Отношение учителей к цифровизации образования в контексте влияния на личность школьника: разработка модели опросника

3

Аннотация

В статье обсуждаются некоторые аспекты психологических последствий цифровизации образования в контексте влияния на различные сферы сознания детей и подростков. Отмечается неоднозначность психологических последствий воздействия цифровых ресурсов и средств обучения на развитие личности учащихся. Констатируется, что анализ последствий воздействия «цифровой социализации» и цифровых технологий в образовании на личность школьника проводится учеными-исследователями преимущественно в контексте изменений в когнитивной сфере. Сенсорно-чувственная, а также морально-нравственная сферы остаются без должного анализа. Крайне важно для решения задач, связанных с совершенствованием системы воспитания реализация потенциала цифровых технологий для транслирования нравственных ценностей, что, как правило, остается под спудом технизации. В статье приводится предварительное описание модели опросника для педагогов. Опросник ориентирован на выявление отношения учителей к различным результатам взаимодействия субъектов цифровой образовательной среды в аспекте личностных изменений. Это, в частности, стиль взаимодействия учителя с детьми и подростками; динамика становления тех, либо иных личностных качеств учащихся; творческие задачи, возникающие у педагога в работе с обучающимися в условиях цифровизации.

Общая информация

Ключевые слова: цифровизация образования, психологические последствия, гармоничная личность, опросник

Рубрика издания: Психолого-педагогические аспекты обучения в цифровой образовательной среде и вопросы цифровой дидактики

Тип материала: материалы конференции

Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, Государственное задание № 073-00029-24-04 от 23.08.2024

Для цитаты: Брыксина О.Ф., Акопов Г.В., Бирюлин В.А., Лубовский Д.В. Отношение учителей к цифровизации образования в контексте влияния на личность школьника: разработка модели опросника // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2024): сб. статей V международной научно-практической конференции. 14—15 ноября 2024 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. С. 576–591.

Полный текст

Введение

 Экспансия современных цифровых технологий в современном обществе, их интенсивное применение в образовании требует серьезного анализа с позиций психологических последствий влияния этого процесса на различные сферы сознания детей и подростков.

Процесс цифровизации образования получил новый импульс развития в ходе реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда», ориентированного, как задача-минимум, на совершенствование цифровой образовательной среды образовательных организаций, и, как задача-максимум, цифровую трансформацию системы образования. В течение пяти лет (2019 – 2024 г.г.) в рамках проекта велась активная работа по оснащению школ современным цифровым оборудованием, разработке и внедрению отечественных программных продуктов и сервисов, цифровых платформ с уникальными образовательными ресурсами.

Погружение школьника в цифровое пространство, безусловно, влияет на развитие его личности. К сожалению, анализ психологических последствий системного воздействия на личность школьника, проводится избирательно, беря во внимание, прежде всего, когнитивную сферу. Сенсорно-чувственная и взаимосвязанная с ней морально-нравственная сферы остаются без должного анализа, что крайне важно для решения задач, связанных с совершенствованием системы воспитания, поскольку потенциал цифровых технологий для транслирования нравственных ценностей, как правило, остается нереализованным. Проведенный О.В. Рубцовой [13; 14] теоретический анализ проблем цифровизации показывает, что цифровые технологии, выступая как новое средство опосредования, меняют социальные, в том числе педагогические, практики (например, различные виды и типы общения), а также традиционные виды деятельности (игра, чтение и др.), порождая новые интенции в различных модусах сознания личности, не исключая нравственную сферу.

Говоря о влиянии на когнитивную сферу, следует отметить работы, посвященные общим когнитивным механизмам школьников в условиях цифровизации. При этом в результате анализа выделяются наиболее значимые в аспекте обучения когнитивные механизмы – механизмы долговременной памяти и произвольного внимания. Большая часть этих публикаций посвящена анализу когнитивных механизмов через призму возможности формирования отдельного, специфического образовательного результата – универсального учебного действия, а также появления какой-то определенной проблемы в обучении или поведении обучающихся и внедрения соответствующих технологий, техник и приемов ее решения. Такие исследования, как правило, проводятся с учетом возрастной специфики исследуемой группы школьников [3, 4, 5, 8]. Так, рассматриваются возможности смешанного обучения для развития познавательной активности младших школьников [5]. При этом познавательная активность рассматривается как один из ключевых факторов полноценного формирования личности на ступени начального образования. Отмечается неоднозначность психологических последствий воздействия цифровых ресурсов и средств обучения на развитие личности обучающегося. С этим трудно не согласиться, поскольку, например, сетевые технологии, выступая уникальным дидактическим средством и средством развития, в то же время имеют, в определенных случаях, негативный характер влияния на когнитивную, а также коммуникативную и ценностную сферы личности обучающегося [1, 2, 7]. В связи с этим обсуждается проблема, насколько цифровая среда становится фактором развития личности [9, 10, 12].

