Инновационная направленность социально-образовательной работы с инвалидами на региональном уровне в контексте реализации национального проекта «образование»

61

Аннотация

В статье раскрываются основные инновационные направления социальной работы с инвалидами в условиях реализации инклюзивного образования, анализируются социально-образовательные программы для инвалидов трудоспособного возраста и инвалидов старших возрастных групп в условиях использования новых информационно-коммуникационных технологий. Анализируются результаты проведения на региональном уровне научно-практических конференций, направленных на повышение качества жизни лиц с ограничениями жизнедеятельности разных возрастов, которые дали возможность разработать рекомендации в адрес реабилитационных, образовательных и социально-культурных учреждений. Особое внимание уделено деятельности ресурсного учебно-методического центра при РГПУ им. А. И. Герцена, объединяющего вузы-партнеры для выработки и реализации широкого спектра адаптивных образовательных программ для лиц с инвалидностью. Совершенствование работы со взрослыми инвалидами актуализирует необходимость андрагогических исследований и инновационной практики в области различных видов образования. Образовательные программы для инвалидов пожилого возраста требует развития андрагогических знаний у специалистов социальной сферы. Андрагогическая подготовка социальных работников может служить важнейшим условием реализацией программ активного старения и программ, связанных с долговременным уходом за лицами старших возрастных групп и инвалидов. В настоящее время остро ставится вопрос о разработке андрагогических программ для всех специалистов социальной сферы.

Общая информация

Ключевые слова: инвалид , лица старших возрастных групп, социально-образовательные программы, непрерывное образование, инклюзия, реабилитация

Рубрика издания: Исследования в области социальной работы

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Лебедева С.С. Инновационная направленность социально-образовательной работы с инвалидами на региональном уровне в контексте реализации национального проекта «образование» // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2019. Том 32. № 2. С. 66–72.

Фрагмент статьи

В контексте проблемы непрерывного образования лица с ограниченными возможностями здоровья и специалисты, работающие с ними, с 1994 года участвовали в ежегодных научно-практических конференциях по актуальным вопросам непрерывного образования, социальной защиты и реабилитации всех возрастных групп. Конференции проводились на базе Института образования взрослых РАО с 1994 по 2003 год, а с 2004 года по настоящее время — на базе Санкт-Петербургского института психологии и социальной работы.

Литература

  1. Активное долголетие петербуржцев. Многообразие досуговых и образовательных возможностей / под ред. Н. П. Литвиновой. СПб.: РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге», 2007. 129 с.
  2. Добровольческие инициативы в социально-образовательной работе с инвалидами и лицами пожилого возраста / науч. ред. С. С. Лебедева, С. М. Безух. СПб.: СПбГИПСР, 2018. 224 с.
  3. Кантор В. З., Волкова И. П., Смирнова Н. Н. Образ жизни инвалидов по зрению пожилого возраста: ориентиры добровольческой деятельности в сфере их социальной реабилитации // Реализация идеи добровольчествав социальной работе с инвалидами и лицами пожилого возраста/науч. ред. С. С. Лебедева, С. М. Безух. СПб.: СПбГИПСР, 2016. С. 4–16.
  4. Королева Е. Г., Мухлаева Т. В. Образование для пожилых людей в контексте концепции «благополучного старения» // Человек и образование. 2018. Т. 56, № 4. С. 147–151.
  5. Распоряжение Правительства РФ от 5 февраля 2016 г. № 164‑р О Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в РФ до 2025 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.garant.ru/71322816/(дата обращения: 17.10.2019).
  6. Реабилитация — XXI век. Традиции и инновации. Программа II национального конгресса с международным участием. СПб.: Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г. А. Альбрехта, 2018. С. 36.
  7. Тонконогая Е. П., Лебедева С. С., Безух С. М. Развитие дополнительного образования социальных работников, обслуживающих лиц пожилого возраста // Человек и образование. 2018. Т. 57, № 3 С. 111–114.
  8. Havighurst R. J. Successful aging // The Gerontologist. 1961. Vol. 1 (1). P. 8–13.

Информация об авторах

Лебедева Светлана Соломоновна, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и технологии социальной работы, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: lebedevalanna@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 433
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 61
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1