Психологическая наука и образование
2007. Том 12. № 2. С. 50–60
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Технология терапевтической дидактики в аспекте формирования толерантности подростков
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: толерантность, дидактический диалог, коррекционно-профилактическая работа, подростковый возраст, стереотипы, терапия
Рубрика издания: Психология образования
Для цитаты: Зайдман И.Н., Можейкина Л.Б. Технология терапевтической дидактики в аспекте формирования толерантности подростков // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 2. С. 50–60.
Полный текст
В современном обществе возросли антагонизм, агрессивность и конфликтность, проявляющиеся на всех уровнях (начиная с семейного и заканчивая политическим). Социальное взаимодействие характеризуется отказом от принципа уважения человеческого достоинства как приоритета общественной коммуникации, представлениями о собственной исключительности, непониманием. Именно поэтому идея толерантности является важной предпосылкой общественного единения людей различных верований, культурных традиций, политических и нравственных убеждений, ценностей и предпочтений
Особое место в процессе формирования толерантного поведения и сознания отводится технологиям педагогической и коррекционной работы с подростками, возрастной особенностью которых является интолерантное поведение. Проявляется оно в межгрупповых механизмах деления на своих и чужих: социальной категоризации, групповой идентификации, социальном сравнении, межгрупповой дискриминации, стереотипизации и атрибуции. У подростков актуализированы многие черты интолерантности (агрессивность в отношении инаковости, непринятие индивидуальности другого, использование себя в качестве идеала, комформ- ность и закрытость референтных групп и т.д.) [7].
Большинство направлений формирования толерантности подростков (педагогика толерантности, развитие культуры межнациональных отношений, педагогическая герменевтика и т.п.) предполагают занятия с детьми в рамках образовательных учреждений: это факультативы, внеклассные мероприятия, дискуссионные клубы, деловые игры, тренинги на уроках психологии (внеурочная форма либо специально отведенные для этого занятия). Нами предпринята попытка формирования толерантной личности учащегося в рамках системы уроков, решающих не только конкретные методические и общедидактические, но и психолого-педагогические задачи; таким образом ученик приобретает умения и навыки толерантного поведения в рамках «обычной», повседневной учебной деятельности.
Цель данной статьи - описание содержания психолого-педагогического эксперимента по формированию толерантности подростков на основе уроков русского языка. Мы пришли к выводу, что, работая со стереотипными интолерантными речевыми проявлениями, можно постепенно подойти к их психологической коррекции (расшатыванию консервативных рамок в сознании подростков, расширению языковой, а значит, и концептуальной картины мира, формированию конструктивных толерантных отношений у школьников и т.д.) [5].
Подобный подход к обучению и воспитанию был определен как терапевтическая дидактика [2].
Данное направление предполагает, что в процессе обучения реализуются следующие принципы.
1. Выбор оптимального для каждого ребенка способа обучения.
2. Содержание, организация обучения и подбор дидактического материала, которые обеспечивают решение индивидуальных проблем ребенка, его психологическую коррекцию, усвоение им продуктивных стратегий поведения.
3. Создание доверительных взаимоотношений ученика с учителем и одноклассниками [3].
Следует отметить, что терапевтическая дидактика опирается на фундаментальные положения гуманистической педагогики [8], согласно которым цель обучения и воспитания - это изменение личности учащегося, а задача заключается в том, чтобы дать ученику возможность развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности, помочь ребенку идти к самоактуализации. Психолого-педагогическая деятельность в рамках терапевтической дидактики основывается и на деятельностно-отношенческой концепции воспитания - это прежде всего «включение» растущего человека в разнообразные виды деятельности (учение, общение, труд) и стимуляция его активности в этой деятельности [9]. Таким образом, обучение для каждого ребенка становится:
а) личностно и прагматически направленным (затрагивающим его реальный окружающий мир, конкретные жизненные ситуации);
б) диалогичным, толерантно обусловленным (принятие коммуникативных и личностных особенностей окружающих подростка людей как данности);
в) деятельностно-ориентированным (непосредственный перевод полученных знаний в умения через деловые, ролевые игры, дискуссии, элементы тренинга).
