Российская версия шкалы оценки формирующейся взрослости (IDEA-R): особенности развития студентов

247

Аннотация

Формирующаяся взрослость — новый переходный период развития человека 18–25 лет, который отличается рядом демографических и психологических характеристик, культурно и социально-экономически обусловленных. Ключевые аспекты формирующейся взрослости исследованы во многих развитых странах, кроме России, с помощью единственного инструмента — шкалы оценки формирующейся взрослости. Цель нашей работы — адаптация этой шкалы для российской выборки для ее последующего использования в кросс-культурных исследованиях, а также оценка ее психометрических свойств. Выборку составили данные, полученные от 410 студентов в возрасте 18–25 лет, обучающихся в российских вузах по направлениям бакалавриата и магистратуры. Измерены показатели: формирующейся взрослости (IDEA-R), удовлетворенности жизнью (шкала Э.Динера) и отношения к будущему (шкала Ф.Зимбардо). Эксплораторный факторный анализ показал, что шкала IDEA-R содержит 31 исходный пункт и имеет шестифакторную структуру: «Исследование идентичности / сосредоточенность на себе», «Негативность/нестабильность», «Личная свобода», «Эксперименты/возможности», «Чувство “между”», «Ориентация на других». Шкала обладает хорошими показателями надежности-согласованности (α Кронбаха=0,82) и надежности-устойчивости (при p=0,62). Выявлено, что с возрастом снижаются показатели «Эксперименты/возможности» (при p=0,001) и «Чувство “между”» (при p<0,001). Обнаружено, что с «удовлетворенностью жизнью» и «ориентацией на будущее» линейно отрицательно связана «Негативность/ нестабильность» (при p<0,001), а положительно — «Исследование идентичности/сосредоточенность на себе» (при p<0,001) и «Эксперименты/возможности» (при p<0,001), таким образом, студенты, обладающие оптимизмом, стремлением к биографическому экспериментированию и рефлексии, в меньшей степени тревожны и неуверенны, в большей степени психологически благополучны и обладают ясными целями на будущее. Опираясь на результаты, исследователи и практики могут использовать новый валидный и надежный инструментарий для изучения особенностей перехода к взрослой жизни среди российской молодежи, в том числе в контексте межкультурных сравнений.

Общая информация

Ключевые слова: взрослость, формирующаяся взрослость, развитие, студенты

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.203

Получена: 08.08.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Клементьева М.В. Российская версия шкалы оценки формирующейся взрослости (IDEA-R): особенности развития студентов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Том 13. № 2. С. 164–182. DOI: 10.21638/spbu16.2023.203

Литература

Ананьев Б. Г.  Избранные труды по психологии. Т. 2: Развитие и воспитание личности. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007.

Аргайл М.  Психология счастья. СПб.: Питер, 2003.

Безгодова С. А., Кулинченко А. В., Микляева А. В., Шаповал В. А. Ценностные предикторы взросления старших подростков в контексте их профессиональной самоопределенности: на примере курсантов Суворовского военного училища МВД России // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. 2021. № 18 (3). С. 592–606. http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-3-592-606

Бурменская Г. В., Алмазова О. В., Карабанова О. А., Захарова Е. И., Долгих А. Г., Молчанов С. В., Садовникова Т. Ю. Эмоционально-смысловое отношение девушек к материнству // Консультативная психология и психотерапия. 2018. № 26 (4). С. 46–64. https://doi.org/10.17759/cpp.2018260404

Выготский Л. С.  Психология развития человека. М.: Смысл, 2004.

Клементьева М. В. «Подлинное Я» как предиктор формирующейся взрослости студентов // Психологическая наука и образование. 2020. № 25 (3). С. 64–74. https://doi.org/10.17759/pse.2020250306

Манукян В. Р. Взросление молодежи: сепарация от родителей, субъективная взрослость и психологическое благополучие в возрасте 18–27 лет // Психологическая наука и образование. 2022. № 27 (3). С. 129–140. https://doi.org/10.17759/pse.2022270310

Мухина В. С.  К юбилею В. С. Мухиной: Новый взгляд на концепцию возрастной психологии и феноменологии развития личности // Развитие личности. 2021. № 1. С. 8–131.

Нартова-Бочавер С. К. Психологическая суверенность как предиктор эмоциональной устойчивости в ранней и средней взрослости // Клиническая и специальная психология. 2015. № 4 (1). С. 15–28. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2015/n1/Nartova_Bochaver.shtml (дата обращения: 07.07.2022).

Полякова М. К., Харитонова Т. С., Стрижицкая О. Ю. Генеративность и ценностные ориентации в период вхождения во взрослость при разной выраженности переживания одиночества // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. № 11 (4). С. 326–340. https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.403

Сапогова Е. Е.  Экзистенциальная психология взрослости. М.: Смысл, 2013.

Селезнева Е. В. Возрастные и культурные особенности представлений о возрастных границах молодости // Вестник Московского государственного областного университета. 2022. № 1. URL: https://www.evestnik-mgou.ru/jour/article/view/202 (дата обращения: 01.07.2022).

Сырцова А., Соколова Е. Т., Митина О. В.  Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо // Психологический журнал. 2008. № 29 (3). С. 101–109.

Толстых Н. Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 23 (4). С. 7–24. https://doi.org/10.17759/cpp.2015230402

Arnett J. J.  Emerging adulthood: A theory of development from the late teens through the twenties // American Psychologist. 2000. No. 55. P. 469–480.

