Психологическая наука и образование
2017. Том 22. № 3. С. 63–70
doi:10.17759/pse.2017220307
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Психологические особенности мотивации и ценностей у старшеклассников разного пола
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: старшеклассники, ценности, мотивация, пол
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220307
Для цитаты: Вартанова И.И. Психологические особенности мотивации и ценностей у старшеклассников разного пола // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 3. С. 63–70. DOI: 10.17759/pse.2017220307
Полный текст
Наиболее важным условием эффективности школьного образования является воспитание необходимой мотивации учебной деятельности старшеклассников, которая в значительной степени определяется половой спецификой . В исследованиях [4; 10; 12] были получены результаты, свидетельствующие о различиях психологических характеристик у подростков разного пола . Эта половая специфика распространяется как на когнитивную сферу, так и на сферу интересов [12] . Соответствующие психологические различия проявляются, в частности, в мотивационной сфере и в ценностно-смысловых установках
Как справедливо отмечал Б . Г. Ананьев [1], психологическое исследование мотивации поведения личности невозможно без социально-психологического изучения самих ценностей, именно в них сходятся различные психологические характеристики личности . В отличие от мотива, который всегда индивидуален и обособляет жизненный мир субъекта, ценность есть то, что, напротив, приобщает индивида к некоторой надындивидуальной общности и целостности [8] . Проблему ценностей, однако, нельзя рассматривать отдельно от источников активности - потребности и мотивации . Д . А . Леонтьев [11] отмечает, что по функциональному месту и роли в структуре мотивации личностные ценности достаточно очевидным образом относятся к классу устойчивых мотивационных образований или источников мотивации . На рубеже развития личности, в переходный период ценностные ориентации школьников часто вступают в противоречие со сложившейся системой мотивов и потребностей, приводя их к качественной перестройке . При этом основным индикатором развития личности можно считать степень перехода изначально осознанных ценностей из разряда только знаемых в регуляторы поведения, степень интеграции их в общую систему мотивации В связи с этим взаимосвязь текущих мотивов и усваиваемых ценностных ориентаций можно рассматривать в качестве одного из механизмов личностного роста и развития [5; 4] .
Таким образом, выявление системы взаимосвязей мотивации и ценностей в старшем школьном возрасте представляется важной проблемой для понимания как структуры личности, так и механизмов ее развития в ходе школьного обучения . Но в этом комплексе условий необходимо учитывать также и пол детей - от этого существенно зависит не только специфика социальных ролей и обусловленность этим личностных планов и ценностей будущей активности, но и психологический возраст (имеется существенная гетерох- ронность в физическом и психологическом развитии юношей и девушек), а следовательно, и зрелость мотивационно-ценностных систем личности
Цель данной работы - выявить половую специфику мотивации (мотивационного профиля) и ценностно-смыслового отношения старшеклассников к учебе
Гипотеза исследования - существует связь между полом старшеклассников, с одной стороны, и мотивацией учения, ценностносмысловым отношением старшеклассников к учебе - с другой .
Методика
Для исследования вариантов мотивировок (мотивации) учебной деятельности был разработан специальный опросник [6] . В исходном варианте в него вошло 70 утверждений, отражающих возможные варианты мотивировок учебы в школе в настоящем и отношения к профессиональному будущему путем оценки по 5-балльной шкале степени согласия с каждым утверждением
Ценности изучались с помощью модифицированной методики Рокича [5; 7] . Иерархия 22 общечеловеческих и учебных ценностей определялась путем их ранжирования: названия соответствующих ценностей из общего перечня вписывались в бланк в порядке их важности
В опросе добровольно (при согласии родителей) приняли участие школьники 9-11-х классов (возраст от 15 до 17 лет) двух школ г . Москвы с традиционной парадигмой обучения: по методике 1 опрошены 162 человека, в том числе 82 юноши и 80 девушек; по методике 2 опрошено 109 человек, в том числе 60 девушек и 49 юношей .
