Игровая деятельность с ориентировкой как метод развития дошкольников

524

Аннотация

Согласно концепции Л.С. Выготского, психологическое развитие детей происходит в процессе культурной деятельности. Каждая форма деятельности может быть выражена как своего рода повествование или личная эмоциональная вовлеченность, испытываемая ребенком в разные периоды детства. Одним из важнейших видов такого опыта является игровая деятельность, вовлекающая участников коллектива в глобальную социальную ситуацию: детей и взрослых. Игровая деятельность с разнообразием типов и видов игр, которые также отличаются в зависимости от социально-исторических условий, может дать возможность изучить содержание, структуру и этапы одной и той же деятельности. Игры могут отличаться по самым разным параметрам. В данном исследовании представлено два вида проявления игровой деятельности: организованные игры с внешней направленностью, предлагаемые взрослыми. Такие виды игр предполагают общение и сотрудничество внутри групп дошкольников в дошкольных учреждениях. В статье представлены этапы введения игровой деятельности, виды средств внешней ориентации, предложенной взрослыми, и примеры конкретных игр с процедурой их реализации. Также обсуждаются качественные достижения в психологическом развитии дошкольников в результате участия в игровой деятельности. Авторы приходят к выводу, что культурно-историческая концепция развития должна использоваться наряду с концепцией активности психологических структур. Такой подход может быть использован для качественного понимания содержательного развития в дошкольном возрасте.

Общая информация

Ключевые слова: ориентация, развитие дошкольников, методы развития, игровая деятельность, теория деятельности, культурное развитие

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110404

Для цитаты: Соловьева Ю., Кинтанар Л. Игровая деятельность с ориентировкой как метод развития дошкольников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 4. С. 49–66. DOI: 10.17759/psyedu.2019110404