Подобный подход внедряется в преподавание русского языка [1, 4]. Наиболее успешно и гармонично наша психологическая работа включается в занятия по развитию речи, предусматривающие обучение сочинению-рассуждению. Система таких уроков опирается не только и не столько на логику, обобщения и абстракции (функции левого полушария), сколько на развитие правополушарных функций: творчество, чувственные впечатления, личное отношение учащихся, их интуицию и рефлексию. Занятия проводятся с учетом текстового подхода и библиотерапии, опираются на комплексный (языковой, коммуникативный, рефлексивный) анализ текстов, связанных с детской реальностью. Это создает безопасность при выражении чувств и мыслей, а также мотивирует школьников к анализу и осмыслению имеющихся проблем. Текст на уроке является посредником в общении между учителем и учеником:
• с одной стороны, он создает определенную дистанцию (рассматриваются не личные проблемы, поступки и переживания школьника, а поведение героя текстового фрагмента);
• с другой - он сближает участников обсуждения (выход на межличностное общение, анализ чувств, мыслей, возникших при чтении/прослушивании).
Психолого-педагогическая работа с текстами происходит с опорой на фоновые знания и личный опыт детей, используются «наглядная демонстрация» проблемы (ролевые и риторические игры). При этом расширяются представления учащихся о самом уроке русского языка за счет использования аудио/видеозаписи, рисования, элементов тренинга, рассказов учителя и школьников о ситуациях из личного опыта. Анализируя и обсуждая с учениками их высказывания, педагог-психолог постепенно приближается к терапевтической и коррекционной работе.
Указанные положения явились теоретической базой для создания и внедрения в преподавание русского языка технологии, в которой психотерапевтические и общедидактические задачи сочетаются и неразрывно связаны. Разработанная программа и содержание опытного обучения направлены на формирование толерантности подростков. В ее основе - положение о том, что стереотип Мы+/Они- (Свои - хорошие; Чужие - плохие) является основанием интолерантности, а его расшатывание - первый шаг на пути развития толерантности [6].
Психолого-педагогическая цель опытного обучения состояла в формировании у подростков умений и навыков толерантных взаимоотношений, проявляющихся в поведении, поступках, речи, для чего необходимо расшатать рамки стереотипа Мы+/Они-; снизить у школьников консерватизм и категоричность в суждениях и оценках людей.
В ходе работы решались следующие задачи:
1) научить подростков видеть стереотипные ситуации, анализировать их;
2) обучить конструктивным стратегиям поведения в интолерантных и стереотипных ситуациях;
3) научить подростков вербально выражать объективно обусловленные отрицательные выводы;
4) сформировать умение находить общий язык с разными людьми (эффективность коммуникации);
5) научить видеть речевые шаблоны (в частности, речевые штампы интолерантных высказываний), избегать их в своей речи;
6) обогатить словарный запас учащихся лексикой, описывающей межличностный уровень отношений.
Указанные задачи решались совместно с методическими: закреплением умений и навыков по теме «Предложения с осложняющими конструкциями», развитием связной диалогической речи и обучением написанию сочинения-рассуждения. Психологопедагогическая работа по формированию толерантности велась в процессе пролонгированной подготовки к сочинению-рассуждению при помощи заданий по развитию речи и занимала в среднем 5-12 минут урока.
Опытное обучение осуществлялось одним из авторов в течение 12 уроков в школах разного типа (гимназия, общеобразовательная школа) с подростками разного уровня развития и социального статуса (110 учащихся экспериментальной группы и столько же контрольной).
В технологии проводимой работы можно выделить три этапа.
Первый этап — этап проблематизации, цель которого — посредством моделирования интолерантных ситуаций актуализировать для подростков деление на своих+ и чужих-. На одном из уроков закрепления изученного была проведена викторина по теме «Обращение».
Задачи урока:
1) расширение стилистического и эмоционального регистров речи школьников (рассмотрение стилистических особенностей обращений);
2) актуализация в сознании школьников проблемы «свои — чужие» (моделирование ситуации, обнажающей отношения «наши — не наши», анализ и осознание проблемы);
3) формирование «оснований для размышлений» над проблемой и поиск путей её решения;
4) создание психологических условий, обеспечивающих подросткам безопасность при выражении мыслей и чувств.
