Использование FM-систем для улучшения слухоречевого восприятия у детей с РАС. Пилотное исследование

2

Аннотация

Актуальность и цель. Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) часто сталкиваются с трудностями в восприятии речи, особенно в шумных условиях. Эти проблемы связаны с нарушениями центральной слуховой обработки. Для улучшения слухоречевого восприятия могут применяться FM-системы, которые позволяют улучшить соотношение сигнал/шум. Целью данного исследования было изучение эффектов FM-систем при работе с детьми с РАС в условиях шума и их использования в школьной среде. Методы. Пилотное исследование было проведено в два этапа. На первом этапе с помощью теста «Слова в шуме» и задачи «Повторение предложений» изучалось распознавание детьми речи в условиях шума с применением FM-систем и без них. В эксперименте приняли участие 14 детей с расстройствами аутистического спектра и 14 типично развивающихся сверстников. На втором этапе проводилось исследование использования FM-систем в реальных условиях школьного обучения у 10 учеников начальной школы для детей с аутизмом. Изменения слуховых способностей оценивалось с помощью шкалы L.I.F.E.-R. Результаты. На первом этапе было выявлено, что дети с РАС распознали значительно меньше слов в условиях шума, чем их типично развивающиеся сверстники. В задаче «Повторение предложений» использование FM-систем улучшило показатели детей с РАС с 58,3% до 76,9% (p=0,0005). На втором этапе у большинства участников были зарегистрированы минимальные изменения в оценках слуховых способностей по шкале L.I.F.E.-R: средний балл до применения FM-систем составил 54,9, а после — 57,4 (p=0,2322). Однако у нескольких учеников показатели улучшились на 8–13 баллов, что отражает индивидуальную вариативность эффекта от использования FM-систем. Выводы. FM-системы показали свою эффективность в улучшении слухоречевого восприятия детей с РАС в условиях шума. Однако внедрение FM-систем в школьный процесс требует дополнительных исследований эффективности в реальных условиях, а также адаптации для минимизации дискомфорта у детей и улучшения взаимодействия с учителями и тьюторами.

Общая информация

Ключевые слова: FM-системы, расстройства аутистического спектра, центральные слуховые расстройства, восприятие речи в шуме

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2024000002

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00037-24-01 от 09.02.2024 г.

Благодарности. Авторы выражают благодарность ООО «Радуга звука» за предоставление FM-систем для исследования, а также коллективу школьно-дошкольного отделения Федерального ресурсного центра МГППУ за участие в организации исследования.

Получена: 19.09.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Мамохина У.А., Фадеев К.А., Гояева Д.Э., Илюнцева А.А., Овсянникова Т.М., Обухова Т.С., Салимова К.Р., Рытикова А.М., Давыдов Д.В. Использование FM-систем для улучшения слухоречевого восприятия у детей с РАС. Пилотное исследование [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. DOI: 10.17759/cpse.2024000002

