Современная зарубежная психология
2014. Том 3. № 2. С. 29–40
ISSN: 2304-4977 (online)
Эмпирические исследования степени влияния социальной поддержки, социального статуса и пола на академическую успешность
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: успешность, академическая успешность, социометрия, шкала социальной поддержки детей и подростков, шкала социального статуса, пол
Рубрика издания: Психология образования и педагогическая психология
Тип материала: обзорная статья
Для цитаты: Волков А.А., Зеркалова Е.А. Эмпирические исследования степени влияния социальной поддержки, социального статуса и пола на академическую успешность [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 2. С. 29–40. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2014_n2/70103 (дата обращения: 21.11.2024)
Полный текст
Введение
В настоящее время одним из актуальных направлений практически всех социальных наук является проблематика успешности. Эта актуальность отображается, например, в постоянной человеческой потребности достижения наилучших результатов в виде деятельности, за который берётся индивид, и которая, как правило, является для него значимой — в частности образовательная, как одна из формирующих фундамент развитой личности. Основная цель образовательного учреждения как места формирования таких личностей — увеличение уровня академической успеваемости, которая, в свою очередь, является показателем реализации образовательных целей. Однако факторов, влияющих на уровни академической успеваемости, весьма много, и они достаточно разнообразны. В данной статье рассмотрены теории влияний факторов, в той или иной степени изменяющих академическую успешность: социометрический статус, пол, социальная поддержка (поддержка значимого окружения, семьи и дружеского окружения).
Фактор социальной поддержки
Одна из концепций, признанная практически всеми теориями социального изменения в рамках социальной структуры, — теория социального взаимодействия. Согласно данной теории, социальное взаимодействие представляет основу социальной структуры (Kongar 2002, 282) [19]. Рассмотрение индивида через призму социального взаимодействия, в первую очередь, начинается с его семьи. В процессе взросления и развития индивида его социальное взаимодействие распространяется и на его близкое окружение. В детстве, помимо семейного окружения, особую значимость набирает новое для ребёнка школьное окружение. Впоследствии, по мере взросления, у ребёнка ослабевает зависимость от семьи и родителей и начинается взаимодействие в различных группах его социального окружения. Группа является неотъемлемой частью его социальной жизни. Каждый человек в пределах общества является членом различных социальных, экономических, религиозных, профессиональных групп, самая маленькая из которых — семья (Cuceloglu 1996, 532) [12]. Группа, в которую входит индивид, помогает ему в удовлетворении его социальных потребностей.
Один из факторов влияния групп на индивида — социальная поддержка. Под социальной поддержкой подразумевается социальная и психологическая поддержка, которую индивид получает от своего окружения (Yildirim, 2007) [31]. Поддержка от семьи, друзей и прочих может быть мотивирующей, но в случаях, когда её недостаточно, это может произвести противоположный эффект. Сам человек и источник его поддержки являются определяющими факторами в социальной поддержке. Перемены, происходящие в индивиде или источнике поддержки, могут изменить и его уровень социальной поддержки. Felmlee (2003) [16] и ряд других авторов считают, что для того чтобы понять поведение и развитие человека, следует уделить особое внимание социальным отношениям индивида и значимости его социального окружения. Многие исследователи, в частности Yildirim (1997) [32], в своих работах делают акцент на роли прочих факторов в семье, социальном окружении и системе социальной поддержки, обеспечивающих эффективную адаптацию и развитие индивида, которые, в свою очередь, могут оказать положительное влияние на академическую успешность студента.
