Современная зарубежная психология
2023. Том 12. № 1. С. 26–34
doi:10.17759/jmfp.2023120103
ISSN: 2304-4977 (online)
Инновационные технологии в формировании безопасного дорожного поведения водителей
Аннотация
В настоящей статье уделено внимание обзору различных исследований, в которых изучается опыт использования инновационных технологий в формировании безопасного дорожного поведения у водителей. Показано, что инновационные технологии достаточно активно используются для решения задачи снижения аварийности на дорогах, приводятся данные психологических исследований, направленных на оценку их эффективности. Особое внимание уделено описанию и характеристикам систем контроля скорости, средствам предотвращения вождения в нетрезвом состоянии (ВНС), а также использованию приложений виртуальной реальности, позволяющих обучать основных участников дорожного движения и формировать у них навыки безопасного поведения. В качестве примеров приводятся исследования, демонстрирующие практики внедрения и использования иммерсивного обучения водителей. Отмечается, что внедрение и использование инновационных технологий в формировании безопасного дорожного поведения выступают в качестве перспективных направлений развития практик, позволяющих снизить количество аварий и дорожно-транспортных происшествий в будущем. Рассмотренные инновационные технологий способствует развитию новых практик в обучении водителей и повышению уровня их водительского мастерства.
Общая информация
Ключевые слова: профилактика , обучение, инновационные технологии, дорожное поведение, безопасное поведение, водители
Рубрика издания: Психология труда и инженерная психология
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120103
Получена: 27.02.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Ефремов С.Б. Инновационные технологии в формировании безопасного дорожного поведения водителей [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2023. Том 12. № 1. С. 26–34. DOI: 10.17759/jmfp.2023120103
Полный текст
Введение
Современные технологии и методы, используемые в образовательных программах водителей
- уровень алкоголя в выдыхаемом воздухе 1,0—1,8 промилле для начинающих водителей и 1,3—1,8 промилле для опытных водителей;
- продолжительность: два года с возможностью продления на 6 месяцев;
- обязательное сопровождение с программой «обратной связи» для каждого участника и изменения его поведения;
- затраты около 4000 евро на 2 года;
- внедрение программы с 2011 по 2016 год, около 3000 участников ежегодно [18].
- программа должна быть обязательным условием для восстановления лицензии;
- гибкое время установки;
- обязательность без учета периода приостановления действия лицензии;
- управление программой соответствующими органами;
- отметка в водительском удостоверении;
- регулярное наблюдение (особенно за водителями с алкогольной зависимостью);
- всегда в сочетании с реабилитационной программой [23; 24; 29].
- участники программы имели положительный результат по адаптации скорости и дистанции;
- участники продемонстрировали прогресс в одновременном контроле скорости и дистанции;
- участники, которые чувствовали, что им пришлось приложить больше усилий, чтобы получить баллы, продемонстрировали более рискованное дорожное поведение во время предварительных измерений, но улучшили его до уровня выше среднего во время эксперимента;
- участники улучшили свои результаты в начале эксперимента, но понизили их до среднего уровня после отключения системы [18].
- непосредственного опыта к его рефлексии, воспроизводящий последовательность перехода от получения непосредственного опыта к его рефлексии;
- от рефлексии к формированию теоретических представлений;
- от теоретических представлений до проверки и корректировке на практике;
- к использованию в повседневной практике [20; 21].
- обучение — это бесконечно повторяющийся цикл, а не линейный процесс;
- для обучения необходим опыт «здесь и сейчас»;
- цикл экспериентального обучения в наибольшей мере соответствует структуре мозга человека и его основным функциям;
- в основе обучения лежит мотивация к приобретению конкретного чувственного опыта, с одной стороны, и абстрактного мышления — с другой;
- во время цикла обучения преподаватель осуществляет подбор преподавательских ролей (фасилитатор, эксперт, оценщик, тренер), переходя от одной роли к другой в зависимости от фазы и целей обучения [2; 20].