В весьма интересной монографии «Цифровое будущее России…», которая содержательно освещает вопросы цифровой компетентности учителей и родителей, а также безопасности для детей и подростков сети Интернет – эмпирический материал, к сожалению, датируется 2013-м годом, и тема нравственного сознания школьников в условиях использования цифровых технологий в образовании не затрагивается [15].

В условиях цифровой трансформации образования духовно-нравственному воспитанию, как одному из важнейших аспектов образования, должно быть уделено большее внимание. Однако на практике цифровая трансформация образования затрагивает в основном сферу получения знаний и навыков, в то время как область духовно-нравственного воспитания практически остается в стороне. Необходим комплексный/системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи.

Ряд исследований ориентирован на решение задач определения широты и степени обусловленности воспитания и, в частности, развития морально нравственного сознания детей и подростков, все более масштабным использованием цифровых технологий в образовании. Так, в работе Т.В. Никулиной и Е.Б. Стариченко раскрываются основные походы к понятию «цифровизация» в отечественной и зарубежной литера­туре. Зарождение цифровизации приходится на 70-е годы XX века, а с 2013 года начинает протекать пятая ста­дия цифровизации, характеризуемая распространением цифровых бизнес-моделей на производство и принципы эко­номики. В образовательной сфере пятая стадия цифровизации характеризуется переносом моделей и технологий цифрового взаимодействия и производства услуг на организацию образовательных процессов, что ведет к пере­форматированию и обновлению образования. При этом существует проблема определения и понимания сущности цифровизации [11].

В трактовке цифровизации как таковой и ее применения в образо­вательной сфере авторы выделяют два подхода: а) использование цифровых ресурсов в обучении и вос­питании как средства технологической интеграции, когда цифровизация призвана оптимизировать образовательную деятель­ность учреждения; б) цифровизация содержания и целей образования (включение цифровой грамотности в национальные образовательные стандарты, то есть здесь цель – в обуче­нии этим цифровым технологиям и формировании соответствующих компетенций у учащихся). Авторы статьи рассматри­вают цифровые процессы в образовании как необходимое явление для перехода к цифровой экономике и подготовки соответствующих кадров, т. е. как позитивные процессы, изменяющие организацию педагогических процессов и педаго­гического образования в соответствии с запросами времени, общества и государства.

До недавнего времени доминировала линия информа­тизации образования по преобра­зованию педагогических процессов на основе вне­дрения в обучение и воспитание информационной продукции, соответствующих средств, технологий. В связи с этим, исследователи Е.Л. Вартанова, А.В. Вырковский, М.И. Максеенко и С.С.Смирнов уточняют содержание понятия «цифровизация» – это не только перевод информации в цифровую форму, а комплексное решение инфраструктурного, управленческого, поведенческого, культурного характера [7, с. 17].

Сегодня уже не вызывает сомнений, что цифровые технологии – это не только инструмент, но и новая среда существования человека. К цифровой среде быстро адаптируются дети различного возраста, формируя первоначальные навыки поиска информации и общения и превращая их в коммуникативные и личностные компетенции. Это, безусловно, хорошо и, казалось бы, зачем искать проблему там, где ее на первый взгляд нет? Но такая видимость благополучия обманчива. На самом деле цифровизация образования несет в себе много рисков, и один из них прямо связан с духовно-нравственным взрослением молодого поколения. Сегодня все чаще упоминается понятие – «цифровая личность». А когда так говорят, то очень часто имеют в виду «недоличность», т.е. личность без каких-то качественных психологических характеристик. Конечно, духовно-нравственное обеднение молодежи является сложным переплетением биологических и социальных факторов, таких как: акселерация, раннее наступление половой и позднее наступление социальной зрелости; увеличение длительности периода обучения; узость сферы самостоятельной деятельности и ответственности; зачастую – невключенность учащихся в продуктивную предметную деятельность и труд. В более конкретной психологической ориентации, с позиций становления этнокультурной идентичности детей и подростков в цифровом обществе, подходят к обозначенной проблеме Ю.П. Зинченко, Л.А. Шайгерова и Р.С. Шилко [7].