С помощью викторины учитель «вводит» учеников в ситуацию дидактической игры, обеспечивая таким образом психологическую защиту. Эта форма работы создает дух соперничества между командами, обостряя и обнажая ситуацию деления на «своих» и «чужих». Викторина дает возможность чередовать устные упражнения с письменными; происходят физические действия (перемещения по классу), расширяются представления об уроке русского языка, улучшаются настроение школьников, психологический климат в классе. Для создания доверительных отношений с классом учитель совмещает роль участника и ведущего (чтобы организовывать работу и оказывать необходимую информационную и психологическую помощь участникам).
Ученикам было предложено разделиться на команды так, как они дружат, или выбрать позицию наблюдателя; таким образом, предоставляется право выбора и создается определенный уровень защиты для аутсайдеров. Во время игры и в моменты конфликтных ситуаций (выставление баллов, определение успешных выступлений) ученики проявляли вербальную агрессию, сопернические отношения и нетерпимость друг к другу: подшучивания, язвительные комментарии, грубые реплики.
По окончании викторины происходит обсуждение, чтобы ученики смогли отреф- лексировать свое состояние, поведение, посмотреть на ситуацию по-иному: уже с позиции не участника, а наблюдателя; понять и представить состояние других участников, в том числе соперников, проанализировать мнение одноклассников, дать им обратную связь. Для этого восьмиклассникам задаются вопросы:
какое место, роль были у них в команде? были ли они своими в команде?
что значит быть «своими» ?
какое отношение было к соперникам?
является ли ситуация деления на «своих» и «не своих» реальной, может ли быть такое в настоящей жизни?
Беседа выявила осознание подростками того, что деление на группы и в группах, отношения между группами не совсем правильные и не во всех ситуациях выглядят естественными, но ребята пока затрудняются найти альтернативу.
На следующем уроке продолжается актуализация заявленной проблемы. Ученикам предлагается отрывок по материалам повести Ю. Нагибина «Переулки моего детства», в котором описываются переживания подростка, когда он попадает в среду незнакомых ребят и не может в ней освоиться, вследствие чего «теряется», переживает целую гамму сильных чувств: от отчужденности, признания собственного убожества - до злобы и ненависти:
Знаешь, друг мой, никогда и нигде не чувствовал я себя таким потерянным и одиноким, как в компании тех ребят. Я был там как на чужбине. Ребят объединяло то, что родители их работали в одном учреждении, к тому же многие жили поблизости и учились в одной школе. Я же считался инородцем, ибо для моих новых знакомых там, где кончалась их улица, начиналась чужбина, а тот район, где находилась моя школа, представлялся чем-то вроде Северного полюса.
И вот что любопытно, ты, закадычный мой приятель, знаешь, что в школе я ходил в способных и ловких, а здесь оказался дурак дураком. Карандаш и краски меня не слушались, на плакатах буквы сползали под откос, молоток бил только по пальцам. Даже на зарядке мне никак не удавалось попасть в общий ритм. Я чувствовал себя изгоем, и это вязало мою душу, движения мысли.
Чувство отчужденности все вырастало во мне. Я уверился в собственном убожестве и прятался в него, как улитка в свой раковичный домик. Мне уже не хотелось сравняться с другими ребятами, доказать, что и я чего-то стою. Преувеличивая их антипатию ко мне, я бессознательно копил в себе злобу. И вскоре, старик, я почти ненавидел эту группу подростков. Я был отброшен за край надежды. (По Ю. Нагибину)
Обсуждение с учениками данного текста и его рефлексия решают следующие психолого-педагогические задачи:
1) предъявление школьникам ситуации, когда человек попадает в незнакомую, чуждую ему среду (ситуация интолерантно- сти);
2) определение и вербализация учениками чувств, состояний человека, попавшего в такие условия;
3) выявление возможных способов поведения подростков в «чуждом обществе»;
4) обогащение словарного запаса школьников лексикой, описывающей эмоциональные состояния и межличностный уровень отношений (отверженность, отчуждение, одиночество, потерянность, при- ятие/неприятие);
5) создание психологических условий, обеспечивающих безопасность при выражении мыслей и чувств, стимулирующих желание учащихся включаться в учебную деятельность.
При обсуждении текста школьникам задаются такие вопросы:
• к какому человеку обращено письмо?
