Психолого-педагогические исследования
2013. Том 5. № 4
ISSN: 2587-6139 (online)
О модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования и некоторых направлениях ее совершенствования*
Аннотация
Общая информация
* Работы проводились в рамках государственного контракта на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд от 12 августа 2011 года № 03.Р20.11.0029 «Разработка и апробация модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования», исполнитель – ФГБНУ «ФИПИ», заказчик – Минобрнауки России.
Ключевые слова: качество дошкольного образования, индивидуальное развитие ребенка, карта развития, диагностическое исследование, мониторинг, технология оценивания, компьютерный инструментарий оценивания, результат оценивания
Рубрика издания: Методология и технология образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Ершов А.Г., Левинская М.А., Зинина Е.А. О модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования и некоторых направлениях ее совершенствования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n4/65797 (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
На современном этапе развитие дошкольного образования стало одним из важнейших приоритетов государственной политики. Оно рассматривается как первый уровень общего образования, обеспеченный Федеральным государственным образовательным стандартом (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). В числе актуальных задач – не только стопроцентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет, развитие вариативных видов детского образования, увеличение оплаты труда работников дошкольного образования, но и распространение лучшей практики дошкольного образования, повышение качества дошкольного образования и определение подходов к его оценке.
В течение 2011–2013 гг. по заказу Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений» (ФГБНУ «ФИПИ») организует разработку модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования, а также ее широкое обсуждение, апробацию и доработку, включая адаптацию модели к условиям реальной практики различных субъектов Российской Федерации. Область практического использования модели связана, прежде всего, с дошкольной образовательной организацией (ДОО), а также с муниципалитетом, регионом, другими административно-территориальными единицами (на уровне анализа и обобщения результатов).
К работам привлекался широкий круг специалистов, педагогов-практиков, управленцев. Все желающие могли дать свою оценку модели, которая с 2011 г. находится в широком доступе на сайте ФГБНУ «ФИПИ» (http://www.fipi.ru/pe/) для обсуждения модели в целом и ее модулей: регламентов проведения процедур оценки качества дошкольного образования, технологии обработки их результатов, инструментария, методических рекомендаций по использованию результатов оценивания, проектов нормативных документов.
Особенно важным является обеспечение согласованной деятельности всех элементов системы образования в целях реализации права граждан на получение качественного дошкольного образования. Следовательно, необходима выработка общего подхода к пониманию качества дошкольного образования, под которым в рамках выполнения проекта договорились понимать комплексную характеристику, выражающую степень соответствия дошкольного образования Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ ООПДО).
В ходе выполнения задач проекта были описаны возможные организационные схемы оценки и управления качеством дошкольного образования, определены основные механизмы измерения параметров, характеризующих качество дошкольного образования, и принципы обработки результатов измерений.
Параметры, характеризующие качество дошкольного образования, представлены четырьмя основными группами (из их совокупности слагается комплексная оценка качества дошкольного образования):
первая группа – параметры, характеризующие соответствие ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов (разработаны инструменты комплексной самооценки ДОО как имеющей, так и не имеющей группы комбинированной и компенсирующей направленности);
вторая группа – параметры, характеризующие соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов (разработаны инструменты комплексной самооценки ДОО: оценка кадрового, материально-технического, учебно-материального, медико-социального, информационно-методического, нормативно-правового, психолого-педагогического обеспечения ДОО; анкета самооценки кадрового обеспечения ДОО, которая обеспечена вспомогательными таблицами для оценки кадрового обеспечения ДОО с учетом инвариантного и вариативного компонентов);
третья группа – параметры, характеризующие соответствие результатов освоения ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов (разработаны инструменты для фиксации промежуточных результатов индивидуального интеллектуального, социального, физического развития ребенка в возрасте от четырех до шести лет; аналогичные инструменты для оценки готовности детей к школе в возрасте семи лет) [3];
четвертая группа – параметры, характеризующие степень удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО (разработаны инструменты оценки удовлетворенности родителей или законных представителей качеством деятельности ДОО, применимые на уровне ДОО, а также на муниципальном и региональном уровнях: анкета включает в себя оценивание ДОО по разным параметрам – оснащенность ДОО, квалифицированность педагогов, развитие ребенка в ДОО, взаимодействие с родителями и др.).
Каждая группа содержит отдельные параметры – значимые характеристики качества дошкольного образования. Большинство параметров включает в себя так называемые «подпараметры», уточняющие и расширяющие содержание и объем отдельных параметров.