В современной науке сложилась тенденция классифицировать ценности на две группы: тра­диционные и посттрадиционные. Под тра­диционными ценностями понимается комплекс основополагающих культурных ценностей, устойчивых во времени; социально одобряемых, передаваемых из поколения в поколение как исторически сформи­рованный духовно-нравственный опыт человече­ства, обеспечивающий культурно-историческое единство и непрерывность развития общества; определяющий самобытность, жизнеспособность и потенциал развития. Индустриализация и, в особенности, глобализация создали предпосылки перехода от тра­диционных ценностей к посттрадиционным, к характерным психологическим особенностям которых можно отнести, главным образом, исключительную центрацию на эго-проявления (самореализация в логике индивидуализма) и допустимость интенций (желаний) без каких-либо ограничений. К специфическим ценностям цифровых поколений нередко относят завышенную самооценку, самоуверен­ность, резилиентность; высокую мобильность, частую смену места жительства и/или работы, окружения; от­сутствие страха перед новым, ориентацию на бы­стрый карьерный и социальный рост, ориентацию на быстро достижимые цели; слабовыраженную заботу о будущем и др. Вме­сте с тем, для молодежи становится характерной чертой низкая ориентированность на традиционные мо­рально - нравственные ценности; потребительские и прагма­тические установки во взаимодействии с людьми, включая людей близкого окружения [2, 9, 12].

Отличительной особенностью постковидной цифровой «эпохи» являются новые условия формирования релевантных модусов сознания и установок поведения. Это, в частности: разнообразные пространства социальных сетей, новые цифровые поисковые инструменты, устрое­нные так, что внутри них можно пропагандировать и транслировать любые ценности без ограничений и цензуры, ком­пьютерные офлайн- и онлайн формы образования и т.д.. Можно утверждать, что цифровая эра дополняет и, возможно, «подменяет» традиционные ценности, либо искажает их смысл и содержание, порождая новые, спец­ифические узко групповые ценностные ориентации молодежи. В связи с этим ценность доверия в цифровом пространстве выхо­дит на первый план. В условиях многочисленных способов обмена информацией вводить в заблуж­дение стало проще, но появились и новые способы повышать доверие. Еще одна тенденция измене­ний, погруженного – это увеличение прозрачности и доступ­ности личной и официальной информации.

Другой особенностью ценностей представителей цифрового поколения является то, что у них особое отношение к информации, чте­нию и знанию. Среди них практически не встре­тишь «важничающих всезнаек и людей, которым ничто не интересно», они пред­почитают не обладать и знать/иметь информацию, а искать и получать ее из видео в сети. Часть моло­дежи отличает доминирующее стремление к ком­фортной жизни на любой территории, «инфантильность и амбици­озность, прагматичность…» в сочетании с характеристикой талантливого поколения, «плывущего по течению, … потребителей и носителем новых идей» [9, 11]. В этих и некоторых других исследованиях одной из значимых сторон является разработка измерителей (показателей, дескрипторов, индикаторов и т.п.) для проведения научных исследований. Наличие валидной системы измерителей – одно из ключевых условий психологических исследований. При этом, по нашему мнению, в основе анализа влияния на сенсорно-чувственную и, в частности, на морально-нравственную сферы сознания обучающихся должно быть соотношение осознаваемых и неосознаваемых – образных и дискурсивных форм нравственного сознания, поскольку погружение и длительная активность школьников в цифровой среде зачастую сопровождается иммерсивным стрессом, снижением жизненного тонуса и его инверсией от позитивных настроений и поведенческих установок к негативным и даже девиантным. Как данность воспринимается потенциальная возможность того, что социально-ориентированное нравственное сознание может «эволюционизировать» в неблагоприятных для общества направлениях.

