Психолого-педагогические исследования
2012. Том 4. № 1
ISSN: 2587-6139 (online)
Образовательная среда вуза как профессионально и личностно стимулирующий фактор
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: образовательное пространство, образовательная среда, профессионально и личностно стимулирующая среда вуза, технология создания профессионально и личностно стимулирующей среды
Рубрика издания: Психология образования
Для цитаты: Новиков В.Н. Образовательная среда вуза как профессионально и личностно стимулирующий фактор [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n1/50761 (дата обращения: 23.11.2024)
Полный текст
Переход российской высшей школы на двухуровневую структуру образования существенно повышает требования к самостоятельной работе студентов, которая осуществляется в соответствующей образовательной среде вуза и образовательном пространстве социума в целом. Внешние факторы, обладая определенной автономностью, оказывают постоянное, зачастую противоречивое, воздействие на субъектов образовательного процесса, способствуя или затрудняя их позитивное профессиональноличностное развитие. Данное обстоятельство определяет важность создания в вузе такой образовательной среды, которая бы не только обеспечивала эффективный процесс овладения общенаучными и профессиональными компетенциями, но и стимулировала собственную активность обучающихся в их профессиональном и личностном развитии и саморазвитии.
Проблема учета и организации влияния средовых факторов в образовании молодежи своими корнями уходит в эпоху российского просвещения. Из истории отечественной педагогической мысли известно, что к идее среды в воспитании молодежи впервые обратилась в XVIII в. российская императрица Екатерина II. Она предлагала готовить «новую породу людей» в закрытых учебных заведениях, оградив, таким образом, молодое поколение от «тлетворного влияния общества» [3].
С научных позиций к изучению и организации среды в первой половине прошлого века подходили известные российские педагоги С.Т.Шацкий («педагогика среды») П.П.Блонский («общественная среда ребенка»), А.С.Макаренко («окружающая среда»). По их мнению, воздействия педагога должны быть направлены не на обучающегося, а на условия: внешние (среда, окружение, межличностные отношения, деятельность) и внутренние (эмоциональное состояние ребенка, его жизненный опыт, установки).
Позже к проблеме развивающей образовательной среды обращались выдающиеся отечественные психологи Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др. Под развивающей средой они понимали определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение [12; 13].
В современных условиях идея развивающей образовательной среды активно разрабатывается в исследованиях В.В.Рубцова, В.И.Слободчикова, В.А.Ясвина, С.Д.Дерябо, В.А.Козырева, О.Ф.Латыпова, К.Г.Кречетникова, Е.В.Лапочкина и др. [1; 4; 5; 6; 7; 10; 12; 14].
Несмотря на повышенное внимание ученых к проблеме образовательной среды единого понимания сущности и содержания данного понятия не сложилось. Нет единого подхода и в выделении ее структурного состава. Также отсутствует целостная технология создания профессионально и личностно стимулирующей среды в вузе. В условиях недостаточности и неоднозначности терминологии, используемой применительно к средовой проблематике, сформируем совокупность положений, которые составят методологические основания для формирования технологических основ создания
профессионально и личностно стимулирующей среды в вузе. Первое методологическое основание - это определение профессионально и личностно стимулирующей среды как совокупности материальных, педагогических и психологических факторов вузовской действительности, побуждающих субъектов образовательного процесса к профессионально-личностному развитию и саморазвитию. Подобная формулировка отличается высокой степенью обобщенности, что позволяет рассматривать в качестве фактора любой элемент вузовской среды (объект, предмет, субъект, процесс), оказывающий влияние на активность студентов и работников.
Второе методологическое основание - онтологическое положение о том, что все объекты, предметы и явления материального мира обладают множеством различных свойств (качеств), которые рассматриваются человеком как возможности [2]. То есть человека привлекают не сами предметы и явления, а возможности использования их свойств (качеств), которые выступают как факторы активности в достижении актуальных целей. Данное положение ориентирует на осуществление целенаправленной деятельности по проектированию элементов образовательной среды с заданными свойствами (качествами).
