Особенности ценностных ориентаций современных дошкольников

2523

Аннотация

Представлены результаты репликационного исследования ценностных ориентаций современных дошкольников. В эксперименте приняли участие 200 детей дошкольного возраста (100 мальчиков и 100 девочек), посещающие детские сады Москвы и Московской области. Для оценки ценностных ориентаций современных дошкольников использовалась диагностическая методика «Волшебный цветок», разработанная Т.А. Репиной. Полученные результаты сравниваются с результатами исследований Т.А. Репиной. Эти данные позволяют оценить ценностную сферу современных дошкольников и сравнить ценностные ориентации современных дошкольников и ценностные ориентации дошкольников 1980-х гг. Отмечается неоднозначное влияние современных социокультурных условий на ценностные ориентации современных детей дошкольного возраста: они не приводят к искажению стремления детей к общению и взаимодействию, однако увеличивают ориентировку детей на свои потребности и нужды.

Общая информация

Ключевые слова: развитие детей дошкольного возраста, ценностные ориентации, развитие дошкольников, психология дошкольника, репликационное исследование

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090110

Для цитаты: Клопотова Е.Е. Особенности ценностных ориентаций современных дошкольников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Том 9. № 1. С. 96–105. DOI: 10.17759/psyedu.2017090110

Полный текст

 

Введение в проблему

Произошедшие за последние десятилетия изменения в общественной жизни страны существенно повлияли на социальную ситуацию развития детей, в том числе дошкольников. Как отмечают многие авторы (В.В. Абраменкова, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Осорина, Е.О. Смирнова и др.), в первую очередь, эти изменения повлияли на развитие мотивационно-потребностной сферы. Однако большинство исследований детского развития, на которые опирается психолого-педагогическая практика сегодня, были проведены в середине и конце прошлого века и, соответственно, не являются достоверно информативными в отношении современных дошкольников.

В современной науке очень актуальна потребность в повторении классических исследований. Это связанно с происходящими стремительными изменениями в обществе и, как следствие, изменением социальной ситуации развития человека. Поэтому данные классических исследований в области психологии, полученные в прошлом веке, могут терять свою актуальность в наши дни. Для сравнения данных о психическом развитии современных детей с данными, полученными в более ранних исследованиях, в психологии используется метод репликации психологических исследований.

Термин «репликационное исследование» является достаточно новым для отечественной психологии. В большей степени термин «репликация» используется в зарубежных исследованиях. В Оксфордском толковом словаре по психологии можно найти следующее определение репликации: «1. Второй эксперимент, который воспроизводит или реплицирует более ранние исследования; 2. Каждая из частей эксперимента, которая содержит все основные параметрические изменения, представляющие интерес» [9]. Исследования, повторяющие раннее проведенные с целью выявления произошедших изменений в выборке испытуемых, можно встретить и у отечественных авторов (Иванова Е.Ф., 2008; Лохов М.И., 1993; Мещеряков Б.Г., 2004; и др.). Однако в России, как правило, принято говорить о повторении исследования. Но на сегодняшний день уже и в отечественной психологии существуют работы, в которых авторы описывают репликационный метод и используют его в своих исследованиях (И.А. Корепанова, Н.Н. Толстых) [12].

Дошкольный возраст рассматривается в отечественной психологии как возраст фактического складывания личности (А.Н. Леонтьев), а ведущая деятельность этого возраста обусловливает качественные изменения в мотивационно-потребностной сфере детей (Д.Б. Эльконин). В 1970-1980 гг. проводились многочисленные исследования в области этических представлений, ценностных ориентаций детей и их ориентировки на моральные нормы (Л.И. Божович, С.Н. Карпова, Т.А. Репина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон, В.Г. Щур и др.). Очевидно, что наиболее существенные изменения в социокультурных условиях развития детей произошли именно в этой области, однако обновленных данных об их влиянии на мотивационно-потребностную сферу дошкольников практически нет.