Arnett J. J. (ed.). The Oxford Handbook of Emerging Adulthood. Oxford; New York: Oxford University Press, 2005. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199795574.001.0001

Baggio S., Iglesias K., Studer J., Gmel G. A eight-item short form of the Inventory of Dimensions of Emerging Adulthood (IDEA) among young Swiss men // Evaluation & the health professions. 2015. No. 38 (2). P. 246–254. https://doi.org/10.1177/0163278714540681

Barlett C. P. Exploring the correlations between emerging adulthood, Dark Triad traits, and aggressive behavior // Personality and Individual Differences. 2016. No. 101. P. 293–298. https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.05.061

Barlett C. P., Barlett N. D., Chalk H. M. Transitioning Through Emerging Adulthood and Physical Health Implications // Emerging Adulthood. 2020. No. 4. P. 297–305. https://doi.org/10.1177/2167696818814642

Beričić A., Erceg I. Emerging adulthood, identity status and parental control // Primenjena Psihologija. 2019. No. 12 (3). P. 305–326. https://doi.org/10.19090/pp.2019.3.305-326

Bleidorn W., Schwaba T. Personality development in emerging adulthood // Specht J. (ed.). Personality development across the lifespan. Oxford: Elsevier, 2017. P. 93–52. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-804674-6.00004-1

Crocetti E., Tagliabue S., Sugimura K., Nelson L., Takahashi A., Niwa T., Sugiura Y., Jinno M. Perceptions of emerging adulthood: A study with Italian and Japanese university students and young workers // Emerging Adulthood. 2015. No. 3 (4). P. 229–243. https://doi.org/10.1177/2167696815569848

Davis J. P., Dumas T. M., Briley D. A., Sussman S. A meta-analysis of the association between substance use and emerging adult development using the IDEA scale // The American Journal on Addictions. 2018. 27 (3). P. 166–176. https://doi.org/10.1111/ajad.12707

Dutra-Thomé L., Koller S. H. Brazilian version of the Inventory of the Dimensions of Emerging Adulthood: Investigating the current transition to adulthood // Trends in Psychology. 2017. No. 25 (3). P. 901–912. https://doi.org/10.9788/TP2017.3-01

Fierro D., Hernandez A. M. Emerging adulthood in Mexican and Spanish youth: Theories and realities // Journal of Adolescent Research. 2007. No. 22 (5). P. 476–503. https://doi.org/10.1177/0743558407305774

Hochberg Z. E., Konner M. Emerging adulthood, a pre-adult life-history stage // Frontiers in endocrinology. 2020. No. 10. P. 918. https://doi.org/10.3389/fendo.2019.00918

Gilmore K. Is emerging adulthood a new developmental phase? // Journal of the American Psychoanalytic Association. 2019. No. 67 (4). P. 625–653. https://doi.org/10.1177/0003065119868680

Kohútová V., Špajdel M., Dědová M. Emerging adulthood — an easy time of being? Meaning in life and satisfaction with life in the time of emerging adulthood // Studia Psychologica. 2021. No. 63 (3). P. 307–321. https://doi.org/10.31577/sp.2021.03.829

Landberg M., Lee B., Noack P. What alters the experience of emerging adulthood? How the experience of emerging adulthood differs according to socioeconomic status and critical life events // Emerging Adulthood. 2018. No. 7 (3). P. 208–222. https://doi.org/10.1177/2167696819831793

Leontopoulou S., Mavridis D., Giotsa A. Psychometric properties of the Greek Inventory of the Dimensions of Emerging Adulthood (IDEA): University student perceptions of developmental features // Journal of Adult Development. 2016. No. 23 (4). P. 226–244. http://dx.doi.org/10.1007/s10804-016-9239-4

Olmstead S. B. Are perceptions of the developmental features of emerging adulthood and endorsement of the hookup culture associated with number of different hookup partners and behaviors? // Archives of Sexual Behavior. 2020. No. 49 (4). P. 1163–1176. https://doi.org/10.1007/s10508-020-01658-2

Reifman A., Arnett J. J., Colwell M. J.  Emerging adulthood: Theory, assessment and application // Journal of Youth Development. 2007. No. 2 (1). P. 37–48.

Reifman A., Oblad T., Niehuis S. Long-term psychological health among individuals pursuing emerging adulthood-type pathways in the 1950s and 1960s // Journal of adult development. 2017. No. 24 (2). P. 119–132. https://doi.org/10.1007/s10804-016-9251-8

Sánchez-Queija I., Parra Á., Camacho C., Arnett J. Spanish version of the Inventory of the Dimensions of Emerging Adulthood (IDEA-S) // Emerging Adulthood. 2020. No. 8 (3). P. 237–244. https://doi.org/10.1177/2167696818804938

Swanson J. Trends in literature about emerging adulthood: Review of empirical studies // Emerging Adulthood. 2016. No. 4 (6). P. 391–402. https://doi.org/10.1177/2167696816630468

Zorotovich J., Johnson E. I. Five dimensions of emerging adulthood: A comparison between college students, nonstudents, and graduates // College Student Journal. 2019. No. 53 (3). P. 376–384.

Информация об авторах

Клементьева Марина Владимировна, доктор психологических наук, доцент, профессор, Департамент психологии и развития человеческого капитала, Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8712-9282, e-mail: marinaklementyva@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 236
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 247
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 29