Макиавеллизм и социометрический статус подростка в учебной группе

1573

Аннотация

Представлены материалы работы, целью которой было выявление наличия и описание характера взаимосвязи макиавеллизма и социометрического статуса в подростковом возрасте. Исследование проводилось в течение 2 лет, в нем приняли участие 44 шестиклассника, 51 семиклассник, 51 восьмиклассник и 59 девятиклассников. Для выявления социометрического статуса применялся метод социометрии, для выявления уровня выраженности макиавеллизма – опросник макиавеллизма личности Mach-IV Р. Кристи и Ф. Гейз. В результате проведенного исследования было выявлено, что в младшем подростковом возрасте уровень выраженности макиавеллизма личности у высокостатусных подростков ниже, чем у подростков других статусных групп. У подростков более старшего возраста такой закономерности не наблюдалось. Кроме того, полученные данные позволяют предположить, что возрастание макиавеллизма происходит при снижении статуса, если группа, в которой подросток утрачивает социометрические выборы, является для него референтной.

Общая информация

Ключевые слова: подростковый возраст, макиавеллизм, социометрический статус

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Погодина А.В., Ларина А.Д. Макиавеллизм и социометрический статус подростка в учебной группе // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 5. С. 252–258.

Полный текст

 

Понятие «макиавеллизм» применяется в различных гуманитарных науках. В психологии индивидуальных различий макиавеллизм понимается как склонность человека манипулировать другими людьми в межличностных отношениях, при этом часто действуя вопреки интересам объекта манипуляции. Сущность установок макиавеллиста заключается в том, что он не верит в то, что люди альтруистичны, независимы, обладают сильной волей, достойны доверия. Однако понятие макиавеллизма этим не исчерпывается. Люди, обладающие высоким уровнем макиавеллизма, склонны к социальной отстраненности, мало интересуются моральной стороной решаемых проблем, уровень насыщенности их жизни смыслами ниже, чем у их сверстников. Особенно важно предотвращение усиления и закрепления макиавеллистских установок в подростковом возрасте, который имеет особое значение для формирования личности и нравственных идеалов человека. Это делает актуальным изучение связи уровня макиавеллистских установок подростка и эффективности его общения со сверстниками. В данной работе в качестве критерия успешности общения подростка рассматривался его социомет­рический статус. Целью работы было выявление и описание характера взаимосвязи макиавеллизма и социометрического статуса в подростковом возрасте.

ВЫБОРКА И МЕТОДЫ

Исследование взаимосвязи макиавеллизма и социометрического статуса проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 656 им. А. С. Макаренко в течение двух лет. В 2005-2006 учебном году были опрошены учащиеся шестых и восьмых классов (44 шестиклассника и 51 восьмиклассник). В 2006-2007 учащиеся были обследованы повторно (в связи с переводом в обследуемые классы новых учащихся выборка несколько расширилась, и в исследовании приняли участие 51 семиклассник и 59 девятиклассников). Социометрический статус выявлялся с помощью метода социометрии [8], а выраженность макиавеллизма измерялась при помощи опросника макиавеллизма личности Mach-IV Р. Кристи и Ф. Гейз, адаптированного В. В. Знаковым [4]. Достоверность изменений значений макиавеллизма проверялась при помощи критерия Уилкоксона, а достоверность различий этого показателя в зависимости от статуса подростков - при помощи критерия Манна-Уитни.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Первая гипотеза, заключавшаяся в том, что уровень выраженности макиавеллизма личности у высокостатусных подростков будет ниже, чем у других испытуемых, подтвердилась не для всех возрастных групп.

В 6-х классах (диаграмма 1) среднее значение уровня макиавеллизма у низко­статусных подростков - 70,75 баллов, сред­нестатусных - 72,16, а у высокостатусных подростков - 65,09 баллов. (Значимость различий в выраженности макиавеллизма у низко- и среднестатусных подростков - 0,88; у низко- и высокостатусных - 0,77; у высоко- и среднестатусных - 0,34, по критерию Манна-Уитни - различия незначимы).

1 - уровень макиавеллизма у низкостатус­ных подростков; 2 - уровень макиавеллизма у среднестатусных подростков; 3 - уровень макиавеллизма у высокостатусных подростков

В 7-х классах (диаграмма 2) среднее значение уровня макиавеллизма у низко­статусных подростков составило - 80,75, среднестатусных - 73,34, а у высокостатус­ных подростков - 65,25 баллов. (Значимость различий в выраженности макиавеллизма у низко и среднестатусных подрост ков – 0,11; у низко и высокостатусных 0,01; у высоко и среднестатусных – 0,05, по критерию МаннаУитни). 