О важности и значимости проблемы ценностей и ценностных ориентаций для психологии можно судить по количеству авторов, занимавшихся ее изучением в нашей стране и за рубежом (Л.С. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, Д.А. Леонтьев, В.Б. Ольшанский, А.И. Донцов, Б.С. Братусь, В.Д. Шадриков, В.А. Ядов, А.Г. Асмолов, К. Роджерс, М. Рокич, К.Г. Юнг, В. Франкл, Э. Фром и др.). Несмотря на то, что многие ученые уделяли внимание данной проблематике, можно говорить о том, что основные тенденции в изучении ценностей на индивидуальном уровне заложил М. Рокич, который определил ценности как руководящие принципы жизни человека [13].

В концепции отечественной психологии ценностные ориентации, как правило, рассматриваются в связи с такими понятиями, как «отношения», «отражение», «установка» (Д.М. Узнадзе, В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов), а их развитие - через становление системы доминирующих мотивов (С.В. Гани). Ценности выступают в качестве социальных образований, которые в процессе их присвоения и превращения в собственное достояние, в элементы внутренней организации личности выполняют функцию регуляции поведения и деятельности человека [6]. Таким образом, формирование ценностных ориентаций индивида напрямую зависит от тех ценностей, которые культивируются на данный момент в обществе. В связи с этим многие авторы, говоря о произошедших за последние десятилетия переменах в сфере общественных ценностей и идеалов, упоминают также о негативных изменениях в мотивационно-потребностной сфере подрастающего поколения [1; 2; 3].

В последнее время в связи с тем, что дошкольный возраст является периодом первичного становления ценностной сферы человека, возрос интерес исследователей к становлению ценностных ориентаций детей (А.Г. Гогоберидзе, Ю.С. Шевченко, А.В. Корнеева, М.Г. Нестерова, Н.Б. Полковникова и др.). Проведенные на сегодняшний день исследования позволяют говорить о том, что у детей дошкольного возраста уже имеются возможности для формирования ценностных ориентаций. В частности, установлено, что ребенок старшего дошкольного возраста, ориентируясь на уже усвоенные ценности, может противостоять взрослому, нарушающему правила поведения, а также способен замечать ненормативное поведение сверстника и подчинять свое поведение социально желаемым нормам [1; 2; 3].

Однако экспериментальных данных, позволяющих получить представление о ценностных ориентациях современных дошкольников, крайне мало. Во многом это обусловлено недостаточной разработанностью инструментария. Среди использованных ранее диагностических методик, направленных на выявление ценностных ориентаций дошкольников, можно выделить только две: методика «Картинки предметные» Н.И. Непомнящей и методика «Волшебный цветок» Т.А. Репиной. В методике Н.И. Непомнящей ценностные ориентации ребенка выявлялись на основании выбора им предметных картинок, относящихся к различным областям действительности. Содержание определенной части стимульного материала в настоящее время утратило свою актуальность. Это делает невозможным проведение репликационного исследования и не дает возможности выявить произошедшие изменения. В методике Т.А. Репиной детям в игровой форме предлагалось загадать желания. Ответы детей не привязаны к какому-либо наглядному материалу, а зависят только от его представлений о наиболее значимых вещах. Диагностический инструментарий используется только для мотивации ребенка на сам процесс загадывания желаний. Оценка основана на том, что в своих желаниях ребенок отражает наиболее значимые и существенные для него объекты действительности и сферы деятельности, что, по мнению Т.А. Репиной, позволяет судить о ценностных ориентациях ребенка. Таким образом, данная диагностическая методика остается актуальной и на сегодняшний день.

Методика и проведение экспериментального исследования

Изучив состояние проблемы, для проведения репликационного исследования, позволяющего не только выявить ценностные ориентации современных дошкольников, но и показать, какие изменения в этой сфере произошли за последние 30-40 лет, нами была выбрана методика «Волшебный цветок», разработанная в 1970-1980-х гг. Т.А. Репиной [10]. Данная методика основывается на том, что желания ребенка отражают наиболее значимые и существенные для него объекты действительности и сферы деятельности. Это позволило Т.А. Репиной на основании желаний, высказанных ребенком, судить о направленности его ценностных ориентаций.