Литература

  1. Asmolov A.G. On the other side of consciousness: methodological problems of non-classical psychology. Moscow: Sense, 2002. 480 p.
  2. Asmolov A.G. Psicology of Personality. Principles of general psychological analysis. Moscow: Sense, Academia, 2002. 430 p.
  3. Bonilla M., Solovieva Yu., Jiménez N. Valoración del nivel de desarrollo simbólico en la edad preescolar // Revista CES Psicología. 2012. Vol. 5. № 2. P. 56–69.
  4. Bonilla R., Solovieva Yu. Evidencia de la formación de la función simbólica a través de la actividad de juego de roles sociales // Cuadernos Hispanoamericanos de Psicología. 2016. Vol. 16. № 1. P. 29–40.
  5. Bredikyte M., Hakkarainen P. Self-regulation and narrative intervention in children’s play // The Routledge International Handbook of Early Childhood Play / Eds. T. Bruce, P. Hakarainen, M. Bredikyte. London: Taylor & Francis, 2017. P. 246–258.
  6. Brėdikytė M. The Act of Cultural Mediation in Children’s Play // Forum Oświatowe. 2012. Vol. 2. № 47. P. 81–100.
  7. Davidov V.V. Sessions of general psychology. Moscow: Academia, 2008. 176 p.
  8. Davidov V.V. Types of generalization in teaching. Moscow: Pedagogical Society of Russia, 2001. 480 p.
  9. Elkonin D. Psicología de Juego. Madrid: Pablo del Río, 1980. 281 p.
  10. Galperin P.Ya. Four Lectures about Psychology. Moscow: Book House «University», 2000. 112 p.
  11. Galperin P.Ya. Psychology as an objective science. Moscow: Education, 1988. 480 p.
  12. Gonzáles C., Solovieva Yu. Impacto de juego de roles sociales en la formación de la función simbólica en preescolares // Revista de Psicología de la Universidad de Antioquía. 2016. Vol. 8. № 2. P. 49–70.
  13. González C., Solovieva Yu., Quintanar L. Actividad reflexiva en preescolares: perspectivas psicológicas y educativas // Universitas Psychologica. 2011. Vol. 10. № 2. P. 423–440.
  14. Ilienkov E.V. School should teach to think. Moscow: Russian Academy of Education, 2009. 112 p.
  15. Leontiev A.N. Actividad, conciencia, personalidad. México: Cartago, 1984. 240 p.
  16. Leontiev A.N. Genesis of activity // Formation of psychology of activity / Ed. A.N. Leontiev. Moscow: Sense. Serie: Living Classics, 2003. P. 373–385.
  17. Leontiev A.N. Lectures about general psychology. Moscow: Sense, 2000. 511 p.
  18. Lotman Yu.M. Pushkin. Dame of the Pique and the topic of game of cards // Russian literature of the beginning of 19-th century. Saint-Petersburg: Art S. Petersburg, 2003. P. 786–814.
  19. Luria A.R. El desarrollo de la actividad constructiva en el preescolar // Antología del desarrollo psicológico del niño en la edad preescolar / Eds. Yu. Solovieva, L. Quintanar. México: Trillas, 2013. P. 138–167.
  20. Obukhova L.F. Age Psychology: Textbook for universities. Moscow: Superior Education, MGPPU, 2006. 460 p.
  21. Salmina N.G., Filimonova O.G. Diagnóstico y corrección de la actividad voluntaria en niños preescolares y escolares. México, Universidad Autónoma de Tlaxcala, 2001. 71 p.
  22. Salmina N.G. La function semiótica y el desarrollo intelectual // Antología del desarrollo psicológico del niño en la edad preescolar / Eds. Yu. Solovieva & L. Quintanar. México: Trillas, 2013. P. 75–86.
  23. Salmina N.G. Sign and symbol in education. Moscow: Moscow State University, 1988. 288 p.
  24. Solovieva Yu., Garvis S. Vygotsky’s conception of preschool development: play with orientation and narration // Vygotsky’s Theory in Early Childhood Education and Research / Eds. Veraksa N., Sheridan S. London: Taylor & Francis, 2018. P. 8–14.
  25. Solovieva Yu., Gonzáles C. Indicadores de la adquisición de la función simbólica en el nivel de acciones verbales en preescolares // Rev. Fac. Med. 2016. Vol. 64. № 2. P. 257–265.
  26. Solovieva Yu., Quintanar L. Drawing in preschool children as a strategy for preparation for School // British Journal of Education, Society and Behavioral Science. 2015. Vol. 9. № 1. P. 1–14.
  27. Solovieva Yu., Quintanar L. Evaluación del desarrollo simbólico en niños preescolares mexicanos // Cultura y Educación. 2013. Vol 25. № 2. P. 167–182.
  28. Solovieva Yu., Quintanar L. La actividad de juego en la edad preescolar. México: Trillas, 2016. 158 p.
  29. Solovieva Yu., Quintanar L. La metodología formativa en la psicología histórico cultural. Madrid: GIUNTI-EOS, 2019. 204 p.
  30. Solovieva Yu., Quintanar L. Organization of playing activity at preschool age // The Routledge International Handbook of Early Childhood Play / Eds. T. Bruce, P. Hakarainen, M. Bredikyte. London: Taylor & Francis, 2017. P. 340–354.
  31. Solovieva Yu., Gonzáles C., Quintanar L. Indicators of reflection during acquisition of symbolic actions in Colombian preschool children // Psychology in Russia: State of Art. 2015. Vol. 8. № 2. P. 61–72.
  32. Talizina N.F. La teoría de la actividad aplicada a la enseñanza. México: Universidad Autónoma de Puebla, 2009. P. 73–126.
  33. Tomasello M. Los orígenes de la comunicación humana. Madrid: Katz Editores, 2013. 275 p.
  34. Vigotsky L.S. Arte e imaginación en el desarrollo del niño. México: Akal, 2003. 128 p.
  35. Vigotsky L.S. Obras Escogidas. Tomo 3. Createspace Independent Publishing Platform, 2016. 572 p.
  36. Vigotsky L.S. Obras Escogidas. Tomo 4. Createspace Independent Publishing Platform, 2016. 676 p.

Информация об авторах

Соловьева Юлия, кандидат психологических наук, руководитель магистерской программы по нейропсихологической диагностике и реабилитации, Автономный Университет г. Пуэбла, Пуэбла, Мексика, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5610-1474, e-mail: yulia.solovieva@correo.buap.mx

Кинтанар Луис, кандидат психологических наук, научный сотрудник, преподаватель магистерской программы по нейропсихологической диагностике и реабилитации, факультет психологии, Автономный Университет г. Пуэбла, Пуэбла, Мексика, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9758-1467, e-mail: luis.quintanar@correo.buap.mx

Метрики

Просмотров

Всего: 1096
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 524
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1