Создание видеороликов подростками как инструмент патриотического и гражданского воспитания в средней школе
Аннотация
В статье рассмотрена деятельность по созданию видеороликов подростками в качестве нового педагогического инструмента гражданского и патриотического воспитания в средней школе. 20 учащихся восьмых классов МБОУ СОШ № 4 г. Кашира подготовили 10 видеороликов о своих родственниках, являющихся участниками и очевидцами ВОВ, а также видео-интервью с ветеранами города. Цели создания видеороликов – укрепить связь поколений, воспитать чувство гордости за свою страну, сохранить память об исторических событиях, научить молодое поколение адекватно оценивать события ВОВ. Работа школьников была организована в несколько этапов и включала обучение искусству интервьюирования, сбор и анализ документального материала, формирование навыков работы перед камерой и свободного изложения своих мыслей, а также развитие цифровых и технических навыков (умение обращаться с оборудованием, устанавливать свет, снимать и монтировать видеоматериал). Подростки отметили, что благодаря деятельности по созданию видеороликов, организованной в проектной форме, они лучше освоили командную работу, научились понимать исторический контекст событий ВОВ, почувствовали свою сопричастность к истории страны, сблизились со своими родными, стали более осознанными и ответственными. Педагоги и специалисты, работавшие с подростками, отметили их эмоциональные переживания и вовлеченность, школьники стали чаще проявлять проактивную гражданскую и патриотическую позиции. Видеоролики стали частью архива школьного музея, они были включены в экскурсии по музею, также на их основе были проведены классные часы и «Разговоры о важном», приуроченные к Дню Победы.
Общая информация
Ключевые слова: подростки, видео , гражданское сознание, патриотическое воспитание, Великая Отечественная война
Рубрика издания: Психолого-педагогические аспекты обучения в цифровой образовательной среде и вопросы цифровой дидактики
Тип материала: материалы конференции
Финансирование. подростки, видеоролик, гражданское воспитание, патриотическое воспитание, Великая Отечественная война
Для цитаты: Поскакалова Т.А., Хуснутдинова М.Р., Овчинникова Е.А. Создание видеороликов подростками как инструмент патриотического и гражданского воспитания в средней школе // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2024): сб. статей V международной научно-практической конференции. 14—15 ноября 2024 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. С. 692–705.
Полный текст
Введение
Сегодня в связи с широким использованием цифровых технологий в образовании, с появлением поколения молодых людей, не представляющих свою жизнь без цифрового пространства, экспертное сообщество находится в поиске новых педагогических технологий. Такие технологии должны привлечь интерес современного подростка к обучению, а также относиться к активному обучению, опираться на проектные технологии, развивать навыки 21 века, мульти-грамотность и отвечать возрастным потребностям подростков, а кроме того, обладать социальным аспектом, помимо интеллектуального и физического аспектов [3; 10]. Одним из таких быстро осваиваемых педагогами и инновационных инструментов является создание учениками видеороликов в учебных целях (video composing, video creation, creation of video assignments).
Благодаря разнообразию форм видеороликов (художественные и документальные видео, интервью, пластилиновая и рисованая анимация и др.), а также приемам их создания, расстановке акцентов во время работы над видео, практики по их созданию – могут эффективно быть встроены в школьную программу по различным предметам[14]. Так, проекты и задания по созданию видеоконтента, видео-высказываний или видео-отчетов включают создание учениками собственного видеопортфолио/видеопрезентации, обзора любимой книги, видео-инструкции по приготовлению любимого блюда, видеотура для гостей школы, импровизированного видео-диалога (интервью) с какой-либо известной личностью[1] [11; 12].
Создание видео может быть способом как формирования и развития, так и оценки знаний и навыков. Считается, что видео, созданные учащимися, дают им возможность развивать цифровые, креативные, коммуникативные и лингвистические навыки, обучаться в увлекательной и мотивирующей форме в атмосфере сотрудничества [9; 16].
Однако, несмотря на активное развитие данной педагогической технологии в зарубежных странах, в России опыт по созданию видеороликов пока не получил широкого распространения. Данная технология представлена в виде программ дополнительного образования, работ в рамках кружкового движения, в форме отдельных инициатив, например, школьных проектных конкурсов видеороликов, видеопоздравлений к значимым датам и праздникам (Дню Учителя, юбилею школы и т.д.), медиа-конкурсов различного уровня [2; 5; 6].
Исследование
В целях дальнейшего изучения потенциала и расширения применения технологии создания видеоматериалов учениками было проведено исследование под руководством О.В. Рубцовой в рамках проекта «Разработка технологии преодоления рисков подросткового возраста: школьный театр, основанный на ролевом экспериментировании». Главным продуктом проекта предполагался спектакль о Великой Отечественной войне, основанный на воспоминаниях родственников участников исследования. Однако по мере бесед со школьниками выяснилось, что сбор документального материала является самым трудным этапом в реализации проекта, а сами подростки неуверенно чувствуют себя в историческом материале при наличии интереса. Данная проблема связана с забвением или недопониманием событий ВОВ, что характерно и для зарубежных стран [13; 15].
