Психологическая наука и образование
2002. Том 7. № 1. С. 79–84
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Психологические особенности учителей начальных классов, работающих по различным дидактическим системам (к 100-летию Л.В.Занкова)
Общая информация
Ключевые слова: образовательные системы, учитель, начальная школа, психологические особенности, Занков Л.В., традиционная система обучения, задачи обучения, коммуникативные навыки, профессиональные качества, профессиональные умения
Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности
Для цитаты: Шилова О.Р. Психологические особенности учителей начальных классов, работающих по различным дидактическим системам (к 100-летию Л.В.Занкова) // Психологическая наука и образование. 2002. Том 7. № 1. С. 79–84.
Полный текст
Развивающее обучение широко внедряется в массовую практику начальной школы. С 1991/92 учебного года начался этап широкого внедрения в практику систем развивающего обучения Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова, в наибольшей степени реализующих своим содержанием новые цели обучения. С 1995/96 учебного года обе системы были введены в общеобразовательную школу как вариативные государственные системы, наряду с традиционной.
Традиционная система обучения
Термином «традиционная система обучения» мы обозначаем ту, которая действует в массовой практике на протяжении ряда десятилетий, не претерпев за это время существенных изменений. Для нее характеры неправомерное облегчение учебного материала, медленный темп изучения, многократное повторение, ограничивающее мыслительную активность школьников, скудость и поверхностный характер теоретических знаний, подчинение учебного процесса привитию навыков, отсутствие или слабость внутреннего побуждения к учению, невозможность проявления индивидуальности. Ограниченный круг непосредственного познания окружающего мира в основном сводится к наблюдениям, что способствует вербализму в обучении. Основная нагрузка падает на память в ущерб мысли.
В традиционной школе взаимоотношения учителя и ученика строятся на «деловой» основе: учитель (субъект) руководит приобретением знаний, а ученик (объект) овладевает этими знаниями.
Наилучшего качества обучения в традиционной начальной школе достигают учителя с авторитарным стилем руководства. Они подавляют индивидуальности своих учеников, но могут «дотянуть» большинство из них хотя бы до среднего уровня. Порой учитель, не дослушав ответ ученика, сообщает ему нужный ход решения, рассказывая вместо него или напоминая необходимую информацию.
Авторитарная позиция педагога и репродуктивное обучение способствуют развитию профессиональных деформаций личности учителя. Основные ее показатели, по данным Е. Н. Смоленской [13],— безапелляционность, консерватизм, закрытость в общении, оценочность суждений, что со временем становится определяющими чертами характера и отражается в стиле мышления. Передавая образцы готового опыта своим ученикам, в силу своей ролевой позиции такие учителя не только не способствуют творческому развитию ребенка, но и сами становятся невосприимчивы к новому опыту, творческому, нестандартному решению проблемных ситуаций.
Новая постановка задач
В экспериментальной системе Л. В. Занкова принята иная, чем в традиционном обучении, постановка задач. На первом месте — развитие учащихся как основа успешного усвоения знаний и навыков. Ведущие организационные формы те же, что и в традиционной системе, но более гибкие, динамичные. Это иной тип обучения по сравнению с традиционным. Он строится на основе учета внутренних закономерностей развития ребенка (больше внимания уделяется его внутреннему миру, индивидуальности). Важнейшим является развитие нравственных качеств и эстетических чувств, воли, формирование внутреннего побуждения к учению.
Следует особо отметить значение новой постановки задач — учитель начальных классов ориентирован на видение ребенка как целостной личности, а не только как способного или неспособного ученика. Ветеран работы по системе Занкова С. А. Гусева из г. Рыбинска [14] отмечает, что успех ее работы по этой системе в основном связан с тем, что ей удалось иначе посмотреть на личность ученика, понять и принять задачу общего развития школьников, а не только их научения.
Таким образом, пересмотру со стороны учителя массовой школы будут подвергаться ставшие привычными нормативы традиционной педагогики. Младший школьный возраст рассматривается как наиболее продуктивный этап в развитии личности ученика. Ребенка следует понимать как полноправного субъекта учения в противовес традиционной установке видеть в нем объект внешних педагогических воздействий. Важно и то, чтобы учитель рассматривал задачу продвижения учащихся в развитии не как дополнительную, внешнюю по отношению к учебному процессу, а как его органическую, внутреннюю часть.