• как определили, что письмо адресовано близкому человеку?
• только ли по обращениям?
• что за ситуация описана?
• в чем проявляется её интолерант- ность?
• реальна ли эта ситуация?
• наблюдал ли кто-нибудь из вас подобное в жизни?
• что происходило с автором письма, что он переживал?
• что значит «быть как на чужбине»?
что может чувствовать человек, когда все для него чужие?
• как так случилось, что он был как на чужбине?
• что значит быть убогим?
• чаще такую ситуацию можно встретить у подростков или в жизни взрослых людей?
Для дальнейшего решения общедидактических и терапевтических задач подросткам предлагается написать ответное письмо, используя обращения разного вида. Анализ полученных творческих работ позволяет определить сформированность умения принимать, понимать чувства другого (инакого) и давать ему обратную связь, выбирать наиболее приемлемые стратегии поведения в интолерантной ситуации.
Второй этап технологии включал введение понятия толерантность, его интерпретации, анализ ситуаций интолерант- ности, рассмотрение их возможных причин, в частности стереотипов и установок, поиск конструктивных стратегий поведения, анализ и обсуждение качеств толерантной личности, в том числе понятия самодостаточность .
Задачи данного этапа:
1) рассмотреть основные причины обособления подростков и образования референтных групп;
2) выделить во взаимоотношениях учеников поверхностный и глубинный личностный уровни;
3) определить содержание понятий ярлык , стереотип, самодостаточность, лидер, выявить значение и сущность роли лидера в группе;
4) рассмотреть «сильные» и «слабые» стороны деления подростков на группы;
5) актуализировать для подростков значимость межличностных отношений;
6) научить аргументированно, структурированно доказывать свои мысли;
7) выявить связи между состоянием говорящего и стилистическими особенностями вводных слов и предложений;
8) развить у восьмиклассников умения воспринимать и адекватно интерпретировать высказывания собеседника, совершенствовать их устную речь.
Для закрепления полученных знаний и умений, кроме обсуждений и рефлексии, использовались такие формы организации учебной деятельности, которые обеспечивают интеграцию и сплоченность группы (ролевые игры, тренинговые упражнения, элементы текстовой терапии).
Например, в процессе текущего повторения орфографии (правописание -н-, -нн- в прилагательных, причастиях, наречиях на -о/-е) или закрепления пунктуационных умений по изучаемой теме восьмиклассникам предлагалась игра «Ручеек», целью которой было снижение барьера между участниками разных референтных групп данного класса. Игра заключается в том, что на парту выдается карточка с заданием; восьмиклассники в паре (совместно) выполняют его, каждый записывает верный результат в своей тетради. После этого ученики, сидящие на втором варианте, передвигаются против часовой стрелки и выполняют задание с другим одноклассником. За короткое время в парах сменного состава учащиеся «обмениваются» большим количеством материала, поясняют его друг другу, соответственно повышается понимание и запоминание.
Основное внимание подростков направлено на деятельность и её результат, вследствие чего за короткий промежуток времени, отпускаемого на задание, в сознании не актуализируется физическая и психическая нетерпимость к соседу, стремление переделать или «подогнать» его под себя. Следует отметить, что данное упражнение проводилось неоднократно, потому что процесс формирования принятия личности другого происходит пролон- гированно.
После каждой игры осуществлялась рефлексия с помощью следующих вопросов: что положительного в такой форме работы?
было ли вам важно, с кем вы выполняете задание? Почему?
что было важнее, с кем вы выполняете задание или результат, который получится? Почему? Как это можно объяснить?
были вы толерантны по отношению друг к другу, выполняя задания вместе?
чему вы учились, делая это упражнение?
Учитель намеренно актуализирует момент совместной деятельности, её результат и деловые, а не личностные качества партнеров.
На втором этапе также были использованы тексты, в содержании которых раскрывались причины и описывались проявления интолерантности подростков, деления на группы, стереотипные ситуации, «ярлыки», давление общественного мнения на взгляды индивида, а также поведение личности, обладающей толерантными качествами. Предлагаемые ученикам фрагменты из художественных произведений (В. Алексеев, Е. Криштоф, Л. Нечаев, Э. Пашнев, В. Сутеев и др.), подростковых журналов «Cool», «Мы», «Ровесник», газеты «Молоток» отражают исследуемую проблему с разных сторон. Эти тексты как дидактический материал позволяют рас- ~55 смотреть место обращений в предложении и их роль в устной и письменной речи; отработать пунктуационные правила выделения обращений; изучить обобщающие слова, пунктуационные особенности их оформления; вводные слова, их стилистические особенности и пунктуационные правила выделения; оформление прямой речи; синтаксический разбор предложения и т.д.