Фактор социометрического статуса
Также особым фактором в изучении данной проблематики у многих авторов стал социометрический статус индивидов. Социометрический статус — это определённого рода индикатор принятия и любви других членов группы (Parkhurst, Hopmeyer 1998) [8; 17], показывающий численные показатели принятия индивида в группу (Dokmen, 1987) [7]. Согласно таким авторам как Kaya, Siyez (2008) [18], это одно из описательных измерений, показывающих текущую позицию индивида среди групп друзей. Существует методика для измерения данного статуса — «социометрия» (J.L. Moreno, 1937), которая характеризует и измеряет отношения между членами группы с использованием таких параметров, как «любовь», «сопереживание» и т. д. Применение именно этого метода во многих исследованиях обосновано тем, что он способен выявить конфронтацию между социометрической матрицей и социальным окружением. Это выражено в том, что человек не всегда может находиться рядом с теми, с кем хочет. Kongar (2002) [19] утверждает: чем гармоничнее социальное окружение и социометрическая матрица, тем стабильнее социальная реальность. И наоборот, чем разрозненнее социометрическая матрица, тем более напряжённая социальная реальность.
В исследовании Bahar (2010) [5], на котором мы в дальнейшем остановимся более подробно, при рассмотрении группы студентов как некого целостного социометрического образа степень внутренней удовлетворённости отличалась у популярных студентов и студентов, не принятых группой. При этом их удовлетворённость и неудовлетворённость могли сказываться по-разному на их успешности. В сущности, академическая успешность сама по себе может обусловить популярность или непринятие.
Фактор пола
Ещё один обозначенный выше фактор, влияющий на академическую успешность, — пол. В данный момент существует большое количество работ, посвящённых корреляции пола и академической успеваемости, в частности Duckworth, Seligman (2006) [13], Peker (2003) [25], Pomeranyz, Altermatt, Saxon (2002) [26], Mau & Lynn (2001) [23] и пр. Данные исследования соотносятся с работой Bahar (2006) [4], в которой наибольшую степень влияния на академическую успешность оказывает такой фактор, как «пол». Результаты его исследования показывают, что академическая успешность варьируется в зависимости от пола и что студенты женского пола более успешны, чем студенты мужского пола. Важно учесть, что принимавшие в исследовании Bahar студенты женского и мужского пола имеют разные академические ожидания и разные внеклассные интересы, что, вероятно, также могло повлиять на полученные результаты.
Связь социальной поддержки, социального статуса, пола
и академической успешности, исследование Bahar
Существует множество трудов, посвящённых зависимости социальной поддержки от социометрического статуса и академической успеваемости. Согласно исследованию Lubber и других (2006) [22], было выявлено, что принятие индивида сверстниками влияет на академическую успешность. Szoba (1994) [20 в своих работах изучал корреляции между межличностными отношениями и социальной поддержкой. При этом параллельно множество авторов, таких как Cutrono, Cole, Colangelo, Assouline, Russel (1994) [9] в своих исследованиях фокусировались на академической успеваемости студентов и социальной поддержке семьи. Austin и Draper (1984) [3] пришли к выводу, что более успешные студенты воспринимаются как более отзывчивые и популярные по сравнению с теми, которых не принимают.
В работе турецкого исследователя Bahar (2010) [5] изучалась корреляция между академической успешностью и уже описанными выше предполагаемыми компонентами академической успешности. Оно в основном было сфокусировано на вопросе влияния пола, семьи, окружения друзей, поддержки кого-то значимого, а также социометрического статуса на уровень академической успеваемости студентов. На данной работе мы остановимся более подробно ввиду того, что она наиболее детально и структурированно рассматривает проблематику влияния интересующих нас факторов на академическую успешность.
В высшем учебном заведении, в котором проводилось исследование Bahar [5], применяется сравнительная оценочная система. Там студенты постоянно конкурируют друг с другом за достижение академических успехов. Такая конкуренция создаёт соперничество между студентами, и они сосредоточены не только на своей собственной успеваемости, но и на успеваемости сокурсников. Это чревато тем, что студенты становятся более амбициозными и эгоистичными, постоянно соревнующимися друг с другом.