Отметка, если и остается в системе Занкова, выступает скорее как некая мета, как инструмент внешнего оформления результатов обучения, а не как ведущий показатель, характеризующий личность и успеваемость ученика. Об успешности своей работы учитель судит не по формальным показателям успеваемости, а по продвижению учащихся в развитии.
Обязательным условием успеха воплощения нового проекта обучения в практику школьной жизни является внутреннее принятие учителем основных положений новой педагогической системы. Необходимо, чтобы она импонировала его мировоззрению, его стилю работы.
Не теряя своей руководящей роли, учитель в системе Л. В. Занкова [6] становится участником коллективного процесса познания, подлинным другом и старшим товарищем. Исчезает авторитарность. Ложный авторитет учителя будет способствовать лишь внешней, показной дисциплине в классе, формальному выполнению заданий. Предоставление школьникам большей самостоятельности укрепит авторитет учителя, станет необходимым условием воспитания воли у школьников.
Атмосфера взаимного расположения предполагает глубокое уважение школьников и учителя. «Если школьник является для учителя только каким-то подобием сосуда, в который надо уложить определенные знания и навыки, это, конечно, не будет способствовать его любви к учащимся… Когда каждый школьник понят учителем как человек, обладающий своими индивидуальными особенностями, стремлениями, своим складом ума и характера, такое понимание поможет полюбить детей, уважать их» [5, с. 337].
Система Занкова рассчитана на сотворчество, сотрудничество, сопереживание. Учитель открыт для вопросов детей, не боится их ошибок, не оценивает и не выставляет отметок за незнание или неумение в процессе усвоения новых знаний или новых способов действий, не сравнивает одного ребенка с другим.
Л. В. Занков обращает внимание прежде всего на важность богатого внутреннего состояния учителя и учеников в процессе обучения. «Мы всячески поощряем живые человеческие беседы учителя с ребятами на уроке и не боимся терять на это время, и мы хотим, чтобы это была жизнь школьника вместе с учителем» [7, т. 9, с. 183].
Коммуникативные навыки
В системе Занкова ценным становится умение учителя видеть проблемные вопросы. Здесь приоритет таких вопросов, которые предполагают варианты ответов детей, свободное оперирование материалом, выбор того аспекта анализа учебного предмета, который наиболее близок ребенку. Это направление выдерживается во всех учебных заданиях. Одним из путей организации учебной деятельности на уроке является варьирование меры помощи сильным и слабым детям. Процесс обучения организован так, что ребенок имеет право свободного выбора учебного задания. Этот прием назван Ю. Н. Вьюнковой «полем свободы» [1].
Известно, что реакция собеседника возбуждает интерес, рождает творчество, новую мысль. От умения учителя быть хорошим слушателем и собеседником зависит и отношение детей к учению. Важно умение выразить удивление, недоумение, показать радость, даже восторг при правильно найденной мысли, верном решении, сохранять непроницаемость в спорной ситуации. От внутренней установки педагога зависит выражение его лица, тембр голоса. Большое значение имеют владение невербальными средствами общения [4, 10, 12, 14], артистизм мимики и жестов. При этом нельзя забывать о возбудимости и неустойчивости нервной системы младших школьников.
В педагогическую технику учителя входит умение вслушиваться, понимать суждения детей. Если их ответы не совсем точны, учителю следует находить позитивное и в неполных ответах учеников, а не ориентироваться только на свой, запрограммированный вариант ответа. Данное умение приходит не сразу.
Л. В. Занковым высоко оценивалась способность учителя организовывать коллективный процесс познания. «Учение теряет неприятный привкус чего-то навязанного, скучного, становится захватывающим коллективным процессом познания. Оно протекает в атмосфере дружной, согретой подлинным теплом работы класса, в обстановке непринужденности и в то же время высокой дисциплины, которая создается уважением к учителю и товарищам, увлеченностью процессом познания и интенсивной занятостью детей на уроке» [6, с. 17].