Результаты
В результате факторного анализа полученных ответов опросника по всей выборке в целом было выделено четыре фактора, которые получили следующую интерпретацию . Фактор 1 - мотивация самоопределения (учеба как долг, как необходимость для продолжения учебы и успешной карьеры в будущем) Фактор 2 - статусная мотивация, или мотивация признания в коллективе (признание, одобрение, авторитет) . Фактор 3 - познавательная мотивация (ориентация на процесс познания, на решение сложных задач и преодоление трудностей) . Фактор 4 - мотивация общения . Факторный анализ, проведенный по двум группам - для юношей и девушек отдельно, показал определенную специфику . Так, для юношей уверенно выделяются только три фактора, четвертый оказался на уровне шума, тогда как на выборке девушек уверенно выделяются все четыре фактора. Интерпретация факторов по отдельным группам показала определенное сходство с общегрупповыми факторами: первые три фактора также можно в целом интерпретировать как факторы мотивации самоопределения (1), фактор признания в коллективе или статуса (2) и фактор познавательной мотивации (3). Четвертый же фактор - общение (ориентация на групповую работу), выделяемый по всей выборке, оказался характерным только для девушек . Для юношей же четвертый фактор отражает учебный процесс как долг . При этом содержание первых факторов наполнено несколько по-разному для юношей и девушек . Так, содержание мотивации самоопределения характеризуется не только общими высказываниями о пользе учебы для будущей карьеры, но для юношей дополняется высказываниями о достойном месте среди товарищей, тогда как девушки свое успешное будущее связывают еще и с необходимостью хорошо учиться Для юношей в фактор признания в коллективе (2) кроме собственно престижных (связанных с авторитетом) входит много высказываний про одобрение родителей, учителей и одноклассников, т е признание в коллективе скорее связано с принятием и одобрением . У девушек же признание в коллективе связано только с престижем, желанием быть лучше остальных . Для них одобрение и принятие является скорее средством для дальнейшей успешной жизни, входит в фактор мотивации самоопределения (1) . В содержании познавательной мотивации (фактор 3) существенных различий для юношей и девушек не обнаруживается
Результаты ранжирования ценностей были проанализированы с помощью кластерного анализа внутри групп юношей и девушек по отдельности (табл . 1) . Это позволило выделить четыре группы ценностей Первые два кластера в большей степени связаны с установками, касающимися повседневной практики учебной деятельности, вторые два связаны с ценностями самоопределения и будущей жизни В первый кластер вошли аффи- лиативные ценности, к которым юноши добавляют творчество и глубокие знания, тогда как девушки - успешную учебу Во второй кластер - ценности самореализации - юноши дополнительно включают успешную учебу, свободу и уверенность в себе, а также наличие хороших друзей, а девушки - творчество, преодоление препятствий, красоту природы и искусства, а также глубокие и прочные знания и получение удовольствия В третий кластер - ценностей, связанных с будущим, - у юношей дополнительно попали ценности получения удовольствия и преодоления препятствий, а также красота природы и искусства, в то время как девушки связывают свое будущее с ценностями свободы, уверенности в себе, активной жизни и наличием верных друзей Четвертый кластер - любви, здоровья и счастливой семейной жизни - дополняется только юношами ценностью «активная, деятельная жизнь».
Далее с помощью корреляционного анализа проводилось сопоставление результатов ранжирования ценностей с выраженностью мотивации выявленных типов для групп юношей и девушек . Для первых (39 полных опросов по двум методикам) обнаружены следующие значимые (р < 0,05) корреляции:
1) выраженности мотивации самоопределения с уменьшением значимости ценности «творчество» (г = -0,40);
2) выраженности мотивации признания в коллективе с уменьшением значимости ценностей «интересный разговор» (г = -0,47) и «мой авторитет» (г = -0,44) и прямая связь на уровне тенденции (r = 0,35) с «признанием в коллективе»;
3) выраженности познавательной мотивации с увеличением значимости ценности «получение удовольствия» (г = 0,48);
4) выраженности мотивации социальной ответственности (учебы как долг и необходимость) с ранжированием важности ценности «здоровье» (г = 0,57) и уменьшением значимости ценности «интересный разговор» (r= -0,51) .
