Страхи современных детей дошкольного возраста в социокультурном контексте

61

Аннотация

Исследование посвящено проблеме подверженности детей старшего дошкольного возаста разнообразным страхам в связи с социокультурным контекстом, который понимается как фактор макросреды. Начало 2020-х гг. связано с масштабными событиями, оказывающими значительное влияние на жизнь и благополучие населения. Это пандемия COVID-19 (2020–2021) и обострение социально-политической ситуации в мире (2022–2023). В исследовании приняли участие 127 детей в возрасте 5–6 лет, посещающие дошкольные образовательные организации, которым была предложена методика «Страхи в домиках» А. И. Захарова и М. А. Панфиловой. Также использовались данные анкетирования родителей и анализ документации дошкольных образовательных организаций. В результате было установлено, что профили страхов детей, обследованных в 2019, 2021 и 2023 гг., оказываются достаточно схожими, большинство выявленных страхов современных дошкольников соответствуют возрастным нормам для детей 5–7-летнего возраста по А. И. Захарову, что позволяет говорить об универсальности описанных им возрастных закономерностей и причин появления страхов у детей. Специфика культурно-исторического контекста современного детства проявила себя в том, что перечень пугающих персонажей существенно изменился: герои виртуальных игр жанра «хоррор» вытесняют героев традиционных детских сказок. Сравнительный анализ результатов, полученных в 2019, 2021 и 2023 гг., подтвердил большую подверженность страхам дошкольников в период пандемии COVID-19 и отсутствие увеличения числа страхов у детей на фоне обострения геополитической ситуации в мире. Было обнаружено, что в период пандемии у детей возросло не только число специфических медицинских страхов, но и увеличилось количество страхов, не имеющих прямого отношения к болезням и смерти, что демонстрирует замещающий характер страхов у детей и имеет большое значение для практической психологии.

Общая информация

Ключевые слова: дошкольный возраст, детские страхи, социальная среда, COVID-19

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.103

Получена: 11.09.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Довгая Н.А., Малых А.Е., Гармашова Е.О. Страхи современных детей дошкольного возраста в социокультурном контексте // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2024. Том 14. № 1. С. 49–61. DOI: 10.21638/spbu16.2024.103

Литература

Авдеева Н. Н., Кочетова Ю. А.  Влияние стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей // Психологическая наука и образование. 2008. Т. 13, № 4. С. 35–47.

Акопян Л. С.  Психолого-педагогическое исследование страхов детей младшего школьного возраста: дис. … канд. психол. наук. Самара, 2002.

Баринов Д. Н.  Страх как социальный феномен // Гуманитарный научный вестник. 2019а. № 2. С. 39–48.

Баринов Д. Н. Страх как феномен общественного сознания // Бюллетень науки и практики. 2019б. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strah-kak-fenomen-obschestvennogo-soznaniya (дата обращения: 02.09.2023).

Бирина Е. Р., Гордеева В. В.  Страхи детей-беженцев дошкольного возраста и способы их устранения в ДОО // Вестник педагогических наук. 2022. № 6. С. 228–231.

Ботова М. М. Детерминация страха заражения в период распространения новой коронавирусной инфекции и особых условий жизни общества // Шаг в науку. 2021. № 2. С. 69–73. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/determinatsiya-straha-zarazheniya-v-period-rasprostraneniya-novoy-koronavirusnoy-infektsii-i-osobyh-usloviy-zhizni-obschestva (дата обращения: 25.08.2023).

Голушко Т. В.  Особенности страхов детей, связанных с проживанием в регионах, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС (на материале исследования детей 5–6-летнего возраста): дис. … канд. психол. наук. М., 1998.

Гриценко В. В., Резник А. Д., Константинов В. В., Маринова Т. Ю., Хоменко Н. В., Израйловиц Р. Страх перед коронавирусным заболеванием (COVID-19) и базисные убеждения личности // Клиническая и специальная психология. 2020. Т. 9, № 2. С. 99–118. https://doi.org/10.17759/cpse.2020090205

Гудонис В. П., Вачков И. В. Страхи современных старших дошкольников и их родителей // Современное дошкольное образование. 2019. № 4 (94). С. 36–45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strahi-sovremennyh-starshih-doshkolnikov-i-ih-roditeley (дата обращения: 24.08.2023).

Гут Ю. Н., Шкилев С. В., Доронина Н. Н., Зиборова Е. И. Взаимосвязь родительского воспитания и выраженности страхов у старших дошкольников // Педагогическое образование в России. 2020. № 2. С. 106–113. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-roditelskogo-vospitaniya-i-vyrazhennosti-strahov-u-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 23.08.2023).

