Психолого-педагогические исследования
2011. Том 3. № 1
ISSN: 2587-6139 (online)
Значимые параметры эмоционально-личностной сферы подростков в школах с разной степенью психологической безопасности образовательной среды
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психология образования, образовательная среда школы, психологическая безопасность, параметры эмоционально-личностной сферы, подростковый возраст, психология безопасности
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Леонова О.И. Значимые параметры эмоционально-личностной сферы подростков в школах с разной степенью психологической безопасности образовательной среды [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Том 3. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2011_n1/39952 (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
Задача формирования здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей защищенность участников образовательного процесса от внешних рисков и угроз, поставлена в нашей стране на государственном уровне: в «Концепции модернизации российского образования», в городской целевой программе развития образования «Столичное образование - 5» на 2009 - 2011 гг. В связи с этим актуальной практической задачей учреждений образования становится создание социальной среды, развивающей и поддерживающей личностный потенциал учителей и учеников. Важнейшая характеристика такой среды - психологическая безопасность. Именно она обеспечивает образовательной среде развивающий характер, а школьникам - состояние психологической защищенности. Подростки очень чувствительны к влиянию психологического насилия, опасности, дискомфорта. В этом возрасте есть риск разрушения основ личностноэмоционального благополучия. Поэтому эффективное отражение неблагоприятных внешних воздействий способствует благоприятному развитию личности школьника.
Исследователями установлены два главных аспекта психологических характеристик образовательной среды (ОС) - безопасность социальной среды как среды жизнедеятельности человека и безопасность поведения человека (угрозы, опасности, риски) [4].
Теоретическое и прикладное развитие психологическая безопасность ОС получила благодаря работам В.В. Рубцова и И.А. Баевой [1]. Доказано, что важным фактором, придающим ОС развивающий характер, является ее безопасность [1; 2; 3]. Показано, что безопасную образовательную среду можно создать путем человекоцентрированного обучения [11]. Разработаны критерии психологической безопасности ОС [2; 5].
В целом психологическую безопасность определяют в трех аспектах: 1) как состояние ОС, свободное от проявления психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в ее состав участников; 2) как систему межличностных отношений, которые вызывают у участников чувство принадлежности (референтную значимость среды), убеждают человека, что он пребывает вне опасности; 3) как систему мер, направленных на предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности [1].
В настоящее время в области проблем психологической безопасности образовательной среды школы проводится множество исследований (В.В.Рубцов, Ю.М.Забродин, И.А.Баева, Е.Н.Волкова, Е.Б.Лактионова, В.В.Ковров, О.В.Вихристюк, J.Bluestein, S.Brand, M.R.Randazzo). Однако понятийный аппарат для анализа рисков, связанных с обеспечением психологической безопасности, еще не сложился, не систематизированы подходы к ее исследованию. Все это порождает противоречия в понимании и интерпретации феноменов психологической безопасности. Наименее изученным остается вопрос о влиянии психологически безопасной образовательной среды на параметры личности подростков.
В результате теоретического анализа установлены значимые параметры эмоционально-личностной сферы подростков [9; 10], которые характеризуют, с одной
стороны, особенности развития личности в среде, а с другой - отношение личности к данной среде (рис.1).
Рис.1. Значимые параметры эмоционально-личностной сферы подростка Благополучие личности рассматривается как предпосылка адаптационного потенциала личности и достижения согласованности со средой (О.С.Ширяева, Л.В.Миллер).
Самоотношение - одно из главных новообразований в подростковом возрасте. Составляющей самоотношения является самооценка личностных особенностей и форм поведения [9].
Актуальные свойства и состояния личности (познавательная активность, мотивация достижения, тревожность и гнев) определяют эмоциональное отношение подростков к учению [10]. Эмоциональное отношение к учению составляет то ведущее отношение, изучение которого позволяет проникнуть в самую сущность личности школьника (Л.И.Божович), а отсутствие интересов к учению часто является исходной причиной формирования отклоняющегося поведения (В.Г.Степанов); важным моментом в формировании у школьников должного отношения к учению является тот
способ, которым взрослые предъявляют к ним соответствующие требования (Л.С.Славина).