Другим фактором является разрушение исторической памяти и перестановка акцентов в результате пересмотра итогов Второй мировой войны, что создает угрозы дезинформации и искаженного восприятия ВОВ современным поколением подростков, иными словами – информационные риски, влияющие на сознание молодого поколения, их патриотическое воспитание [1;7]. Ощутив затруднения в подготовке спектакля, подростки откликнулись на предложение собрать материалы посредством записи и монтажа видео как наиболее удобной и перспективной для получения актуальных навыков, например, для дальнейшего видеоблоггинга в их личных целях, формы.
Таким образом, выборка участников, работавших над видеороликами, составила 20 подростков в возрасте 14-15 лет из 8 «А», 8 «Б» и 8 «В» классов МБОУ СОШ №4 г. Кашира Московской области. Для изучения восприятия деятельности по созданию видео подростками, оценки результатов был использован метод глубинного интервью (с развернутыми ответами). Интервью проводилось по завершению всего проекта со всеми подростками-участниками деятельности по созданию видеороликов, так и с педагогами школы (с классными руководителями 8-х классов: социальный педагог, учитель русского языка и литературы, преподаватель ОБЖ) и приглашёнными для участия в проекте специалистами (педагог по театральной деятельности и журналист). Работа над видеороликами длилась с марта по май 2024 г. Исследование включало 12 занятий по 45 мин.
Ход исследования
Работа над видеороликами состояла из 11 шагов от мотивационной и отборочной фазы до этапа включения результатов в школьную жизнь.
Шаг 1. Знакомство с основами интервьюирования в театрализованной форме (2 занятия). Занятия были установочными и проведены среди трех 8-х классов для выявления желающих участвовать в создании видеороликов. Подростков случайным образом разбили по парам, каждой паре был выдан стимульный материал, который содержал уже готовые вопросы для партнера по собеседованию на нейтральные темы (хобби, предпочтения, интересы и др.), а также место для записи собственных вопросов. Один и тот же материал был представлен дважды (дублирован) в левой и правой части листа с заданием. Сначала подростки внимательно и молча осматривали случайным образом выбранного собеседника, предполагая и отвечая на вопросы в левой стороне листа, как бы тот мог ответить на вопросы интервью. Так у них складывался образ будущего собеседника. Затем подростки брали друг у друга интервью, фиксируя реальные ответы собеседника. После интервьюирования друг друга, подростки в рамках своей пары сверяли свои ответы-предположения и полученные ответы от собеседника. Затем им было предложено разыграть интервью, примерив образы любимых звезд. Такой подход сдружил и раскрепостил участников тренинга, способствовал развитию навыков свободной импровизации, помог лучше узнать друг друга. Многие подростки оценили этот опыт как интересный и положительный, даже если они отказались в дальнейшем от участия в исследовании.
Шаг 2. Разработка предварительного гайда (перечня вопросов) для интервью (1 занятие). С подростками был проведен урок истории, основанный на исторических событиях области – рассказ о битве за Москву в 1941 г., роли местного ополчения г. Кашира и соседних сел, декабрьских событиях и отражении наступления фашистских войск Беловым. Также подростки были опрошены на предмет знаний о своей семье в период ВОВ, было проведено обсуждение важности этих знаний. Подростки проявили интерес к теме, но они практически ничего не знали о своих родственниках. В результате дискуссии был разработан черновик перечня вопросов для интервью. Подростков в основном интересовали бытовые подробности того периода и эмоциональное состояние своих родственников, приёмы, которые они использовали для борьбы со стрессом. Особенно школьники настаивали на включение в список вопроса о влиянии событий ВОВ на дальнейшую мирную жизнь их очевидцев и участников.
Шаг 3. Сбор документального материала - интервью (домашняя работа). Подростки по возможности постарались узнать у родных о предках в период ВОВ, некоторые посетили своих пожилых родственников или созвонились с ними, подключили к поиску материала широкий круг родственников. Однако в большинстве случаев подростки посредством интервью материал собрать не смогли, так как некоторые были в натянутых отношениях с родителями и не хотели обращаться к папам и мамам за помощью в выполнении задания из-за сложившихся ранее напряжённых и конфликтных отношений. У других участников исследования не было возможности опросить близких пожилого возраста ввиду произошедшего разрыва родственных связей, например, из-за переезда. Те подростки, кто не смог связаться с родственниками, нашли официальную информацию по официальным источникам об участниках ВОВ, другие попробовали записать интервью с пожилыми соседями или знакомыми.