Право на ошибку
Учителю необходимо умение спокойно реагировать на ошибки детей. Так можно научить школьников самостоятельно думать, принимать решения, высказывать критические суждения. Известная формула традиционной системы «предупреждение ошибок» давно себя изжила. З. И. Калмыкова [1, 10] доказала, что, если ошибка осмыслена, объяснена ребенком, нет оснований ее бояться. В развивающей модели обучения возможные ошибки создают условия для осознания усвоения знаний. Развивая партнерские отношения с детьми, педагог признает, что и «он не всезнайка» и имеет право на сомнение, уточнение, позволяет и детям не всегда соглашаться с его мнением. Учитель воспитывает у учеников самостоятельность, самоконтроль, умение отвечать за себя, не перекладывая работу на других.
Для поддержки партнерского обучения учитель должен уметь вести диалог. Уважение к мыслям, словам, суждениям детей — типичная черта учителя, который целенаправленно направляет внимание и интерес детей на внутренний мир другого, его мысли, знания, виды деятельности. Поэтому во многих мероприятиях, происходящих в классе, деятельное участие принимают родители. Они привлекаются к выполнению семейных домашних учебных заданий, расширению кругозора детей, выпуску мини-газет.
Не случайно в занковской системе обучения учителями активно используется театрализация как метод обучения: воображаемый теле- или радиорепортаж, инсценировка сюжета с помощью пантомимы или сценического действия. Эти приемы рассчитаны на использование личного опыта детей, развитие их творчества, умения лицедействовать, перевоплощаться.
Кредо дидактической системы Занкова — «жизнь на уроке» — «следует понимать в смысле духовной жизни школьника — его мысли, чувства, стремления. Духовная жизнь может быть интенсивной, богатой, разносторонней, а может быть бедной, вялой, однобокой» [5, с. 325].
Требования к учителю
Каким должен быть учитель, занимающийся по системе Л. В. Занкова? Прежде всего это энтузиаст, имеющий хорошую методическую подготовку, гуманист, знающий детей, учитель-исследователь, владеющий психологическими знаниями.
Приведем набор необходимых навыков учителя начальных классов, перечисленных Л. В. Занковым [2]:
- Умение выдержать паузу после формулировки вопроса — не мешать детям думать.
- Не вести ребенка за руку в решении проблемы — дать поле свободы. (Что думаете? Что скажете? О чем молчите?)
- Умение организовать меру помощи, чтобы каждый имел успех.
- Дети имеют право задать вопрос, чувствовать себя уверенно и спокойно, высказаться по своей инициативе.
- Считаться с желанием детей продолжать тот или иной вид работы, если дети испытывают вдохновение, даже если это не предусмотрено планом урока.
- Умение не бояться, а иногда и радоваться ошибкам детей, так как эти ошибки ставят вопросы и проблемы перед классом.
- Владение активными методами и формами работы (игровая, театрализованная, тренинги), так как они эффективны для развития творческого потенциала детей.
- Владение нестандартными методами укрепления нервно-психического здоровья детей (релаксация, внушение, самовнушение, массаж).
- Умение снять напряжение, раздражительность. Умение сосредоточить внимание, увлечь работой.
- Умение быть равноправным партнером, избегать роли лектора.
- Умение видеть сильные стороны каждого ученика, дать понять детям, что учитель ценит их достоинства независимо от учебных успехов.
- Учить детей анализировать поведение, логику поступков не только литературных героев, но и свои, своих товарищей и взрослых.
- Умение поощрять детей к свободному проявлению чувств.
- Стремление поддерживать симпатии детей друг к другу, формировать умение видеть и ценить индивидуальность друг друга.
- Не злоупотреблять отметками и сравнительным оцениванием.
По сравнению с традиционной системой учителя отмечают следующие достоинства занковской системы — развитие речи, начитанность, широту кругозора, культуру общения, мотивированность обучения, умение действовать в нестандартной ситуации, добывать новые знания из различных источников.