Методика исследования заключалась в том, что ребенку в индивидуальном эксперименте предлагалось поиграть в игру «Волшебный цветок». Ему показывался выполненный из картона и цветной бумаги красивый цветок с четырьмя разноцветными лепестками, которые вставлялись в пазы в серединке цветка. Каждый лепесток легко вынимался и вставлялся обратно. Ребенку давалась следующая инструкция: «Посмотри, какой красивый цветок. Давай поиграем, как будто он волшебный и может исполнить любые твои желания. Ты будешь “отрывать” лепесток один за другим (ребенку показывают, как это делать) и загадывать желания какие захочешь. При этом будешь говорить: “Лети, лети лепесток, через Север на Восток, через Запад через Юг, облетевши, сделай круг, чуть коснешься ты земли, быть по-моему вели” и после этого назовешь свое желание». Перед тем, как ребенок начинал действовать, взрослый показывал ему сам весь ритуал, затем давал цветок в руки ребенка. При произнесении заклинания экспериментатор подсказывала ребенку слова [10]. Таким образом построенная экспериментальная ситуация помогала дошкольнику принять инструкцию.

В исследовании, проведенном Т.А. Репиной, участвовали дети старшего дошкольного возраста (посещавшие старшую и подготовительную группы детского сада) - 71 мальчик и 58 девочек [10].

Проведенное нами в 2014-2015 гг. исследование ценностных ориентаций современных дошкольников полностью повторяло эксперимент Т.А. Репиной. В нашем эксперименте приняли участие 200 детей старшего дошкольного возраста (100 мальчиков и 100 девочек), посещавших детские сады Москвы. Некоторые дети в рамках нашего исследования, как и в предыдущем эксперименте, настолько принимали воображаемую ситуацию и так искренне загадывали желания, что спрашивали «А мои желания по-правдошному сбудутся?», «А что делать, если желания не сбудутся?» и др. Большинство детей очень серьезно воспринимали инструкцию и очень пунктуально ее выполняли. Обычно дети очень сосредотачивались и задумывались, прежде чем произнести свое желание. Детей, не воспользовавшихся возможностью загадать все четыре желания, в нашем эксперименте было немного. По два-три желания загадали 10 % детей. Эти дети в ответ на мотивирование экспериментатором загадать все четыре желания, как правило, отвечали «мне этого достаточно», «больше ничего не хочу», «не знаю, что еще попросить». Можно говорить о том, что их отказ был сознательным. Таким образом, всего мы получили 774 детских пожелания, на основании которых происходила оценка ценностных ориентаций и интересов детей старшего дошкольного возраста. Для того чтобы существовала возможность выявить произошедшие изменения в ценностной сфере за последние 30-40 лет, методика обработки и оценки полученных данных была такая же, как в эксперименте, проведенном Т.А. Репиной.

Анализ результатов исследования

Анализ высказываний детей проводился по двум линиям: в отношении кого было высказано пожелание и сфера деятельности, к которой относится пожелание. В первом случае все, полученные нами, высказывания детей распределялись по пяти группам:

■    пожелания в свой адрес;

■    пожелания в адрес своей семьи;

■    пожелания в адрес группы детского сада;

■    пожелания в адрес отдельных людей;

■    пожелания в адрес всех людей на земле.

Во втором случае все высказывания детей распределялись по четырем группам, соотносимым со сферами деятельности дошкольников:

■    бытовая;

■    игровая;

■    познавательная;

■    сфера отношений и общения.

До начала эксперимента мы предполагали, что направленность пожеланий и сфер деятельности, в отношении которых высказывались дети в эксперименте Т.А. Репиной,

может измениться. Но полученные нами данные показали, что все высказанные детьми пожелания соотносятся с классификацией, предложенной Т.А. Репиной, что позволяет говорить о ее универсальности. Но внутри этой классификации произошли существенные количественные и качественные изменения. Чтобы зафиксировать значимость/незначимость произошедших изменений, полученные нами данные были проанализированы с помощью многофункционального ф*-критерия Фишера (угловое преобразование Фишера) [11].