Метод
В исследовании Bahar участвовали 274 студента 4-го курса педагогического университета Erzincan в период с 2009 по 2010 г. Из 274 студентов, принимавших участие в данной работе, 144 студента были мужского пола и 130 студента — женского. Они обучались на факультетах педагогики, научной педагогики, начального математического образования, турецкого языка и музыки.
Информация о половой принадлежности и академической успеваемости была взята из табелей успеваемости.
Для определения уровня социальной поддержки использовался метод «Шкалы социальной поддержки», учитывающий три источника данной поддержки, — семью, друзей и кого-либо значимого. Данный метод определяет, насколько эффективна социальная поддержка с субъективной точки зрения самих испытуемых. Коэффициент значимости общей шкалы социальной поддержки и изучаемых категорий показан в табл. 1. Коэффициент значимости для общей шкалы равен 0.83, при этом коэффициент значимости, взятый для категории «семья», равняется 0.84, для категории «друзья» — 0.86, а для подкатегории «кто-либо значимый» — 0.95.
Таблица 1
Коэффициент значимости социальной поддержки разных категорий
Категория |
Адаптированная шкала |
Общая шкала |
0.83 |
Семья |
0.84 |
Друзья |
0.86 |
Кто-либо значимый |
0.95 |
Чтобы измерить социометрический статус студентов, была использован метод «Социометрия». Метод, помимо прочего, измеряет отрицательный и положительный статус испытуемых в группе, что позволяет численно отобразить принятие / непринятие индивида в данную группу (Dokmen, 1987) [7]. Так, в исследовании студентов просили указать троих однокурсников, с которыми им более комфортно проводить время, и троих, с кем бы им не хотелось проводить время. Студенту, с которым хотели провести больше всего времени, присваивали 3 балла, второму по популярности — 2, третьему — 1. Аналогичным образом студенту, с которым меньше всего хотели проводить время, присваивали — 3 балла, студенту на втором месте------------ 2, на третьем------ 3. Таким образом, количество баллов популярности / непопулярности использовалось в качестве обозначения социометрического статуса.
Для проверки гипотез исследования применялся регрессионный анализ. Этот метод позволяет изучить влияние двух или более независимых переменных на зависимую переменную, которая, в свою очередь, является измеряемой переменной величиной. Регрессионный анализ определяет вид влияния отдельных независимых переменных в вариацию зависимой. Bahar [5] в исследовании переменную пола, принимаемую как предиктор- ную (независимую) переменную, искусственно преобразовал в критериальную (зависимую) и включил в анализ (Buyukozturk, 2006; Alpar, 1997, 275) [10].
Результаты
Результаты регрессионного анализа относительно предсказания академической успеваемости отображены в табл. 3. Анализ результатов показал, что такие компоненты как пол, социальная поддержка и социометрический статус обусловливают 15 % академической успеваемости. Социальная поддержка (СП) от кого-либо значимого или друга не влияет на академическую успешность, а поддержка семьи обусловливают академическую успешность.
Таблица 2
Дескриптивная статистика студентов, участвующих в исследовании
Переменная |
Число |
Среднее |
Станд. Отклонение |
Степень академической успеваемости |
274 |
2, 7993 |
0,43523 |
Пол |
274 |
0,5255 |
0,50026 |
Соц. поддержка от кого-либо Значимого |
274 |
16,6423 |
9,80187 |
Соц. поддержка от семьи |
274 |
22,8577 |
6,76704 |
Соц. поддержка от друзей |
274 |
22,4416 |
6,57043 |
Социометрический статус |
274 |
1,1423 |
7,44589 |
Результаты регрессивного анализа теста, проведённого Durbin Watson (1,939), показывают, что в модели нет автокорреляции (Ozturk, 2007) [24]. Они также показывают, что регрессивная модель является в целом значимой (F5-268: 9,426).
При исследовании двойных корреляций оказалось, что связь между степенью академической успеваемости и независимыми переменными несущественная.