Инструментарий может быть использован как на бумажных, так и на электронных носителях. Компьютерная обработка результатов оценивания по четырем параметрам позволяет автоматически суммировать все полученные баллы и выводить общую оценку (дополнительно введена маркировка результата цветом), подсчитывать результат по отдельным параметрам и сравнивать его с допустимым диапазоном баллов, обобщать результаты оценивания на уровне ДОО, муниципалитета, региона.
Следует более подробно сказать об инструментах для фиксации развития ребенка (третья группа параметров). Ключевыми понятиями данных инструментов являются не знания, умения и навыки в конкретных предметных областях, а развитие следующих девяти интегративных качеств ребенка (подробнее см. ФГТ):
1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
2. Любознательный, активный.
3. Эмоционально отзывчивый.
4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
5. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
6. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.
8. Овладевший необходимыми умениями и навыками.
9. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
Технология оценивания направлена на выявление степени эффективности взаимодействия педагога и ребенка в рамках образовательного процесса в ДОО. Все измерения носят диагностический характер для уточнения направления работы с ребенком в целях его благополучного развития.
Инструменты для фиксации индивидуального развития ребенка ориентированы на диагностику общей культуры ребенка, динамику развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Полученные результаты диагностического обследования позволят уточнить направления образовательной работы с конкретным ребенком.
Диагностика предполагает заполнение карт развития (результаты наблюдения педагога за ребенком на протяжении года, а также результаты диагностических проб, каждая из которых позволяет отследить несколько параметров развития).
Карта развития для каждого возраста делится на три части:
часть 1 (психолого-педагогическая) – оцениваются семь интегративных качеств (№2– 7; № 9): показатели развития этих качеств определяются по результатам наблюдения педагога за ребенком;
часть 2 (психолого-педагогическая) – оценивается интегративное качество «овладевший необходимыми умениями и навыками» (№ 8): показатель развития складывается из данных наблюдений педагога и результата выполнения самим ребенком диагностических заданий (прилагаются образцы наглядного материала для диагностических заданий, а также рекомендации по отбору наглядного материала из имеющегося в ДОО);
часть 3 (медико-педагогическая) – оценивается интегративное качество «физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» (№ 1): оценка производится по антропометрическим, физиометрическим показателям, физической подготовленности, двигательной активности детей и другим показателям.
Промежуточные результаты освоения ООПДО раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения ООПДО по основным направлениям развития детей. Рекомендуется проводить обследование индивидуального развития ребенка один раз в год.
Результаты диагностики не всегда свидетельствуют об успешности или не успешности образовательной работы педагога с ребенком (следует учитывать значительное число факторов, влияющих на результат: состояние здоровья ребенка, степень благополучия семейной ситуации, длительность пребывания в ДОО и др.).
Инструменты для фиксации индивидуального развития ребенка и инструменты для оценки готовности детей к школе имеют следующие существенные ограничения:
- не используются для проведения каких-либо аттестационных процедур (в соответствии со ст. 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся»);
- не применимы в целях государственной аккредитации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций;
- не применимы к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).
Инструменты для фиксации оценки индивидуального развития ребенка могут быть использованы:
- для проведения диагностических исследований в ДОО. При системном использовании инструментарий позволит выявить степень эффективности взаимодействия педагога и ребенка в рамках образовательного процесса, индивидуализировать работу с ребенком с целью улучшения освоения им основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- для проведения диагностики развития ребенка по запросу родителей, желающих получить диагностическую помощь (например, в ситуации получения детьми семейного образования);
- для проведения мониторинговых исследований на уровне муниципалитета или региона в целях принятия решений о совершенствовании системы дошкольного образования (инструментарий применяется педагогами конкретного ДОО, участники процедуры оценки муниципального и регионального уровней могут включаться в мониторинг на одном из его заключительных этапов: обобщение результатов оценивания от разных ДОО на уровне муниципалитета или региона, анализ сводных данных).
Модель проведения процедур оценки качества дошкольного образования прошла профессионально-общественное обсуждение и несколько этапов апробации: в апреле-июне 2012 г. – апробация модели в 290 ДОО из 23 субъектов РФ (3347 детей и 49 организаторов апробации), 03-04 октября 2012 г. – семинар по результатам апробации модели с участием 150 специалистов из 31 субъекта РФ. По результатам апробации и обсуждений модель была существенно доработана в следующих основных направлениях:
1. усовершенствование нормативных документов в соответствии с обновлением акцентов государственной политики в области дошкольного образования;
2. разворачивание методических рекомендаций в части подведения итогов оценивания;
3. придание инструментарию надпрограммного характера, не зависящего от конкретной образовательной программы ДОО;
4. обеспечение возможности внесения в инструментарий изменений, учитывающих особенности субъектов РФ;
5. автоматизация интегрирования данных мониторинга, предоставление возможности обобщения полученных данных на уровне ДОО, муниципальном и региональном уровнях.