В условиях масштабного внедрения цифровых систем и продуктов в образовательный процесс серьезной трансформации подвергаются эмоциональная, сенсорно-перцептивная, когнитивная, мотивационно-действенная и другие характеристики психологической системы человека. Особенно важно отследить это в детском и подростковом возрасте. Для того, чтобы этот процесс не принимал рискогенный характер, очень важно осуществлять ситуативную и комплексную рефлексию со стороны педагогов, вооружив их релевантными методическими инструментами. В качестве одного из таких инструментов, на наш взгляд, может выступать специально подготовленный опросник, модель которого предлагается к обсуждению. 

Методы

Целью эмпирической части исследования является определение представлений учителей о влиянии цифровизации образования на развитие нравственной сферы личности школьника. Отдельная группа респондентов – это педагоги, имеющие стаж работы не менее 5 лет, которые способны фиксировать особенности современных детей и видеть динамику в развитии их личностных качеств. Поэтому важным этапом подготовительной работой для проведения исследования является составление анкеты (опросника) и/или плана разговора (беседа), чтобы получить информацию и проверить ее достоверность другими методами. К обсуждению (апробация на конференции) предлагается структурная модель такого опросника, включающего первой в списке компонента степень осведомленности учителей по вопросам цифровизации образования т.е. когнитивный (ориентированный на вопросы организационно-технического характера) компонент. Очень важным представляется также аффективное (эмоциональное) отношение самого педагога к процессу цифровизации образования. Речь идет не столько о дидактическом эффекте, а об эмоциональном выражении общего отношения учителя, которое может быть определено целым рядом факторов, включая изменение способов взаимодействия между субъектами образовательного процесса. Рассматриваются следующие варианты эмоциональных откликов (отношение и общая оценка): с воодушевлением, позитивно, спокойно, с беспокойством, неопределенно, нейтрально, амбивалентно, негативно, безразлично.

При этом респонденту можно предложить детализировать ответ, объясняя при желании свою позицию. Это позволит для определенной группы учителей, например, с беспокойством воспринимающих процесс информатизации, выявить непосредственные причины этого беспокойства и в определенной логической последовательности представить с помощью количественных характеристик. Таким образом, наряду с когнитивной, в структуре модели выстраивается эмоционально-оценочная составляющая.

Следующей важной составляющей является мнение педагогов относительно стиля  взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях цифровизации образования. Именно стиль взаимодействия чаще всего меняется в сетевой среде, определяя эмоциональный фон общения и, следовательно, влияя на личностные качества обучающегося. Стилевая –

Шире: коммуникативно-педагогическая составляющая модели – включает также постановку вопроса: «Как, по Вашему мнению, меняется взаимодействие учителя со школьниками», и предполагает выбор педагогом нескольких ответов по своему усмотрению (желательно, не более трех, чтобы выявить доминирующие изменения). Это взаимодействие становится: более регламентированным; более диалогичным (паритетным); более обязывающим (и учителя, и обучающихся); менее зависимым (учеников от учителя); более открытыми (для всех субъектов); другое.

Четвертым структурным аспектом (компонентом) модели выявления позиции учителей является фиксация мнения педагогов относительно того, как влияет цифровизация на личностные качества учащихся, т.е. личностная составляющая модели. В качестве вариантов могут быть предложены следующие формулировки: «Школьники становятся более: автономными (самостоятельными); раскрепощенными; мотивированными; инициативными; излишне самоуверенными; снисходительными; стрессоустойчивыми; тревожными; другое».

Перечень вариантов ответов открыт и может быть расширен. При этом вопрос может быть сформулирован и с приставкой «менее». Для выявления ключевых изменений в личности школьника следует ограничить количество выбираемых респондентами ответов (не более трех).

Цифровая среда оказывает значительное влияние и на отношения детей и подростков, изменяя традиционные способы общения и взаимодействия. Цель планируемого исследования – определить, какие аспекты этих изменений дети и подростки (в представлениях учителей) считают доминирующими, чтобы понять, как это можно использовать для развития духовно-нравственных качеств. В этой, пятой структурной составляющей модели опросника представляется целесообразным разместить следующие позиции:

  • расширение круга общения;
  • присвоение новой социальной компетентности, связанной с письменной коммуникацией и, как следствие, социализация в виртуальной среде;
  • повышение самостоятельности (независимости, прежде всего педагогов, например, в поиске информации);
  • навыки самопрезентации (демонстрация, продвижение в сети своих личностных качеств);
  • использование сети для продвижения собственных интересов;
  • присоединение к различным референтным группам по интересам, принадлежность к различным сетевым сообществам, группам;
  • возможность позитивно/негативно соотнести социальную и личностную самоидентификации в процессе сетевого общения;
  • другое.