Согласно стандартизированному коэффициенту регрессии (B), относительный порядок значимости предикторной переменной для академической успеваемости [29] следующий: пол, поддержка семьи, друзей и социометрический статус. Социальная поддержка от кого-либо значимого не влияет на академическую успешность. Результаты t-критерия Стьюдента касательно значимости коэффициентов регрессии показали, что пол, поддержка семьи и социометрический статус имеют значимый обусловливающий эффект на степень академической успеваемости. Было обнаружено, что поддержка от кого-либо значимого или друзей не влияет на академическую успешность.
Выводы
Результаты исследования показывают, что в то время как пол, поддержка семьи и социометрический статус влияют на академическую успешность, социальная поддержка от друзей или значимого человека не влияют на академическую успешность.
Пол
Таблица 3Результаты множественного регрессионного анализа касательно
предсказания академической успеваемости
Переменная |
В |
В |
В |
t |
Р |
Double г |
Partial г |
Константа |
2.472 |
.095 |
|
26.065 |
.000* |
- |
- |
Пол |
.270 |
.050 |
.310 |
5.443 |
.000* |
.329 |
.000 |
Соц. поддержка от кого-либо значимого |
.002 |
.003 |
.038 |
.630 |
.529 |
.069 |
.529 |
Соц. поддержка от семьи |
.014 |
.005 |
.223 |
2.730 |
.007** |
.185 |
.007 |
Соц. поддержка от друзей |
-0.008 |
.006 |
-.120 |
-1.416 |
.158 |
.104 |
.158 |
Социометрический статус |
.007 |
.003 |
.112 |
1.984 |
0.48*** |
.143 |
.048 |
Согласно вышеуказанным исследованиям факторов, в той или иной степени влияющих на академическую успешность, наибольшую степень оказывает такой фактор как пол. Результаты его исследования показывают, что академическая успешность варьируется в зависимости от пола и что студенты женского пола более успешны, чем студенты мужского пола.
Социальная поддержка
Поддержка семьи имеет существенное влияние на академическую успешность. Исследование Wentzel (1998) [30] показало, что существует корреляция между поддержкой и академической успешностью студентов по некоторым предметам. Результаты исследования Bahar [5] соотносятся с этим умозаключением. Кроме того, было доказано, что поддержка семьи положительно повлияла на академическую успешность, а поддержка друзей или кого-либо значимого не оказывала какого-либо значимого влияния на академическую успешность.
В исследовании Yildirim (2007) [31] была выявлена значимая связь между социальной поддержкой и академической успешностью. Eccles (2000, 2007) [14], Roeser, Sameroff (2000) [27], Wentzel (1998) [30] в своих трудах доказали, что социальные отношения косвенно влияют на академическую успешность. Также существуют исследования, в которых подтверждается, что между социальной поддержкой и академической успешностью есть связь. В исследовании Rosenfeld, Richman, Bowen (2000) [28] показано, что студенты, получающие среднее образование, с высоким уровнем поддержки от семьи, друзей и учителей, более успешны на занятиях.
Социометрический статус
Социометрический статус обусловливает академическую успешность, но степень его влияния довольна низкая. Этот вывод не идёт в разрез с результатами исследований таких авторов, как Chen (2008) [10], Cetin, Biyay, Kaymak (2003) [11], Lubber (2006) [22] и др., в которых говорится, что недостаточное взаимодействие со сверстниками негативно сказывается на академической успеваемости.
Труды La Fontana, Cillissen (2002) [19] показывают, что у популярных студентов более высокая степень академической успеваемости, хотя существуют другие исследования, например Adler, Kless, Adler (1992) [1], Hopmeyer Gorman, Klim, Schimmelbusch (2002) [17] и др., в которых говорится, что популярные студенты показывают более низкую успешность.