Полученные в репликационном исследовании данные о направленности ценностных ориентаций современных детей в сравнении с данными Т.А. Репиной приведены в табл. 1.

Таблица 1

Направленность ценностных ориентаций современных детей и их сверстников прошлого века

Сравниваемые группы

В чей адрес высказаны пожелания

себе

семье

группе детского сада

отдельным людям

всем людям на свете

Дети, участвовавшие в эксперименте Т.А. Репиной в 1980-х гг.

58 %

2 %

14 %

9 %

7 %

Дети, участвовавшие в эксперименте в 2014-2015 гг.

83 %

8 %

1 %

6 %

2 %

Как видно из результатов, представленных в табл.1, и в исследовании Т.А. Репниной, и в нашем исследовании самую большую группу составляют пожелания в свой адрес. Но применение ф*-критерия выявило разницу между результатами двух исследований по этой группе пожеланий, которая составляет ф*=4,9, что является значимым изменением. У современных дошкольников доля этих желаний существенно увеличилась.

Пожелания в свой адрес, высказанные современными дошкольниками, можно разделить на три основные подгруппы: желания обладать чем-либо (84 %), пожелания личного комфорта (4,5 %), желания саморазвития (7,5 %).

Подавляющую часть составили желания обладать чем-либо и, как ни удивительно, об игрушках речь шла достаточно редко. Чаще всего дети хотели не конкретные разнообразные игрушки, как дошкольники, принимавшие участие в исследовании Т.А. Репиной, а игрушки однотипные, редко конкретные, но главное - «много» и «новые». Современные дошкольники говорили о своем желании иметь планшет, сенсорный телефон, компьютерные игры, о чем дошкольники прошлого столетия даже не мечтали. В отличие от своих сверстников прошлого века многие современные дети желали денег, причем не для семьи, а лично для себя. На втором месте оказались велосипеды, роликовые коньки, скутеры и даже автомобили. Девочки достаточно часто выражали желание иметь красивую одежду. Желания саморазвития (7,5 %) заключались в том, что дети хотели научиться тому, чего не умеют: читать, кататься на роликах, ездить на лошади, плавать, танцевать танго и др. Пожелания личного комфорта (4,5 %) заключались в том, что дети хотели иметь отдельную комнату, чтобы их не будили по утрам или в тихий час, чтобы папа не ругался и др. Еще одну группу желаний дошкольников можно охарактеризовать, как потребность в самоутверждении (4 %). К ним мы отнесли следующие пожелания: хочу стать самым сильным, самой красивой, хочу быстрее всех бегать в салках, быть главным в игре и др.

Значимые различия (ф*=2,38) также были зафиксированы в группе пожеланий, направленных в адрес своей семьи. Современные дети выразили в четыре раза больше такого типа пожеланий, чем их сверстники, принимавшие участие в исследовании Т.А. Репиной. Эти пожелания были связаны не только с приобретением каких-то благ для семьи (новая квартира, машина, телевизор и др.), как это было в предыдущем исследовании, но и с семейным времяпрепровождением (примерно половина пожеланий) - дети хотели поехать всей семьей в деревню, на море, пойти в кино, на аттракционы и др.

В отличие от детей прошлого века современные дети практически не высказывали пожеланий в адрес детского сада, а все выраженные пожелания сводились к красоте группы и исходили от девочек. Изменения, произошедшие в этой группе пожеланий, также оказались значимыми (ф*=3).

Уменьшилось у современных дошкольников количество пожеланий «отдельным людям» и «всем людям на земле». Но по содержанию эти желания не изменились. Дети так же хотели «чтобы не было войны», «чтобы все были счастливы» и др. Отдельным людям (членам семьи, друзьям и др.) дети желали того, чего, по их мнению, им не хватает. Изменения, произошедшие в этих двух группах пожеланий, зафиксированы, соответственно, как незначимые (ф*=1,1) и неопределенные (ф*=2,23).

