Психологическая наука и образование
2010. Том 15. № 2. С. 99–108
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
О стратегии модернизации службы практической психологии образования как инструмента социального развития системы образования
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: мониторинг, развитие, служба практической психологии, приоритетная задача
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: обзорная статья
Для цитаты: Метелькова Е.И. О стратегии модернизации службы практической психологии образования как инструмента социального развития системы образования // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 2. С. 99–108.
Полный текст
Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [9] в качестве одной из приоритетных задач по развитию человеческого потенциала определена модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития. Служба практической психологии в системе образования Российской Федерации (далее - Служба) представляет собой организованную систему связей (с определением и закреплением ролей и статусов, посредством которых профессиональное поведение педагога-психолога осуществляется и удерживается в определенных рамках) и норм, которая объединяет значимые ценности (разделяемые идеи и цели системы образования) и процедуры (стандартизованные образцы поведения педагогов-психологов в групповых процессах), удовлетворяющие основным потребностям системы образования, и на этом основании может быть отнесена к институтам системы образования.
В настоящее время, согласно Положению о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации [8], под Службой понимается организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, ППМСЦ, ПМПК, научные учреждения, подразделения высших учебных заведений, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса.
Результаты всероссийского мониторинга, в котором приняли участие 6922 педагога-психолога[1] [1], показали ряд особенностей функционирования Службы.
1. Отсутствие нормативной правовой базы, законодательно закрепляющей право участников образовательного процесса на получение бесплатной качественной психологической помощи в системе образования.
В Законе Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон «Об образовании»), основном законе, провозглашающем государственную политику в области образования и устанавливающем ее принципы, деятельность Службы по организации доступной и качественной психологической помощи обучающимся, воспитанникам рассматривается только в двух аспектах: в рамках деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медикосоциальной помощи (далее - ППМСЦ), через организацию предоставления в них общедоступного и бесплатного дошкольного и общего образования по основным общеобразовательным программам, и в рамках работы психолого-медико-педагогических комиссий (далее - ПМПК) при направлении детей с ограниченными возможностями здоровья для обучения в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
2. Вариативность системы управления структурными подразделениями региональных психологических служб со стороны органов власти, осуществляющих управление в сфере образования.
Структура региональной психологической службы зависит:
1) от выбора базовой организационноструктурной единицы Службы:
• педагоги-психологи в штате образовательных учреждений (например, в Санкт- Петербурге);
•система ППМСЦ (например, в Москве);
• ПМПК как самостоятельные учреждения (например, в системе образования Республики Башкортостан);
• иные образовательные учреждения, обеспечивающие оказание комплексной психолого-педагогической, медико- социально-правовой помощи участникам образовательного процесса на территории региона (например, ГОУ ДПО - центр повы- шенияквалификации«Региональныйсоцио- психологический центр» в г. Самаре);
2) от наличия или отсутствия вертикали управления системой оказания психологической помощи участникам образовательного процесса на территории субъекта Российской Федерации.
3. Формальное единообразие подразделений службы, непосредственно обеспечивающих оказание психологической помощи обучающимся, воспитанникам:
• на уровне образовательного учреждения, в котором обучается ребенок - педагог-психолог; психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк); психологическая служба образовательного учреждения (если это два и более педагогов- психологов);
• на уровне муниципального образования - муниципальные ППМСЦ и территориальная ПМПК;
• на уровне субъекта Российской Федерации - государственные ППМСЦ и центральная (республиканские, краевые и областные) ПмпК.
Указанные подразделения имеются в том или ином сочетании практически во всех субъектах Российской Федерации.
4. Соответствие (в основном) содержания профессиональной деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений приоритетным задачам Службы как социального ресурса образования.
Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется педагогами- психологами, прежде всего, в рамках следующих проблем:
• школьная неуспеваемость (систематически этим занимаются только 69,3% педагогов-психологов);
• конфликт с учителем (45,2 %);
• интеграция ребенка с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе (19 %);
• низкий темп учебной деятельности;
• снижение учебной мотивации, адаптация ребенка-мигранта (15,6 %);
• конфликт со сверстниками (72,2 %).
Формирование социальной мобильности обучающихся осуществляется в рамках оказания помощи в осуществлении личностного и профессионального выбора (систематически этим занимаются 45,8 % педагогов-психологов), адаптации детей- мигрантов (15,6 %), профилактики и преодоления безнадзорности и беспризорности (21,7 %), работы с детьми, включенными в асоциальные группы (23,5 %), профилактики и преодоления асоциального поведения детей (50,7 %), недисциплинированности (67 %), интеграции в массовое обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (18,9 %).
Психологическим обеспечением системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей (до трех лет) педагоги-психологи образовательных учреждений практически не занимаются.