В 2013 г. в опытном внедрении приняли участие 511 ДОУ из 39 субъектов РФ, 619 организаторов, 39308 детей, в семинаре по итогам – 152 специалиста из 32 субъектов РФ. Участники опытного внедрения положительно оценили перспективы дальнейшего использования модели в субъектах РФ:
- предложенная в модели процедура оценки не противоречит действующей нормативной базе, в том числе ФГОС дошкольного образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155);
- модель применима в ситуации разнообразия образовательных программ (в отчетах названо 19 программ) и совместима с региональными подходами к оценке качества дошкольного образования (из 39 субъектов РФ 37 субъектов подтвердили совместимость, 2 субъекта – частичную совместимость);
- модель функциональна, охватывает необходимые аспекты деятельности ДОО (оценка программы, условий, удовлетворенности родителей, индивидуального развития детей);
- инструментарий имеет широкий диапазон параметров, позволяющих комплексно и стандартизировано оценить качество дошкольного образования, динамику развития детей дошкольного возраста;
- в основу инструментов для фиксации индивидуального развития ребенка заложены не знания и умения, а интегративные качества ребенка (при этом в инструментарий и методику не заложены аттестационные процедуры и есть указание на то, что по данным результатам нельзя судить о работе ДОО);
- предложенный механизм измерения параметров и подсчета баллов позволяет осуществить с минимальными временными потерями комплексную оценку качества дошкольного образования (инструментарий обеспечен компьютерной программой, позволяющей быстро обработать собранный материал, получить интегральные данные по разным параметрам и подпараметрам).
О компьютерной программе скажем более конкретно.
Для применения компьютерной обработки данных используется приложение Microsoft Office Excel. Для четвертой группы параметров (оценки удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО) допускается использование свободного пакета офисных приложений OpenOffice Calc. Обработка данных производится при помощи макросов на VBA (Visual Basic for Applications), поэтому основным требованием к настройкам используемого ПО (MS Excel или OpenOffice Calc) является установка среднего (или низкого) уровня безопасности, который разрешает открывать и выполнять макросы.
Предлагаемый инструментарий представляет собой оценочные листы в файлах *.xls. Для каждой группы параметров разработан отдельный инструментарий. При этом, вследствие некоторых опционально оцениваемых подпараметров, в первой группе параметров инструментарий для ДОО, имеющих группы компенсирующей и комбинированной направленности и не имеющих таких групп, разделен.
По третьей группе параметров (соответствие результатов освоения ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов) разработан инструментарий для всех оцениваемых в ДОО возрастов (4 года, 5 лет, 6 лет, 7 лет). Для каждого возраста участникам проведения процедур оценки предлагается заполнить три части карты развития ребенка (психолого-педагогическая с оценкой интегративных качеств №№2–7 и № 9, интегративное качество № 8 «овладевший необходимыми умениями и навыками», медико-педагогическая с оценкой интегративного качества № 1). При оценке интегративного качества «овладевший необходимыми умениями и навыками» (во второй части третьей группы параметров) используется наглядный материал [1], образцы которого прилагаются к инструментарию.
Пример образца наглядного материала на определение формы при оценке готовности к школе показан на рис. 1.
Для применения компьютерной обработки данных необходимо заполнить лист «Исходные данные» файлов инструментария. Лист «Исходные данные» представлен в виде анкеты, при заполнении которой осуществляется автоматическое оценивание ДОО или ребенка.
Пример оценочного листа для первой группы параметров представлен на рис. 2.
После заполнения выбранных ячеек оценочного листа, результаты обработки представлены в соответствующих файлах xls на листе «Результаты» [2]. Суммарные результирующие баллы по критериям оценки или интегративным качествам автоматически сравниваются с допустимым диапазоном баллов и маркируются цветом (рис. 3).
На листе «Результаты» приняты некоторые общие правила маркировки цветом параметров и критериев качества (серый цвет – отсутствие оценивания по какому-либо подпараметру; красный цвет – выход суммарного результата за допустимый диапазон значений или значение низкого уровня; зеленый цвет – попадание в допустимый диапазон значений или значение высокого уровня; желтый цвет – значение среднего уровня).
