Исследование интернет-аддикции и ее социально-психологической значимости в студенческих группах

1451

Аннотация

Изложены результаты исследования по выявлению уровня распространенности Интернет-аддикции в студенческой среде. Показано, что Интернет-аддикция присуща всем испытуемым в той или иной степени выраженности и оказывает влияние на аттракционные отношения, а также на адекватность самовосприятия в рамках такой универсальной интрагрупповой структуры, как структура неформальной власти. Выявлены межгрупповые различия в предпочитаемых лидерских качествах. Установлено, что в студенческой среде предрасположенность к Интернет-аддикции более выражена у тех, кто специализируется в сфере технических наук, по сравнению с теми, кто изучает гуманитарные дисциплины. Было установлено наличие взаимосвязи между значительным завышением своей позиции в группе и профессиональным самоопределением, а также между завышением позиции в группе и склонностью к Интернет-аддикции.

Общая информация

Ключевые слова: интернет-аддикция, аттракционные отношения, статусно-ролевая позиция

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Венедиктова А.В. Исследование интернет-аддикции и ее социально-психологической значимости в студенческих группах // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 5. С. 228–236.

Полный текст

 

В настоящее время компьютерные Ин- тернет-технологии представляют собой одну из наиболее динамично развивающихся сфер человеческой деятельности. Их широкое использование в современном обществе непосредственно связано как с профессиональной и производственной деятельностью, так и со сферой досуга и развлечений. Последним обстоятельством обусловлена устойчивая популярность информационных технологий в молодежной среде, включая младших школьников. Наряду с очевидными плюсами в технологическом и образовательном функционировании общества столь масштабное распространение компьютерных технологий влечет за собой определенные негативные последствия. Одним из наиболее существенных проявлений такого рода является так называемая Интернет-аддикция.

На серьезность данной проблемы указывает, в частности, то обстоятельство, что в последние годы Интернет-аддикция стала предметом серьезных исследований в отечественной и зарубежной психологии. Среди зарубежных авторов, занимающихся данной проблематикой, можно выделить К. Янг, И. Голдберга и М. Гриффит, которыми были выделены признаки самой Интернет-зависимости и причины ее возникновения.

В отечественной психологии существует ряд работ, посвященных исследованию самого феномена, а также его взаимосвязи с виртуальной коммуникацией и структурой идентичности. Так, можно отметить исследования А. Е. Жичкиной [2] и А. Е. Войскун- ского [5]. Вместе с тем данные исследования далеко не исчерпывают настоящую проблематику во многих ее существенных аспектах.

В частности, само понятие Интернет- аддикции представляется во многих работах чрезмерно широким и недостаточно конкретизированным для эмпирических исследований. Практически не изучены социально-психологические проявления Ин- тернет-аддикции в группе и ее влияние на различные групповые процессы. Данная проблема является одной из наиболее разработанной в социальной психологии. Среди зарубежных исследователей можно выделить Ф. Олпорта, М. Шерифа, К. Левина, Я. Морено. Среди отечественных - А. В. Петровского, Р. Л. Кричевского, Е. М. Дубов- скую, А. И. Донцова, М. Ю. Кондратьева. Однако взаимосвязь такого нового социального явления, как виртуальная реальность и происходящие в ней и под ее влиянием процессы и особенностей групповых процессов до сих пор рассматривалась крайне эпизодически.

В этой связи нами было предпринято исследование влияния феномена Интер- нет-аддикции на групповые процессы в молодежной среде.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что большинство российской учащейся молодежи в связи со своей профессиональной специализацией в той или иной степени связаны с работой с Интернетом, оказываются в зоне риска попадания в категорию «Интернет-зависимых» личностей.

При этом Интернет-аддикция как одна из возможных личностных зависимостей приводит на своей начальной стадии к качественной деформации оценки своей позиции в системе статусно-ролевых отношений в группе членства.