Таким образом, можно говорить о том, что основные изменения произошли в увеличении направленности современных дошкольников на удовлетворение собственных потребностей, в увеличении значимости для дошкольника роли семьи и в практически отсутствии интереса к детскому саду. Это позволяет нам говорить о том, что среди ценностных ориентаций современных дошкольников основное место занимает удовлетворение собственных материальных потребностей.

Далее мы рассмотрели у современных детей направленность ценностных ориентаций на сферы деятельности и сравнили полученные результаты с результатами, полученными Т.А. Репиной. Данные о направленности ценностных ориентаций современных детей в сравнении с данными Т.А. Репиной приведены в табл. 2.

Таблица 2

Направленность ценностных ориентаций на сферы деятельности современных детей и их сверстников прошлого века

Сравниваемые группы

Сферы деятельности, на которые были направлены пожелания

бытовая

игровая

познавательная

отношения и общение

Дети, участвовавшие в эксперименте Т.А. Репиной в 1980-х гг.

26 %

26 %

8 %

40 %

Дети, участвовавшие в эксперименте       в

2014-2015 гг.

10 %

35 %

13 %

42 %

Анализируя результаты, представленные в табл. 2, можно говорить о том, что, наибольшее количество пожеланий дошкольников относятся к сфере отношений и общения. Как у современных дошкольников (42 %), так и у детей, участвовавших в эксперименте Т.А. Репиной (40 %), количество таких пожеланий практически одинаково. Применение ф*-критерия не показало значимых изменений (ф*=0,12). Содержание эти желаний тоже имеет много общего. Так же, как у детей в эксперименте Т.А. Репиной, у современных дошкольников большинство желаний связано с самоутверждением, они хотят «пойти в школу», «скорее вырасти», «научиться читать», «быть большим и сильным», «стать красивой» и др. Однако взять на себя социальную роль взрослого среди участвовавших в эксперименте современных детей пожелали лишь четыре мальчика: «хочу быть военным и научиться стрелять», «хочу быть учителем» и др. Результаты Т.А. Репиной говорили о большей активности: дети высказывали желания «быть учительницей», «балериной», «врачом», «космонавтом», «летчиком», «солдатом», «барабанщиком» и пр.

Так же, как и их сверстники, современные дети высказывали пожелания относительно отношений с членами семьи («чтобы мама меня не ругала», «чтобы мы с братом не дрались», «чтобы мама меня хвалила») и со сверстниками («чтобы Маша и Варя со мной играли», «чтобы девочки водились только со мной», «чтобы мальчишки не дразнились»).

По сравнению со сверстниками прошлого века (8 %) чуть большее количество желаний современных дошкольников (13 %) относится к познавательной сфере. В основном они сводятся к желаниям иметь домашних животных, чтобы наблюдать и ухаживать за ними, и желаниям куда-то поехать - «в Африку», «в Австралию». Три ребенка изъявили желание получить микроскоп, один ребенок захотел подзорную трубу и еще один - «набор для опытов». Применение ф*-критерия показало незначимость этих изменений(ф*=1,5).

Обращает на себя внимание и возрастание у современных дошкольников количества желаний, связанных с игровой деятельностью. В основном это желания обладать какими- либо игрушками. Но присутствовали и желания играть в совместные игры с детьми («хочу чаще играть в прятки-догонялки», «хочу, чтобы Миша играл с нами в дочки-матери», «хочу, чтобы нам на прогулке разрешали в жмурки играть» и др.).

Бытовая сфера для современных дошкольников в меньшей степени привлекательна (10 %), чем для их сверстников прошлого века (26 %). Пожелания в бытовой сфере у современных дошкольников сводились либо к желанию помогать взрослым, либо к обустройству собственной комнаты («хочу себе в комнату телевизор», «хочу кровать, как замок принцессы» и др.). Применение ф*-критерия показало значимость произошедших изменений (ф*=3,85).