В качестве третьего методологического основания выступает психологический механизм процесса стимулирования. Он раскрывается через понятие «стимул», которое определяется как одно из средств, помогающих заинтересовать, побудить к деятельности, к инициативе, вызвать активность у субъекта деятельности или членов коллектива [9]. В качестве стимулов могут выступать свойства объектов или явлений (цвет, запах, звук, форма, движение, анимация и пр.), воздействующие на органы чувств человека. Применительно к среде представляется особенно важным рассмотрение вербальных и невербальных стимулов.
Четвертое методологическое основание отражает центральное положение концепции личностно ориентированного образования - понятие о «личностно ориентированной педагогической ситуации» [11, с.75]. Именно в ситуации одновременно проявляются объективные и субъективные факторы, определяющие взаимодействие субъектов образовательного процесса, а сам процесс разворачивается как непрерывная цепь целенаправленно проектируемых и реализуемых педагогических ситуаций. Иными словами, личностно ориентированная педагогическая ситуация выступает и как средство стимулирования, и как средство профессионально-личностного развития и саморазвития ее участников.
Исходя из методологических положений и учитывая научно-прикладное знание, разработанное применительно к средовой проблематике, определим технологию создания профессионально и личностно стимулирующей среды вуза как совокупность средств и способов совместной деятельности субъектов образовательного процесса по проектированию и внедрению элементов, побуждающих студентов и преподавателей к проявлению активности в развитии и саморазвитии своих профессионально-личностных качеств.
Как свидетельствует вузовская практика, создание (преобразование) образовательной среды вуза - это сложная, многогранная, масштабная проблема. Ее решение требует всестороннего ресурсного, прежде всего научного, обеспечения. Поэтому абсолютно правильно поступают те вузы, которые решают подобные задачи в формате научных проектов или комплексных научно-исследовательских работ (КНИР).
С учетом научной составляющей рассмотрим основные этапы технологии создания профессионально и личностно стимулирующей среды в вузе.
Первый этап (организационно-подготовительный) предусматривает решение комплекса следующих основных задач:
> формирование временного научного коллектива (рабочей группы) и назначение руководителя проекта (КНИР);
> определение общих и частных целей деятельности по созданию профессионально и личностно стимулирующей среды в вузе и формулировка ожидаемых результатов;
> формирование требований, предъявляемых к профессионально и личностно стимулирующей среде;
> разработка необходимой документации (технические задания, планы проведения работ и мероприятий, программы экспериментов и т.д.);
> доведение регламента и порядка взаимодействия (периодичность, время и место проведения рабочих совещаний, содержание докладов исполнителей о выполнении работ и мероприятий и др.);
> обучение участников работ по вопросам теории и практики профессионально и личностно стимулирующей среды и методологии деятельности по ее созданию.
Второй этап предполагает решение следующих преимущественно проектировочных задач:
> трансформация государственных (общественно значимых) целей образования в конкретные педагогические цели профессионально-личностного развития субъектов образовательного процесса;
> моделирование условий, возможностей и ситуаций, побуждающих студентов и преподавателей к проявлению активности в профессионально-личностном развитии и саморазвитии;
> экспериментальная проверка (отработка) предлагаемых идей, моделей и предложений, отбор оптимальных вариантов и их экспертная оценка;
> конструирование элементов образовательной среды с необходимыми
свойствами и характеристиками, удовлетворяющими заданным требованиям;
> разработка проектной документации (чертежи, эскизы, модели, алгоритмы, методики и технологии деятельности, пояснительные записки по вопросам психолого-педагогического и технического обоснования принятых решений, ресурсное обеспечение).
На третьем этапе (организационно-внедренческом) решается комплекс задач, связанных с организацией работ по внедрению (созданию) реальных элементов профессионально и личностно стимулирующей среды:
> определение исполнителей и соисполнителей работ и мероприятий;
> подготовка плана выполнения работ с указанием конкретных мероприятий, сроков исполнения и ответственных;
> непосредственная деятельность по созданию конкретных элементов профессионально и личностно стимулирующей среды;
> организация контроля качества и сроков выполнения запланированных работ и мероприятий.
Четвертый этап (результативно-оценочный) предполагает оценку результатов создания и функционирования профессионально и личностно стимулирующей среды и принятие решений о ее коррекции и направлениях дальнейшего развития.