Захаров А. И.  Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Союз, 2000.

Кольцова И. В., Долганина В. В. Влияние типа детско-родительских отношений на возникновение страхов в процессе социализации детей старшего дошкольного возраста // Russian Journal of Education and Psychology. 2020. № 2. C. 45–54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tipa-detsko-roditelskih-otnosheniy-na-vozniknovenie-strahov-v-protsesse-sotsializatsii-detey-starshego-doshkolnogo (дата обращения: 25.08.2023).

Кочетова Ю. А., Рубцова О. В., Хуснутдинова М. Р., Богуславская Е. В. Страхи современных дошкольников в представлении родителей: результаты эмпирического исследования // Психолого-педагогические исследования. 2023. Т. 15, № 2. С. 68–86. https://doi.org/10.17759/psyedu.2023150205

Новиков К. Ю. СМИ и возрастные особенности их восприятия дошкольной аудиторией // Вестник РУДН. Сер.: Литературоведение, журналистика. 2009. № 2. С. 56–61. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smi-i-vozrastnye-osobennosti-ih-vospriyatiya-doshkolnoy-auditoriey (дата обращения: 02.09.2023).

Орлов А. Б., Орлова Л. В., Орлова Н. А.  Психологические механизмы возникновения и коррекции внушенных детских страхов // Вопросы психологии. 2011. № 3. С. 17–32.

Сергуничева Н. А. Возрастно-половые и семейные факторы страхов и тревожности у старших дошкольников // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2019. № 4. С. 561–574. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastno-polovye-i-semeynye-faktory-strahov-i-trevozhnosti-u-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 23.08.2023).

Счастная Т., Хухлаев О. Е.  Содержание страхов у детей вынужденных мигрантов (на материале исследования детей-беженцев 7–10 лет) // Развитие личности. 2002. № 1. С. 227–254.

Тхостов А. Ш., Рассказова Е. И.  Психологическое содержание тревоги и профилактики в ситуации инфодемии: защита от коронавируса или «порочный круг» тревоги? // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28, № 2. С. 70–89.

Шматова Ю. Е., Разварина И. Н. Дети и их родители в стрессовой ситуации пандемии СОVID-19 (результаты когортного исследования в Вологодской области) // Society and Security Insights. 2022. № 3. С. 138–155. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deti-i-ih-roditeli-v-stressovoy-situatsii-pandemii-sovid-19-rezultaty-kogortnogo-issledovaniya-v-vologodskoy-oblasti (дата обращения: 25.08.2023).

Huang Ye., Zhao N. Generalized anxiety disorder, depressive symptoms and sleep quality during COVID-19 outbreak in China: A web-based cross-sectional survey // Psychiatry Research. 2020. Vol. 288. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0165178120306077 (дата обращения: 03.02.2023)

Meherali S., Punjani N., Louie-Poon S., Abdul Rahim K., Das J. K., Salam R. A., Lassi Z. S. Mental health of children and adolescents amidst COVID-19 and past pandemics: A rapid systematic review // International Journal Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18, no. 7. Р. 3432. https://doi.org/10.3390/ijerph18073432

Rajkumar R. Ph. COVID-19 and mental health: A review of the existing literature // Asian Journal of Psychiatry. 2020. Vol. 52. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1876201820301775 (дата обращения: 04.02.2023).

Reider L. B., Mahaffey E. M., Barylski B., LoBue V. “It bites!”: The transmission of negative information about snakes and spiders through a naturalistic picture book interaction // Developmental Psychology. 2022. Vol. 58 (11). P. 2140–2157. https://doi.org/10.1037/dev0001429

Roy D., Tripathy S., Kar S. K., Sharma N., Verma S. K., Kaushal V. Study of knowledge, attitude, anxiety & perceived mental healthcare need in Indian population during COVID-19 pandemic // Asian Journal of Psychiatry. 2020. Vol. 51. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1876201820301945 (дата обращения: 04.02.2023).

Информация об авторах

Довгая Наталья Александровна, кандидат психологических наук, Доцент кафедры клинической психологии, Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6780-616X, e-mail: natali_d@mail.ru

Малых Анна Евгеньевна, Студент, Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0000-3739-4048, e-mail: anian_bbb@mail.ru

Гармашова Екатерина Олеговна, Студент, Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0000-3934-1855, e-mail: kategrm@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 98
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 61
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 6