Поскольку данная гипотеза, очевидно, не может быть подтверждена или опровергнута, в рамках прямого эксперимента нами был выдвинут ряд частных гипотез, подлежащих непосредственной эмпирической проверке и в совокупности позволяющих судить о справедливости основной гипотезы диссертационного исследования:

1)   в студенческой среде предрасположенность к Интернет-аддикции существенно более выражена среди студентов, специализирующихся в сфере технических наук по сравнению с теми, кто изучает гуманитарные дисциплины;

2)  статусная позиция во внутригрупповой структуре аттракционных отношений напрямую связана с выраженностью личностной Интернет-аддикции;

3)   самовосприятие применительно к такой универсальной интрагрупповой характеристике, как структура неформальной власти, у личностей, характеризующихся более высоким уровнем Интернет-аддик- ции, отчетливо менее адекватно, чем у остальных членов реально функционирующих контактных сообществ.

Данное исследование было проведено в 2004-2005 гг. и включало в себя два этапа.

В первоначальный состав экспериментальной выборки испытуемых вошли 12 групп (207 человек в возрасте от 17 лет до 24 лет). Исходя из целей и задач эмпирического исследования, были отобраны семь студенческих групп. Исследование было проведено на базе Московского городского психолого-педагогического университета и Московского государственного института электронных технологий.

При этом выбор данных вузов был обусловлен следующими соображениями. В силу своей профессиональной специфики студенты технического вуза в наибольшей степени связаны с компьютерными технологиями. Область же профессиональных интересов студентов МГППУ лежит в сфере межличностных отношений и коммуникации, при этом одной из прямых профессиональных обязанностей практических психологов, в первую очередь тех, кто работает в области образования, является своевременная диагностика, а иногда и коррекция склонности к Интернет-зави- симости. В этой связи представляется целесообразным и необходимым исследование подверженности такого рода риску самих студентов-психологов.

Исходя из целей и задач исследования, дробление выборки осуществлялось по фактору области профессионального самоопределения испытуемых (гуманитарная и техническая).

Статистическая обработка полученных в ходе исследования данных проводилась с использованием пакета программ SPSS 11.5.

Чтобы минимизировать влияние факторов групповой динамики, непосредственно связанных с социально-психологической «зрелостью» группы на результаты исследования, в процессе разработки исследовательской программы и формирования выборки испытуемых были выбраны группы со средним уровнем сплоченности. Для оценки уровня групповой сплоченности была использована методика определения ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ), по результатам которой были выбраны семь групп, в которых коэффициент сплоченности примерно равен и попадает в интервал среднего значения.

Кроме того, содержательный анализ предпочитаемых личностных характеристик лидера, на наш взгляд, является существенно важным для выявления качественных различий в установках испытуемых с различным профессиональным самоопределением. В силу того, что в гипотезе нами было сделано предположение, что среди представителей технических профессий степень выраженности Интернет-аддикции существенно превышает степень выраженности зависимости у испытуемых, изучающих гуманитарные специальности, выявленные различия в ценностных ориентациях позволят сделать предварительный вывод об особенностях системы ценностных ориентаций для обеих групп испытуемых и, в частности, для испытуемых с выраженной склонностью к Интернет-аддикции.

Для проверки частной гипотезы № 1 в качестве основного рабочего инструмента нами была использована методика на выявление Интернет-аддикции, разработанная К. Янг, в адаптации В. А. Лоскутовой. Процедура проведения данной методики и анализа результатов представлена диссертационном исследовании В.А. Лоскутовой [8].

Для выявления степени склонности к Интернет-аддикции был использован стандартный ключ, прилагающийся к методике.

20-49 баллов соответствуют уровню обычного пользователя Интернета, который умеет себя контролировать (склонность к зависимости слабо выражена).

Сумма баллов от 50 до 79 говорит о наличии некоторых проблем, связанных с чрезмерным увлечением Интернетом (средняя выраженность склонности к Ин- тернет-аддикции, I этап увлеченности).

Согласно данным методики сумма от 80 до 100 баллов свидетельствует о наличии значительных проблем в связи с использованием Интернета, разрешение которых возможно с помощью специалиста (склонность к зависимости выражена - истинный аддикт).

Было установлено, что среди всех студентов, участвовавших в исследовании, у 20 % испытуемых отмечается средняя выраженность склонности к аддикции, а у 80 % - слабо выраженная склонность к ад­дикции, истинных же аддиктов не наблюдалось вовсе.

