Образовательные технологии и здоровье младших школьников

1269

Аннотация

В контексте проблем развития современного российского общества актуализируются вопросы функционирования образования как социального института. В статье рассматриваются содержание и организация учебно-воспитательного процесса на всех уровнях с учетом необходимости сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса. Анализируется состояние здоровья современных школьников с точки зрения влияния на него социальных, экономических, идеологических и других факторов общественной жизни людей. Особое внимание уделяется роли внутришкольной среды в сохранении и укреплении здоровья участников образовательного процесса, акцентируется внимание на комплексном характере ее воздействия на школьников, в связи с длительностью, интенсивностью, непрерывностью и систематичностью этого воздействия. Рассматривается опыт внедрения инновационных образовательных моделей в аспекте укрепления здоровья школьников. Результаты исследования позволяют сравнить влияние различных образовательных технологий на уровень развития познавательных и эмоциональных особенностей младших школьников и сделать вывод о необходимости анализировать эффективность образовательных моделей с точки зрения их ориентации на всестороннее и гармоничное развитие личности школьника.

Общая информация

Ключевые слова: здоровье младших школьников, внутришкольные факторы риска, образовательные технологии, инновационные технологии, интеллектуальные особенности, эмоциональные особенности

Рубрика издания: Клиническая и специальная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Зотова М.О. Образовательные технологии и здоровье младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Том 3. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2011_n4/48749 (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

 

 

Объективная ситуация в современном российском обществе, в частности в педагогике, характеризуется широким пониманием процесса развития личности, обострением внимания к детству как к основополагающему и самоценному периоду жизни, осмыслением интересов и ожиданий в сфере образования, рассмотрением учебно­воспитательного пространства как фактора, от которого во многом зависит судьба каждого ребенка и страны в целом. Все эти процессы находят свое отражение в педагогической науке и практике, охватывая все звенья, уровни и типы образовательных учреждений. Различные научные концепции, раскрывающие развивающий потенциал образовательной среды, востребованы современной школой и обществом.

Образование как социальный институт реагирует на происходящие изменения, приспосабливаясь к новым требованиям, интересам, но в то же время само является одним из факторов, формирующим эти запросы и потребности. Так, на изменение экономической, политической, идеологической ситуации в стране образование отреагировало разнообразными инновациями - разработкой целого ряда практических программ, представляющих различные технологии образования.

В новых условиях задачами школы становятся: защита детей от негативных социальных последствий различных реформ, воспитание у них толерантности, формирование установки на успех, переход от «обучения и воспитания всех» к «работе с каждым», формирование ценностного, социально значимого отношения детей к окружающему миру и к самим себе, расширение возможностей для реализации их индивидуальных способностей. Наиболее трудная и значимая для современной школы задача - разработка и внедрение здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий в учебный процесс. Их суть заключается в комплексной оценке условий воспитания и обучения школьников, которая позволяет формировать здоровый образ жизни, осуществлять мониторинг показателей индивидуального развития, прогнозировать вероятные изменения состояния здоровья школьников и своевременно проводить профилактические и коррекционные мероприятия.

Многие исследователи отмечают, что в России в образовательной системе сложилась ситуация, когда условия, средства, методы обучения провоцируют снижение уровня здоровья, развитие хронических заболеваний, интеллектуальной депрессии у учащихся и преподавателей (Э.М. Казин, А.И. Федоров, С.И. Петухов). В школах нового типа, задуманных как альтернатива традиционной общеобразовательной школе, где создаются возможности для вариативного обучения, ситуация со здоровьем учащихся, к сожалению, еще более неблагоприятна. Учебный процесс в инновационных школах характеризуется повышенной интенсификацией, что хотя и способствует повышению уровня обученности учащихся, но чаще всего - за счет высоких психофизиологических затрат, истощения внутренних ресурсов, увеличения психического напряжения, и для восстановления обычной для ребенка работоспособности требуется значительное время [1]. Неуклонное с каждым годом снижение числа здоровых детей обусловлено социальными,экономическими, экологическими, генетическими и внутришкольными факторами, оказывающими существенное влияние на рост и развитие детей. Так, специалисты считают,

что 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связанно с тем, что именно в школьные годы происходит интенсивный рост и развитие организма, его биологическое и социальное созревание, формируются мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности, и все это - на фоне большой эмоциональной ранимости, повышенной чувствительности к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды [5; 3].

