Психолого-педагогические исследования
2012. Том 4. № 1
ISSN: 2587-6139 (online)
Университетский образовательный округ как актуальный ресурс психолого-педагогического образования
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профили психолого-педагогического образования, кредитно-модульная система, образовательные программы, мотивация, базовые учреждения практики, методическое обеспечение, подготовка педагогических кадров, экспериментальная работа
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Новиков В.Н. Университетский образовательный округ как актуальный ресурс психолого-педагогического образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n1/50768 (дата обращения: 23.11.2024)
Полный текст
Университетский образовательный округ на базе Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) работает восьмой год. За это время он превратился в мощный интеллектуальный ресурс, объединяющий научнопедагогический потенциал 56 образовательных и иных организаций и учреждений Москвы. История округа неразрывно связана с реализацией инновационных проектов и инициатив, предлагаемых Департаментом образования Москвы. Однако и сами участники Университетского округа неоднократно выступали с интересными идеями и предложениями, способствующими решению актуальных проблем образования, прежде всего столичного.
Наиболее значимых результатов участники Университетского округа достигли в работе с одаренными детьми, подростками с отклоняющимся поведением, детьми- сиротами и детьми с особыми образовательными потребностями. Данные направления являются традиционно приоритетными для МГППУ и Университетского образовательного округа.
Следует отметить и активную экспериментальную работу Университетского округа. По существу, он представляет собой большую экспериментальную площадку, на которой разрабатываются и внедряются инновационные образовательные методы, модели и технологии. Многие ведущие ученые МГППУ являются научными
руководителями или активными участниками городских экспериментальных площадок, созданных на базе образовательных учреждений Университетского округа.
Традиция всегда быть на острие всего нового и передового стала визитной карточкой не только МГППУ, но и Университетского округа. И современный этап его деятельности не является исключением. Сложность, новизна и высокий динамизм изменений, происходящих сегодня в сфере современного образования, требуют нестандартных, прорывных подходов и инновационных схем взаимодействия в решении проблем научно-образовательной деятельности.
Одна из таких проблем - обострение противоречия между потребностью инновационного общества в подготовке инновационного человека и возможностью системы образования, прежде всего общего, подготовить такого человека. Обострение данного противоречия особенно проявилось с введением Федерального государственного образовательного стандарта начальной школы [5]. Учителя испытывают значительные трудности в организации образовательного процесса, отвечающего требованиям нового стандарта. Им не хватает необходимых психологопедагогических знаний.
Возникает вопрос: разве студенты педагогических вузов не изучают педагогику и психологию? Изучают. Но процесс изучения не имеет четкой ориентации на ребенка, его возрастные особенности, организацию взаимодействия с учетом возможностей детей и подростков. В результате, учитель затрудняется организовать обучение детей сообразно их возрасту, а психолог - разработать педагогически обоснованные выводы и рекомендации, вытекающие из результатов его психологических исследований.
Проблема психолого-педагогической подготовки педагогических кадров для российской школы не нова. Еще выдающийся русский педагог-психолог К.Д.Ушинский, говоря о своей «Педагогической антропологии», отмечал, что эта книга предназначается не психологам-специалистам, а педагогам, осознавшим необходимость изучения психологии для своего педагогического дела [4]. Классик отечественной и мировой психологии Л.С.Выготский, размышляя о психологической природе учительского труда, пришел к убеждению, что «в будущем всякий учитель должен будет строить свою работу на психологии и научная педагогика сделается точной наукой, основанной на психологии» [1, с. 257]. Эти и другие идеи выдающихся отечественных ученых и сегодня остаются ориентирами в педагогической деятельности.
Кардинальному решению задачи фундаментальной психолого-педагогической подготовки педагогических работников призваны способствовать открытие в МГППУ нового направления подготовки - «050400 - Психолого-педагогическое образование» и создание на базе Университета Учебно-методического объединения высших учебных заведений Российской Федерации по данному направлению [2]. По существу, МГППУ приобретает статус ведущего инновационного центра современного психологопедагогического образования (рис.).
