Язык и текст
2018. Том 5. № 2. С. 9–13
doi:10.17759/langt.2018050202
ISSN: 2312-2757 (online)
Закономерности овладения ударением русского языка учащихся-билингвов
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: акцентологические нормы русского языка, учащиеся-билингвы, русский язык , родной язык, ошибки в ударениях, развитие произносительных навыков в области ударения
Рубрика издания: Общее и сравнительно-историческое языкознание
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2018050202
Для цитаты: Шурпаева М.И. Закономерности овладения ударением русского языка учащихся-билингвов [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2018. Том 5. № 2. С. 9–13. DOI: 10.17759/langt.2018050202
Полный текст
Трудность в овладении ударением русского языка связана с особенно-стями ударения в родном языке и с сложностью русского ударения. Поэтому в процессе обучения звуковой системе русского языка учащихся-билингвов необходимо учитывать специфику овладения его акцентологическими нормами. Эти особенности обусловлены такими свойствами русского словесного ударения, как: разноместность, подвижность, выделение ударного слога, редукция безударных гласных.
Своеобразием русского ударения является его роль определять своим местом «звуковой облик данного слова или формы (в особенности в области гласного)» [1, с.38]. Ударные звуки являются результатом их сильного и напряженного произнесения. Соответственно безударные гласные произносятся с меньшей силой, что проявляется в качественной и количественной редукции этих звуков. Общностью ударения в русском и родном языках является динамичность и его силовой характер (хотя по силе напряжения ударение в родном языке уступает русскому).
Следует отметить, что в родных языках учащихся-дагестанцев нет такого четко выраженного отношения между ударными и безударными слогами. Ударение в родном языке почти не вызывает фонетических изменений – редукции гласных. В некоторых дагестанских языках случаи редукции могут быть связаны с категорией долгих и кратких гласных в ударной позиции, которая и вызывает редукцию, хотя и в меньшей степени, чем в русском языке. В то же время в родном языке, в отличие от русского языка, в одном и том же фонетическом положении могут встречаться гласные различной длительности, имеющую различительную функцию.
Учащиеся заменяют русское ударение в слове ровным распределением силы между двумя, тремя и более слогами. В результате исчезает основа для редукции безударных гласных. Причиной несоблюдения редукции является и слабый навык чтения. При чтении (особенно на начальном этапе) внимание учащихся сосредоточено только на буквах, а соотнести их с соответствующими звуками (если даже знают нормы орфоэпии) они не успевают. В процессе чтения ученик должен также запомнить место ударения в каждом новом слове, т. е. каждое новое слово усваивается с ударением. Для этого надо проводить упражнения с такими заданиями: 1) проставить ударение в знакомых словах при собственном чтении; 2) проставить ударение в незнакомых словах по слуху; 3) проставить ударение в словах, воспринимаемых зрительно; 4) проставить ударения в словах, воспринимаемых на слух.
Нарушения в акцентологических нормах связаны не столько с физиологической и акустической природой ударения (напряженность артикуляции, длительность ударных звуков), сколько с его разноместностью и подвижностью. Разноместность ударения в русском языке является важным средством различения слов [3, с. 34].
Ударение русском языке, являясь фонологическим средством, служит для дифференциации звуковых оболочек разных слов (замо́к, за́мок) или грамматических форм двух слов (пи́ли, пили́; поля́, по́ля; у́же, уже́). «Чтобы знать место ударения в данном слове, надо знать само слово, так как нет таких правил, которые могли бы объяснить, в каких случаях ударение падает на первый слог слова, в каких – на второй» (2, с.20).
Большую трудность вызывает у учащихся подвижное ударение, т.е. такое, которое переносится с одного слога на другой. Усвоив место ударения в одной форме слова, учащиеся закрепляют его за этим же местом в других словоформах. Нередко ставят ударение на тот слог редко употребляемой формы слова, на который оно падает в часто употребляемой форме. (Например, в слове «была» ставят ударение на первый слог по аналогии со словами «был», «бы́ли», «бы́ло».)
Упражнения на усвоение ударения нельзя отрывать от других фонетиче-ских упражнений, так как, усваивая сегментные единицы языка (звуки в потоке речи), учащиеся овладевают и ударением. В процессе изучения природы русского ударения важным представляется осознанный подход к его освоению. Учитель должен довести до учащегося, что ударный гласный слова выделяется среди безударных длительностью. Изменения качества и количества безударных гласных целесообразно показать в соответствии с ударными гласными: сам – сама́, сад – сады́, мя́со – мясно́й, ряд –ряды́, дом –дома́, мост – мосты́ и т.д. Здесь можно выделить три типа упражнений: 1) упражнения в усвоении выделительно-разграничительной функции ударения (для различения силы ударения и редукции), которые помогают ощутить различие между ударными и безударными слогами: бе́дный – беда́, вес – весы́, де́ло –дела́, лес – леса́, по́ле – поля́; 2) упражнения для усвоения смыслоразличительной функции ударения: сте́на – стены́, сте́ны, голова́ – головы́ – го́ловы. Учащиеся повторяют слова, затем записывают их под диктовку, подчеркивают ударные и безударные гласные. Природа ударения в потоке речи про-является ярче и ощутимее, чем в слове. В связи с этим развивать навык произношения ударения слога с большей силой звучания и длительностью необходимо не на материале отдельных слов, а на целых фразах, синтагмах. Для тренировки можно использовать предложения, в которых сила звучания наиболее акцентирована, меняя при этом центр интонационной конструкции (Девочка сидит. Сидит девочка, Мальчик рисует. Рисует мальчик.)