Шаг 4. Теоретический блок по видеосъемке с элементами практики (2 занятия). В результате занятий с приглашенным тележурналистом подростки научились брать интервью: познакомились с основами журналистской этики; узнали, как правильно задавать наводящие вопросы, выводить интервьюируемого на заданную тему; отработали в импровизационной манере приемы вовлечения интервьюируемого в беседу. Также они научились использовать специальную аппаратуру и программное обеспечение (штативы, приложения смартфонов, компьютерные программы для монтажа и др.). Школьники научились выставлять свет, правильно производить запись, пользоваться микрофоном, редактировать отснятый материал и т.д.
Шаг 5. Съемка документального материала: интервьюирование друг друга (2 занятия). На основе собранного материала о родственниках или иных лицах, принимавших участие в ВОВ или сохранивших память об этом периоде, школьники освещали найденный документальный материал на камеру как в форме интервью, так и в форме монолога. Восьмиклассники принимали участие не только в качестве партнёров по интервью, но и пробовали себя в роли операторов. Некоторые интервью были пересняты или не взяты в дальнейшую работу из-за технически некорректно отснятого материала или выставленного звука и света.
Шаг 6. Съемка интервью у блокадницы и других ветеранов (1 занятие). Во время школьных памятных мероприятий в школьном музее была организована встреча с ветеранами, которая включила в себя видеозапись интервью с ветеранами. Подросткам приходилось преодолевать стеснение, проявлять деликатность и понимание, общаясь с пожилыми людьми. Проведенные интервью в дальнейшем были оформлены в один цельный видеофильм.
Шаг 7. Монтаж видеороликов (домашняя работа). В результате монтажа подростками было отобрано и создано 10 историй-видеороликов, которые были объединены и смонтированы в единый фильм с графической патриотической заставкой и титрами.
Шаг 8. Рефлексия над полученным опытом и продуктами деятельности по созданию видеороликов (1 занятие). В целях патриотического воспитания и закрепления духовно-нравственных ценностей, а также анализа успехов и недостатков в работе, самооценки творческих продуктов был проведен просмотр видеороликов всеми участниками исследования с последующей дискуссией. В рамках дискуссии подростки делились впечатлениями и эмоциями на тему ВОВ, обсуждали судьбы людей, у которых брали интервью. После обсуждения ценности видеороликов, педагогами была проведена оценка каждого проектного продукта в соответствии с разработанным для данного исследования «рубриками» (rubrics). Данный инструмент широко распространён за рубежом для оценки ученического задания, в т.ч. проектного продукта (письменного, устного или визуального). Он имеет форму матрицы, четко формулирует критерии выполнения и шкалу оценок в зависимости от четкости и правильности выполнения. Преимуществом рубрики является прозрачность критериев оценки, возможность ученика подробно ознакомиться с критериями оценки и произвести самооценку, обратная связь с учителем как по мере продвижения по заданию, так и после его выполнения [4]. Рубрики были составлены педагогами школы и оценивали учеников по следующим критериям: качество подготовленного документального материала/интервью (содержание, концепция, законченность, связность и логичность); лингвистические навыки (четкое выражение мысли, богатство языка, разнообразие языковых конструкций), поведение перед камерой, видеопрезентация (слова-паразиты, ровность тона, жестикуляция, уместность проявления эмоций и т.д.); операторская работа (свет, звук, планы); качество монтажа (многообразие планов, качество картинки и звука, плавность и логичность переходов и др.) и командная работа (эффективность работы в группе, уровень конфликтности, готовность к сотрудничеству).
Шаг 9. Включение текста интервью в «тело» спектакля (1 занятие). Подростки обработали собранные документальные материалы и включили их в канву сценария. Изначальная идея включить видеоролики в спектакль не была реализована, так как их включение нарушало художественный строй и концепцию спектакля.
Шаг 10. Представление видеороликов на занятии «Разговоры о важном» (1 занятие). Так как в работе участвовали отдельные подростки из трех 8-х классов, получившиеся видеоматериалы были показаны остальным одноклассникам на занятии, приуроченном к Дню Победы.
Шаг 11. Модернизация экскурсии для школьного музея ВОВ с учетом включения в нее видеоматериалов (1 занятие). От руководства школы поступило предложение не только включить видеоролики в архив музея, но и интегрировать их в музейные экскурсии для персонализации фактологического материала и создания эмоциональной связи, так как основные посетили музея – ученики школы.