Выводы

Результаты проведенного нами репликационного исследования позволяют говорить о том, что ценностные ориентации современных дошкольников значимо отличаются от ценностных ориентаций их сверстников, принимавших участие в исследовании Т.А. Репиной, проведенном в 1970-1980-х гг. Это позволяет предположить, что современные социокультурные условия оказывают влияние на ценностные ориентации дошкольников. Несмотря на то, что адресность пожеланий и направленность на сферы деятельности у современных дошкольников по сравнению с их сверстниками 1980-х гг. не изменилась, внутри групп произошли существенные изменения. Основное, что обращает на себя внимание, - увеличение числа детей, демонстрирующих личностную центрацию, ориентировку только на свои потребности и нужды. В то же время можно говорить о возросшей значимости роли семьи для современного дошкольника при практически полной потере значимости роли детского сада.

Положительным фактом оказалось то, что наиболее важными сферами для дошкольников остаются сфера общения и игры. При этом можно отметить несущественные изменения в значимости для дошкольников роли игровой и познавательной сфер и существенную потерю интереса к бытовой сфере.

В целом, результаты репликационного исследования позволяют сделать предварительные выводы о неоднозначном влиянии современных социокультурных условий на ценностные ориентации детей дошкольного возраста: они не приводят к искажению стремления детей к общению и взаимодействию, но увеличивают ориентировку детей на свои потребности и нужды.

Полученные данные позволяют говорить о необходимости более глубокого изучения ценностной сферы современных дошкольников.

Литература

  1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2000. 416 с. 
  2. Валявко С. М., Аверьянова Е. В. Современное состояние проблемы изучения ценностей и ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития // Международная практическая конференция, посвященная Году Учителя «Педагогика и психология как ресурс развития современного общества» (ГОУ ВПО Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина). Рязань, 2010. С. 239–249.
  3. Гогоберидзе А. Г. Ценностные ориентации дошкольников в условиях современной социокультурной среды // Материалы II Международного конгресса «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» / Под ред. А. А. Северного, Ю. С. Шевченко. Минск:  Ритм, 2003. С. 100–101.
  4. Иванова Е.Ф., Мажирина Е.С. Развитие непроизвольной памяти: повторение исследований П.И. Зинченко // Культурно-историческая психология. 2008. № 1. С. 48–58.
  5. Леонтьев Д.А.  От социальных ценностей  к  личностным:  социогенез  и  феноменология ценностной регуляции деятельности (статья  первая) // Вестн.  Моск.  ун-та. Сер. 14. Психология. 1996. № 4. С. 35–44.
  6. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное  понятие: опыт  многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 15–26.
  7. Лохов М.И. Динамика формирования произвольной памяти у детей // Психологический журнал. Т. 14. 1993. № 4. С. 56–65.
  8. Мещеряков Б.Г. Стадии развития ВПФ и их эмпирические референты: реконструкция имплицитной концепции Л.С. Выготского // Вестн. Моск. ун-а. Сер. 14. Психология. 2004. № 3. С. 57–72.
  9. Оксфордский толковый словарь по психологии [Электронный ресурс] / Под ред. А. Ребера, 2002. URL: http://www.вокабула.рф/словари/оксфордский-толковый-словарь-по-психологии/репликация (дата обращения: 27.01.2017).
  10. Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 2004. 288 с.
  11. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.:  Речь, 2001. 350 с.
  12. Толстых Н.Н. Тенденции изменения мотивации и временной перспективы российских подростков // Ребенок в современном обществе: Сб. статей / Под ред. Л.Ф. Обуховой, Е.Г. Юдиной. М.: МГППУ, 2007. С. 142–151.
  13. Rokeach M. The Nature of Human Values. N.Y.: Free Press,1973. 438 р.

Информация об авторах

Клопотова Екатерина Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра дошкольной педагогики и психологии, факультет «Психология образования», старший научный сотрудник, Центр междисциплинарных исследований современного детства, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1975-318X, e-mail: klopotovaee@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3417
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 17

Скачиваний

Всего: 2523
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1