При оценивании индивидуального развития ребенка (третья группа параметров) результирующий лист дополнительно содержит уровневые показатели каждого качества и их качественную оценку (высокий, средний, низкий; рис. 4) и автоматически построенную диаграмму профиля развития интегративных качеств ребенка (рис. 5).
Хранение результатов оценки качества дошкольного образования на электронных носителях позволяет автоматически получать заключение, анализировать оценки качества по комплексу параметров и по отдельным параметрам, сопоставлять данные различных ДОО или детей. При использовании компьютерного инструментария появляется возможность:
- легкой адаптации оценок к региональным стандартам;
- унифицирования процедуры оценки качества;
- автоматического обобщения данных на муниципальном и региональном уровне при помощи инструментария интегрирования, созданного для всех групп параметров.
При интегрировании (суммировании и обобщении) данных по ДОО или детям для каждой ДОО (в первой, второй, четвертой группах параметров) и для каждого ребенка (в третьей группе параметров) заполняется отдельный файл. Заполненные файлы с данными для интегрирования объединяются в одной файловой папке с интегрирующим инструментарием, представляющим также xls файл и находящимся в соответствующей папке. В результате применения интегрирующего инструментария будет получено распределение подпараметров и параметров и построены диаграммы средних (медианных) оценок соответствия (первой и второй группы параметров), или оценок интегративных качеств (третья группа параметров), или оценки деятельности ДОО (четвертая группа параметров).
Для получения интегральных (обобщенных) данных самооценки ДОО для какой-либо административно-территориальной единицы (АТЕ) – региона, муниципалитета – используются заполненные файлы оценочных листов по первой и второй группе параметров. При применении интегрирующего инструментария будет вычислено распределение оценок соответствия в процентном соотношении.
Помимо таблицы распределения оценок соответствия будут построены диаграмма данного распределения (рис. 6) и диаграмма медианы оценки соответствия с указанным коридором колебаний значений по АТЕ (рис. 7)
Интегрирующий инструментарий автоматически подсчитывает средний и медианный результат по каждому отдельному подпараметру с построением соответствующей таблицы (рис. 8).
Результаты по каждому параметру маркируются цветом (допустимое значение – зеленый цвет, недопустимое значение – красный цвет). Данные таблицы представлены графически в виде диаграммы профиля среднего балла подпараметров качества (рис. 9) и среднего и медианного результата по каждому обобщенному параметру (рис. 10).
Обобщенные показатели параметров по АТЕ представлены в итоговой таблице распределения соответствия и несоответствия средних показателей параметров по всем ДОО АТЕ. Также в интегрирующем инструментарии собраны все исходные обобщаемые данные для возможной дополнительной обработки и анализа любыми приложениями и статическими пакетами, а также дан список учтенных при обобщении данных файлов соответствующих ДОО с маркировкой некорректно заполненных файлов.
Для получения интегральных (обобщенных) данных по индивидуальному развитию детей для ДОО используются заполненные файлы оценочных листов по третьей группе параметров. Интегрирующий инструментарий по индивидуальному развитию детей дает средние и медианные оценки интегративных качеств детей по обобщаемой единице (группе, ДОО, АТЕ) с построением соответствующих диаграмм и таблиц (аналогичных рис. 6–10).
Интегрирующий инструментарий по оценке удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО позволяет обобщить данные анкет родителей на любом уровне (группы, ДОО, АТЕ) и получить интегральную качественную оценку (неудовлетворительная, удовлетворительная, хорошая, высокая; рис. 11).
Трехлетняя работа по проекту завершена: на сайте ФГБНУ «ФИПИ» размещен «План внедрения модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования в Российской Федерации». В него включены описания направлений совершенствования форм и инструментов оценки качества дошкольного образования, нормативной базы, интеграции подходов к оценке качества дошкольного и начального образования, а также даны рекомендации по внедрению модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования.
ФГБНУ «ФИПИ» открыт для анализа всех точек зрения и обоснованных предложений и исходит из убеждения, что обеспечение качества дошкольного образования и управление им посредством повышения объективности его оценки содействует социальному и экономическому развитию всего общества.
Работы проводились в рамках государственного контракта на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд от 12 августа 2011 года № 03.Р20.11.0029 «Разработка и апробация модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования», исполнитель – ФГБНУ «ФИПИ», заказчик – Минобрнауки России.
Литература
- Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М.: Просвещение, 1978. 96 с.
- Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Анализ данных на компьютере. М.: ИНФРА-М, 2002. 528 с.
- Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Просвещение, 2010. 256 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2157
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 17
Скачиваний
Всего: 1430
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0