На уроке, посвященном стереотипным мнениям и ярлыкам, использовался такой текст:
Учителя превозносят его до небес: «Наш академик!» Вся школа его уважает, все с ним считаются. Лидер. Хозяин жизни.
...С первого класса метеорно читал, писал и считал. Всегда причесанный, прилизанный. И в очках. Всех, кто носил очки, я почему-то считал занудами. Несправедливо, конечно; но Павленко был- таки занудой.
Выйдет во двор и, вместо того, чтобы играть, пристает: «Ты какой вариант использовал в решении задачи?» У меня даже волоски на руках дыбились от отвращения. Он и в шахматы лучше всех играл, и на хор ходил, и с девочками «польку-бабочку» танцевал. Дифирамбы, титулы, дипломы, грамоты так и сыпались на него. И казалось, ставь на нем крест. Я водился с ним до шестого класса и только тогда вдруг узнал, что он. ковбой!
Да, да! Все время он воображает себя ковбоем, в воображении своем скачет на мустанге по прерии, сражается с хищниками и дерется с негодяями!
Вот тебе и раз. Прилизанный, замуштро- ванный, в очках - и дикий. Вот тебе и академик. (По Л. Нечаеву)
Анализировались слова, предъявляющие, характеризующие ярлык отличника, сравнивались представления ребят об отличнике; оказалось, что восьмиклассники описывают отличника аналогично. Обсуждались вопросы, как ярлык «приклеивается» к человеку, действительно ли внутреннее содержание человека соответствует его внешнему виду; как избежать влияния стереотипных мнений.
Рассмотрение ярлыков и стереотипных проявлений интолерантности связано с вопросом самодостаточности человека. Ученикам предлагались отрывки из произведений Л. Нечаева «Ожидание друга, или признание подростка» и Е. Криштоф «Современная история .», которые позволили решить следующие психолого-педагогические задачи:
1) определить понятие общественное мнение, «весомость» мнения группы в жизни человека;
2) научить восьмиклассников «узнавать ярлыки», видеть в них схематичность, стереотипность;
3) выявить и расширить понимание самодостаточности как явления, характеризующего личность;
4) соотнести понятия толерантность и самодостаточность, толерантный чело- век/самодостаточный человек;
5) продолжить обучение умению формулировать, доказывать, обосновывать свои мысли.
У доски я получил первую тройку, «тонкую тройку, готовую превратиться в двойку», сказала учительница. Я на пальцах считал, а пальцев не хватало. «Разуйся», - подсказала учительница, и класс засмеялся. Потом я схлопотал двойку. Учительница просто не давала думать, гнала и гнала. «Я не могу. не успеваю», лепетал я. «Все успевают, а ты не успеваешь, -- отчитывала учительница. - Нам некогда, слабых не ждем!..» Вот какой она выдвинула лозунг. Когда она так говорила, я готов был вскочить и закричать, но вместо этого опускал голову и молчал. Мне было стыдно за нее. Оксана Панова тоже получила первую двойку и весь день выплакивала свое горе. А я тогда подумал: «Пусть кто хочет плачет из-за оценок, а я не буду!» Так я решил с полным правом, потому что чувствовал несправедливость всего происходящего. «Престижный класс!», «равняемся на сильных!»,
«слабых не ждем!» - против всего этого я протестовал всей своей душой.
Я был перваш, то есть первоклассник, а человека чувствовал в себе во весь рост.
Я это к тому, что кое-кто принимает пер- вашей за младенцев.
Дело дошло до того, что однажды девочки-отличницы толкнули в сугроб двоечницу и на укоры взрослых ответили: «Ну и что? Она же двоешница!..»
Вот какая вышла мораль. А во время велосипедной прогулки они оставили за городом уставшую девочку, а сами укатили. Слабых, сказали, не ждем...