В исследованиях М.М.Безруких были проанализированы школьные факторы риска и сделан вывод о значимом их влиянии на детей: во-первых, потому, что они действуют в комплексе, и, соответственно, сила воздействия каждого из них, даже минимального, в сумме возрастает; во-вторых, потому, что они действуют в период интенсивного роста и развития организма ребенка; в-третьих, потому, что действие комплекса отрицательных факторов непрерывно, длительно и систематично, причем сила воздействия этих факторов усиливается с осознанием ребенком неизбежности изменения ситуации [2]. Объективная ситуация сегодняшнего дня подвигает специалистов различных областей науки и практики к консолидации усилий по разработке и внедрению комплексных здоровьеохранных и оздоровительных технологий, сочетающих в себе получение детьми знаний, выработку практических навыков и мотивации к формированию культуры здоровья. В отечественной школе идет поиск путей снижения влияния стрессогенных факторов на учащихся. Практика же показывает, что необходимо анализировать эффективность (при условии здоровьеразвивающего компонента) образовательных моделей, их ориентацию на всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка, расширять просветительскую работу с педагогическими кадрами и родителями для обогащения их знаниями по возрастной физиологии и психологии, охране здоровья, психофизиологии учебного процесса и психогигиене школьных трудностей. Актуальность научных исследований в этом направлении логически вытекает из ряда противоречий, которые имеют место в современном образовательном пространстве:

-   между необходимостью улучшения уровня физического и психического здоровья детей, с одной стороны, и действием внутришкольных факторов, ведущих к возникновению «школьных болезней» - с другой;

-    между необходимостью практического создания условий обучения и воспитания, способствующих физическому и психическому благополучию ребенка, и не достаточной разработанностью этого вопроса в науке;

-    между заинтересованностью родителей и общества в целом во всестороннем, гармоничном развитии личности ребенка и стремлением школы придерживаться какой- либо педагогической технологии, которая чаще всего делает упор на усиленное развитие познавательного процесса или раннее профилирование классов;

-между, надеждами, возлагаемыми обществом на школу по вопросам нивелирования дефектов семейного и дошкольного воспитания, по вопросам обучения, здорового образа жизни и психогигиены, и слабым владением педагогами соответствующими технологиями, а чаще всего - отсутствием личной валеологической культуры.

Влияние образовательной модели на психоэмоциональное самочувствие ученика стало предметом нашего внимания в рамках мониторингового исследования познавательной, эмоциональной сфер и энергетических ресурсов учащихся младших классов, являющихся показателями их психического здоровья. Исследование проводилось в двух учебных заведениях. Одно из них - МОУ ГОУ прогимназия «Эрудит» г. Владикавказа - осуществляет эксперимент по внедрению инновационных образовательных программ, работает в режиме «школы полного рабочего дня», реализует комплексную программу развития здоровья участников учебно-воспитательного процесса, располагает достаточной материально-технической базой для осуществления различных здоровьеохранных и здоровьеразвивающих медико-психолого-педагогических мероприятий. Другое - ГОУ СОШ №2 г. Владикавказа - работает в рамках традиционной образовательной модели, без внедрения в учебный процесс здоровьеразвивающих технологий. Учащиеся прогимназии составили экспериментальную группу (95 человек), а ученики общеобразовательной школы - контрольную (94 человека). Всего в исследовании приняли участие 189 учеников I-IV классов.

Основной диагностический блок мониторинга психического развития учащихся строился по программе, предложенной Л.А.Ясюковой, он позволил сделать выводы по следующим параметрам:                                                                  речевое развитие; визуальное мышление; понятийное

интуитивное мышление; понятийное логическое мышление; речевое мышление; образное мышление; абстрактное мышление; скорость переработки информации; внимательность; зрительно-моторная координация; кратковременная речевая и зрительная память; тревожность; энергия и настроение [6]. В дополнительный блок вошло изучение: особенностей внутрисемейных отношений; эмоциональной установки ребенка по отношению к школе и его личностных особенностей.

Полученные в ходе эмпирического исследования данные, позволяющие анализировать особенности интеллектуальной сферы учащихся I-IV классов обеих школ, представлены в таблице.

Показатели психического развития учащихся

Психическая функция

Образовательное учреждение

t-критерий

СОШ

Прогимназия

1. Речевое развитие

6,50±0,26

8,67±0,31

-5,36***

2. Визуальное мышление

линейное

8,20±0,17

10,42±0,13

-10,11***

структурное

6,37±0,25

9,49±0,24

—9,11***

3. Понятийное интуитивное мышление

4,74±0,13

6,05±0,12

-7,47***

4. Понятийное логическое мышление

7,30±0,19

9,03±0,22

-5,81***

5. Речевое мышление

7,40±0,16

7,72±0,17

-1,35

6.     Образное мышление

6,92±0,19

9,68±0,19

-10,09***

7. Абстрактное мышление

2,68±0,08

2,13±0,09

-4,40***

8.     Зрительно-моторная координация

2,94±0,09

3,53±0,08

-4,96***

9. Кратковременная речевая память

4,40±0,12

5,86±0,15

-7,36***

10. Кратковременная зрительная память

7,22±0,23

9,05±0,28

-5,07***

11. Скорость переработки информации

35,06±0,61

40,91±0,99

-5,02***

12. Внимательность

0,93±0,002

0,95±0,002

-4,58***

13. Тревожность

6,65±0,49

7,38±0,29

-1,36

14. Настроение

14,11±0,52

12,65±0,55

1,93

15. Энергия

1,40±0,85

1,74±0,78

-0,43

Примечание.* - p< 0,05;     ** - p<0,01;     *** - p<0,001.