В части сохранения и укрепления здоровья (соматического, психологического, социального) школьников педагоги-психологи работают с проблемами насилия в детском коллективе (систематически этим занимаются 17,6 % педагогов-психологов), проблемой употребления детьми психоактивных веществ (22,7 %), страха и неуверенности при сдаче экзаменов (26,3 %), конфликта с учителем (45,2 %), нарушения семейных отношений (58,8 %).
Реализацией задачи создания и развития системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи систематически занимаются только 21,6 % педагогов-психологов.
Решение указанных задач предполагает активное и компетентное участие педагогов-психологов в психологическом проектировании, психологической экспертизе и психологическом мониторинге образовательной среды и психологопедагогических программ и проектов, разработке психолого-педагогических программ, организации и проведении психологических консультаций для обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов, развивающих и коррекционноразвивающих занятий с детьми.
Вместе с тем, результаты мониторинга показывают, что 52,0 % педагогов- психологов никогда не работали в образовательном проекте, 67,0 % не участвовали в экспертизе образовательных программ и проектов, 38,5 % педагогов-психологов образовательных учреждений не занимались проектированием индивидуальных образовательных траекторий.
5. Низкий уровень материальнотехнической базы подразделений региональных психологических служб.
По данным мониторинга, только 29 % педагогов-психологов располагают помещениями для индивидуальной и групповой работы, 29,8 % - для индивидуальной работы, т. е. в 41,1 % случаев поставленные задачи не могут быть эффективно решены педагогом-психологом из-за отсутствия отдельного помещения для работы; у 28,9 % специалистов отсутствуют необходимые психологические методики и инструментарий, у 37,9 % - нет компьютера, а у тех, кто располагает персональным компьютером, только в 12,4 % случаев он подключен к интернету.
6. Практическая однородность контингента специалистов, непосредственно оказывающих психологическую помощь участникам образовательного процесса, - педагогов-психологов образовательных учреждений.
Выполненное по результатам мониторинга исследование гендерных, возрастных, образовательных и квалификационных характеристик педагогов-психологов позволило сформировать портрет среднестатистического педагога-психолога образовательного учреждения: это женщина зрелого возраста (от 25 до 50 лет), имеющая базовое высшее психологическое образование, работающая в школе, детском саду (чаще единственным педагогом- психологом) или в ППМСЦ (в этом случае в составе команды из 5-10 специалистов), преданная профессии и желающая в ней совершенствоваться, владеющая технологиями и методами психологической диагностики и консультирования.
7. Неудовлетворительный уровень межведомственного взаимодействия при решении проблем ребенка.
Организационной формой, в рамках которой происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения ребенка, а также определенных групп учащихся в процессе обучения и воспитания, является психолого- медико-педагогический консилиум (ПМПк). Более чем в 65 % образовательных учреждений, педагоги-психологи которых приняли участие в исследовании, работает консилиум, и практически во всех случаях педагог-психолог принимает участие в его работе. В 93,6 % случаев ПМПк действуют в специальных коррекционных образовательных учреждениях, далее по убывающей (%): школа-интернат- 85,5), ППМСЦ - 81,5, детский дом - 79, гимназия, лицей - 70,1, общеобразовательная школа - 63,1, дошкольное образовательное учреждение - 61,9, учреждение дополнительного образования - 11,7. Около трети общеобразовательных школ (35,1%) и трети дошкольных образовательных учреждений (36,5%) не имеют собственных действующих ПМПк.
Одновременно с решением задач, связанных с образовательным процессом, педагог-психолог сталкивается также с проблемами, опосредованно связанными с учебно-воспитательным процессом (включенность ученика в асоциальную группу, асоциальное поведение ученика, включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья и др.). Для эффективного их решения также необходимо межведомственное взаимодействие, в качестве критерия которого может выступать частота контактов со смежными специалистами в процессе решения профессиональных задач.
Анализ взаимодействия педагогов- психологов образовательных учреждений со специалистами ППМСЦ, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел, органов опеки и попечительства, социальной защиты населения и учреждений здравоохранения показывает следующее. Сотрудничество педагогов-психологов образовательных учреждений со специалистами тех или иных учреждений других ведомств в решении проблем ребенка, предполагающих такое взаимодействие, как ресурс, используется незначительно (34,2 % педагогов- психологов никогда не взаимодействуют со специалистами учреждений здравоохранения и органов управления образования, уровень взаимодействия со специалистами других учреждений и ведомств еще ниже).
Анализ результатов всероссийского мониторинга позволяет предложить стратегию развития Службы с учетом целевых ориентиров развития системы образования на долгосрочную перспективу на основе оформления организационноуправленческой структуры Службы в единую вертикаль с определением ее базовых структурных элементов.
Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в сфере образования к 2012 г. в качестве целевых ориентиров развития системы образования установлен перевод всех учреждений общего образования и не менее 50 % учреждений профессионального образования на нормативное подушевое финансирование, предусмотрено введение новой системы оплаты труда на всех уровнях образования как основы для заключения эффективных контрактов.
Услуги по оказанию психологической помощи участникам образовательного процесса относятся к мерам социальной поддержки учащихся и работников и, согласно Методике формирования расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования на основе принципа нормативного подушевого финансирования [3], рассчитываются как объем расходов на образование, не учитываемых при расчете регионального расчетного подушевого норматива. Объем данных расходов определяется по каждому образовательному учреждению индивидуально, исходя из средних расчетных показателей, сложившихся за предыдущие годы, с учетом индексов-дефляторов. При этом в качестве возможных направлений выравнивания условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях предлагается определение оптимального соотношения фонда оплаты труда учителей к фонду оплаты труда других категорий работников, сокращение доли расходов на административноуправленческий, учебно-вспомогательный и младший обслуживающий персонал.
В соответствии с Модельной методикой формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования [4] педагоги-психологи государственных и муниципальных образовательных учреждений отнесены к учебновспомогательному персоналу и доля фонда оплаты их труда устанавливается в объеме, не превышающем фактический уровень за предыдущий финансовый год. Кроме того, рекомендуемое оптимальное соотношение доли фонда оплаты труда педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс, и административно- управленческого,учебно-вспомогательного персонала и младшего обслуживающего персонала в базовой части, хотя и определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно, составляет 70 к 30.
Таким образом, объем средств, выделяемых образовательным учреждением на оплату труда педагогов-психологов, неизбежно будет сокращаться.
Вместе с тем следует иметь в виду, что, согласно ст. 41 Закона «Об образовании» [2], финансирование образовательных учреждений в зависимости от их подчинения осуществляется на основе федеральных нормативов или нормативов субъекта Российской Федерации; при этом указанные нормативы могут определяться по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения не только в расчете на одного обучающегося, воспитанника, но и на иной основе. В частности, финансирование ППМСЦ в соответствии с Типовым положением [7] осуществляется в соответствии с государственными и местными нормативами финансирования, которые устанавливаются с учетом затрат, не зависящих от числа детей.
С 1 января 2009 г. Бюджетным кодексом Российской Федерации введено планирование бюджетных ассигнований на оказание государственными (муниципальными) учреждениями и иными некоммерческими организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) на основе государственного (муниципального) задания[2], которое устанавливает требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ)[3].
Организация качественной и доступной психологической помощи детям, их родителям и педагогам может быть осуществлена на базе государственных (муниципальных) ППМСЦ путем создания в них структурных подразделений, в задачи которых, согласно п. 7 Положения о службе практической психологии образования [8], входит оказание первичной помощи участникам образовательного процесса на территории образовательных учреждений («школьными» педагогами- психологами), а также подразделений, педагоги-психологи которых обеспечивают оказание специализированной помощи участникам образовательного процесса в рамках индивидуальных и групповых консультаций в ППМСЦ. Такой подход решает проблему оказания первичной психологической помощи участникам образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях в условиях нормативного финансирования, обеспечивает единство административного подчинения и методического руководства деятельностью педагогов-психологов, позволяет обеспечивать своевременное повышение квалификации и достойную оплату труда педагога-психолога.
В качестве примера нами в составе авторского коллектива разработана и внедрена Методика расчета бюджетных ассигнований на оказание государственным (муниципальным) ППМСЦ, государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) на основе государственного (муниципального) задания [6]. В этой методике обобщен опыт по внедрению нормативного бюджетного финансирования образовательных учреждений органов исполнительной власти Самарской, Калининградской, Новосибирской, Ростовской, Свердловской, Челябинской и Ярославской областей, Хабаровского края, Москвы, других субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования.
В целом на основе данных мониторинга, обобщения опыта работы регионов и анализа действующих нормативно-правовых документов, определяющих стратегию и направления развития отечественного образования в контексте модернизации его институтов как инструментов социального развития, можно выделить следующие приоритетные задачи Службы:
1) психологическое сопровождение образовательного процесса, проектирование, психологическая экспертиза и психологический мониторинг образовательной среды, а также программ и проектов, обеспечивающих:
• доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
• раннее выявление и психологопедагогическую поддержку одаренных и талантливых обучающихся, включая, в том числе, работу с родителями и педагогами;
• разработку и сопровождение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, воспитанников, профориентацию, планирование и сопровождение их профессиональной карьеры;
• воспитание у обучающихся культуры здорового образа жизни и формирование соответствующих поведенческих стереотипов.
