Метакогнитивные стратегии, убеждения и тип рефлексии у лиц с разным типом жизненных ориентаций

46

Аннотация

Направленность современного мира на индивидуализацию жизнедеятельности оказывает большое давление на современного человека: в поиске жизненных целей и ориентиров происходит столкновение с высокими требованиями к материальной успешности и общей самореализации. При этом существует большое количество рекомендаций по повышению уровня продуктивности деятельности через регуляцию внешних факторов (особенности тайм-менеджмента, системы поощрений и др.), в то время как вклад метакогнитивных процессов в регуляцию психической активности не всегда оказывается отмечен. В связи с этим целью данного исследования стало выявление и анализ особенностей метакогнитивного опыта у лиц с разным типом жизненных ориентаций. 319 человек возрастных групп от 18–24 до 65 лет и старше были опрошены по методикам, направленным на выявление типа жизненных ориентаций и ряда параметров метакогнитивной сферы: метакогнитивных стратегий, метакогнитивных убеждений и типа рефлексии. При сравнении лиц из групп с разными жизненными ориентациями получены значимые результаты, которые демонстрируют большую метакогнитивную осведомленность у лиц, ориентированных на возможность взять личную ответственность за свою жизнь и нацеленных на активную внешнюю деятельность. Лица, ориентированные на открытость опыту, но при этом с выраженной экстернальностью, оказываются более подверженными негативным метакогнитивным убеждениям о регуляции своего мышления. В группе лиц с жизненными ориентациями, направленных на прагматизм, ниже негативные метаубеждения и ýже диапазон используемых метастратегий, хотя выраженность тех стратегий, которые активно осознаются, находится примерно на одном уровне с группой, в которой наиболее выражена субъектная направленность жизненных ориентаций. В группах с невыраженными жизненными целями или с несогласованностью целей и путей реализации показатели частоты использования метакогнитивных стратегий и системности рефлексии ниже, чем у группы с выраженными субъектными ориентациями.

Общая информация

Ключевые слова: жизненные ориентации, метакогнитивные стратегии, убеждения, рефлексия

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.210

Получена: 10.09.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Проворова А.Н. Метакогнитивные стратегии, убеждения и тип рефлексии у лиц с разным типом жизненных ориентаций // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2024. Том 14. № 2. С. 349–364. DOI: 10.21638/spbu16.2024.210

Литература

Гаранина Ж. Г., Андронова Н. В. Особенности переживания счастья у студентов с различными смысложизненными ориентациями // Интеграция образования. 2022. № 1. С. 146–162. https://doi.org/10.15507/1991-9468.106.026.202201.146-162

Карпинский К. В. Смысложизненное состояние как показатель субъектного развития личности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2019. Т. 9. Вып. 1. С. 7–20. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2019.101

Карпов А. В. Специфика структурной организации метакогнитивных компонентов рефлексивности // Российский психологический журнал. 2022. Т. 19, № 1. С. 127–142. https://doi.org/10.21702/rpj.2022.1.10

Карпов А. В., Леньков С. Л., Рубцова Н. Е. Метакогнитивная детерминация удовлетворенности работой в профессиях информационного типа // Российский психологический журнал. 2021. Т. 18, № 3. С. 86–103. https://doi.org/10.21702/rpj.2021.3.6

Карпов А. В., Скитяева И. М.  Психология метакогнитивных процессов личности. М.; Ярославль: Институт психологии РАН, 2002.

Коржова Е. Ю.  Психологическое познание судьбы человека. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2002.

Коржова Е. Ю.  Психология жизненных ориентаций человека. СПб.: Изд-во РХГУ, 2006.

Лебедева Р. В. Нравственная сфера и личностные особенности студентов с разными типами жизненных ориентаций // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 2. URL: https://mir-nauki.com/54psmn219.html (дата обращения: 20.07.2023).

Леонтьев Д. А., Осин Е. Е.  Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11, № 4. С. 110–135.

Макарова Д. Н. Метакогнитивная регуляция, базовые психологические потребности и субъективная витальность студентов-первокурсников // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Т. 11. Вып. 1. С. 63–71. https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.104

Перикова Е. И., Бызова В. М. Метакогнитивные стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций при разных уровнях самоорганизации деятельности // Вестник НГПУ. 2018. Т. 18, № 5. С. 41–56. https://doi.org/10.15293/2226-3365.1805.03

Проворова А. Н., Коржова Е. Ю. Связь метакогнитивных убеждений и стратегий с выраженностью депрессивной симптоматики в популяционной выборке // Консультативная психология и психотерапия. 2022. Т. 30, № 2. С. 146–162. https://doi.org/10.17759/cpp.2022300209

Сирота Н. А., Московченко Д. В., Ялтонский В. М., Ялтонская А. В. Апробация краткой версии опросника метакогнитивных убеждений на русскоязычной выборке // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 15, № 2. С. 307–325. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2018-2-307-325

Яровова Т. В., Калинкина В. В.  Смысложизненные ориентации студентов и их взаимосвязь с ценностями // Современное педагогическое образование. 2021. № 9. С. 175–180.

Aldahadha B. Metacognition, mindfulness attention awareness, and their relationships with depression and anxiety // Journal of Rational-Emotive & Cognitive-Behavior Therapy. 2021. Vol. 39. P. 183–200. https://doi.org/10.1007/s10942-020-00367-y

Cikrikci Ö., Odaci H. The determinants of life satisfaction among adolescents: The role of metacognitive awareness and self-efficacy // Social Indicators Research. 2015. Vol. 125 (3). P. 977–990. https://doi.org/10.1007/s11205-015-0861-5

Hüseyin Ÿz. The importance of personality traits in students perceptions of metacognitive awareness // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2016. Vol. 232. P. 655–667. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.10.090

Morgenroth O., Keck M., Gensicke M. A. Time will tell: Time perspective as a source for metacognitive emotion-focused coping and its measurement // Personality and Individual Differences. 2020. Vol. 168. https://doi.org/10.1016/j.paid.2020.110367

Öhrvall A. M., Bergqvist L., Hofgren C., Peny-Dahlstrand M. “With CO-OP I’m the boss” — experiences of the cognitive orientation to daily occupational performance approach as reported by young adults with cerebral palsy or spina bifida // Disability and Rehabilitation. 2019. Vol. 42. P. 3645–3652. https://doi.org/10.1080/09638288.2019.1607911

Tibubos A. N., Köber C., Habermas T., Rohrmann S. Does self-acceptance captured by life narratives and self-report predict mental health? A longitudinal multi-method approach // Journal of Research in Personality. 2019. Vol. 79. P. 13–23. https://doi.org/10.1016/j.jrp.2019.01.003

Zajkowski W., Bielecki M., Marszał-Wiśniewska M. Are you confident enough to act? Individual differences in action control are associated with post-decisional metacognitive bias // PLoS One. 2022. Vol. 17 (6). P. e0268501. URL: https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0268501 (дата обращения: 31.07.2023).

Информация об авторах

Проворова Анастасия Николаевна, магистр психологии, аспирант кафедры общей и социальной психологии, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2985-7695, e-mail: nastya.provorova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 66
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 46
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 13