Для большого числа старших подростков характерен недостаточно высокий общий уровень психологической адаптации, при этом наибольшие проблемы у подростков сосредоточены в сфере личностной адаптации: склонность к враждебности и критичности в социальных контактах, недоверие и агрессивные реакции по отношению к окружающим проявляют почти половина подростков (Д.Н.Дубровин). К.Стотт, И.А.Дубровина,
A. М.Прихожан, Н.Н.Толстых выделили симптомокомплексы, которые свидетельствуют о нарушениях поведения и развития личности, о дезадаптированности подростков.
B. А.Мурзенко выявила доминирующие синдромы, свидетельствующие о нарушении личностной адаптации подростков: «Враждебность по отношению к взрослому»; «Недостаток социальной нормативности»; «Уход в себя»; «Депрессия»; «Конфликтность в отношениях со сверстниками»; «Недостаток доверия к новым людям, вещам, ситуациям».
Целью нашего исследования явилось изучение эмоционально-личностной сферы подростков в школах с разным уровнем психологической безопасности образовательной среды.
Были выдвинуты следующие гипотезы исследования:
1. Психологическая безопасность образовательной среды является значимым фактором в обеспечении эмоционально-личностного благополучия подростков.
2.Отношение личности к среде, определяемое показателями эмоционального отношения к учению и личностной адаптации, зависит от уровневых характеристик психологической безопасности образовательной среды.
Эмпирическое исследование проводилось в средней общеобразовательной школе Северо-Восточного округа Москвы в феврале - мае 2009 г. (далее - первая школа) и в Центре образования Юго-Западного округа Москвы в декабре 2009 - марте 2010 гг. (далее - вторая школа). Выборка составила 333 учащихся V - VIII классов (167 - из первой школы и 166 - из второй). К исследованию психологической безопасности образовательной среды школы были привлечены эксперты - участники образовательного процесса: ученики (333 человека), родители (108 человек) и учителя (44 человека).
Эмпирическое исследование состояло из двух следующих блоков:
Б л о к 1. Выявление уровневых характеристик образовательной среды школы путем экспертной оценки ее психологической безопасности.
Экспертная оценка психологической безопасности (ПБ) образовательной среды (ПБ учеников, ПБ педагогов, ПБ родителей) проводилась по показателям: 1) референтность; 2) удовлетворенность; 3) защищенность. Положительные результаты по каждому из критериев оценки, полученные более чем у 60% респондентов, свидетельствуют о высокой степени ПБ ОС; в интервале 60%-40% - о средней степени ПБ ОС, т. е. о наличии психологических рисков; менее чем у 40% - о низкой степени ПБ ОС, т. е. о наличии угроз.
Б л о к 2. Изучение особенностей эмоционально-личностной сферы подростков по двум направлениям:
изучение развития личности в среде, в частности эмоционально-личностного благополучия подростков -становления самоотношения и показателей тревожности, страхов, фрустрации, эмоциональной напряженности;
изучение отношения личности к среде путем оценки эмоционального отношения к учению и показателей нарушения личностной адаптации подростков.
При исследовании психологических рисков образовательной среды использовалась методика «Психологическая безопасность образовательной среды школы» И.А.Баевой, адресованная включенным экспертам - участникам образовательного процесса: ученикам, педагогам и родителям.
При исследовании эмоционально-личностной сферы подростков использовался блок методик:
• личностный опросник «Я-концепция» Е.Пирс и Д.Харрис, модифицированный А.М.Прихожан, позволяющий выявлять особенности самоотношения и самооценки личностных особенностей и форм поведения;
• опросник Б.Филлипса, фиксирующий характер и уровень тревожности,
страхов, фрустраций, связанных с включением подростка в жизнь школы;
• методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к
учению Ч.Д.Спилбергера («State - Trait Personality Inventory»),
модифицированная А.Д.Андреевой и А.М.Прихожан, которая включает в себя диагностику актуальных состояний личности - особенностей познавательной активности, мотивации достижения, тревожности и гнева;
• методика «Карта наблюдения» Д.Стотта, модифицированная А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, которая диагностирует формы поведения подростка и позволяет выявить серьезные нарушения в развитии его личности и поведения, а также определить те симптомокомплексы, которые в первую очередь обусловливают его дезадаптацию.
Результаты и их обсуждение
По итогам выполнения блока 1 исследования получены следующие результаты.
