Современная зарубежная психология
2025. Том 14. № 1. С. 69–78
doi:10.17759/jmfp.2025140107
ISSN: 2304-4977 (online)
Особенности процессов изучения иностранного языка и овладения им: психологические и лингвистические факторы
Аннотация
Контекст и актуальность. Проблема повышения качества обучения иностранным языкам остается крайне актуальной в современном мире, как и анализ причин, по которым она остается малоизученной. Внедряемые в лингводидактике инновационные методы обучения иностранному языку в школах и вузах не приводят к существенному изменению ситуации. Целью данной работы выступила попытка проанализировать накопленные за последние 50 лет данные о том, возможно ли в принципе обучить человека иностранному языку в искусственно создаваемой языковой среде и насколько полным и прочным будет освоенный им языковой материал. Результаты. Проведенный анализ показал отсутствие у исследователей единого мнения о процессах и факторах, влияющих на овладение языком как в естественных условиях, так и в условиях инструктивной (искусственно созданной) языковой среды. В ряде работ наличие этих двух условий является основанием для противопоставления реализуемых в них процессов «овладения» иностранным языком и его «изучения» , причем первое, близкое к условиям онтогенетического развития родного языка, считается единственно возможным для полного усвоения иностранного языка, а второе рассматривается как неэффективное. Данная позиция, принадлежащая С. Крашену, хотя и подвергается критике, но продолжает служить теоретическим и методологическим основанием для эмпирических исследований, в которых либо подтверждаются основные положения его теории, либо описываются методы частичной трансформации искусственной языковой среды, позволяющие улучшить процесс «изучения» иностранного языка. Заключение. Традиционные и современные методы не решают стоящей перед образовательной системой задачи надежного закрепления иноязычной языковой компетенции на необходимом уровне.
Общая информация
Ключевые слова: освоение, изучение, психологические факторы, языковая компетенция, искусственная языковая среда
Рубрика издания: Психология образования и педагогическая психология
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2025140107
Получена: 11.02.2025
Принята в печать:
Для цитаты: Ермолова Т.В., Махмудова С.М., Литвинов А.В. Особенности процессов изучения иностранного языка и овладения им: психологические и лингвистические факторы [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2025. Том 14. № 1. С. 69–78. DOI: 10.17759/jmfp.2025140107
Полный текст
Введение
Исследование гипотез С. Крашена
- они чрезмерно затратны по времени, что затрудняет их использование для массового формализованного изучения L2 в школах и вузах;
- требуют высокой языковой квалификации педагогов, не всегда достижимой в современных условиях подготовки педагогических кадров;
- не пригодны для работы в больших группах;
- их эффективность в долгосрочной перспективе невелика и уровня полного «овладения» L2 с их помощью зафиксировать не удалось.
Выводы и перспективы исследования
Литература
- Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника: Опыт системно-структурного описания. М.: Русский язык, 1977. 288 с.
- Вопросы иноязычной коммуникативной компетентности в цифровой среде [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской, Т.В. Красноперова, М.А. Фёдорова [и др.] // Вестник Института образования человека. 2023. № 1. Ст. № 10. 13 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54249631 (дата обращения: 09.02.2025).
- Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. 1991. № 3. С. 9—15.
- Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 1986. 103 с.
- Майерс Д. Самоэффективность // Социальная психология / Д. Майерс. СПб.: Питер, 2015. С. 68—69.
- Махмудова С.М., Зенкевич И.В. Инклюзивное образование в условиях цифровизации учебной деятельности // Язык и текст. 2020. Том 7. № 4. С. 92—98. DOI:10.17759/langt.2020070407
- Новикова, В.С. Теория мотивации Дёрнеи в области освоения второго языка [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2023. № 34(481). С. 158—160. URL: https://moluch.ru/archive/481/105602/ (дата обращения: 09.02.2025).
- Пассов Е.И. Содержание обучения иностранным языкам. Воронеж: Интерлингва, 2002. 40 с.
- Пенфильд В., Робертс Л. Речь и мозговые механизмы [Электронный ресурс]. Л.: Медицина, 1964. 264 p. URL: https://opentextnn.ru/man/penfild-roberts/https://opentextnn.ru/wp-content/uploads/penfild.-rech-i-mozg.pdf (дата обращения: 09.02.2025).
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2. С. 3—10.
- Поляков О.Г., Белоусов А.С. Элективный курс на иностранном языке и профессиональная ориентация учащихся старших классов (на примере гуманитарного профиля) // Иностранные языки в школе. 2021. № 5. С. 64—71.
- Савицкая Н.В., Гузова А.В., Дедова О.В. Формирование дискурсивной и стратегической компетенции при обучении монологических высказываний в проектной деятельности // Язык и текст. 2023. Том 10. № 1. С. 97—103. DOI:10.17759/langt.2023100111
- Сысоев П.В., Твердохлебова И.П. Предметно-языковое интегрированное обучение в России: история вопроса и современные исследования // Иностранные языки в школе. 2021. № 5. С. 2—9.
- Хуторской А.В. Образовательный продукт ученика как условие его самореализации [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. 2020. № 2. Ст. № 5. 19 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44425301 (дата обращения: 09.02.2025).
- Хуторской А.В. Что меняет цифровизация в учебном процессе? [Электронный ресурс] // Эйдос. 2022. № 1. Ст. № 6. 11 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48217770 (дата обращения: 09.02.2025).