В итоге психологического исследования планируется установить ранговые и иные корреляционные связи в обозначенном комплексе переменных, обращая особое внимание на  показатели духовно-нравственных ориентаций учащихся в представлениях и оценках учителей, что важно для позитивной (социально одобряемой) динамики выстраивания отношений педагогов со школьниками – в условиях все более расширяющейся и усложняющейся цифровой образовательной среды.

Заслуживает обсуждения также возможный шестой аспект (компонент) модели, связанный с отношением учителей к рискам тех или иных девиаций поведения детей и подростков, использующих для этого возможности цифровой среды. Известно, что факторы безопасности могут быть сдерживающими, в частности, вхождение в социальные и ассоциированные с образованием сети. Предполагаемые варианты ответов:

  • быстрая письменная коммуникация существенно снижает богатство эмоциональных переживаний и не позволяет в полном объеме продемонстрировать индивидуальное своеобразие человека, что может индуцировать девиантные проявления у школьников;
  • неоднозначность прочтения некоторых цифровых текстов, восприятия эмотиконов и иных символов, используемых иллюстраций и т.п. могут создавать сложность в общении, индуцируя неуместные реакции, вплоть до агрессии;
  • анонимность общения снижает степень ответственности за распространение заведомо ложной информации, что порождает безнаказанность, например, за оскорбление в сети (троллинг);
  • уход от «живого» общения и связанные с этим проблемы социализации в обществе;
  • погружение в виртуальное взаимодействие влияет на формирование мировоззрения и ценностных установок;
  • другое.

Модель опросника предполагает включение также открытых вопросов с развернутым ответом. Например:

  • Приведите примеры поведения в сети подростков (школьники, о которых Вы знаете  из круга ваших коллег и друзей), определяющие нравственную позицию/личностные качества/поступки детей и подростков. Дайте им оценку.
  • Выразите свое отношение к проявлению Добра/Зла в процессе сетевой коммуникации и др.

Включение в структурную модель опросника вопросов на ранжирование, оценивание по заданным шкалам позволит получить количественные показатели психологического влияния цифровизации на личность подростка, его внутреннюю позицию.

Результаты

Планируемые результаты исследования очень важны для профессиональной рефлексии (синхронной, либо отсроченной) педагогов, работающих с поколением детей, которые родились и выросли в условиях цифрового общества. Задача педагогов помочь школьникам найти баланс между традиционными и сетевыми формами взаимодействия через:

  • активное использование возможностей цифровой образовательной среды в учебном и воспитательном процессах;
  • обеспечение сетевой и психологической безопасности подростков;
  • психолого-педагогическое сопровождение процесса сетевой социализации детей и подростков;
  • активное использование инновационных педагогических моделей, основанных на использовании цифровых технологий;
  • активное использование процедур психолого-педагогического оценивания и установления различных каналов обратной связи для решения воспитательных задач и др.

Исследуемая проблема высвечивает целый спектр дополнительных профессиональных компетенций педагога в условиях современного цифрового общества и с учетом особенностей современных школьников – нового цифрового поколения.

Информация об авторах

Брыксина Ольга Федоровна, кандидат педагогических наук, советник при ректорате, ФГБОУ ВО Самарский социально-педагогический университет, Самара, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1864-3226, e-mail: bryksina@pgsga.ru

Акопов Гарник Владимирович, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра; профессор кафедры Общая и социальная психология, СФ ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет. Самарский филиал», Самара, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8374-1629, e-mail: akopov@pgsga.ru

Бирюлин Владимир Андреевич, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник, Самарский государственный социально-педагогический университет (ФГБОУ ВО СГСПУ), Самара, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0008-9379-8563, e-mail: cobra77@inbox.ru

Лубовский Дмитрий Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7392-4667, e-mail: lubovsky@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 3
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3