Психологическая безопасность ОС в первой школе находится в диапазоне средних (противоречивых) значений (52,35%), во второй школе - на очень высоком уровне (91,45%). Выявлен следующий процент выборов позитивных значений показателей ПБ ОС экспертами: в первой школе референтность - 38,88%, удовлетворенность - 57,13%, защищенность - 59,44%; во второй школе референтность - 93,40%, удовлетворенность - 91,99%, защищенность - 88,97% (рис.2).
Рис.2. Результаты исследования психологической безопасности образовательной среды в двух школах: I -первая школа; II - вторая школа; Р - референтность; У - удовлетворенность;
З - защищенность
Выявленные различия между двумя школами в уровне психологической безопасности образовательных сред статистически значимы. Показатели критерия Колмогорова- Смирнова для двух выборок и критерия Манна-Уитни по результатам оценки психологической безопасности ОС представлены в таблице.
Т а б л и ц а
Показатели психологической безопасности двух школ
Показатели ПБ ОС школы |
Показатели ПБ учеников |
Показатели ПБ учителей |
Показатели ПБ родителей |
|||
Z |
Р |
U |
Р |
U |
P |
|
Референтность |
3,437 |
0,001 |
80,50 |
0,001 |
559,5 |
0,001 |
Удовлетворенность |
3,271 |
0,001 |
149,50 |
0,001 |
706 |
0,001 |
Защищенность |
2,176 |
0,001 |
162,50 |
0,008 |
979 |
0,004 |
Примечание. U - значение критерия Манна-Уитни; Z - значение критерия Колмогорова- Смирнова для двух выборок; p - показатель уровня достоверности различия групп.
Выявленное эмпирическим путем отсутствие позитивных значений показателей психологической безопасности ОС у 40%-60% включенных экспертов первой школы свидетельствует о средней степени психологической опасности ОС.
По итогам выполнения блока 2 исследования получены следующие результаты.
Школы статистически достоверно различаются в показателях параметров эмоционально
1. Зафиксированы достоверные различия между школами в уровнях самоотношения подростков: высокий (реалистичный) уровень самоотношения выявлен у 28,14% учеников первой школы и у 50% учеников второй школы; средний - у 28,14% и у 16,27% соответственно; низкий (неблагоприятный) - у 24,55% и 9,64%. Уровни самооценки учащихся в двух школах тоже имеют значимые различия: 30% учеников первой школы и 3% второй оценивают свое поведение как несоответствующее требованиям взрослых; низкая самооценка интеллекта выявлена у 18,56% учеников первой и у 4,82% учеников второй школы; первая школа вызывает неприязнь и скуку у 23,35% учащихся, вторая - у 5,42% учащихся; совсем не удовлетворены собственной внешностью 11,38% учеников первой школы и 4,21% учеников второй; высокий уровень личностной тревожности имеют 11,98% учеников первой школы и 4,52% - второй, удовлетворены потребностью общения с одноклассниками 44,91% подростков первой школы и 78,90% - второй. Не выявлено различий по следующим показателям: уверенность в себе, удовлетворенность и положение в семье.
2. В первой школе больше, чем во второй, подростков с признаками общей тревожности в школе (27,55% против 9,04%), фрустрации потребности достижения успеха (35,33% против 16,86%), страха самовыражения (38,33% против 13,25%), страха ситуации проверки знаний (43,71% против 13,26%), страха не соответствовать требованиям окружающих (43,12% против 12,65%), низкой физиологической сопротивляемости стрессу (23,36% против 7,83%), проблем и страхов в отношениях с учителями (34,73% против 13,85), эмоциональной напряженности (28,15% против 12,05%).
3. Продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствующие социальному нормативу, в первой школе выявлены у 25,75% подростков, во второй школе - у 44,58%. Количество подростков с несколько сниженной познавательной мотивацией не различается в двух школах (25,15% против 30,12%). Переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению выявлено у 33,53% учеников первой школы, 19,28% учеников второй школы.. В первой школе 15,57% учащихся относятся к учению резко отрицательно, во второй школе - 3,61%. При этом в первой школе выявлено негативное состояние актуальных свойств личности (низкая мотивация достижения, низкая познавательная активность, высокая тревожность и состояние гнева) у 24,25% учеников, во второй - у 10,10%.
4. Школы различаются по следующим показателям, свидетельствующим о нарушении личностной адаптации подростков: недостаток доверия; тревожность по отношению к взрослым и детям; враждебность по отношению к взрослым и детям; асоциальность. Повышенный и высокий уровни нарушения личностной адаптации выявлены соответственно у 21,33% и 12,10% подростков первой школы и у 13,34%, и 3,52% подростков второй школы.
