Использование FM-систем для улучшения слухоречевого восприятия у детей с РАС. Пилотное исследование
Аннотация
Актуальность и цель. Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) часто сталкиваются с трудностями в восприятии речи, особенно в шумных условиях. Эти проблемы связаны с нарушениями центральной слуховой обработки. Для улучшения слухоречевого восприятия могут применяться FM-системы, которые позволяют улучшить соотношение сигнал/шум. Целью данного исследования было изучение эффектов FM-систем при работе с детьми с РАС в условиях шума и их использования в школьной среде. Методы. Пилотное исследование было проведено в два этапа. На первом этапе с помощью теста «Слова в шуме» и задачи «Повторение предложений» изучалось распознавание детьми речи в условиях шума с применением FM-систем и без них. В эксперименте приняли участие 14 детей с расстройствами аутистического спектра и 14 типично развивающихся сверстников. На втором этапе проводилось исследование использования FM-систем в реальных условиях школьного обучения у 10 учеников начальной школы для детей с аутизмом. Изменения слуховых способностей оценивалось с помощью шкалы L.I.F.E.-R. Результаты. На первом этапе было выявлено, что дети с РАС распознали значительно меньше слов в условиях шума, чем их типично развивающиеся сверстники. В задаче «Повторение предложений» использование FM-систем улучшило показатели детей с РАС с 58,3% до 76,9% (p=0,0005). На втором этапе у большинства участников были зарегистрированы минимальные изменения в оценках слуховых способностей по шкале L.I.F.E.-R: средний балл до применения FM-систем составил 54,9, а после — 57,4 (p=0,2322). Однако у нескольких учеников показатели улучшились на 8–13 баллов, что отражает индивидуальную вариативность эффекта от использования FM-систем. Выводы. FM-системы показали свою эффективность в улучшении слухоречевого восприятия детей с РАС в условиях шума. Однако внедрение FM-систем в школьный процесс требует дополнительных исследований эффективности в реальных условиях, а также адаптации для минимизации дискомфорта у детей и улучшения взаимодействия с учителями и тьюторами.
Общая информация
Ключевые слова: FM-системы, расстройства аутистического спектра, центральные слуховые расстройства, восприятие речи в шуме
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2024000002
Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00037-24-01 от 09.02.2024 г.
Благодарности. Авторы выражают благодарность ООО «Радуга звука» за предоставление FM-систем для исследования, а также коллективу школьно-дошкольного отделения Федерального ресурсного центра МГППУ за участие в организации исследования.
Получена: 19.09.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Мамохина У.А., Фадеев К.А., Гояева Д.Э., Илюнцева А.А., Овсянникова Т.М., Обухова Т.С., Салимова К.Р., Рытикова А.М., Давыдов Д.В. Использование FM-систем для улучшения слухоречевого восприятия у детей с РАС. Пилотное исследование [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. DOI: 10.17759/cpse.2024000002
Литература
- Ляшевская О.Н., Шаров С.А. Частотный словарь Национального корпуса русского языка: концепция и технология создания // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии. 2008. № 7 (14). С. 345–351.
- Фадеев К.А., Гояева Д.Э., Обухова Т.С. и др. Трудности с восприятием речи на фоне шума у детей с расстройствами аутистического спектра не связаны с уровнем их интеллекта // Клиническая и специальная психология. 2023. Т. 12. № 1. С. 180–212. DOI: 10.17759/cpse.2023120108
- Фадеев К.А., Орехова Е.В. Центральные слуховые расстройства: причины, симптомы и способы преодоления дефицита в условиях учебного процесса // Современная зарубежная психология. 2023. Т. 12. № 4. С. 7–21. DOI: 10.17759/jmfp.2023120401
- Alcántara J.I., Weisblatt E.J.L., Moore B.C.J., Bolton P.F. Speech-in-noise perception in high-functioning individuals with autism or Asperger’s syndrome // Journal of Child Psychology and Psychiatry, and Allied Disciplines. 2004. Vol. 45. № 6. P. 1107–1114. DOI: 10.1111/j.1469-7610.2004.t01-1-00303.x
- Anderson K., Smaldino J., Spangler C. Listening Inventory for Education – Revised (L.I.F.E. – R.) — Teacher Appraisal of Listening Difficulty [Electronic resource] // LIFE – Revised 2011. URL: http://successforkidswithhearingloss.com/wp-content/uploads/2011/09/revised-Teacher-LIFE-R.pdf (Accessed: 16.09.2024)
- Anderson K.L., Kathleen A.A. Building skills for success in the fast-paced classroom: Optimizing achievement for students with hearing loss. In: Supporting Success for Children with Hearing Loss. 2016. 530 p.