Выводы и заключение
Литература
- Технологии виртуальной реальности: методологические аспекты, достижения и перспективы [Электронный ресурс] / Ю.П. Зинченко, Г.Я. Меньшикова, Ю.М. Баяковский, А.М. Черноризов, А.Е. Войскунский // Национальный психологический журнал. 2010. № 2. С. 64—71. URL: https://npsyj.ru/articles/article/3671/ (дата обращения: 20.03.2023).
- A systematic review of immersive virtual reality applications for higher education: Design elements, lessons learned, and research agenda / J. Radianti, T.A. Majchrzak, J. Fromm, I. Wohlgenannt // Computers & Education. 2020. Vol. 147. Article ID 103778. 29 p. DOI:org/10.1016/j.compedu.2019.103778
- A VR Truck Docking Simulator Platform for Developing Personalized Driver Assistance / P. Ribeiro, A.F. Krause, P. Meesters [et al.] // Applied Sciences. 2021. Vol. 11. № 19. Article ID 8911. 21 p. DOI:10.3390/app11198911
- Assailly J-P., Cestac J. Drunk driving prevention and cultural influences: the SAFE ROADS 4 YOUTH (SR4Y) project // Transactions on Transport Sciences. 2018. Vol. 9. № 2. P. 35—41. DOI:10.5507/tots.2018.010
- Benders J. VISTA-Towards Damage-Free and Time-Accurate Truck Docking [Электронный ресурс] // VISTA. Gelderland, 2022. URL: https://vistaproject.eu/ (дата обращения: 20.03.2023).
- Bjerre B. Primary and secondary prevention of drink driving by the use of alcolock device and program: Swedish experiences // Accident Analysis and Prevention. 2005. Vol. 37. № 6. P. 1145—1152. DOI:10.1016/j.aap.2005.06.020
- Chen C.J., Toh S.C., Ismail W.M.W. Are learning styles relevant to virtual reality? // Journal of research on technology in education. 2005. Vol. 38. № 2. P. 123—141. DOI:10.1080/15391523.2005.10782453
- Coelho J., Duarte C. The Contribution of Multimodal Adaptation Techniques to the GUIDE Interface [Электронный ресурс] // Proceedings of the 6th International Conference “Universal Access in Human-Computer Interaction: Design for All and elnclusion”: Orlando, FL, USA, July 9-14, 2011 / Ed. C. Stephanidis. Part I. Berlin/Heidelberg: Springer, 2011. P. 337—346. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-642-21672-5_37 (дата обращения: 20.03.2023).
- Determinants of self-efficacy of driving behavior among young adults in the UAE: Impact of gender, culture, and varying environmental conditions in a simulated environment / P.K. Maghelal, J.C. Flores, L.S. Ravindra, G.A. Luximon // Heliyon. 2023. Vol. 9(3). Article ID E13933. 30 p. DOI:10.1016/j.heliyon.2023.e13993
- Does Immersive VR Increase Learning Gain When Compared to a Non-immersive VR Learning Experience? [Электронный ресурс] / K. Mahmoud, I. Harris, H. Yassin, T.J. Hurkxkens, O.K. Matar, N. Bhatia, I. Kalkanis // Proceedings of the 7th International Conference “Learning and Collaboration Technologies: Human and Technology Ecosystems”: Copenhagen, Denmark, July 19—24, 2020 / Eds. G. Goos, J. Hartmanis. Part II. Cham: Springer, 2020. P. 480—498. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-030-50506-6_33 (дата обращения: 20.03.2023).