Таблица 1
Результаты кластерного анализа ранжирования ценностей юношами и девушками
Юноши |
Девушки |
||
Кластер 1 |
|||
1 |
Быть лучше других |
1 |
Быть лучше других |
2 |
Мой авторитет |
2 |
Одобрение окружающих людей |
3 |
Признание в коллективе |
3 |
Успешная учеба |
4 |
Интересный разговор |
4 |
Мой авторитет |
5 |
Одобрение окружающих людей |
5 |
Признание в коллективе |
6 |
Глубокие и прочные знания |
6 |
Интересный разговор |
7 |
Творчество |
|
|
Кластер 2 |
|||
8 |
Успешная учеба |
7 |
Получение удовольствия |
9 |
Самосовершенствование в учебе |
8 |
Глубокие и прочные знания |
10 |
Свобода |
9 |
Самосовершенствование в учебе |
11 |
Познание |
10 |
Познание |
12 |
Уверенность в себе |
11 |
Преодоление препятствий |
13 |
Наличие хороших и верных друзей |
12 |
Творчество |
|
|
13 |
Красота природы и искусства |
Кластер 3 |
|||
14 |
Получение удовольствия |
17 |
Материально обеспеченная жизнь |
15 |
Преодоление препятствий |
18 |
Наличие хороших и верных друзей |
16 |
Материально обеспеченная жизнь |
19 |
Интересная работа |
17 |
Красота природы и искусства |
20 |
Свобода |
18 |
Интересная работа |
21 |
Уверенность в себе |
|
|
22 |
Активная, деятельная жизнь |
Кластер 4 |
|||
19 |
Счастливая семейная жизнь |
14 |
Счастливая семейная жизнь |
20 |
Любовь |
15 |
Любовь |
21 |
Здоровье |
16 |
Здоровье |
22 |
Активная, деятельная жизнь |
|
|
В группе девушек (48 полных опросов по двум методикам) обнаружены следующие значимые (p < 0,05) корреляции:
1) выраженности мотивации самоопределения с увеличением значимости ценностей «любовь» (r = 0,36) и «счастливая семейная жизнь» (r = 0,40), а также с уменьшением значимости ценности «получение удовольствия» (r = -0,36);
2) выраженности мотивации признания в коллективе с увеличением значимости ценностей «признание в коллективе» (r = 0,50), «быть лучше других» (r = 0,41), «познание» (r = 0,36), а также с уменьшением значимости ценности «получение удовольствия» (r = -0,51) . ;
3) выраженности познавательной мотивации с увеличением значимости ценностей «красота природы и искусства» (r = 0,49), «познание» (r = 0,40), «самосовершенствование в учебе» (r = 0,47), «глубокие и прочные знания» (r = 0,45) .
Для выраженности мотивации общения никаких значимых взаимосвязей с ранжированием ценностей не обнаружено
Обсуждение
Как следует из полученных результатов, половая специфика затрагивает одновременно и мотивацию, и систему ценностей, а также взаимосвязи между ними Так, в результате факторного анализа высказываний- мотивировок была выделена статусная мотивация, или, как она была условно обозначена, мотивация признания в коллективе Однако в этот фактор входили высказывания,
связанные не только с самоутверждением, но и с потребностью принятия (аффилиаци- ей) . По мнению Е . Д . Божович [3], потребность в признании и потребность в самоутверждении - это две формы одной и той же социогенной потребности, потребности в аффилиации Эти формы, однако, имеют определенные содержательные (личностно-смысловые) различия . Потребность в признании проявляется в стремлении к взаимопониманию с другими, к уважению и интересу с их стороны . Потребность в самоутверждении проявляется в стремлении к престижу, желании заметно отличаться от других, привлекать к себе особое внимание . Сложный характер взаимосвязи признания и самоутверждения подтверждается и нашими результатами, которые также позволяют описать половую специфику сочетания этих форм мотивации Содержательно у девушек в отличие от юношей в данном типе мотивации помимо наличия мотива уважения и признания преобладает мотив самоутверждения . Результаты ранжирования ценностей показывают, что у девушек признание в коллективе и престиж связаны с успехом в учебе У юношей же потребность в уважении и признании связаны с ценностями творчества и наличием глубоких и прочных знаний В литературе также отмечается, что у девушек- подростков отношение к учебе обусловлено стремлением к успешности при изучении школьных предметов, а у юношей - внешней мотивацией (занять определенное положение, заслужить похвалу и уважение) [13] . Это можно объяснить разными социальными требованиями (установками и стереотипами) к юношам и девушкам, спецификой обратной связи, которую они получают от взрослых [9] Зарубежные исследования полоролевых стереотипов также показывают, что различные ожидания учителей, родительские ожидания влияют на самовосприятие ребенка [2; 14] . Кроме того, как свидетельствуют полученные данные, у девушек в фактор мотивации самоопределения, включающий учебу как долг и необходимость для успешного будущего, входят высказывания о необходимости одобрения родителей, учителей и одноклассников, поскольку это для них является одним из средств обеспечения благополучного будущего При ранжировании ценностей благополучное будущее у девушек также связано с наличием хороших и верных друзей, свободой и уверенностью в себе Для юношей комплекс высказываний, характеризующий мотивацию самоопределения, включает помимо высказываний о необходимости хорошо учиться для будущей карьеры также утверждение о стремлении занять достойное место среди товарищей У них будущее связано в большей степени со статусной мотивацией В понимании самореализации в данный период обучения в школе также наблюдаются существенные половые особенности . Юноши в своем ценностно-смысловом поле связывают успешную учебу с уверенностью в себе и эмоциональной поддержкой друзей То есть для них успешная учеба и самосовершенствование в учебе в большей степени связаны с социальным контекстом (свобода, друзья) . У девушек же самореализация связана с соответствующими этой мотивации ценностями - преодолением препятствий, творчеством, глубокими и прочными знаниями, самосовершенствованием в учебе Это подтверждается и корреляционными связями выраженности данной мотивации с этими же ценностями В целом в группе девушек аффилиативные, познавательные и прагматические мотивы связаны с соответствующими им ценностями, что свидетельствует о смысловом единстве их мотивационной системы и более зрелом восприятии процесса учения