Рис. МГППУ как ведущий центр современного психолого-педагогического образования
Высокий статус накладывает на МГППУ и особую ответственность за подготовку педагогических работников для учреждений общего образования. И задача эта государственной важности, потому что от уровня компетентности подготовленных
воспитателей, педагогов и психологов будет зависеть и эффективность школы в подготовке молодого поколения к самостоятельному жизненному выбору, труду на благо общества и к продолжению образования. В этом смысле и сегодня актуально утверждение известного английского философа и педагога XVII в. Джона Локка о том, что от правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.
Главное отличие образовательных программ по профилям психологопедагогического образования заключается в их содержании, которое выстроено на основе возрастного и деятельностного подходов. Структура программ
предусматривает блок профессиональных («универсальных») знаний и компетенций, объединяющий в единое направление все профили подготовки - «воспитатель», «учитель начальных классов», «социальный педагог», «педагог дополнительного образования». Они являются общими для этих видов профессиональной деятельности и позволят выпускникам, вне зависимости от конкретных профессиональных задач, организовывать и осуществлять процессы воспитания и обучения по типу игровой, учебной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся. Вместе с тем программами предусмотрено овладение профильно-ориентированными психологопедагогическими знаниями и компетенциями, необходимыми для решения конкретных узкоспециализированных задач.
Иными словами, в основных образовательных программах по всем профилям психолого-педагогического образования заложено такое содержание, овладение которым позволит педагогическим работникам дошкольных и общеобразовательных учреждений осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение и воспитание, ориентированные на развитие обучающихся, учет их возрастных и индивидуальных особенностей, всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциалов.
Открытие нового направления подготовки - это не только разработка нормативных документов и набор абитуриентов, это и последовательная целенаправленная работа по созданию всех необходимых и достаточных условий, обеспечивающих эффективное становление новых профилей психолого-педагогического образования. Процесс этот займет не менее 5-7 лет и потребует активных согласованных действий как структурных подразделений Университета, так и образовательных учреждений Университетского округа. Всю совокупность задач по обеспечению условий становления нового образовательного направления, применительно к компетенции Университетского округа, правомерно объединить в несколько групп.
Первая группа включает в себя задачи преимущественно информационного характера. Они связаны с организацией широкого информирования образовательных учреждений Университетского округа о содержании и назначении каждого профиля психолого-педагогического образования. Цель этой работы - мотивирование потенциальных абитуриентов из числа старшеклассников и педагогических работников образовательных учреждений к поступлению в МГППУ для обучения по образовательным программам бакалавриата и магистратуры по профилям психологопедагогического образования.
Основными средствами реализации указанной цели являются:
- размещение информационных материалов на сайте Университетского образовательного округа МГППУ (http://unokrug.ru);
- приглашение участников Университетского округа на профориентационные мероприятия, проводимые в МГППУ;
- доведение информационных материалов до участников Университетского округа по электронной почте;
- информирование участников Университетского округа в ходе проведения плановых мероприятий (заседания Совета Университетского округа, «круглые столы», методические занятия, семинары и т.д.).
Вторая группа задач связана с конкретной организаторской деятельностью по набору абитуриентов. В Университетском округе в целом отработаны процедуры отбора педагогических работников на курсы повышения квалификации. Задача заключается в их доработке и распространении на потенциальных кандидатов для обучения по программам бакалавриата и магистратуры по профилям психологопедагогического образования. При этом необходимо учитывать профессиональные предпочтения старшеклассников и профессиональные потребности педагогических работников.