2) разработка психолого-педагогических программ раннего развития детей, создание развивающих групп кратковременного пребывания детей раннего возраста и организация психологических консультаций (консультационных пунктов) для их родителей (законных представителей): в дошкольных образовательных учреждениях, ППМСЦ, учреждениях дополнительного образования детей;
3) организация психологических консультаций (консультационных пунктов) для родителей (законных представителей) дошкольников, не посещающих дошкольные образовательные учреждения на базе дошкольных образовательных учреждений, ППМСЦ, учреждений дополнительного образования детей;
4) создание и развитие служб в образовательных учреждениях различных типов и видов, оказывающих психологическую помощь детям в обучении, личностном и социальном самоопределении, выборе профессии, обучающих навыкам эффективного поведения на рынке труда, и т. д.
Имеющийся в стране опыт показывает, что указанные задачи можно более эффективно решать, если включать их в государственное (муниципальное) задание ППМСЦ, предусматривая при этом в структуре ППМСЦ соответствующие подразделения и отделы.
Научно-методическое руководство деятельностью ППМСЦ в рамках предлагаемого подхода по-прежнему осуществляют ведущие психологические вузы (например, МГППУ в Москве), психологические факультеты учреждений высшего профессионального образования, учреждения дополнительного профессионального образования и повышения квалификации педагогических работников (например, ГОУ ДПО - центр повышения квалификации «Региональный социопсихологический центр» в г. Самаре). Координацию деятельности региональной психологической службы в этом случае обеспечивают региональные координационные научно-методические советы Службы. Служба при этом приобретает четкую структуру и единую вертикаль управления. Эффективность оказания психологической помощи участникам образовательного процесса определяется исходя из качества выполнения государственного (муниципального) задания ППМСЦ и в этом случае может регулироваться экономическими методами.
Таким образом, результаты мониторинга в целом позволяют утверждать, что Служба как институт системы образования сама нуждается в реформировании: необходимо создавать и развивать систему ресурсных центров; обеспечивать переоснащение Службы современной научнометодической и материально-технической базой; создавать условия модернизации структуры Службы и системы управления ее подразделениями на федеральном, региональном и муниципальном уровнях образования. Кроме того, на федеральном уровне необходимо внесение соответствующих изменений в законодательную базу в части предоставления обучающимся, воспитанникам государственных гарантий по оказанию им качественной и доступной психологической помощи как одного из условий реализации образовательных программ общего и профессионального образования и неотъемлемой части здоровьесберегающей образовательной среды образовательного учреждения.
На федеральном уровне давно назрела необходимость создания координационного совета Службы практической психологии образования, в состав которого должны войти руководители ведущих учреждений высшего профессионального образования, учреждений дополнительного профессионального образования и повышения квалификации педагогических работников как базовых ресурсных центров Службы из восьми федеральных округов Российской Федерации. При координационном совете могут создаваться секции, отделения, рабочие группы по различным направлениям деятельности Службы.
* Всероссийский мониторинг Службы практической психологии образования проведен Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Московским городским психологопедагогическим университетом при участии органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования в 2008 г. [5].
[2] Статья 69.2 БК РФ: «2. Государственное (муниципальное) задание используется при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственными (муниципальными) учреждениями и иными некоммерческими организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)».
[3] Статья 6 БК РФ: «...государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);.».
Литература
- Аналитический отчет по результатам Всероссийского мониторинга Службы практической психологии образования / В. В. Рубцов, Е. И. Метелькова [и др.]; отв. ред. Е. И. Метелькова. М.: ФПО России, 2008.
- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», июль, 1992 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rospsy.ru/node/449.
- Методика формирования расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования на основе принципа нормативного подушевого финансирования. 2008. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rospsy.ru/node/449.
- Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. 2008. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rospsy.ru/node/449.
- Письмо Минобрнауки России от 16.04.08 № 06-707, Москва, 1999. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rospsy.ru/node/449.
- Письмо Минобрнауки России от 24 сентября 2009 г. № 06-1216 «О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам» (вместе с «Методическими рекомендациями по расчету бюджетных ассигнований на оказание государственным (муниципальным) учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) на основе государственного (муниципального) задания») // Официальные документы в образовании. 2009. № 36.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 № 867, июль, 1998. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rospsy.ru/node/449.
- Приказ Минобразования РФ от 22 октября 1999 г. № 636, 1999. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc; base=LAW; n=94957; div=LAW; mb=LAW; opt=1; ts=77E0CE21A6D2D39EC1D9122C1CA4C1D7.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»), Москва, ноябрь, 2008. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90601;div=LAW;mb=LAW;opt=1;ts=5AE50B2B0465CC3A8DB8A7338B9CD366.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2588
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 578
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0