Это означает, что хотя среди учащейся молодежи и присутствует склонность к Ин- тернет-аддикции, тиражируемое прежде всего в ряде научно-популярной литературы представление о тотальной угрозе Интернет-аддикции для современной молодежи является явно преувеличенным.

Сравнительный анализ выраженности предрасположенности Интернет-аддикции у студентов МГППУ и студентов МГИЭТ (ТУ) показал, что среди студентов МГППУ у 10 % наблюдается выраженная склонность к Интернет-аддикции, а у 90 % - слабо выраженная склонность, что может свидетельствовать о том, что среди представителей гуманитарных наук возникновение выраженной склонности к Интернет-зависи- мости встречается крайне редко и носит, скорее, случайных характер. Среди студентов МГИЭТ (ТУ) у 44 % наблюдается выраженная склонность к Интернет-аддикции, и у 56 % - слабо выраженная склонность.

При оценке полученных данных даже «на глаз» отчетливо видно, что выраженность склонности аддикции значимо отличается в гуманитарной и технической частях общей выборки как при сравнении их друг с другом, так и с результатами по всей выборке в целом.

В целях детализации полученных данных и различия степени выраженности склонности к Интернет-аддикции в семи группах испытуемых была использована процедура вычисления частотных характеристик Frequencies в пакете статистических программ SPSS для анализа распределений значений степени выраженности указанного признака с разделением, для большей наглядности, совокупного распределения на квартили.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в общем и целом степень выраженности склонности к Интернет-аддикции у студентов технической профессии значительно больше, чем у студентов, изучающих гуманитарные науки.

В результате проверки значимых различий выраженности предрасположенности к Интернет-аддикции с использованием Т-критерия Стьюдента была выявлена значимая разница между студентами технического и гуманитарного университетов.

Можно отметить, что в совокупности у студентов технического вуза степень выраженности предрасположенности к Интер- нет-аддикции значительно выше, чем у студентом МГППУ. Таким образом, первая частная гипотеза полностью подтвердилась.

Для проверки частной гипотезы № 2 в качестве основного рабочего инструмента нами была использована методика Социо­метрия и методика на выявление Интернет-аддикции, разработанной К. Янг, в адаптации В. А. Лоскутовой [8].

В каждой группе были выявлены так называемые «звезды», после чего был проведен сравнительный анализ с результатами, полученными при исследовании склонности к Интернет-аддикции.

При помощи методики К. Янг было выявлено 15 испытуемых, имеющих более выраженную склонность к Интернет-аддик- ции, чем остальные. Среди них можно выделить в общей сложности шесть социоме­трических звезд. В трех группах испытуемых, изучающих гуманитарные науки, в общей сложности также при помощи методики на выявление Интернет-аддикции было выявлено восемь испытуемых, имеющих более выраженную склонность к Интернет- аддикции, чем остальные, при том, что общая выборка испытуемых с гуманитарным уклоном значительно превышает выборку испытуемых с техническими склонностями. Среди них можно выделить в общей сложности две социометрических звезды.

По результатам социометрического исследования можно сделать вывод, что студенты с ярко выраженной склонностью к Интернет-зависимости в технической сфере значительно чаще занимают такие со­циометрические позиции, как звезда притяжения или звезда отвержения; чем студенты с ярко выраженной склонностью к Интернет-зависимости, специализирующихся в гуманитарных науках.

Для выявления взаимосвязей между со­циометрическими статусами и склонностью к Интернет-зависимости использовался корреляционный анализ. Результаты корреляционного анализа подтвердили гипотезу о связанности статусной позиции индивида во внутригрупповой структуре аттракционных отношений с выраженностью предрасположенности к Интернет-зависимости.

Таким образом, вторая частная гипотеза полностью подтвердилась. Статусная позиция во внутригрупповой структуре аттракционных отношений напрямую связана с выраженностью личностной Интернет- аддикции, что было нами доказано анализом социометрических данных и сопоставлением их с результатами, полученными после обработки теста на выявление Ин- тернет-аддикции.

Для проверки частной гипотезы № 3 в качестве основного рабочего инструмента нами был использован методический прием определения неформальной интрагруп- повой структуры власти в контактном сообществе [7].