Результаты
В результате анализа интервью участников исследования и школьных педагогов была отмечена динамика в социально-эмоциональном развитии. По мнению школьников, тема исследования и его задачи способствовали формированию открытой и искренней коммуникации всех участников исследования. Прежде всего, подростки смогли осознать ценность межличностных отношений, важность сохранения и поддержания отношений с семьей, родственниками. Подростки, которым удалось повидаться или дозвониться до родственников и взять интервью, отметили, что им было очень приятно совместно делать что-то важное и значимое, а также тот факт, что им хотелось бы продолжить общение, оборвавшееся в силу различных причин. Кроме того, интервью воодушевило самих пожилых родственников и родителей на дальнейший поиск информации о своих предках в отрытых информационных источниках, что также поспособствовало укреплению связи между поколениями. В свою очередь, приобретенный опыт взаимодействия с ветеранами ВОВ как с представителями старшего поколения – наравне с общением со своими пожилыми родственниками – помог также сформировать у подростков бережное отношение к чувствам окружающих людей, их жизненному опыту, чувствам и эмоциям. Несмотря на то, что школьники отмечали, что документальный материал вызывал у них чувство скорби и грусти, подростки проявили уверенность в том, что они усовершенствовали свою командную работу, приобрели полезные цифровые навыки, получили возможность наладить отношения с близкими.
Стоит отметить, что у подростков усовершенствовались навыки рефлексии и критического анализа. Благодаря собственным эмоциям при работе над документальным материалом, а также взглянув на события ВОВ через призму переживаний очевидцев и участников, подростки стали лучше понимать исторический контекст и сформировали адекватную оценку событий тех тяжелых лет. Школьники осознали необходимость сохранять историческую память народа, испытали чувство гордости за своих предков, стали чаще проявлять проактивную гражданскую и патриотическую позиции, например, при волонтёрских работах, в повседневной жизни школы, в деятельности школьного подразделения Юнармии.
Также они приобрели уверенность в значимости своих усилий и результатов работы над видеороликами, что подтверждают некоторые выдержки из бесед с подростками: «..очень важно то, что мы … сделали – мы рассказали многим людям о войне», «…мы сохранили память о предках…», «…важно это потому, что они спасли нам жизнь, ели бы не они, то и нас бы тоже не было». Ученик В. подчеркнул: «Важно, чтобы наше поколение прочувствовало то, что испытывали эти люди, когда были маленькими, чтобы мы знали, через что проходили эти люди. Важно сохранить память об этой войне, потому что эта была одна из самых ожесточенных войн за всю историю. Чтобы знали какой ценой эти люди добивались победы, победы великой».
Собранный документальный материал вошел в финальный спектакль «Спасибо вам, родные! Воспоминания героев ВОВ». Подростков поразила реакция зрителей в том числе и на повторенные монологи и истории своих предков, взятые из видеороликов. Так участница спектакля Д. поделилась своими впечатлениями: «… Все зрители сегодня были тронуты нашим выступлением, так как сегодня мы дали им возможность вспомнить об их родных, которые когда-то воевали». Таким образом, работа над видеороликами сделала подростков более осознанными, ответственными, ценящими историю станы и чувствующими сопричастность, связь поколений.
Заключение
Проведённое исследование доказало свой потенциал в реализации образовательной деятельности школы по трем направлениям. Во-первых, съемка видеороликов по темам, изучаемым в рамках гуманитарного курса, способна сделать методику преподавания данных предметов более эффективной, а также привлечь к программному материалу внимание тех подростков, которые увлечены видеоблоггингом и не считают для себя полезным и актуальным подробное изучение истории, обществознания, литературы. Во-вторых, для педагогов стало настоящим открытием то, как раскрылся творческий и организаторский потенциал отдельных учащихся, не слишком ярко проявляющих себя в учебе. И, наконец, учителя лучше узнали семьи своих учеников, условия и особенности семейного воспитания, что, безусловно, в дальнейшем позволит более эффективно строить коммуникацию со школьниками.
Результаты и опыт, полученный в ходе исследования, может быть использован школой для кружковой и внеурочной деятельности. В рамках изучения отдельных предметов навыки съемки и монтажа видеороликов помогут обучающимся готовить для одноклассников яркие и запоминающиеся доклады на заданную тему. Видеоролики, отснятые участниками исследования, будут демонстрироваться на общешкольных мероприятиях гражданско-патриотической направленности и классных часах, а также будут включены в сценарии экскурсий по школьному музею Боевой Славы «Великая Битва за Москву». Таким образом, продукты исследования могут быть органично интегрированы в урочную и внеурочную деятельность, что отвечает требованиям ФГОС к освоению обучающимися образовательной программы.
Результаты исследования соответствуют Указу Президента Российской Федерации от 08.05.2024 г. № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения» в части сохранения исторической памяти и интерпретации событий ВОВ [8].
[1] Ten engaging video assignments to get your students talking. URL: https://sproutvideo.com/blog/ten-video-assignments-for-the-classroom.html
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0