Современная зарубежная психология
2025. Том 14. № 1. С. 131–139
doi:10.17759/jmfp.2025140113
ISSN: 2304-4977 (online)
Родительство в эпоху цифровых технологий: обзор предметного поля и обзор литературы
Аннотация
Цифровые технологии все плотнее интегрируются в жизнь современной семьи и во взаимодействие родителя и ребенка, однако, несмотря на большое количество работ по этой теме, исследования часто достаточно изолированы друг от друга. Обзор предметного поля и обзор литературы проведены с целью описать предметное поле интеграции цифровых технологий в жизнь современных родителей и в их практики взаимодействия с ребенком и рассмотреть весь спектр исследований в рамках этой темы. Отбор релевантной литературы был произведен по этапам модели для систематических обзоров и метаанализов PRISMA в базах Dimensions и eLibrary. В количественный анализ вошли 1241 зарубежная и 61 отечественная публикации; затем 61 российская работа подверглись качественному анализу. Выделено 4 кластера исследовательских фокусов интеграции цифровых технологий в родительство: «Родитель—пользователь» (пользовательское поведение родителей), «Родитель—посредник» (медиация пребывания ребенка в Сети, помощь ребенку с обучением онлайн, коммуникация с учителями и цифровой мониторинг детских перемещений), «Родитель—обучающийся» (онлайн-программы для родителей) и «Родитель в период пандемии» (контекст, во многом обусловивший задачи изучения родительства). Перспективными и мало исследованными в отечественной науке на данный момент предстают ценностная и ресурсная стороны использования родителями цифровых технологий, а также разработка и измерение эффективности онлайн-обучения для родителей.
Общая информация
Ключевые слова: родительство, практики воспитания, цифровые технологии, родительская медиация, онлайн-обучение, шерентинг
Рубрика издания: Психология развития и возрастная психология
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2025140113
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ) в рамках научного проекта № 22-18-00416.
Получена: 20.08.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Цыганова Е.М., Бочавер А.А. Родительство в эпоху цифровых технологий: обзор предметного поля и обзор литературы [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2025. Том 14. № 1. С. 131–139. DOI: 10.17759/jmfp.2025140113
Полный текст
Введение
Метод

Критерии включения |
Критерии исключения |
Практики воспитания |
Стили родительства |
Использование родителем ЦТ |
Родитель не использует ЦТ |
Пребывание родителя в Сети, на форумах |
Использование искусственного оплодотворения |
Родительская медиация |
- |
Участие в онлайн-обучении ребенка |
- |
Статьи в журналах (теоретические и эмпирические) |
Монографии, сборники конференций, диссертации, отчеты, патенты, гранты |
Работы зарубежных авторов — по аффилиации |
Работы российских авторов — по аффилиации |
опубликованы на английском языке |
опубликованы не на английском языке |
2003—2024 (Январь) |
- |
Критерии включения |
Критерии исключения |
Практики воспитания |
Стили родительства |
Использование родителем ЦТ |
Родитель не использует ЦТ |
Пребывание родителя в сети, на форумах |
Использование искусственного оплодотворения |
Родительская медиация |
- |
Участие в онлайн-обучении ребенка |
- |
Статьи в журналах (теоретические и эмпирические) |
Монографии, сборники конференций, диссертации, отчеты, патенты, гранты |
Журналы входят в РИНЦ или в ядро РИНЦ |
Журналы не входят в РИНЦ или на рассмотрении |
Работы российских авторов — по аффилиации |
Работы зарубежных авторов — по аффилиации |
Результаты
Заключение
Литература
- Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Итоги цифровой трансформации: От онлайн-реальности к смешанной реальности // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 4. С. 87—97. DOI:10.17759/chp.2020160409
- A scoping review of scoping reviews: Advancing the approach and enhancing the consistency / M.T. Pham, A. Rajić, J.D. Greig, J.M. Sargeant, A. Papadopoulos, S.A. McEwen // Research synthesis methods. 2014. Vol. 5. № 4. P. 371—385. DOI:10.1002/jrsm.1123
- A scoping review with bibliometric analysis of topic fluid in science education: State of the art and future directions / M. Misbah, I. Hamidah, S. Sriyati, A. Samsudin // Momentum: Physics Education Journal. 2024. Vol. 8. № 1. P. 144—153. DOI:10.21067/mpej.v8i1.9334
- Artificial intelligence literacy in higher and adult education: A scoping literature review / M.C. Laupichler, A. Aster, J. Schirch, T. Raupach // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2022. Vol. 3. Article ID 100101. 15 p. DOI:10.1016/j.caeai.2022.100101
- Baumrind D. Effects of authoritative parental control on child behavior // Child Development. 1966. Vol. 37. № 4. P. 887—907. DOI:10.2307/1126611
- Froiland J.M. Parental autonomy support and student learning goals: A preliminary examination of an intrinsic motivation intervention // Child & youth care forum. 2011. Vol. 40. P. 135—149.