- Apeksha K., Hanasoge S., Jain P., Babu S.S. Speech Perception in Quiet and in the Presence of Noise in Children with Autism Spectrum Disorder: A Behavioral Study // Indian Journal of Otolaryngology and Head and Neck Surgery: Official Publication of the Association of Otolaryngologists of India. 2023. Vol. 75. № 3. P. 1707-1711. DOI: 10.1007/s12070-023-03721-5
- Brysbaert M., Biemiller A. Test-based age-of-acquisition norms for 44 thousand English word meanings // Behavior Research Methods. 2017. Vol. 49. pp. 1520–1523. DOI: 10.3758/s13428-016-0811-4
- Dreschler W.A., Verschuure H., Ludvigsen C., Westermann S. ICRA noises: artificial noise signals with speech-like spectral and temporal properties for hearing instrument assessment. International Collegium for Rehabilitative Audiology // Audiology: official Organ of the International Society of Audiology. 2001. Vol. 40. № 3. pp. 148–157. DOI: 10.3109/00206090109073110
- Dunlop W.A., Enticott P.G., Rajan R. Speech discrimination difficulties in high-functioning autism spectrum disorder are likely independent of auditory hypersensitivity // Frontiers in Human Neuroscience. 2016. Vol. 10. P. 12. DOI: 10.3389/fnhum.2016.00401
- Feldman J.I., Thompson E., Davis H. et al. Remote microphone systems can improve listening-in-noise accuracy and listening effort for youth with autism // Ear & Hearing. 2022. Vol. 43. № 2. P. 436–447. DOI: 10.1097/aud.0000000000001058
- Groen W.B., van Orsouw L., Huurne N.t. et al. Intact spectral but abnormal temporal processing of auditory stimuli in autism // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2009. Vol. 39. № 5. P. 742–750. DOI: 10.1007/s10803-008-0682-3
- James P., Schafer E., Wolfe J. et al. Increased rate of listening difficulties in autistic children // Journal of Communication Disorders. 2022. Vol. 99. Art. 106252. DOI: 10.1016/j.jcomdis.2022.106252
- Johnston K.N., John A.B., Kreisman N.V. et al. Multiple benefits of personal FM system use by children with auditory processing disorder (APD) // International Journal of Audiology. 2009. Vol. 48. № 6. P. 371–383. DOI:10.1080/14992020802687516
- Kaufman A., Kaufman N. Assessment Battery for Children Second Edition / Circle Pines: American Guidance Service, 2004.
- Rance G. et al. The use of listening devices to ameliorate auditory deficit in children with autism // Journal of Pediatrics. 2014. Vol. 164. № 2. P. 352–357. DOI: 10.1016/j.jpeds.2013.09.041
- Ruiz Callejo D., Boets B. A systematic review on speech-in-noise perception in autism // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. 2023. Vol. 154. Art. 105406. DOI: 10.1016/j.neubiorev.2023.105406
- Schafer E.C., Mathews L., Mehta S. et al. Personal FM systems for children with autism spectrum disorders (ASD) and/or attention-deficit hyperactivity disorder (ADHD): An initial investigation // Journal of Communication Disorders. 2013. Vol. 46. № 1. P. 30–52. DOI: 10.1016/j.jcomdis.2012.09.002
- Schafer E.C., Wright S., Anderson C. et al. Assistive technology evaluations: Remote-microphone technology for children with Autism Spectrum Disorder // Journal of Communication Disorders. 2016. Vol. 64. P. 1–17. DOI:10.1016/J.JCOMDIS.2016.08.003
- Schelinski S., von Kriegstein K. Brief report: speech-in-noise recognition and the relation to vocal pitch perception in adults with autism spectrum disorder and typical development // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2020. Vol. 50. № 1. P. 356–363. DOI: 10.1007/s10803-019-04244-1
- Stefanatos G.A., DeMarco A.T. Central Auditory Processing Disorders // Encyclopedia of Human Behavior / Ed. V.S. Ramachandran. 2nd ed. New York: Academic Press, 2012. P. 441–453. DOI:10.1016/B978-0-12-375000-6.00083-5
- Xu S., Fan J., Zhang H. et al. Hearing Assistive Technology Facilitates Sentence-in-Noise Recognition in Chinese Children With Autism Spectrum Disorder // Journal of Speech, Language, and Hearing Research: JSLHR. 2023. Vol. 66. № 8. P. 2967–2987. DOI: 10.1044/2023_JSLHR-22-00589
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 23
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 13
Скачиваний
Всего: 2
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1