии, ФГБНУ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований» (ФГБНУ ФНЦ ПМИ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9704-7096, e-mail: lab6510@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 12
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 6
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 6