Рекомендации
Вышесказанное в полной мере демонстрирует огромное количество разнообразных факторов, влияющих в той или иной степени на академическую успешность, и отображает необходимость в более глубокой и детальной исследовательской работе по изучению данной проблематики. Данные этих и последующих работ можно будет применить для выстраивания наиболее эффективного образовательного процесса как на внутригрупповом, так и на индивидуальном уровне. Они могут быть применены, например, в поиске причин, почему студенты мужского пола менее академически успешны, чем студенты женского пола. Это может стать основой нового полноценного исследования. Определенным направлением применения полученных данных является более качественная консультативная работа с семейным окружением индивидов, чья социальная поддержка в значительной степени влияет на академическую успешность, что и в целом поможет достигать более продуктивных результатов в ключевых видах деятельности. Подобные исследования могут быть полезными в изучении, как улучшить восприимчивость к получаемой от педагогов информации у студентов с низким уровнем семейной поддержки [5], и множестве других педагогических ситуаций.
Очевидно, что в данной статье рассмотрены далеко не все факторы, влияющие на качественные и количественные показатели академической успешности, что открывает перед исследователями огромный пласт работы, результаты которой применимы практически во всех сферах деятельности индивидов — педагогической, профессиональной и пр.
Литература
- Adler P.A., Kless S.J., Adler P. Socialization to gender roles: popularity among elementary school boys and girls // Sociology of Education, 1992. Vol. 65. P. 169–187.
- Alpar R. Uygulamali Çok Degiskenli Istatistiksel Yöntemlere Giris-I. 1st ed. Ankara: Bagirgan Yayinevi. 1997.
- Austin A.B., Draper D.C. The relationship among peer acceptance, social impact, and academic achievement in middle school // American Educational Research Journal, 1984. Vol. 21, Iss. 3. P. 597–604.
- Bahar H.H. KPSS puanlarinin akademik basari ve cinsiyet açisindan degerlendirilmesi // Egitim ve Bilim. 2006. Vol. 31, Iss. 140. P 68–74.
- Bahar H.H. The effects of gender, perceived social support and sociometric status on academic success // Procedia Social and Behavioral Sciences. 2010. P. 3801–3805.
- Büyüköztürk S. Sosyal Bilimler Için Veri Analizi El Kitabi, Ankara: Perem-A Yayinevi. 2008.
- Çetin F., Bilbay A.A., Kaymak D.A. Arastirmadan Uygulamaya Çocuklarda Sosyal Beceriler-Grup Egitimi, Istanbul: Epsilon Yayincilik. 2003.
- Cüceloglu D. Insan ve Davranisi, Istanbul: Remzi Kitabevi. 1996.
- Dökmen Ü. Empati kurma becerisi ile sosyometrik statü arasindaki iliski // Ankara Üniversitesi Egitim Bilimleri Fakültesi Dergisi. 1987. Vol. 20, Iss. 1. P. 183–207.
- Duckworth A.L., Seligman M.E. Self-discipline gives girls the edge: gender in self-discipline, grades, and achievement test scores // Journal of Educational Psychology. 2006. Vol. 98, Iss. 1. P. 198–208.
- Eccles J.S. Families, schools, and developing achievement-related motivations and engagement // Handbook of Socialization / J. E. Grusec, P. D. Hastings (eds.). New York: The Guilford Press. 2007. P. 665–691.
- Effects of the peer group on the development of social functioning and academic achievement: A longitudinal study in Chinese children / Chen X., Chang L., Liu H., He Y. // Child Development. 2008. Vol. 79, Iss. 2. P. 235–251.
- Eker D., Arkar H., Yaldz H. Çok boyutlu algilanan sosyal destek ölçeginin gözden geçirilmis formunun faktör yapisi geçerlik ve güvenirligi // Türk Psikiyatri Dergisi. 2001. Vol. 12, Iss. 1. P. 17–25.
- Felmlee D.H. Interaction in social networks // Handbook of Social Psychology / J. Delameter (ed.). New York: Kluwer Academic/Plenum Publishers. 2003. P. 389–409.