- Driver activity recognition in virtual reality driving simulation / O. Halabi, S. Fawal, E. Almughani, L. Al-Homsi // Proceedings of the 8th “International Conference on Information and Communication Systems (ICICS)”: Jordan University of Science and Technology, Irbid, Jordan, 4—6 April, 2017 / Institute of Electrical and Electronics Engineers. Red Hook, NY: Curran Associates, 2017. 5 p. DOI:10.1109/IACS.2017.7921955
- Driving Risk Analysis Based on Driving Experience at Hook-Turn Intersection Using the Emerging Virtual Reality Technology / T. Oh, Y. Xu, Z. Li, Z.L. Kim // Journal of Advanced Transportation. 2022. Vol. 2022. Article ID 8929826. 12 p. DOI:10.1155/2022/8929826
- Efremov S., Kochetova T. Neural network model for recognition and classification of types of interactions in road traffic // Transactions on Transport Sciences. 2022. Vol. 13. № 1. P. 38—44. DOI:10.5507/tots.2022.003
- Gräßler Ir., Taplick P. Supporting Creativity with Virtual Reality Technology // 22nd International Conference on Engineering Design: 5—8 AUGUST 2019, DELFT, THE NETHERLANDS. 2019. Vol. 1. P. 2011—2020. DOI:10.1017/dsi.2019.207
- Gray matter differences correlate with spontaneous strategies in a human virtual navigation task / V.D. Bohbot, J. Lerch, B. Thorndycraft, G. Iaria, A.P. Zijdenbos // Journal of Neuroscience. 2007. Vol. 27. № 38. P. 10078—10083. DOI:10.1523/JNEUROSCI.1763-07.2007
- Hettinger L.J., Riccio G.E. Visually Induced Motion Sickness in Virtual Environments // Presence Teleoperators and Virtual Environment. 1992. Vol. 1. № 3. P. 306—310. DOI:10.1162/pres.1992.1.3.306
- Integration of RPG use and ELC foundation to examine students’ learning for practice / W.H. Wu, W.C. Yan, H.Y. Kao, W.Y. Wang, Y.C.J. Wu // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 55. Part B. P. 1179—1184. DOI:10.1016/j.chb.2014.10.023
- Intelligent speed assistance for serious speeders: The results of the Dutch Speedlock trial / J.W.G.M. Van der Pas, J. Kessels, B.D.G. Veroude, B. van Wee // Accident: Analysis and Prevention. 2014. Vol. 72. P. 78—94. DOI:10.1016/j.aap.2014.05.031
- Kim N.G., Yoo C.K., Im J.J. A new rehabilitation training system for postural balance control using virtual reality technology / IEEE Transactions on Rehabilitation Engineering. 1999. Vol. 7. № 4. P. 482—485. DOI:10.1109/86.808952
- Kolb A.Y., Kolb D.A. The Kolb Learning Style Inventory 4.0 [Электронный ресурс]: a Comprehensive Guide to the Theory, Psychometrics, Research on Validity and Educational Applications. [Kaunakakai]: Experience Based Learning Systems, 2013. 234 p. URL: https://learningfromexperience.com/downloads/research-library/the-kolb-learning-style-inventory-4-0.pdf (дата обращения: 20.03.2023).
- Konak A., Clark T.K., Nasereddin M. Using Kolb’s Experiential Learning Cycle to improve student learning in virtual computer laboratories // Computers & Education. 2014. Vol. 72. P. 11—22. DOI:10.1016/j.compedu.2013.10.013
- Lawson G., Salanitri D., Waterfield B. Future Directions for the Development of Virtual Reality within an Automotive Manufacturer // Applied Ergonomics. 2016. Vol. 53. Part B. P. 323—330. DOI:10.1016/j.apergo.2015.06.024
- Lotan T., Toledo T. In-Vehicle Data Recorder for Evaluation of Driving Behavior and Safety // Journal of the Transportation Research Board. 2006. Vol. 1953. № 1. P. 112—119. DOI:10.3141/1953-13
- Mayhew D., Simpson H. The safety value of driver education and training // Injury Prevention. 2002. Vol. 8. № 2. P. 3—7. DOI:10.1136/ip.8.suppl_2.ii3
- Neural mechanisms of hierarchical planning in a virtual subway network / J. Balaguer, H. Spiers, D. Hassabis, C. Summerfield // Neuron. 2018. Vol. 90. № 4. P. 893—903. DOI:org/10.1016/j.neuron.2016. 03.037
- Postnonclassical methodology and application of virtual reality technologies in social research / Y.P. Zinchenko, A.I. Kovalev, G.Ya. Menshikova, L.A. Shaigerova // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. Vol. 8. № 4. P. 60—71. DOI:10.11621/pir.2015.0405