В нашем исследовании также была произведена оценка возраста как фактора. В первой школе (рис. 4) между классами выявлены различия в уровне ПБ ОС и в уровнях эмоционально-личностной сферы подростков (р«0,05). При этом различия между классами превышают различия по возрасту1 (Н=1,012, р=0,608). Полученные в ходе эмпирического исследования данные позволяют утверждать, что степень отрицательного влияния психологических рисков на эмоционально-личностную сферу подростков зависит от уровня ПБ ОС. При этом значимого влияния фактора возраста как в первой, так и во второй (рис. 5) школах не обнаружено.
1 Младший (МПВ) - V классы, средний (СрПВ) -VI и-VII классы, старший (СтПВ) - VIII классы.
С помощью одномерного дисперсионного анализа по критерию F Фишера установлена высокая степень влияния (р«0,001) образовательной среды на показатели эмоционально-личностной сферы подростков.
Выводы
1. Реализована программа эмпирического исследования, в ходе которой с помощью метода экспертных оценок психологической безопасности выявлены уровневые характеристики образовательной среды в двух школах.
2. Описаны новые феномены, которые раскрывают влияние образовательной среды с высоким уровнем психологической безопасности на эмоционально-личностную сферу подростков:
1) высокий уровень психологической безопасности (в отличие от противоречивого уровня) образовательной среды является важным условием сохранения эмоционально-личностного благополучия подростков:
- способствует развитию позитивного самоотношения и составляющей его самооценке поведения, интеллекта, ситуации в школе, внешности, тревожности, общения;
- снижает риск развития повышенного и высокого уровней общей тревожности в школе, фрустрации потребности достижения успеха, страха самовыражения, страха ситуации проверки знаний, страха не соответствовать требованиям окружающих, низкой физиологической сопротивляемости стрессу, страхов в отношениях с учителями, эмоциональной напряженности;
2) при высоком уровне психологической безопасности образовательной среды у подростков более позитивное (чем при противоречивом уровне) эмоциональное отношение к среде. Оно проявляется в следующих моментах:
- в положительном эмоциональном отношении к учению;
- в высокой степени личностной адаптации, в частности в низком риске недостатка доверия, тревожности по отношению к взрослым и детям, враждебности по отношению к взрослым и детям, нарушения социальной нормативности.
3) Степень отрицательного влияния образовательной среды на эмоциональноличностную сферу учащихся младшего, среднего и старшего подросткового возраста зависит от уровня психологической опасности образовательной среды.
Литература
- Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды / Под ред. И.А.Баевой: Учеб. пособие. М., 2009.
- Баева И.А, Рубцов В.В. Образование как национальный ресурс сохранения здоровья школьников и обеспечения психологической безопасности// Экспертиза психологической безопасности образовательной среды: Информационно-методический бюллетень ГЭП II уровня/ Под ред. И.А.Баевой, В.В.Коврова. М., 2009.№2.
- Гуружапов В.А. Вопросы экспертизы современных образовательных технологий // Психологическая наука и образование. 1997. №2.
- Забродин Ю.М., Рубцов В.В. Образовательная среда – феноменология и практика безопасности// Безопасность образовательной среды: Сб. статей : В 2 ч. Ч. II / Отв. ред. и сост. Г.М.Коджаспирова. М., 2008.
- Коджаспирова Г.М., Вихристюк О.В., Ковров В.В., Коджаспиров А.Ю. Безопасность детского образовательного учреждения: Концепции. М., 2009..
- Леонтьев Д.А.Очерк психологии личности: 2=е изд. М., 1997.
- Панов В.И. Состояние и проблемы экологической психологии // Психологическая наука и образование. 1998. №1.
- Поливанова Н.И., Ермакова И.В. Образовательная среда урока в школах разных типов // Психологическая наука и образование. 2000. № 3.
- Прихожан А.М. Проблема подросткового кризиса// Психологическая наука и образование. 1997. № 1.
- Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М., 2007.
- Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М., 2002.
- Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. Культурно-исторический тип школы (проект разработки) //Психологическая наука и образование. 1996. №4.
- Улановская И.М. Понятие образовательной среды // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех: Сб. материалов / Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. М., 2006.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3045
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 17
Скачиваний
Всего: 1670
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2