Житейские представления об образовании: чему верят учителя и студенты? — обсудили на семинаре по измерениям в психологии и образовании

75
Иллюстрация к новости

13 марта 2025 состоялась очередная сессия международного научного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании», организованного в партнерстве университетов  ФГБОУ ВО МГППУ и Института образования НИУ ВШЭ.

Высокий интерес к теме семинара продемонстрирован широкой географией и составом участников. На мероприятие зарегистрировалось более 100 участников из России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии, Узбекистана, Польши.

С докладом «Житейские представления об образовании или научный подход: чему верят учителя и студенты?» выступили

  • Адаскина Анна Анатольевна, к. псх. н., доцент кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования», МГППУ,
  • Семилетова Анна Николаевна, к. пед. н., доцент кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования», МГППУ, 
  • Радчиков Андрей Сергеевич, лаборант-исследователь Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, МГППУ,

Приглашенными дискутантами на встрече стали:

  • Нечаев Николай Николаевич, д. псх. н., профессор, академик РАО, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», МГППУ
  • Авдеева Наталия Николаевна, к. псх. н., профессор кафедры возрастной психологии факультета «Психология образования имени профессора Л.Ф. Обуховой», МГППУ

На семинаре был представлен доклад по результатам проекта «Исследование распространенности нейромифов и житейских представлений о психологических понятиях среди студентов педагогических вузов и учителей» (Рег. № 125013001043-2, МГППУ;  руководитель проекта,  кандидат психологических наук, начальник управления информационными и издательскими проектами МГППУ, доцент кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» Анна Александровна Шведовская). Научным консультантом проекта выступил кандидат психологических наук, ректор МГППУ Аркадий Аронович Марголис​.

Докладчики представили анкету «Представления о психологических понятиях в образовании (ПППО)»  и обсудили устойчивость нейромифов и житейских представлений, подчеркнув, что эти убеждения практически не изменяются в ходе университетского обучения и последующей профессиональной деятельности. В исследовании приняли участие 889 респондентов, среди которых студенты разных курсов и направлений подготовки, магистранты, аспиранты и специалисты, работающие в школе. Проблема мифологичности психологических  знаний и критериев научности оказалась крайне  актуальной и вызвала живую дискуссию. Приглашенные к дискуссии отметили большую значимость исследований, акцентировав необходимость анализа и осмысления этих представлений для повышения эффективности работы педагогов.

В роли приглашённых дискутантов выступили Николай Николаевич Нечаев и Наталия Николаевна Авдеева. Н.Н. Нечаев подчеркнул важность гибкости житейских и научных представлений и необходимость отказа от идеи единственной истины в психологической мысли и в педагогической деятельности. Н.Н. Авдеева представила презентацию, в которой обсудила распространенные мифы о работе педагогов и отметила, что главное качество хорошего учителя заключается в умении выстраивать личностно-ориентированные отношения с учениками, способствуя развитию критического и творческого мышления.

Особый интерес вызвали выступления Бориса Владимировича Чернышева, кандидата биологических наук, руководителя МЭГ-Центра МГППУ, и Сергея Геннадьевича Косарецкого, кандидата психологических наук, директора Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ.

Б.В. Чернышев высказал замечание относительно самого подхода к проверке ложности нейромифов, отметив сложность такой проверки и неоднозначность результатов. Он выразил мнение, что вера учителей в нейромифы, ведущая к поискам  индивидуального подхода,  может быть даже полезна в работе учителя.

С.Г. Косарецкий в своем выступлении сослался на исследование, демонстрирующее, что чтение научно-популярной литературы учителями приводит к усилению веры в нейромифы. Он выразил обеспокоенность тезисом Б.В. Чернышева, подчеркнув, что ошибочная вера учителя например, в мультимодальность, может ограничить развитие ученика в других важных областях. Кроме того, С.Г. Косарецкий отметил необходимость критического подхода к выводам  Джона Хэтти, указав на разногласия в научном сообществе по поводу его исследовательских методов.

Видеозапись вебинара можно посмотреть здесь.

Презентации докладчиков и дискутантов вебинара (в формате PDF)

Следующий вебинар в рамках международного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании» состоится 10 апреля 2025 года.

!
Портрет читателя
Пройти опрос