- Alsaedi N.S. Fifty Years of Second Language Acquisition Research: Critical Commentary and Proposal // Psycholinguistics. 2024. Vol. 35. № 1. P. 24—57. DOI:10.31470/2309-1797-2024-35-1-24-57
- Anam C., Firmansyah M.T. Problems of Language Acquisition in Psycholinguistic Perspective // Tarsib: Jurnal Program Studi PGMI. 2024. Vol. 2. № 1. P. 21—27. DOI:10.61181/tarsib.v2i1.458
- Deci E.L., Ryan R.M. Self-determination theory: A macrotheory of human motivation development, and health // Canadian Psychology. 2008. Vol. 49. № 3. P. 182—185. DOI:10.1037/a0012801
- Dörnyei Z. Innovations and challenges in language learning motivation. London: Routledge, 2020. 186 p.
- Gardner R.C., Lambert W.E. Attitudes and Motivation in Second-language Learning. Rowley, MA: Newbury House Publishers, 1972. 313р.
- Habok A., Magyar, A. The role of students’ approaches in foreign language learning // Cogent Education. 2020. Vol. 7. № 1. Article ID 1770921. 21 p. DOI:10.1080/2331186X.2020.1770921
- Improving metacognition through self-explication in a digital self-regulated learning tool / E. Braad, N. Degens, W. Barendregt, W. IJsselsteijn // Educational technology research and development. 2022. Vol. 70. P. 2063—2090. DOI:10.1007/s11423-022-10156-2
- Jiang Q., Zhang J., Zhou J. A review of literature on the effect of motivation on learners' impact on L2 acquisition // Journal of Education, Humanities and Social Sciences. 2024. Vol. 26. P. 800—804. DOI:10.54097/vfnfma42
- Krashen S.D. Principles and practice in second language learning. Oxford: Pergamon Press. 1982. 209 p.
- Krashen S.D. Second Language Acquisition and Second Language Learning. Oxford: Pergamon Press, 1981. 151 p.
- Kusumawardan J.S., Anjaniputra A.G. A systematic review of young learners’ second language acquisition in the Indonesian context [Электронный ресурс] // Register Journal of English Language Teaching of FBS UNIMED. 2024. Vol. 13. № 2. P. 34—49. URL: https://jurnal.unimed.ac.id/2012/index.php/eltu/article/view/58295 (дата обращения: 09.02.2025).
- Lenneberg E.H. Biological Foundations of Language. New York: Wiley, 1967. 489 p.
- Li Y. A study on the effects of L2 motivational self system and language learning anxiety on English performance of non- english major undergraduates // Proceedings of the International Conference on Global Politics and Socio-Humanities. 2023. Vol. 23. P. 190—200. DOI: 10.54254/2753-7048/23/20230438
- Masgoret A.M., Gardner R.C. Attitudes, motivation, and second language learning: A meta-analysis of studies conducted by Gardner and associates // Language Learning. 2003. Vol. 53. № S1. P. 167—210. DOI: 10.1111/1467-9922.00212
- Mayberry R.I., Lock E. Age constraints on first versus second language acquisition: Evidence for linguistic plasticity and epigenesis // Brain and language. 2003. Vol. 87. № 63. P. 369—384. DOI:10.1016/S0093-934X(03)00137-8
- Mercer S., Dörnyei Z. Engaging language learners in contemporary classrooms. Cambridge: Cambridge University Press, 2020. 194 p.
- Mohebbi H., Mahmood R.Q. Book review: Cognitive Individual Differences // Iranian Journal of Language Teaching Research. 2024. Vol. 12. № 3. P. 220—223. DOI:10.30466/ijltr.2024.121585
- Oyama S. A sensitive period for the acquisition of a nonnative phonological system // Journal of Psycholinguistic Research. 1976. Vol. 5. P. 261—285. DOI:10.1007/BF01067377
- Pataquiva F.P.F., Klimova B. A Systematic review of virtual reality in the acquisition of second language // International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 2022. Vol. 17. № 15. P. 43—53. DOI:10.3991/ijet.v17i15
- Salih F.A. Subject review: Acculturation and second language acquisition // International Journal of Research in Social Sciences & Humanities. 2021. Vol. 11. № 2. P. 117—126. DOI:10.37648/ijrssh.v11i02.006
- Snow C.E. Perspectives on second-language development: Implications for bilingual education // Educational Researcher. 1992. Vol. 21. № 2. P. 16—19. DOI:10.3102/0013189x021002016
- Swain M., Lapkin S. Task-based second language learning: the uses of the first language // Language Teaching Research. 2000. Vol. 4. P. 253—276. DOI:10.1177/136216880000400304
- Tan A. A Literature review of the effect of individual differences on second language acquisition // International Journal of Linguistics, Literature and Translation. 2003. Vol. 6. № 10. С. 1—6. DOI:10.32996/ijllt.2023.6.10.1
- Wang J., Zhou T., Fan C. Impact of communication anxiety on L2 WTC of middle school students: Mediating effects of growth language mindset and language learning motivation // PLoS ONE. 2025. Vol. 20(1). Article ID e0304750. 20 p. DOI:10.1371/journal.pone.0304750.
- Wei R. The effect of metacognitive strategies on adult second language acquisition // Journal of Education and Educational Research. 2024. Vol. 9. № 3. P. 278—280. DOI:10.54097/d7hejx86
- Zhang C. A Study of Age Influence in L2 Acquisition [Электронный ресурс] // Asian Social Science. 2009. Vol. 5. № 5. P. 133—137. URL: https://web.archive.org/web/20190224171409id_/http://pdfs.semanticscholar.org/5b58/c50da27b114ae036e1f13846dc10de68cb5f.pdf (дата обращения: 09.02.2025).
- Zhou Z. Using L1 to learn L2 enhances language acquisition at university // International Journal of Education and Humanities. 2024. Vol. 17. № 3. P. 126—129. DOI:10.54097/fgn67360
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 21
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 8
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0