Таким образом, потребность в самореализации для юношей и девушек характеризуется различными системами ценностей Это обусловлено половыми различиями в данной возрастной группе, которые усилены неравномерностью темпов возрастного развития у юношей и у девушек Девушки видят возможность самореализации в познании, самосовершенствовании и преодолении препятствий, в то время как большинство юношей в подростковом возрасте самореализуются в аффилиативной сфере У них успешная учеба при наличии свободы является средством повышения собственного самоуважения, уверенности в себе, а также получения признания, одобрения и уважения со стороны ближайшего окружения
Подводя итоги обсуждения, можно констатировать, что в результате организованного и проведенного нами исследования установлено следующее
1. Выявлена половая специфика мотивационного отношения к учебе, которая заключается в том, что в состав мотивации самоопределения у юношей включаются еще желание занять достойное место среди товарищей, тогда как для девушек успешное будущее связано с необходимостью хорошо учиться, при этом учеба как долг дополняется мотивом самоутверждения
2. Выявлена половая специфика ранжирования и систематизации ценностей, которая заключается в том, что потребность в самореализации для юношей и девушек характеризуется различными системами ценностей: девочки видят возможность самореализации в познании, самосовершенствовании и преодолении препятствий, в то время как мальчики в подростковом возрасте самореализуются в аффилиативной сфере.
3. Выявлена половая специфика взаимосвязей мотивационного отношения к учебе и ранжирования ценностей, которая заключается в том, что у девушек ценности будущего (любовь, счастливая семейная жизнь) связаны с мотивацией самоопределения, при этом и другие виды мотивации – аффилиации, познавательная – четко связаны с соответствующими ценностями, тогда как у юношей взаимосвязи мотивации и ценностей неоднозначны: мотивация самоопределения противоположна творчеству, а мотивация признания – статусным ценностям.
Таким образом, выявленные закономерности позволят более дифференцированно и эффективно осуществлять психологическую поддержку воспитательной работы в школе, что обеспечит качество образовательного процесса
Литература
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1980. 232 с.
- Берн Ш. Гендерная психология: пер. с англ. М.: Прайм-Еврознак, 2004. 320 с.
- Божович Е.Д. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения: дидактическое пособие. Воронеж: МОДЭК; Москва: МПСИ, 2000. 192 с.
- Вартанова И.И. Личность старшеклассника: мотивации и система ценностей // Вопросы психологии. 2012. № 3. C. 3–11. doi: WOS:000088388800072
- Вартанова И.И. Мотивация и внутренние конфликты старшеклассников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru.2012. № 2. URL: https://psyjournals.ru/ psyedu_ru/2012/n2/53544.shtml (дата обращения: 16.04.2017).
- Вартанова И.И., Юдина А.В. Особенности взаимосвязей учебной мотивации и локуса контроля в гимназии и школе // Ананьевские чтения – 2015 (20–22 октября 2015 г.) / Отв. ред. В.М. Аллахвердов. СПб: СПбГУ. Скифия-принт, 2015. С. 159–160.
- Вартанова И.И. Система ценностей, мотивация и самоотношение: гендерная специфика старшеклассников // Национальный психологический журнал. 2016. № 4(24). С. 115–121.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во МГУ, 1984. 200 с.
- Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2007. 240 с.
- Кудинов С.И. Полоролевые аспекты любознательности подростков // Психологический журнал. 1998.Т. 19. № 1. С. 26–36.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 3-е изд., доп. М.: Смысл, 2007. 511 с.
- Саулина Е.Б. Особенности полового диморфизма когнитивных способностей и структуры интересов подростков с высоким уровнем интеллекта [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2015. Т. 7. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2015/n1/ Saulina.phtml (дата обращения: 23.03.2017).
- Собкин В.С., Калашникова Е.А. Динамика мотивационно-целевых трансформаций учебной деятельности у учащихся основной школы // Вопросы психологии. 2015. № 3. С. 3–15.
- Dweck C S., Bush E.S. Sex differences in learned helplessness: I. Differential debilitation with peer and adult evaluators // Developmental Psychology. 1978. V. 11. P. 147–156.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2844
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 14
Скачиваний
Всего: 1616
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 6