Особенностью этой работы является мотивирование педагогических работников общеобразовательных учреждений к обучению по магистерским программам психолого-педагогической направленности. Подобный подход позволит учителям овладеть профессиональными знаниями и компетенциями, необходимыми для организации образовательного процесса, соответствующего требованиям федеральных государственных образовательных стандартов начальной и основной общеобразовательной школы [5; 6]. В идеале, всем учителям-предметникам было бы полезно получить фундаментальную психолого-педагогическую подготовку, которая даст им возможность квалифицированно решать задачи обучения, воспитания и развития личности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и потребностей.
Говоря о новых подходах к организации подготовки педагогических кадров, возможно, стоит вернуться к идее введения педагогической интернатуры. Года три назад она довольно активно обсуждалась педагогической общественностью. Однако с тех пор дальше разговоров дело не двинулось. Между тем данная идея заслуживает всестороннего исследования. Необходимы научно обоснованные прогнозы всех последствий, связанных с включением в систему психолого-педагогического образования педагогической интернатуры. Их разработка - задача вполне посильная для Университетского округа. Ее решение позволит выработать консолидированное мнение по вопросу введения педагогической интернатуры.
Не менее важной для эффективного становления психологопедагогического образования является группа задач методической направленности. Их актуальность обусловлена особенностями основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров, в основу которых положены кредитно-модульная система и компетентностный подход. В учебных планах существенно увеличена доля самостоятельной работы студентов. Это требует смещения акцентов в психологопедагогическом образовании с аудиторных занятий на практику, исследовательскую работу непосредственно в образовательных учреждениях. В Университетском округе представлены все типы и виды образовательных учреждений столицы. Положительный опыт проведения практики студентов на их базе позволяет надеяться, что они станут прекрасными базами для проведения практик и по новым профилям подготовки бакалавров и магистров.
С учетом психолого-педагогического содержания новых профилей подготовки бакалавров и магистров и новых подходов к ее организации правомерно вести речь о научно-методическом обеспечении образовательного процесса. Важно иметь научно обоснованные рекомендации для всех его участников: и преподавателей, и студентов, и руководителей практик. Особого внимания в этой работе заслуживают разработка, апробация и внедрение как инновационных моделей подготовки студентов, так и современных психолого-педагогических технологий, которыми они должны овладеть для эффективного осуществления своей будущей профессиональной деятельности.
Реализация научной составляющей в разработке методического обеспечения подготовки бакалавров и магистров предполагает дальнейшее усиление интеграции образовательного процесса, научных исследований и инноваций в деятельности Университетского округа. В этой работе появляются новые возможности, связанные, например, с подготовкой бакалаврских выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций. В чем здесь взаимный интерес? Во-первых, в объединении усилий в проведении научных исследований, актуальных и для Университета, и для образовательного учреждения. Во-вторых, в повышении шансов на трудоустройство студентов по взаимному согласию сторон, достигнутому в ходе совместной практической деятельности студентов и педагогических работников учреждения.
Эффективность процесса становления нового направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» во многом будет определяться качеством обратной связи. Поскольку такие специалисты раньше целенаправленно не готовились, необходимы оперативные объективные сведения с мест об эффективности процесса подготовки по новым профилям. Для МГППУ важна любая информация, характеризующая деятельность выпускников и уровень их подготовки. Организуя контур обратной связи, участникам Университетского округа следует продумать и уточнить форму и периодичность отзывов на выпускников МГППУ. Их контент не должен быть избыточным, но он должен быть исчерпывающим для обоснованного принятия решений по коррекции организации, содержания и технологий подготовки студентов по профилям психолого-педагогического образования.
Наиболее адекватную оценку уровня подготовки выпускников по профилям психолого-педагогического образования МГППУ получит только через несколько лет по результатам их практической деятельности. Поэтому уже сегодня надо начинать адресную разработку системы диагностики оценки основных образовательных результатов для каждой ступени обучения в школе. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) позволяет измерить уровень владения обучающимся учебной информацией. Новая система должна обеспечить возможность определения, наряду с учебными достижениями, главных результатов в развитии и воспитании детей: способности самостоятельно учиться, социальной и личностной компетентности, гражданских качеств, усвоения общечеловеческих ценностей и др. (диагностика личностных и метапредметных результатов обучения).