- Psychological therapy using virtual reality for treatment of driving phobia: a systematic review / R.A. Elphinston, A. Vaezipour, J.A. Fowler, T.G. Russell, M. Sterling // Disability and Rehabilitation. 2022. Vol. 72. P. 1—13. Online ahead of print. DOI:10.1080/09638288.2022.2069293
- Selivanov V.V., Selivanova L.N., Babieva N.S. Cognitive Processes and Personality Traits in Virtual Reality Educational and Training // Psychology in Russia: State of the Art. 2020. Vol. 13. № 2. P. 16—28. DOI:10.11621/pir.2020.0202
- Stringer R.J. Are Buzzed Drivers Really the Problem: A Quasi-Experimental Multilevel Assessment of the Involvement of Drivers with Low Blood Alcohol Levels in Fatal Crashes // Criminal Justice Policy Review. 2018. Vol. 29. № 5. P. 464—488. DOI:10.1177/0887403416637187
- Taheri S.M., Matsushita K., Sasaki M. Virtual Reality Driving Simulation for Measuring Driver Behavior and Characteristics // International Journal of Transportation Science and Technology. 2017. Vol. 7. № 2. P. 123—132. DOI:10.4236/jtts.2017.72009
- The application of virtual reality technology to testing resistance to motion sickness / G.Ya. Menshikova, A.I. Kovalev, O.A. Klimova, V.V. Barabanschikova // Psychology in Russia: State of the Art. 2017. Vol. 10. № 3. P. 151—163. DOI:10.11621/pir.2017.0310
- The effects of combining sanctions and rehabilitation for driving under the influence: An evaluation of the New Jersey Alcohol Countermeasures Program / R.E. Green, J.F. French, P.W. Haberman, P.W. Holland // Accident Analysis and Prevention. 1991. Vol. 23. № 6. P. 543—555. DOI:10.1016/0001-4575(91)90019-2
- Velev D., Zlateva P. Virtual reality challenges in education and training // International Journal of Learning and Teaching. 2017. Vol. 3. № 1. P. 33—37. DOI:10.18178/ijlt.3.1.33-37
- Virtual Reality as an assessment tool for arm motor deficits after brain lesions / L. Piron, F. Cenni, P. Tonin, M. Dam [Электронный ресурс] // Medicine Meets Virtual Reality 2001 / Eds. J.D. Westwood, H.M. Hoffman, G.T. Mogel, D. Stredney, R.A. Rob. Amsterdam: IOS Press, 2001. P. 386—392. (Studies in Health Technology and Informatics. Vol. 81). URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/11317774/ (дата обращения: 20.03.2023).
- Virtual reality for driving phobia: cognitions and self-efficacy / I. Matheus, M. Carvalho, A. Nardi, R. Costa // Revista Psicologia, Saúde & Doenças. 2022. Vol. 23. № 1. P. 298—306. DOI:10.15309/22psd230128
- Virtual reality-based cognitive stimulation using grydsen software as a means to prevent age-related cognitive-mobility disorders - a pilot observational study / M. Podhorecka, R. Szrajber, J. Andrzejczak, J. Lacko, P. Lipinski // Human Technology. 2021. Vol. 17. № 3. P. 321—335. DOI:10.14254/1795-6889.2021.17-3.7
- Virtual world teaching, experiential learning, and assessment: An interdisciplinary communication course in Second Life / L. Jarmon, T. Traphagan, M. Mayrath, A. Trivedi // Computers & Education. 2009. Vol. 53. № 1. P. 169—182. DOI:10.1016/j.compedu.2009.01.010
- Wiczorek R., Protzak J. Evaluation of an assistance system supporting older pedestrians’ road crossing in virtual reality and in a real-world field test // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. Article ID 966096. 15 p. DOI:10.3389/fpsyg.2022.966096
- Wiederhold B.K. How virtual reality is changing the reality of aging // Cyberpsychology, Behavior and Social Networking. 2020. Vol. 23. № 3. P. 141—142. DOI:10.1089/cyber.2020.29176.bkw
- Zador P.L., Krawchuk S.A., Voas R.B. Alcohol-related relative risk of driver fatalities and driver involvement in fatal crashes in relation to driver age and gender: an update using 1996 data // Journal of Studies on Alcohol. 2000. Vol. 61. № 3. P. 387—395. DOI:10.15288/jsa.2000.61.387
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 287
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 14
Скачиваний
Всего: 152
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2