- From Arksey and O’Malley and Beyond: Customizations to enhance a team-based, mixed approach to scoping review methodology / K.K. Westphaln, W. Regoeczi, M. Masotya, B. Vazquez-Westphaln, K. Lounsbury, L. McDavid, L. HaeNim, J. Jennifer, S.D. Ronis // MethodsX. 2021. Vol. 8. Article ID 101375. 14 p. DOI:10.1016/j.mex.2021.101375
- Grolnick W.S. The Relations among Parental Power Assertion, Control, and Structure // Human Development. 2012. Vol. 55. № 2. P. 57—64. DOI:10.1159/000338533
- Grolnick W.S., Pomerantz E.M. Issues and challenges in studying parental control: Toward a new conceptualization // Child Development Perspectives. 2009. Vol. 3. № 3. P. 165—170. DOI:10.1111/j.1750-8606.2009.00099.x
- Joussemet M., Landry R., Koestner R. A self-determination theory perspective on parenting // Canadian Psychology/Psychologie canadienne. 2008. Vol. 49. № 3. P. 194—200. DOI:10.1037/a0012754
- Kirby A. Exploratory bibliometrics: Using VOSviewer as a preliminary research tool // Publications. 2023. Vol. 11. № 1. Article ID 10. 14 p. DOI:10.3390/publications11010010
- Kuppens S., Ceulemans E. Parenting Styles: A Closer Look at a Well-Known Concept // Journal of child and family studies. 2019. Vol. 28. P. 168—181. DOI:10.1007/s10826-018-1242-x
- Literature reviews as independent studies: guidelines for academic practice / S. Kraus, M. Breier, W.M. Lim [et al.] // Review of Managerial Science. 2022. Vol. 16. № 8. P. 2577—2595. DOI:10.1007/s11846-022-00588-8
- Nieuwboer C.C., Fukkink R.G., Hermanns J.M. Peer and professional parenting support on the Internet: A systematic review // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2013. Vol. 16. № 7. P. 518—528. DOI:10.1089/cyber.2012.0547
- Parenting interventions targeting early parenting difficulty: A scoping review / S. Bailey, J. Hurley, K. Plummer, M. Hutchinson // Journal of Child Health Care. 2024. Vol. 28. № 2. P. 429—450. DOI:10.1177/13674935221116696
- Parents’ use of social media as a health information source for their children: A scoping review / E. Frey, C. Bonfiglioli, M. Brunner, J. Frawley // Academic pediatrics. 2022. Vol. 22. № 4. P. 526—539. DOI:10.1016/j.acap.2021.12.006
- Preliminary guideline for reporting bibliometric reviews of the biomedical literature (BIBLIO): A minimum requirements / A. Montazeri, S. Mohammadi, P.M. Hesari, M. Ghaemi, H. Riazi, Z. Sheikhi-Mobarakeh // Systematic Reviews. 2023. Vol. 12. № 1. Article ID 239. 10 p. DOI:10.1186/s13643-023-02410-2
- Quality of higher education: A bibliometric review study / S.K.M. Brika, A. Algamdi, K. Chergui, A.A. Musa, R. Zouaghi // Frontiers in Education. 2021. Vol. 6. Article ID 666087. 15 p. DOI:10.3389/feduc.2021.666087
- Skinner E., Johnson S., Snyder T. Six dimensions of parenting: A motivational model // Parenting: Science and practice. 2005. Vol. 5. № 2. P. 175—235. DOI:10.1207/s15327922par0502_3
- Smetana J.G. Current research on parenting styles, dimensions, and beliefs // Current Opinion in Psychology. 2017. Vol. 15. P. 19—25. DOI:10.1016/j.copsyc.2017.02.012
- Strukova A. Scoping literature review of well‐being of students at school: Implications for designing evidence‐based interventions // Review of Education. 2024. Vol. 12. № 2. Article ID e3479. DOI:10.1002/rev3.3479
- The development of parental monitoring during adolescence: A meta-analysis / F. Lionetti, B.E. Palladino, C. Moses Passini, M. Casonato, O. Hamzallari, M. Ranta, A. Dellagiulia, L. Keijsers // European Journal of Developmental Psychology. 2019. Vol. 16. № 5. P. 552—580. DOI:10.1080/17405629.2018.1476233
- The efficacy of internet-based parenting programs for children and adolescents with behavior problems: A meta-analysis of randomized clinical trials / I.S. Florean, A. Dobrean, C.R. Păsărelu, R.D. Georgescu, I. Milea // Clinical child and family psychology review. 2020. Vol. 23. № 4. P. 510—528. DOI:10.1007/s10567-020-00326-0
- The use of social media in children and adolescents: Scoping review on the potential risks / E. Bozzola, G. Spina, R. Agostiniani [et al.] // International journal of environmental research and public health. 2022. Vol. 19. № 16. Article ID 9960. 33 p. DOI:10.3390/ijerph19169960
- Universal digital programs for promoting mental and relational health for parents of young children: A systematic review and meta‐analysis / J.E. Opie, T.B. Esler, E.M. Clancy [et al.] // Clinical Child and Family Psychology Review. 2024. Vol. 27. № 1. P. 23—52. DOI:10.1007/s10567-023-00457-0
- Wu T.C., Ho C.T.B. A scoping review of metaverse in emergency medicine // Australasian Emergency Care. 2023. Vol. 26. № 1. P. 75—83. DOI:10.1016/j.auec.2022.08.002
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 44
В прошлом месяце: 39
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 11
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 0