1 - уровень макиавеллизма у низкостату­сных подростков; 2 - уровень макиавеллизма у среднестатусных подростков; 3 - уровень макиавеллизма у высокостатусных подростков

В 8-х классах (диаграмма 3) среднее значение уровня макиавеллизма у низкос­татусных подростков было равно 78,57 баллов, среднестатусных 75,70, а у высо­костатусных подростков - 71,6 баллов. (Значимость различий в выраженности макиавеллизма у низко- и среднестатусных подростков - 0,34; у низко- и высокостатус­ных - 0,37; у высоко- и среднестатусных - 0,63, по критерию Манна-Уитни).

В то же время в 9-х классах (диаграмма 4) среднее значение уровня макиавеллизма у низкостатусных подростков составило 73,31, среднестатусных - 70,45, а у высокостатусных подростков - 78,45 баллов. (Значимость различий в выраженности макиавеллизма у низко- и среднеста­тусных подростков - 0,047; у низко- и высо­костатусных - 0,11; у высоко- и среднеста­тусных - 0,918, по критерию Манна-Уитни).

1 - уровень макиавеллизма у низкостатус­ных подростков; 2 - уровень макиавеллизма у среднестатусных подростков; 3 - уровень макиавеллизма у высокостатусных подростков

Вторая гипотеза заключалась в том, что у подростков, статус которых снизился, уровень выраженности макиавеллизма возрастет. Эта гипотеза также подтвердилась лишь частично. У подростков, статус которых снизился в 7-м классе по сравнению с 6-м, уровень выраженности макиавеллизма действительно значимо возрос - 0,018, по критерию Уилкоксона (таблица).

 

Таблица

Изменение уровня макиавеллизма личности у подростков, статус которых в 7-м классе снизился по сравнению с 6-м

Учащийся

Статус в 2005­2006 учебном году

Статус в 2006­2007 учебном году

Уровень выраженности макиавеллизма в 2005-2006 учебном году

Уровень выраженности макиавеллизма в 2006-2007 учебном году

1.

11

6

69

82

2.

2

-1

65

84

3.

13

8

49

78

4.

20

7

79

84

5.

36

26

66

69

6.

36

9

60

80

7.

13

0

87

89

Среднее значение

 

 

67,85714

80,85714

 

В то же время у подростков, статус которых снизился к 9-му классу, такой закономерности выявлено не было.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

В результате проведенного исследования было выявлено, что в 6-х, 7-х и 8-х классах средний уровень макиавеллизма у высокостатусных был значимо ниже, чему у средне- и низкостатусных подростков. Это можно объяснить несколькими причинами:

•   во-первых, в младшем подростковом возрасте деятельность общения становится особенно значимой, а макиавеллисты склонны к эмоциональной холодности, недостаточно гибки и эмпатичны [5];

•   во-вторых, именно в этот период возникают новые дружеские отношения, направленные на глубокое взаимное познание [10], а макиавеллисты общаются много, но склонны лишь к поверхностным контактам [4];

•   в-третьих, подростки начинают предъявлять к себе и другим моральные требования и оценивать собственное поведение и поведение окружающих с точки зрения соответствия этим требованиям [3], а макиавеллистов мало волнуют моральные проблемы [1].

Таким образом, макиавеллисты не обладают значимыми для младших подростков характеристиками, и высокий уровень макиавеллизма не позволяет подростку занять в классе лидерскую позицию, хотя, тем не менее, не обязательно делает его аутсайдером.

В то же время в 9-х классах наблюдалась противоположная ситуация - у высоко- и среднестатусных подростков уровень макиавеллизма был примерно одинаков, а у низкостатусных он оказался значимо ниже. Это можно объяснить следующими причинами:

• во-первых, можно предположить, что подростки более старшего возраста ценят такие свойственные макиавеллистам качества, как критичность мышления, эмоциональная устойчивость, прагматизм, способность реалистично оценивать себя и других в большей мере, чем мягкость и доверчивость немакиавеллистов [4];

•   во-вторых, характерное для 15-16­летних подростков отрицание привычных ценностей [9] может приводить к тому, что цинизм и пренебрежение моральными нормами, свойственные макиавеллистам, скорее, способствуют обретению ими высокого статуса, чем препятствует этому;

•   в-третьих, можно предположить, что существование замкнутой группы высоко­статусных подростков может привести к возрастанию у ее членов макиавеллист- ских установок за счет формирования объектного отношения к другим школьникам, не входящим в эту группу.