(По Л. Нечаеву)
По тексту обсуждаются такие вопросы:
• какой учительница выдвинула лозунг, как он отразился на жизни детей?
• какие «ярлыки» встретились в тексте?
• как определили, что «двоечники» и «слабые» - это «ярлыки»? Докажите свой ответ.
• что стереотипного в этих «ярлыках»? Встречались ли вы с такими «ярлыками» раньше? В реальной жизни?
• как случилось, что ученики в классе приняли «ярлыки», не задумываясь?
• кто навешал «ярлыки» ученикам?
• все ли в классе приняли «ярлыки»?
• каков человек, который их не принимает?
• что было такого в мальчике, отчего ему было стыдно за учительницу?
• какими качествами обладает этот мальчик?
• был ли он толерантен? Почему?
В процессе анализа и рефлексии данного текстового отрывка, описывая стереотипные проявления интолерантности, подростки подкрепляли свои ответы примерами из личной жизни и ситуациями, наблюдаемыми в классе.
Далее для сопоставления понятий толерантный и самодостаточный использовался следующий текст, перед предъявлением которого учитель вводил учеников в ситуацию, рассказывая о героях:
- Генка, - спросила я неожиданно для самой себя. - А что ты больше всего любишь?
Генка сразу понял, в каком смысле я спрашиваю.
Я люблю, чтоб все вместе.
Взрослый парень стоял под моим балконом, а отвечал совершенно по-детски.
Ты еще скажи: школу люблю, уроки, домашние задания особенно.
Школу - люблю.
- Вот смех, а я-то считала: ты от дисков балдеть любишь или когда тебе привозят шмотки. Или когда уроки кончаются и все идут кто куда.
- Я люблю, чтоб все вместе, - упрямо повторил Генка.
Он и ко мне подошел, подумала я, потому что, если уж не получилось на нынешние праздники, чтоб все вместе, так пусть будет хоть со мной вместе.
Моя бабушка о таких говорит: несамодостаточный человек. Человек, которому необходимо прилепиться, быть ведомым, чувствовать себя частью целого. Или хотя бы чьим-нибудь хвостиком.
(По Е. Криштоф)
Предложенный текстовый отрывок выводит подростков на обсуждение следующих вопросов:
• самодостаточны только одиночки, только те, кто не входит в группы?
• обязательно ли член компании - кем- то ведомый или лидер?
• значит ли это, что у него нет собственного мнения?
• как мы можем определить, какой человек самодостаточен?
• похожи ли понятия «самодостаточность» и «толерантность»? Чем? Чем они отличаются? Самодостаточный человек может быть толерантным?
• обязательно ли быть самодостаточным, чтобы быть толерантным?
Заметим, что во всех экспериментальных классах вопрос о соотношении самодостаточности и толерантности вызвал наибольшие затруднения и дискуссии. Вероятно, это вызвано высокой абстрактностью понятий и неоднозначностью их трактовок как в научной, так и житейской психологии. На занятиях происходило «упрощение» и «опредмечивание» термина самодостаточность посредством морфемного анализа слова, выделения исторического корня «достаток». Проводилось сочинение-миниатюра «Что такое самодостаточность?». Это понятие еще раз рассматривалось и обобщалось на третьем этапе обучения.
В результате на втором этапе технологии с восьмиклассниками были обсуждены такие проблемы:
• толерантность как проявление уважения к другому, непонятному, непохожему человеку; толерантность как способность признавать, принимать, понимать мнения, отличные от собственных;
• причины и проявления интолерантно- сти, её стереотипный характер;
• интолерантность в речи, ее стереотипность; речевые штампы;
• стереотипный характер деления на своих + / чужих -;
• стереотипы общественного мнения, при помощи которого создаются и наклеиваются «ярлыки», часто не отражающие истинного положения дел;
• специфика восприятия общественного мнения (обычно большинство членов коллектива следует за общим мнением некритично, без размышлений);
• самодостаточность; человеку важнее собственное мнение, которое может совпадать с общим или отличаться от него;
• толерантность может проявляться в уклонении от общественного мнения, если оно нарушает чью-то индивидуальность.
