Урок коммуникации как технология в образовательном процессе

0

Аннотация

В статье анализируется тема влияния современных цифровых технологий на навыки общения у детей и в молодежной среде. Рассматривается влияние современных средств коммуникации (социальных сетей, мессенджеров, интернет-форумов и т.д.) на детей. Обозначается проблема потери коммуникационного навыка у современной молодежи. Предлагается рассмотреть возможность введения в образовательный процесс такого инструмента, как урок общения и коммуникации на котором будут формироваться необходимые навыки коммуникации. Предполагается, что данный инструмент поможет снизить социальное напряжение в обществе, особенно в молодежной среде, предотвратит суицидальное поведение подростков, а также в целом повысит культуру в обществе.

Общая информация

Ключевые слова: коммуникация, общение, личность, воспитание, навыки общения, цифровые технологии в образовании, цифровые технологии, образование

Рубрика издания: Цифровая трансформация и онлайн-образование: технологии, инструменты, модели

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Покровская С.Е., Глазунова Д.В. Урок коммуникации как технология в образовательном процессе // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2024): сб. статей V международной научно-практической конференции. 14—15 ноября 2024 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. С. 135–143.

Полный текст

Современные технологии перекраивают привычную для нас жизнь и добавляют новые вводные. Интернет формирует взгляды нового поколения. С появлением компьютера, интернета и смартфона сократились физические барьеры для общения, что позволило людям свободно взаимодействовать в глобальном масштабе. Цифровые технологии проникли в нашу жизнь и стали неотъемлемой частью нашей жизни. Они проникают в мир современных детей и те даже не могут представить себе ситуацию отсутствия в их жизни гаджета, компьютера, интернета, социальных сетей и мессенджеров. Цифровые технологии проникли в социальную систему и более того, они создали свою социальную систему, которая формируется и формирует, живет своей жизнью и, по сути, мало контролируема. Существуют как положительные аспекты влияния современных цифровых технологий на жизнь человека, так и отрицательные [5, 6]. Зная это, необходимо искать механизмы регуляции возникающих в связи с этим процессов. Использование таких механизмов может предотвратить негативные социальные и культурные процессы в обществе. Одним из негативных процессов, связанных с развитием новой цифровой социальной системы является потеря навыков непосредственного общения и коммуникации.

Дети сейчас живут в ином мире, чем раньше: они больше общаются с компьютерами, чем с родителями и друг с другом. Личностные ценности начинаются формироваться в детстве (до 10-12 лет). В течение жизни они могут меняться, однако для этого должны произойти события – очень крупные в личной жизни человека и значимые в обществе. Начало проблемы видится в том, что родители полтора-два часа в день совместного времяпровождения и совместной игры с ребенком заменяют гаджетом, то есть в этот момент формирование личности своего ребенка и его воспитание они перекладывают на интернет, социальные сети, игры и т.д. В дошкольном возрасте, когда ведущая деятельность – игра, дети смотрят мультфильмы сомнительного качества и содержания в сети, играют в онлайновые игры, сообщаются в сети, но при этом общения между ними и родителями или сверстниками не происходит.

Когда ведущей деятельностью человека становится обучение и в это время возникают контакты со сверстниками в школах, колледжах и вузах, и потом, когда приходит время интимно-личностного общения – проблемы отсутствия навыков коммуникации становятся очевидны и требуют поиска инструментов их коррекции. Отсюда, из специфики такого привычного для нового поколения виртуального способа коммуникации с окружающим миром, и вытекают дальнейшие психологические особенности этого поколения. Меньше человеческой коммуникации, больше техногенной. Уже сейчас видно, что дети и подростки лучше разбираются в технике, в чем-то материальном, чем в человеческих эмоциях и в поведении. Это отражается даже на общении детей с родителями: коммуникативная дистанция между ними увеличивается.

Новое поколение, так называемые «люди экрана», обладают визуальным, быстрым, но поверхностным мышлением, получившим название «клиповое мышление». Им присущ языковый минимализм и речевая бедность, рассеянность и гиперактивность, дефицит внимания. У них конкретное мышление преобладает над абстрактным. Клиповое мышление мешает аналитическим способностям, поскольку образы, которые остаются в мыслях только на короткий промежуток времени, практически сразу исчезают и заменяются новым [4]. Во-первых, в клиповом мышлении отсутствует длительность; в понимании такого человека любое действие приводит к немедленному результату. При этом длительность или растянутость во времени — это неотъемлемый атрибут, признак многих явлений: химических и физических реакций, роста и развития живых организмов, формирования человеческих отношений, развития общества в целом и т. д. В клипах же посаженное дерево в следующее мгновение расцветает и дает плоды, на встречу и расставание двух людей уходят миллисекунды.