В нашем случае данный методический прием, который обычно используется в «пакете» социально-психологических методик, имеет самостоятельное исследовательское значение, поскольку позволяет не только выявить позиции индивидов с выраженной предрасположенностью к Ин- тернет-аддикции в неформальной иерархической структуре группы, но и позволяет судить об адекватности самооценки аддик- тов при определении собственной статус­но-ролевой позиции в группе.

Был выбран Т-критерий Стьюдента для двух независимых выборок для оценки значимых отличий между реальными позициями индивидов в неформальной иерархической структуре группы и собственной оценкой аддиктов своей статусно-ролевой позиции в группе. Для того чтобы выявить адекватность позиции аддиктов в неформальной структуре, сравнивалось распределение собственной оценки с распределением значения усредненного рангового показателя. Также выборка была поделена на две части по основанию профессионального самоопределения (выборка 1 - студенты, специализирующиеся в технической сфере, выборка 2 - студенты, изучающие гуманитарные науки), где также анализировалось наличие значимых отличий между реальной статусно-ролевой позицией и самооценочной.

О достоверности различий по результатам вычисления Т-критерия Стьюдента можно говорить в том случае, если уровень достоверности критерия меньше, чем 0,05.

Результаты, представленные в табл. 1, свидетельствуют о том, что существует значимое различие между реальными позициями индивидов в неформальной иерархической структуре группы и самооценкой аддиктов при определении собственной статусно-ролевой позиции в группе. Анализируя полученные результаты, можно утверждать, что в целом самооценка ад- диктов существенно завышена. Далее была проведена проверка выявления данной тенденции среди студентов технических и гуманитарных вузов в отдельности.

 

Результаты, представленные в табл. 2, свидетельствуют, что существует значимая разница между реальными позициями индивидов в неформальной иерархической структуре группы и самооценкой аддиктов при определении собственной статусно-ролевой позиции в группе среди испытуемых, занимающихся техническими науками.

Результаты, представленные в табл. 3, свидетельствуют, что различие между реальными позициями индивидов в неформальной иерархической структуре группы и самооценкой аддиктов при определении собственной статусно-ролевой позиции в группе среди испытуемых, занимающихся гуманитарными науками, отсутствует. Та ким образом, третья частная гипотеза полностью подтвердилась. 

Результаты, полученные после использования методического приема определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контекстном сообществе, демонстрируют, что выраженная предрасположенность к Интернет-аддикции влечет существенное искажение самовосприятия индивида применительно к такой универсальной интрагрупповой характеристике, как структура неформальной власти.

Таким образом, все три частные гипотезы подтвердились, а следовательно, и исходная, основная гипотеза исследования получила подтверждение.

На основании полученных данных были сделаны следующие выводы.

1.   Интернет-аддикция присуща всем испытуемым в той или иной степени выраженности и оказывает влияние на аттракционные отношения, а также на адекватность самовосприятия в рамках такой универсальной интрагрупповой структуры, как структура неформальной власти.

2.   Существуют определенные межгруп­повые различия в предпочитаемых лидерских качествах. Акцент на интеллектуальных особенностях лидера сделали только представители технических профессий, представители гуманитарных профессий примерно в равных количествах выбирали качества из всех групп. Студенты с выраженной склонностью к Интернет-аддикции отдали основное предпочтение интеллектуальным и собственно лидерским качествам, что может свидетельствовать о взаимосвязи между склонностью к Интернет- зависимости и значимостью интеллектуальных и лидерских особенностей для испытуемых с выраженной предрасположенностью к Интернет-зависимости.

3. В студенческой среде предрасположенность к Интернет-аддикции более выражена у тех, кто специализируется в сфере технических наук по сравнению с теми, кто изучает гуманитарные дисциплины. Можно предполагать, что у представителей технических специальностей в случае сформированной Интернет-аддикции в процессе обучения степень выраженности не только не уменьшается, но в ряде случаев даже увеличивается, однако это допущение требует отдельного и углубленного исследования.

4. Среди представителей гуманитарных профессий Интернет-аддикция - явление случайное и не оказывающее влияние на аттракционные отношения и иные групповые процессы. Среди представителей технических специальностей данное явление распространено в гораздо большей степени, носит тенденциозный характер. Большинство студентов с выраженной склонностью к Интернет-зависимости являются со­циометрическими «звездами».