Третий этап эксперимента предполагал обобщение и рефлексию обсуждаемого ранее материала, рассмотрение сильных и слабых сторон толерантного/ин- толерантного поведения. Проводилась работа по развитию речи восьмиклассников: формирование приемов устного и письменного рассуждения (выдвижение тезисов, их доказательства, выводы), актуализация идиостиля подростков, развитие умений конструктивной коммуникации, диалога. Анализировались пословицы, так как они в большей мере отражают ядерные компоненты картины мира и зачастую совпадают со стереотипами. Посредством ролевой игры и элементов тренинга отрабатывались полученные умения конструктивного, толерантного поведения.
Завершением опытного обучения стало написание сочинения-рассуждения. Ученикам были предложены следующие темы.
1. «Свои» и «чужие». Кто это такие?
2. Быть толерантным. Что это значит?
3. «Свой своему поневоле друг»?
4. Толерантный человек: миф или реальность?
Кроме этого, школьники сами могли сформулировать тему, связанную с проблематикой изученного.
Итоговые сочинения показали, что в результате опытного обучения восьмиклассники научились видеть причины и проявления интолерантного поведения, стереотипность деления на «своих»/«чужих»; определять причины этой оппозиции, анализировать типичное взаимодействие между группами, его деструктивность, а также находить пути конструктивного, толерантного решения конфликтных ситуаций. Подростки писали о межличностных отношениях, доверии, своих чувствах, переживаниях, личном опыте. В их суждениях и высказываниях, по сравнению с констатирующим экспериментом, значительно снизился консерватизм и категоричность в оценках людей, поступков и взаимоотношений. Качественный и количественный анализ сочинений показывает, что в текстах сократилось количество языковых штампов, ученики высказывали свое мнение и аргументировали его. В результате экспериментальной работы уменьшились стереотипность и предсказуемость творческих работ восьмиклассников; в них видны элементы идиостиля и рефлексии. У учащихся расширились представления о возможностях самого урока русского языка.
Для подтверждения сформированности у подростков толерантных способов поведения и качеств личности были использованы различные диагностические методики, позволяющие исследовать:
• коммуникативные установки (В.В. Бойко);
• предрасположенности личности к конфликтному поведению (К. Томас);
• ригидность, эмоциональную отзывчивость (Н. А. Корниенко);
• отношения подростка с классом (социометрия).
Контрольный срез, результаты сочинения, проведенного на завершающем этапе, лонгитюдное наблюдение в ходе опытной работы свидетельствуют о том, что предлагаемая психолого-педагогическая технология формирования толерантного поведения подростков на уроках русского языка дает позитивные результаты.
Таким образом, в ходе учебной деятельности в единстве решены:
1) дидактические задачи (обучение сочинению-рассуждению, развитие диалогической речи, закрепление умений и навыков по теме «Предложения с осложняющими конструкциями»);
2) психолого-педагогические задачи (формирование у подростков умений и навыков толерантных взаимоотношений).
Экспериментально проверенная технология формирования толерантности подростков в аспекте терапевтической дидактики (2 и 3 принципы) позволяет органично и эффективно соединять развитие языковой, коммуникативной и психологической компетенции подростков, обеспечивая расширение и углубление их картины мира.
Литература
- Баранник А.С. Развитие коммуникативных и рефлексивных умений подростков на уроках русского языка на основе сказкотерапии: Дис. … канд. пед. наук. Новосибирск, 2002.
- Зайдман И. Н. Концепция терапевтической дидактики в преподавании русского языка и риторики // Проблемы лингвистического образования: Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. Ч. 2. Екатеринбург. 2002.
- Зайдман И. Н. Терапевтическая дидактика как концепция обучения и развития детей группы риска // Риторика общения: Школа Т.А. Ладыженской. Вып. II. Южно-Сахалинск, 2003.
- Кармадонова О.Ф. Развитие коммуникативных умений учащихся и коррекция общения подростков на уроках русского языка. Дис. ... канд. пед. наук. Новосибирск, 1999.
- Можейкина Л. Б. Роль стереотипа «Свои – Чужие» во взаимоотношениях современных школьников // МЫ. Научно-публицистический альманах. Томск, 2003.
- Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1990.
- Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М., 1994.
- Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М., 2002.
- Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 2004.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2174
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 14
Скачиваний
Всего: 1031
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0