При систематизации фонетического материала, предназначенного для усвоения учащимися-билингвами, необходимо исходить из правил, характеризующих направления переноса ударения (основные схемы ударения, действующие в пределах той или иной категории слов) [4, с.31-34]. Например, у существительных, имеющих ударение в ед.ч. на основе, а во мн.ч.– на окончании (го́рода – города́); имеющих ударение на окончании в ед.ч., а во мн.ч. на основе (окно́ – о́кна); имеющих в ед.ч. и в именительном падеже на основе, в косвенных падежах мн.ч. – на окончании (ка́мень – ка́мни – камне́й) и др. У глаголов в 1 лице ед. ч. ударение на окончании, а со 2-го лица ед.ч. ударение перемещается с окончания на предшествующий слог (носи́ть – ношу́ – но́сит – но́сишь) и т.д. Учащимся приходится запоминать перемещение ударения в связи с изменением формы слова. Так как подвижный характер русского ударения является средством грамматического различения и относится к области грамматики, то упражнения по выработке навыков ударения проводятся не только при изучении фонетического материала, нои при практическом овладении грамматическим материалом. Например, при обучении глаголу даются упражнения, в которых представлено для работы над произношением три типа ударения в спрягаемых формах глагола: 1) неподвижное, фиксированное, свойственное инфинитиву, сохраняющее свое место во всех формах (читать, работать); 2) подвижное – в инфинитиве и в форме 1-го лица ед.ч. ударение падает на последний слог, во всех других личных формах ударение переносится на предыдущий слог (писать, но пи́шешь, пи́шут); 3) неподвижное, фиксированное на окончании во всех личных формах (рисова́ть, куша́ть, писа́ть). Количество слов с подвижным ударением относительно невелико, но такой тип ударения наблюдается в часто употребляемых словах. Овладение учащимися-билингвами правильной постановкой ударения в этой категории слов имеет практическое значение.
Работа над отработкой ударения осуществляется следующим образом: учитель произносит слова (восприятие); учащиеся (индивидуально и хором) повторяют услышанное (воспроизведение); дети самостоятельно (в паре или группах) составляют предложения и небольшие тексты с этими словами; употребляют отработанные акцентологические образцы в заданных речевых ситуациях (в диалогах, монологах) и при чтении.
В адаптированных учебных пособиях по русскому языку для учащихся-билингвов овладение языковыми нормами, являющимися предметом усвоения на начальном этапе обучения, предусматривается на основе лексического минимума, направленного на развитие комплексных речевых навыков (рецептивных и продуктивных), а также соответствующего возрастным особенностям детей младшего школьного возраста. Например, в разделе «Ударение» – это наиболее употребительные слова и грамматические формы, произношение и ударение которых подчиняются основным орфоэпическим правилам [ 5, с.77-89]. Упражнения на восприятие и воспроизведение слов с ударными и безударными гласными проводятся с использованием иллюстраций, инсценировок, игровых действий. Кроме того, используются различные таблицы, составленные с учетом ошибочных произношений учащихся-билингвов, например, «Запомни ударение в этих словах», «Произноси и пиши правильно» и т.д.
Как мы отмечали, разноместный характер русского ударения делает его специфическим признаком каждого слова. В этом аспекте ударение связано с лексикой. В целом специфика обучения ударению заключается в необходимости учета взаимосвязи фонетики, грамматики и лексики. Поэтому работа над ударением должна вестись на всем протяжении изучения курса русского языка (звуковой анализ, упражнения, тестовые задания и т.д.).
Ударение отрабатывается и на уроках литературного чтения Заучивание наизусть стихов и прозы дает возможность учащимся-билингвам запомнить место ударения в словах. Это позволяет им не допускать ошибочных ударений в словах, встречающихся в текстах, выученных наизусть.
Литература
- Аванесов Р. И. Ударение в современном русском языке. – М.: Просвеще-ние, 1958.
- Аванесов Р. И. Указ.соч.
- Диброва Е.И. Современный русский язык. Теория, анализ языковых еди-ниц. Ч.1. 3-е изд. М.: Академия, 2008.
- Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. – М.: Русский язык,1977.
- Магомедов Г.И., Шурпаева М.И. Русский язык. Учебное пособие для 2 класса. – Махачкала: ООО «Издательство НИИ педагогики», 2012.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2022
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 13
Скачиваний
Всего: 497
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2