Во-вторых, фрагментарный характер клипового мышления исключает такой важный фактор, как связь и преемственность событий, т.е. причино-следственную связь. Так как из клипа выпадают целые событийные звенья, то теряется видение процесса как единого и непрерывного явления. Становится непонятно, как работают причинно-следственные связи, каким образом целая цепочка предпосылок приводит к тому или иному результату. Событийный поток превращается в калейдоскоп случайностей. Люди могут дружить, а в следующий момент стать врагами — вся промежуточная череда действий остается за кадром.

Коммуникация – социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и других) [1]. Процесс коммуникации (в том числе как формы взаимодействия) понимается в качестве одной из основ жизни человека и общества. При этом речь у исследователей идёт как о процессах коммуникации, так и о его результатах [2]. Каждый из нас постоянно становится участником этого процесса. Он обеспечивает индивидуальное выживание человека и его взаимодействие с окружающими [3].

Общение – это форма социального взаимодействия, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых, речевых и неречевых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности, а также установления определенных межличностных взаимоотношений.  Как видно из предлагаемого определения, категория общения многогранна, общение рассматривается с разных позиций: как деятельность, специфическая форма взаимодействий между людьми, как необходимое условие жизнедеятельности, средство передачи культуры и общественного опыта, способ раскрытия субъективного мира, средство влияния и прочее. Особая роль принадлежит общению в формировании системы отношений личности.

Вне зависимости от средств и способов коммуникации, мы передаем сообщения для того, чтобы предупредить других людей, информировать других людей, объяснить что-либо, развлечь, описать что-либо, убедить кого-либо – всё это можно выделить в прикладную или бытовую группу общения, которой мы оперируем ежедневно. Но при использовании только бытовой группы общения уходит культурная цель общения, творческая, познавательная удовлетворяется не в полном объеме. А учитывая тенденции современного мира – общения в интернете с помощью коротких фраз, смайликов и т.д. – ситуация приобретает угрожающий характер. Замечено, что дети начинают двигаться, повторяя своей мимикой «смайлики», записывать короткие видео с эмоциями, вместо целостной словесной и эмоциональной реакции на события или на фразу собеседника. Не умея аргументировать свою точку зрения ребенок, или уже взрослый человек, начинает злиться, проявлять агрессию, и, как следствие, терять контакт с собеседниками, что приводит к депрессиям, социальному одиночеству, недовольству собой и всеми вокруг, падает уровень восприятия информации.

Рассматривая различные стороны и аспекты воспитания личности, мы не можем не рассматривать умения человека общаться с другими членами общества, так как общение является средообразующей частью нашей жизни. Ребенок формируется именно под действием общения, главные два вопроса которого – это «о чем говорить» и «как говорить».  Сегодня мы видим потерю передачи от поколения к поколению навыка общения, мы часто наблюдаем картину: родители с гаджетом их дети с гаджетом, они вместе, но коммуникации и общения нет. Отсутствует передача навыка общения и соответственно передачи опыта от поколения к поколению. Более того, модель общения ребенку передает гаджет, как инструмент выхода в глобальную сеть: происходит копирование поведения и морально-этических норм блогеров, ребенок выбирает музыку, которая широко рекламируется в интернете, товары, стиль одежды, субкультуру, жизненную философию под влиянием определенных сообществ в интернете, там же формируются понятия об успешном человеке и о том, как добиться успеха и реализоваться, появляется невозможность высказать свои мысли без ненормативной лексики. И что на самом деле читается и просматривается ребенком – неизвестно.

Следовательно, не известно и то, что формирует сознание ребенка. Поскольку не все семьи могут дать навыки общения и коммуникации ребенку, эту функцию на данный момент предлагается взять на себя системе образования. И уроков истории и литературы в данном случае недостаточно. Таким образом, предлагается ввести в структуру образовательного процесса урок коммуникаций, который должен проводится с первого класса и до окончания школы. Он должен быть особенно структурирован, чтобы выполнять цели данного предмета: возврат навыков коммуникации, умение вести беседу, высказывать свои мысли, уметь аргументировать свою точку зрения, передавать опыт, формировать общечеловеческие морально-этические нормы и ценности, формировать, учить взаимопониманию и взаимоуважению в коллективе и обществе.