5. Статусная позиция во внутригрупповой структуре аттракционных отношений напрямую связана с выраженностью личностной Интернет-аддикции, что было нами доказано анализом социометрических данных и сопоставлением их с результатами, полученными после обработки теста на выявление Интернет-аддикции.

6.   Существует некоторая взаимосвязь между самооценкой при определении собственной статусно-ролевой позиции в группе, а именно, испытуемые с выраженной предрасположенностью к Интернет-зависи- мости склонны значительно завышать свою позицию в группе. Это объясняется тем, что они ощущают себя частью закрытых виртуальных сообществ, недоступных остальным членам группы, вследствие чего утрачивается адекватность восприятия собственного положения в реальной группе.

7.   Значимая разница между реальной позицией в группе и самооценкой в основном наблюдается у представителей технических профессий. Как уже было нами доказано, выраженность склонности Интер- нет-аддикции и среднее значение данного признака среди испытуемых, специализирующихся в технической сфере, значительно больше, чем среди представителей гуманитарных профессий.

8.   Результаты, полученные после использования методического приема определения неформальной интрагрупповой структуры власти, в контекстном сообществе демонстрируют, что существует взаимосвязь между значительным завышением своей позиции в группе и профессиональным самоопределением, а также между завышением позиции в группе и склонностью к Интернет-аддикции.

Данные результаты позволяют сформулировать следующие научно-практические рекомендации:

1)   в настоящее время существует тенденция преувеличивать степень опасности возникновения Интернет-зависимости вплоть до того, что каждый человек, использующий Интернет, по мнению американских психологов, считается потенциальным аддиктом. Необходимо учитывать, что в такой же степени можно утверждать о возникновении потенциальной аддикции от иных носителей информации или средств досуга. Существует так называемая склонность к возникновению Интер- нет-аддикции, но ярко выраженная предрасположенность к аддикции возникает в единичных случаях, поэтому в диагностической и коррекционной работе психолога-практика следует именно подобные случаи считать истинной Интернет-зависимостью;

2)   при работе с клиентами, страдающими Интернет-зависимостью, необходимо учитывать не только личностные особенности аддикта, но и его социально-психологическое окружение и статусно-ролевую позицию в группе;

3)  в рамках профилактики Интернет-за- висимости необходимо не только учитывать статусно-ролевую позицию индивида, но возможность избежать формирование истинной аддикции путем изменения этой позиции в группе при помощи разнообразных коррекционных мероприятий;

4)  круг проблем, связанных не только с Интернет-аддикцией, но и влиянием ком­пьютерно-опосредованной деятельности на человека в целом, в настоящее время обозначен, но исследования в данной сфере систематически ведутся лишь последнее десятилетие, поэтому также существует необходимость дальнейшего изучения как всей проблематики, так и проблемы Интернет-аддикции в частности. Прежде всего важно рассматривать данный феномен в комплексе с другими процессами, изучаемыми в рамках различных отраслей психологии, а не вырванным из контекста. Особый интерес представляет возможное изучение степени опасности возникновения Интернет-зависимости, а также ее влияние на разные возрастные группы и групповые процессы.

Литература

  1. Войскунский А. Е. Групповая игровая деятельность в Интернете // Психологический журн. 1999. т. 20. № 1.
  2. Войскунский А. Е. Исследование Интернета в психологии // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. М., 2002.
  3. Войскунский А. Е. Метафоры Интернета // Вопросы философии. 2001. № 11.
  4. Войскунский А. Е. Преобразование общения, опосредованного компьютером. Дисс. ... канд. психол. наук. М., 1990.
  5. Жичкина А. Е. Взаимосвязь идентичности поведения в Интернете пользователей юношеского возраста. Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2001.
  6. Жичкина А. Е. Особенности социальной перцепции в Интернете // Мир психологии. 1999. № 3.
  7. Кондратьев М. Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М; Воронеж, 1997.
  8. Лоскутова В. А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств. Автореф дисс. ... канд. психол. наук. Новосиб. гос. мед. акад., 2004.
  9. Морено Я. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 2004.
  10. Young, K. S. Addictive use of the Internet: A case that breaks the stereotype. Psychological Reports.

Информация об авторах

Венедиктова А.В., аспирант факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: rianna@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2675
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 1451
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 7