Учителя — занковцы подошли критически к таким сторонам учебного процесса, которые обычно воспринимались как незыблемые, не подлежащие пересмотру, например к роли отметки на уроке. Они обнаруживают более тонкий профессионализм, глубокое понимание соотношения между развитием и обучением [4, 8, 11, 12]. Учителя занковских классов ориентированы на постоянное повышение уровня своего общего образования. Сама система обучения с ее методической установкой идти в учебном процессе от интересов детей, «от ученика» значительно обогащает его потенциал, втягивает учителя и учеников в процесс распознавания широкой картины окружающего мира, в процесс удивительных «открытий». Как отмечает Д. Б. Эльконин, ребенок безграничен в своей потребности познания. Чтобы не попасть впросак, учитель должен и сам обладать широким кругозором, быть осведомленным в области разнообразных областей научного знания, так как и они входят в содержание начального образования. Система Л. В. Занкова стимулирует профессиональный и творческий рост учителя.
Подготовка новых кадров
Система развивающего обучения Л. В. Занкова уже признана как параллельная государственная система российского начального образования. Она предполагает принципиально иной тип педагогической деятельности учителя, отличный от традиционного, ориентированного на усвоение определенной суммы знаний, навыков и умений. Поэтому продолжает оставаться актуальной проблема подготовки и переподготовки учителей начальных классов массовой школы, полноценного дидактического обеспечения и ее широкого внедрения в практику.
И. П. Товпинец [15] выделяет ряд последовательных этапов перестройки деятельности учителя в реализации новой педагогической системы: 1) установочный этап; 2) этап восприятия целостной дидактической системы в ее теоретических основаниях; 3) деятельностный или технологический этап; 4) коррекционный этап; 5) этап творческого преобразования и совершенствования системы. Внутреннее принятие цели (1), осознание теоретических постулатов системы (2) направляют практическую деятельность педагога (3). Осознание трудностей и причин неудач может обеспечить необходимую вариантность обучения в конкретных условиях (4) и дальнейшую разработку и совершенствование системы (5).
Необходимо понимать, что если учитель заимствует только некоторые технологические приемы (это нередко имеет место в практике образования), то это не может существенно сказаться на продвижении к главной цели — развитию учеников. Учителю, вставшему на путь овладения новой педагогической системой, придется «пропустить ее через себя», проанализировать и пережить трудности нового подхода, которые в ряде случаев будут противостоять дидактическим ориентирам, усвоенным им ранее и которыми он, возможно, руководствовался в течение ряда лет.
Литература
- Вьюнкова Ю. Н. Мастерство и педагогическая техника учителя в системе развивающего образования // Новое время — новая дидактика: Педагогические идеи Л. В. Занкова и школьная практика. М.; Самара, 2001.
- Горбилева А. Я., Нагорнов Н. В. Особенности организации обучения по методике Л. В. Занкова // Новое время — новая дидактика. М.; Самара, 2001.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
- Дидактическая система Л. В. Занкова и проблемы современной школы: Материалы научно-практической конференции / Под ред. М. И. Красновой. Тула, 1993.
- Занков Л. В. Беседы с учителями (вопросы обучения в начальных классах) // Избранные педагогические труды. М., 1990.
- Занков Л. В. Дидактика и жизнь // Избранные педагогические труды. М., 1990.
- Занков Л. В. Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование // Избранные педагогические труды. М., 1990.
- Зверева М. В. Изучение результативности обучения в начальных классах (система Л. В. Занкова). М., 2000.
- Изучение развития учащихся учителем: Методические рекомендации для учителей младших классов / Под ред. М. В. Зверева. Самара, 1992.
- Новое время — новая дидактика: Педагогические идеи Л. В. Занкова и школьная практика. М.; Самара, 2001.
- Новоселова Н. В. Трудности работы по дидактической системе Л. В. Занкова и их некоторые причины (1-й год обучения) // Становление и развитие профессионально сориентированной личности будущего педагога. Тверь, 1995.
- Система развивающего обучения Л. В. Занкова в тульских школах (из опыта работы) / Под ред. М. В. Зверевой. Тула, 1995.
- Смоленская Е. Н. О системе психокоррекционной работы с учителями // Проблемы обновления содержания общего образования. Вып. З. Ростов н/Д, 1992.
- Содружество ученого и учителя / Сост. М. В. Зверева, Н. К. Индик. М., 1991.
- Товпинец И. П. Практика развивающего обучения и перестройка работы учителя // Новое время — новая дидактика. М.; Самара, 2001.
- Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение. М., 1994.
- Чутко Н. Я. Чтобы мысли не дремали. Обнинск, 2000.
- Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3814
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 32
Скачиваний
Всего: 722
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3