 Обобщая результаты качественного и количественного анализа полученных нами данных, можно заключить, что существуют значимые различия в познавательном развитии младших школьников в условиях традиционной и инновационной моделей образования, в пользу здоровьеразвивающей. А вот показатели эмоциональной сферы младших школьников двух моделей обучения не обнаружили достоверно значимых различий.

Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы:

1)                                в младшем школьном возрасте уровень развития психических функций (познавательные процессы, эмоциональные переживания, энергия, мотивация учения и отношение к учебному процессу, и т.д.) различен в школах, где используют инновационные 5

здоровьеразвивающие образовательные технологии, и в школах с традиционной организацией обучения и воспитания. В школах нового типа уровень развития познавательных способностей учащихся выше, но при этом значительно повышены уровни их энергозатрат и тревожности. Эмоциональная сфера гимназистов характеризуется большим интересом к учебно-воспитательному процессу, к уровню личных достижений, им свойственны хорошее настроение, оптимизм, любознательность;

2)                   в школах, использующих здоровьеразвивающие педагогические технологии, уровень развития произвольности психических функций выше по сравнению со школами традиционного типа;                          3) на разных этапах

начальной школы структура психических изменений носит различный характер. Например, в прогимназии, чем старше школьники, тем выше уровень их тревожности, а в традиционной школе - обратная тенденция.

На основе результатов проведенного нами исследования можно также сформулировать некоторые медико-психолого-педагогические рекомендации по преодолению выявленных нежелательных тенденций в развитии школьников. В                                                         частности,           преодолению

перечисленных нами выше противоречий, связанных со сферой образования, будут способствовать следующие условия:

1)      отказ от ориентации на какую-либо одну педагогическую технологию, от профильности образовательного учреждения и раннего профилирования школьников;

2)      переход от преподавания основных дисциплин в начальной школе одним учителем к предметному преподаванию со специализацией учителей;

3)      осуществление образовательного процесса на принципах личностно ориентированной педагогики;

4)      воздействие на все стороны личности школьника с целью ее гармоничного развития через учебную и внеучебную деятельность;

5)      организация системы просветительской работы с педагогическим коллективом и родителями по психологическим вопросам с целью формирования у них психогигиенических навыков и валеологической культуры.

Для подготовки к жизни человека, способного адаптироваться к развивающемуся социуму, свободного, со стремлением к самореализации и к гармонии с окружающим миром,

необходим комплексный подход к образованию и воспитанию младших школьников, который подразумевает воздействие на все сферы и стороны личности с целью ее всестороннего и гармоничного развития через специально организованный учебно­воспитательный процесс.              В

социальных науках «комплексность» означает не только общий охват явлений, но и, прежде всего, их динамическую взаимосвязь, системность как необходимое условие познания и преобразования объекта. В педагогике комплексный подход отражает полноту охвата различных сторон, процессов, явлений, а взаимодействие между ними и другими системами и целостные свойства подразумеваются сами собой. С точки зрения Н.К. Смирнова, комплексный подход - наиболее адекватное современному периоду средство совершенствования учебно-воспитательной практики, методологическая база деятельности по формированию здоровой всесторонне развитой личности [4]. Он предполагает, что органическое единство будет достигнуто в ходе всего процесса деятельности общеобразовательной школы, носящей целенаправленный и продуктивный характер, учитывающей влияние на ребенка всех факторов окружающей его среды. Таким образом, вопрос об образовательной среде, специальных условиях, т. е. об особым образом организованном социокультурном и образовательном пространстве для достижения наибольшей степени эффективности сохранения и формирования здоровья каждого включенного в нее индивида, представляется крайне актуальным на данном этапе развития российского общества.

Литература

  1. Базарный В. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школе. М.,1995.
  2. Безруких М.М. Школьные факторы риска и здоровье детей // Магистр.1999. №3.
  3. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/ Под ред. И.В.Дубровиной. Екатеринбург, 2000.
  4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002.
  5. Стукалова Т.И. Задачи органов здравоохранения по совершенствованию медицинской помощи детям в образовательных учреждениях. Магистр.1999. №3.
  6. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб., 1999.

Информация об авторах

Зотова Марина Олеговна, старший преподаватель кафедры общей и социальной психологии факультета психологии, Северо-Осетинского государственного педагогического института, Владикавказ, Россия, e-mail: marinaolegovna@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1889
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 1269
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0