В результате проведенного исследования также было выявлено, что у подростков, статус которых снизился к 7-му классу по сравнению с 6-м, уровень выраженности макиавеллизма значимо возрос. Можно предположить, что возрастание уровня макиавеллизма в данном случае является следствием потери подростком своего статуса в классе. Ситуация, в которой младший подросток теряет поддержку многих друзей за один год (обследованные подростки теряли до 27 выборов), может привести к снижению доверия к людям и, как следствие, к усилению симптомокомплек- са макиавеллизма [2]. В то же время у подростков, статус которых снизился к 9-му классу, такой закономерности выявлено не было. Возможно, это связано с тем, что к 15-16 годам учебная группа частично теряет свою референтность для подростка, и он находит другие, неформальные группы, статус в которых для него более значим [6].

В результате проведенного исследования было выявлено наличие взаимосвязи между уровнем выраженности макиавеллизма подростка и его социометрическим статусом в учебной группе. Однако вопрос о причинно-следственных связях между этими параметрами в рамках данной работы остается открытым и требует дальнейшего исследования с использованием методов регрессионного анализа [7].

ВЫВОДЫ

Данные, полученные в результате исследования взаимосвязи макиавеллизма личности и социометрического статуса подростка, позволяют уточнить и дополнить результаты существующих исследований возрастных особенностей этого явления и взаимосвязи данной личностной черты с социометрическим статусом. Они указывают на то, что в младшем подростковом возрасте уровень выраженности макиавеллизма личности у высокостатусных подростков ниже, чем у подростков других статусных групп. У подростков более старшего возраста такой закономерности выявлено не было.

Кроме того, было выявлено, что у младших подростков при снижении статуса в учебной группе происходит возрастание уровня макиавеллизма, в то время как у подростков более старшего возраста такой тенденции не обнаружено. Это можно объяснить тем, что к старшему подростковому возрасту референтность учебной группы для подростков снижается [6].

Полученные данные могут быть применены в практической работе школьного психолога, направленной на повышение продуктивности межличностного общения подростков и предотвращение формирования макиавеллистских установок, приводящих к утрате жизненных смыслов, нарушению построения глубоких эмоциональных контактов и снижению удовлетворенности жизнью.

Литература

  1. Бендас Т. В. Гендерная психология. СПб.: Питер, 2007.
  2. Богомаз С. А., Гладких В. Ю. Когнитивные способности человека и смысловая насыщенность его жизни как условия, способствующие развитию макиавеллизма // http://psychology.tom.ru/modules/wfsection
  3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.-Воронеж: Модек, 2001.
  4. Дубнов П. Ю. Обработка статистической информации. М.: АСТ NT Press, 2004.
  5. Знаков В. В. Методика исследования макиавеллизма личности. М.: Смысл, 2001.
  6. Знаков В. В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении // Вопросы психологии. 2002. № 6.
  7. Кон И. С. Подросток и сверстники/ // Психология подростка / Под ред. А. А. Реана. СПб.; М., 2003.
  8. Наследов А. Д. SPSS: компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб., 2005.
  9. Специализированный кабинет детского психолога. Блок 4. Материалы для психологического обследования учащихся средних школ. М.: Коррекция, 1995.
  10. Фельдштейн Д. И. Стадии развития личности подростка // Психология подростка / Под ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Олма Пресс, 2003.
  11. Эльконин Д. Б., Драгунова Т. В., Боцманова М. Э,. Захарова А. В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т .В. Драгуновой. М., 1967.

Информация об авторах

Погодина Алла Васильевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии управления факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), руководитель магистерской программы «Организационная психология», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0549-712X, e-mail: pogodinaav@mgppu.ru

Ларина Александра Дмитриевна, преподаватель факультета социальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Научный сотрудник НИИ Психиатрии МЗ РФ, Секретарь Профессиональной Психотерапевтической Лиги России, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2956
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 16

Скачиваний

Всего: 1573
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1