При составлении концепции урока и выборе средств и методов рекомендуется установить следующие ограничения: на уроке общения и коммуникации нельзя вести политическую риторику, на уроке также должны быть запрещены темы насилия, политики, болезней, войн, пандемий, а также нельзя на данном уроке разрешать конфликты класса - это темы уроков обществоведения, истории и классных часов. Урок коммуникации должен учить общению, взаимопониманию, взаимоуважению и этике. Темы беседы должны определятся с учётом моральных и нравственных норм и должны формировать широту взглядов личности ученика. Учитель должен научить ребенка выбрать предмет беседы, научить аргументировать свою точку зрения, уметь выслушать собеседника, вовремя поддержать беседу, чтобы она не угасала, а также уметь вести разговор с чувством такта, знать и применять этические нормы и т.д. Для отработки навыков общения, поведения и навыков этикета урок может проходить в общественных местах (музеях, театрах, и т.п.). Предполагается, что для проведения уроков коммуникации будет проводиться специальная подготовка специалиста в области коммуникаций. Сложность проведения урока в том, что аудитория будет настроена на осмотрительность и не будет спешить раскрепощаться и рассуждать.

Урок коммуникации будет проходить несколько этапов своего раскрытия.

Первый этап – это преодоление недоверия и предубеждения у сидящих в классе, чтобы ученики могли говорить и рассуждать. Это значит, что необходимо не только создать благоприятную атмосферу в классе, но и расположить к себе аудиторию.

Второй этап – это выбор предмета разговора, о чем будет вестись речь. Предмет может быть продуман как изначально, так и выбраться в ходе беседы (импровизированная беседа). Изначально сидящие в аудитории будут рассуждать и учиться навыку непосредственного общения и рассуждения, учиться в обсуждении формировать свои мысли и аргументировать свою точку зрения.  Затем уже в более взрослых классах они изучат как строится разговор, его структуру, какими фразами можно закончить разговор, какими фразами можно начать разговор в неожиданных обстоятельствах, конструкцию ведения беседы и перенаправления ее в случае неудачных пассажей. А также изучить такие приемы, как паузы и повторения, умение строить фразы соответственно обстоятельствам.

Относительно ведения урока, можно предложить следующий прием: в случае, если людей в аудитории не больше двенадцати, можно пробовать беседовать в кругу, формировать беседу как круглый стол или тренинг; если аудитория большая, то можно попробовать следующий способ вовлечения в разговор присутствующих: в аудитории сидят уже заинтересованные и умеющие беседовать люди из тех же учеников или учеников параллельных групп и они с педагогом заинтересовывают аудиторию беседой. Можно использовать способ смешения аудитории. Когда одна из групп уже хорошо рассуждающих ребят садиться с группой, в которой тяжело настроить на беседу, и таким образом активные ребята рассуждают вместе с преподавателем и ведут беседу вокруг предмета, а другие включаются в беседу. Беседа должна вестись естественно без вызывания учеников к ответу или принуждения к нему. Если действовать без смешения аудитории, то педагогу необходимо будет вести интерактивный монолог (монолог с обращением к аудитории) до тех пор, пока не появится 3-5 активных участников беседы, которые смогут поддерживать разговор или тему разговора. В дальнейшем за тремя-пятью активными участниками разговора, число участвующих в беседе будет расти. Для взаимодействия с большой аудиторией – 50-60 человек – достаточно 12 активных участников.

Таким образом, данная надстройка в образовательном процессе может в большой степени отрегулировать процесс утери коммуникации в обществе, а, следовательно, привести к снижению преступности, предотвратить суицидальное поведение в молодежной среде, повысить культуру в обществе и подготовить потенциально высококвалифицированных специалистов для государства и общества. Обязательным условием эффективности данного метода будет повышенный интерес к этому уроку за счет его интересного проведения, формирования доверия у ученика со стороны учителя и соблюдения условий обоюдного взаимоуважения

Литература

  1. Бориснев С.В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-Дана, 2003. 270 с.
  2. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения.  СПб.: Питер, 2011. 288 с.
  3. Гулевич О.А. Психология коммуникации: Учебное пособие. М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. 384 с.
  4. Купчинская М.А., Юдалевич Н.В. Клиповое мышление как феномен современного общества // Бизнес-образование в экономике знаний. 2019. №3. С. 66-70.
  5. Сорокова М.Г., Одинцова М.А., Радчикова Н.П. Образовательные результаты студентов в электронных курсах при смешанном и онлайн-обучении // Моделирование и анализ данных. 2021. Т. 11, № 1. С. 6177. DOI:10.17759/mda.2021110105.
  6. Чумаченко Д.В. Образовательные итоги дистанционного обучения в средней школе // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2022): Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 17–18 ноября 2022 года / Под редакцией В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. – Москва: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2022. – С. 399-406

Информация об авторах

Покровская Светлана Евгеньевна, кандидат психологических наук, профессор, Белорусский государственный университет физической культуры, Минск, Беларусь, e-mail: Pokrrovskaya_Svetla@mail.ru

Глазунова Дарья Владимировна, студентка факультета психологии, Белорусский государственный университет физической культуры, Минск, Беларусь, e-mail: air_artra@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0