Последовательное выполнение задач каждого этапа позволяет сформировать базовую структуру профессионально и личностно стимулирующей среды вуза. Ее обобщенный компонентно-элементный состав можно представить в следующем виде:
> ценностно-смысловой компонент (герб и логотип вуза, яркая история вуза как летопись его выдающихся достижений и вклада в отечественную и мировую науку и практику, миссия, ценности и традиции вуза, положительные примеры выпускников разных лет как личностей- профессионалов-граждан);
> информационно-содержательный компонент (основные и дополнительные профессионально-образовательные программы, реализуемые в вузе, принятые концепции обучения, воспитания, формирования и развития личности, организующие и методические документы, регламентирующие деятельность, общение и поведение работников и студентов);
> организационно-деятельностный компонент (формы, методы, способы деятельности (взаимодействия), стиль общения и поведения, личный пример, культура и образ жизни, статусное положение субъектов в группе, их включенность в другие коллективы и группы, студенческое самоуправление);
> пространственно-предметный компонент (инфраструктура вуза, элементы учебно-научной материальной базы, бытовые и гигиенические условия).
Рассмотренная структура среды является примерной. Конкретный перечень компонентов среды и содержание ее элементов определяются профилем и специфическими особенностями каждого вуза. Однако независимо от содержательных и других отличий, личностно-стимулирующая среда вуза должна удовлетворять следующим требованиям: эстетическая привлекательность элементов среды (архитектура зданий и сооружений, современный дизайн помещений, именные аудитории, современные компьютерные и информационные средства обучения, проведения научных и лабораторных исследований);
проблемность и исследовательский характер содержания образования, его ярко выраженная направленность на подготовку выпускников вузов как профессионалов- личностей-граждан;
избыточность и вариативность элементов образовательной среды, способной удовлетворить профессионально-личностные потребности студентов и преподавателей и обеспечить выбор индивидуальных образовательных траекторий;
высокий уровень психолого-педагогической культуры общения и взаимодействия субъектов образовательного процесса, его насыщенность положительными чувствами, эмоциями и настроениями;
функциональность и эргономичность образовательной среды (разнообразие и множественность функционального состава элементов среды, удобство, комфорт и безопасность их использования в профессионально-личностном развитии и саморазвитии).
Перечень требований является инвариантным, но не исчерпывающим. В зависимости от профиля вуза, содержания основных образовательных программ, сложившихся научно-педагогических школ и других факторов перечень требований может расширяться, а их содержание уточняться и дополняться.
Таким образом, создание профессионально и личностно стимулирующей среды является сегодня одной из приоритетных задач руководящего и научно-педагогического состава вузов. Для ее решения имеются необходимые условия в виде различных авторских подходов, раскрывающих теоретические и прикладные положения, характеризующие сущность, содержание и технологию создания образовательной среды с заданными свойствами. Что касается достаточных условий, то они обусловлены желанием и творческим потенциалом субъектов образовательного процесса каждого конкретного вуза. Очевидно, что теория и практика профессионально и личностно стимулирующей среды органично интегрируется в парадигму профессионально и личностно ориентированного высшего образования.
Литература
- Дерябо С.Д. Диагностика эффективности образовательной среды. М., 1997.
- Золкин А.Л. Философия: Учебник. М., 2005.
- История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений / Под ред. А.И. Пискунова.: 2-е изд., испр. и дополн. М., 2001.
- Козырев В.А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды педагогического университета: Монография. СПб., 1999.
- Кречетников К. Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе: Дис. ... д-ра пед. наук. Владивосток, 2003.
- Лапочкин Е. В. Моделирование образовательной среды среднего профессионального образовательного учреждения медицинского профиля: Дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2005.
- Латыпов О.Ф. Формирование активной образовательной среды в инновационных образовательных учреждениях: Дис. ... канд. пед. наук. Уфа, 2005.
- Психологический словарь/Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова. М., 2003.
- Психологический словарь. Электронная версия: http://vslovare.ru/slovo/psihologicheskiij-slovar/stimul
- Рубцов В.В., Ивошина Т.Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. М., 2002.
- Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы: Монография. М., 1998.
- Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. М., 2000.
- Чмыхова Е.В. Человек и образовательное пространство: Конференция как попытка осмысления проблемы//Инновации в образовании. 2009. № 12.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2168
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 16
Скачиваний
Всего: 5878
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1