- Hopmeyer Gorman A., Kim J., Schimmelbusch A. The attributes adolescents associate with peer popularity and teacher preference // Journal of School Psychology. 2002. Vol. 40. P. 143–165.
- Kaya A., Siyez D.M. Sociometric status and life satisfaction among turkish elementary school students // Eurasian Journal of Educational Research. 2008. Vol. 32. P. 69–82.
- Kongar E. Toplumsal Degisme Kuramlari ve Türkiye Gerçegi. Istanbul: Remzi Kitabevi, 2002.
- LaFontana K. M., Cillessen A.H.N. Children’s perceptions of popular and unpopular peers: A multimethod assessment // Developmental Psychology. 2002. Vol. 38. P. 635–647.
- Mau W. C., Lynn R. Gender differences on the scholastic aptitude test the American college test and college grades // Educational Psychology, 2001. Vol. 21, Iss. 2. P. 133–136.
- Öztürk E. Çoklu Dogrusal Regresyon Modeli // SPSS Uygulamali Çok Degiskenli Istatistik Teknikleri / S. Kalayci (ed.). Ankara: Asil Yayin Dagitim, 2007. P. 259–272.
- Parkhurst J.T., Hopmeyer A.G. Sociometric popularity and peer-perceived popularity: Two distinct dimensions of peer status // The Journal of Early Adolescence. 1998. Vol. 18. P. 125–144.
- Peker R. Uludag üniversitesi egitim fakültesi beden egitimi ve spor bölümü ögrencilerinin genel akademik basarilarinin bazi degiskenlere göre incelenmesi // Uludag Üniversitesi Egitim Fakültesi Dergisi. 2003. Vol. 17, Iss. 1. P. 161–171.
- Perceived parent social support and academic-achievement an attachment theory perspective / Cutrano C.E., Cole V., Colangelo N., Assouline S., Russel D. // Journal of Personality and Social Psychology. 1994. Vol. 66, Iss. 2. P. 369–378.
- Pomerantz E.M., Altermatt E.R., Saxson J.L. Making the grade but feeling distressed: gender differences in academic performance and internal distress // Journal of Educational Psychology. 2002. Vol. 94, Iss. 2. P. 396–404.
- Roeser R.W., Eccles J.S., Sameroff A.J. School as a context of early adolescents’ academic and social-emotional development: A summary of research findings // The Elementary School Journal. 2000. Vol. 100. P. 443–471.
- Rosenfeld L.B., Richman J.M., Bowen G.L. Social support networks and school outcomes: The centrality of the teacher // Child and Adolescent Social Work Journal. 2000. Vol. 17. P. 205–226.
- Szabo A.G. Personal relationship and social support // The Journal of Contemporary Human Services. 1994. Vol. 75, no. 2. P. 123–125.
- The impact of peer relations on academic progress in junior high / Lubbers M.J., Van Der Werf M.P.C., Snijders T.A.B., Bert P.M., Creemers B.P.M., Kuyper H. // Journal of School Psychology. 2006. Vol. 44, no. 6. P. 491–512.
- The multidimensional scale of perceived social support / Zimet G.D., Dahlem N.W., Zimet S.G., Farley G.K. // Journal of Personality Assessment, 1988. Vol. 52. P. 30–41.
- Wentzel K.R. Social relationships and motivation in middle school: the role of parents, teachers, and peers // Journal of Educational Psychology. 1998. Vol. 90. P. 202–209.
- Yildirim I. Akademik basarinin yordayicisi olarak gündelik sikintilar ve sosyal destek // Hacettepe Üniversitesi Egitim Fakültesi Dergisi. 2007. Vol. 30. P. 258–267.
- Yildirim I. Algilanan sosyal destek ölçeginin gelistirilmesi güvenirligi ve geçerligi // Hacettepe Üniversitesi Egitim Fakültesi Dergisi. 1997. Vol. 13. P. 81–87.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3759
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 18
Скачиваний
Всего: 1514
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3