Следующая задача, решение которой требует совместных усилий участников Университетского округа, связана с разработкой новых государственных стандартов дошкольного и среднего (полного) общего образования. Известно, какую неоднозначную оценку у педагогической общественности получил проект стандарта старшей школы. К нему есть немало претензий, причем вполне обоснованных. Более 20 лет у нас отсутствует стандарт дошкольного образования. Вялотекущий процесс его подготовки, вероятно, в ближайшее время перейдет в более активную фазу, в связи с планами придания дошкольному образованию самостоятельного статуса (проект нового закона «Об образовании») [3]. Университетскому округу, в котором представлены все типы и виды образовательных учреждений столицы, следует принять активное участие в подготовке предложений в проекты стандартов. Сейчас у нас есть уникальная возможность, используя интеллектуальный потенциал Университетского округа, подготовить обоснованные конструктивные предложения по совершенствованию содержания стандартов. При этом необходимо исходить из принципа преемственности дошкольного, общего и высшего профессионального образования. Важно обеспечить единое образовательное пространство для всех уровней и ступеней образования.
Не менее важно, чтобы нормы, закладываемые в стандарты, наряду с условиями и результатами образования, определяли и требования к уровню подготовки и квалификации педагогических кадров. Содержание этих требований должно включать в себя перечень психолого-педагогических знаний и компетенций, позволяющих педагогам, воспитателям и психологам организовать образовательный процесс, адекватный возрастным и индивидуальным особенностям детей и подростков. Сбор, анализ и обобщение предложений для включения в проекты стандартов может взять на себя отдел по работе с Университетским округом.
И еще одна задача, которую давно следовало перевести в плоскость практического решения. Речь идет о дополнении системы подготовки педагогических кадров таким важным компонентом, как отбор абитуриентов, наиболее склонных и способных к психолого-педагогической деятельности. Возникает вопрос: как это сделать в условиях ЕГЭ? Один из вариантов - проведение профессиональных конкурсов и олимпиад, позволяющих зачислять в вузы их победителей и призеров без вступительных испытаний. Это приемлемое, но частичное решение, поскольку оно не позволяет обеспечить необходимую численность набора. Наверняка есть и другие варианты, следует активнее их прорабатывать, Главное, чтобы все они находились в правовом поле. Это работа сложная, многоаспектная, с некоторой степенью неопределенности, однако она стоит наших усилий и времени, потому что, в конечном итоге, может привести к системным преобразованиям не только школьного, но и среднего, и высшего профессионального образования.
Таким образом, участники Университетского образовательного округа ясно представляют себе задачи, решение которых будет способствовать эффективному процессу становления новых профилей по направлению подготовки «050400 - Психолого-педагогическое образование». Ожидаемый результат их реализации - позиционирование Московского городского психолого-педагогического университета как ведущего инновационного научно-образовательного комплекса по психологопедагогическому образованию. Университетский образовательный округ имеет все основания стать неотъемлемым компонентом этого комплекса. Он зарекомендовал себя как эффективная сетевая структура, обладающая значительным научнопедагогическим потенциалом и способная внести весомый вклад в становление и развитие психолого-педагогического образования.
Литература
- Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В. Давыдова. М., 1991.
- Об учебно-методическом объединении высших учебных заведений РФ по психолого-педагогическому образованию. Приказ Министерства образования и науки РФ №1114 от 3 ноября 2010. Электронная версия: http://base.garant.ru/6747080/.
- Проект Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (версия 3.0.3) // «Российская газета». Федеральный выпуск №5680 (7), 17.01.2012. Электронная версия: http://www.rg.ru/2012/01/17/obrazovanie-site-dok.html.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5 / Сост. С.Ф. Егоров. М., 1990.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Электронная версия: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Электронная версия: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1523
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 606
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1