Литература

  1. Ляшевская О.Н., Шаров С.А. Частотный словарь Национального корпуса русского языка: концепция и технология создания // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии. 2008. № 7 (14). С. 345–351.
  2. Фадеев К.А., Гояева Д.Э., Обухова Т.С. и др. Трудности с восприятием речи на фоне шума у детей с расстройствами аутистического спектра не связаны с уровнем их интеллекта // Клиническая и специальная психология. 2023. Т. 12. № 1. С. 180212. DOI: 10.17759/cpse.2023120108
  3. Фадеев К.А., Орехова Е.В. Центральные слуховые расстройства: причины, симптомы и способы преодоления дефицита в условиях учебного процесса // Современная зарубежная психология. 2023. Т. 12. № 4. С. 721. DOI: 10.17759/jmfp.2023120401
  4. Alcántara J.I., Weisblatt E.J.L., Moore B.C.J., Bolton P.F. Speech-in-noise perception in high-functioning individuals with autism or Asperger’s syndrome // Journal of Child Psychology and Psychiatry, and Allied Disciplines. 2004. Vol. 45. № 6. P. 1107–1114. DOI: 10.1111/j.1469-7610.2004.t01-1-00303.x
  5. Anderson K., Smaldino J., Spangler C. Listening Inventory for Education – Revised (L.I.F.E. – R.) — Teacher Appraisal of Listening Difficulty [Electronic resource] // LIFE – Revised 2011. URL: http://successforkidswithhearingloss.com/wp-content/uploads/2011/09/revised-Teacher-LIFE-R.pdf (Accessed: 16.09.2024)
  6. Anderson K.L., Kathleen A.A. Building skills for success in the fast-paced classroom: Optimizing achievement for students with hearing loss. In: Supporting Success for Children with Hearing Loss. 2016. 530 p.
  7. Apeksha K., Hanasoge S., Jain P., Babu S.S. Speech Perception in Quiet and in the Presence of Noise in Children with Autism Spectrum Disorder: A Behavioral Study // Indian Journal of Otolaryngology and Head and Neck Surgery: Official Publication of the Association of Otolaryngologists of India. 2023. Vol. 75. № 3. P. 1707-1711. DOI: 10.1007/s12070-023-03721-5
  8. Brysbaert M., Biemiller A. Test-based age-of-acquisition norms for 44 thousand English word meanings // Behavior Research Methods. 2017. Vol. 49. pp. 1520–1523. DOI: 10.3758/s13428-016-0811-4
  9. Dreschler W.A., Verschuure H., Ludvigsen C., Westermann S. ICRA noises: artificial noise signals with speech-like spectral and temporal properties for hearing instrument assessment. International Collegium for Rehabilitative Audiology // Audiology: official Organ of the International Society of Audiology. 2001. Vol. 40. № 3. pp. 148–157. DOI: 10.3109/00206090109073110
  10. Dunlop W.A., Enticott P.G., Rajan R. Speech discrimination difficulties in high-functioning autism spectrum disorder are likely independent of auditory hypersensitivity // Frontiers in Human Neuroscience. 2016. Vol. 10. P. 12. DOI: 10.3389/fnhum.2016.00401
  11. Feldman J.I., Thompson E., Davis H. et al. Remote microphone systems can improve listening-in-noise accuracy and listening effort for youth with autism // Ear & Hearing. 2022. Vol. 43. № 2. P. 436–447. DOI: 10.1097/aud.0000000000001058
  12. Groen W.B., van Orsouw L., Huurne N.t. et al. Intact spectral but abnormal temporal processing of auditory stimuli in autism // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2009. Vol. 39. № 5. P. 742–750. DOI: 10.1007/s10803-008-0682-3
  13. James P., Schafer E., Wolfe J. et al. Increased rate of listening difficulties in autistic children // Journal of Communication Disorders. 2022. Vol. 99. Art. 106252. DOI: 10.1016/j.jcomdis.2022.106252
  14. Johnston K.N., John A.B., Kreisman N.V. et al. Multiple benefits of personal FM system use by children with auditory processing disorder (APD) // International Journal of Audiology. 2009. Vol. 48. № 6. P. 371–383. DOI:10.1080/14992020802687516
  15. Kaufman A., Kaufman N. Assessment Battery for Children Second Edition / Circle Pines: American Guidance Service, 2004.
  16. Rance G. et al. The use of listening devices to ameliorate auditory deficit in children with autism // Journal of Pediatrics. 2014. Vol. 164. № 2. P. 352357. DOI: 10.1016/j.jpeds.2013.09.041
  17. Ruiz Callejo D., Boets B. A systematic review on speech-in-noise perception in autism // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. 2023. Vol. 154. Art. 105406. DOI: 10.1016/j.neubiorev.2023.105406
  18. Schafer E.C., Mathews L., Mehta S. et al. Personal FM systems for children with autism spectrum disorders (ASD) and/or attention-deficit hyperactivity disorder (ADHD): An initial investigation // Journal of Communication Disorders. 2013. Vol. 46. № 1. P. 3052. DOI: 10.1016/j.jcomdis.2012.09.002
  19. Schafer E.C., Wright S., Anderson C. et al. Assistive technology evaluations: Remote-microphone technology for children with Autism Spectrum Disorder // Journal of Communication Disorders. 2016. Vol. 64. P. 117. DOI:10.1016/J.JCOMDIS.2016.08.003
  20. Schelinski S., von Kriegstein K. Brief report: speech-in-noise recognition and the relation to vocal pitch perception in adults with autism spectrum disorder and typical development // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2020. Vol. 50. № 1. P. 356–363. DOI: 10.1007/s10803-019-04244-1
  21. Stefanatos G.A., DeMarco A.T. Central Auditory Processing Disorders // Encyclopedia of Human Behavior / Ed. V.S. Ramachandran. 2nd ed. New York: Academic Press, 2012. P. 441453. DOI:10.1016/B978-0-12-375000-6.00083-5
  22. Xu S., Fan J., Zhang H. et al. Hearing Assistive Technology Facilitates Sentence-in-Noise Recognition in Chinese Children With Autism Spectrum Disorder // Journal of Speech, Language, and Hearing Research: JSLHR. 2023. Vol. 66. № 8. P. 2967–2987. DOI: 10.1044/2023_JSLHR-22-00589

Информация об авторах

Мамохина Ульяна Андреевна, заведующая Лаборатории комплексного исследования речи у детей с аутизмом и другими нарушениями развития, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2738-7201, e-mail: mamohinaua@mgppu.ru

Фадеев Кирилл Андреевич, младший научный сотрудник Лаборатории комплексного исследования речи у детей с аутизмом и другими нарушениями развития, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2480-5527, e-mail: fadeevk.fefu@gmail.com

Гояева Дзерасса Эльдаревна, научный сотрудник Лаборатории комплексного исследования речи у детей с аутизмом и другими нарушениями развития, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3018-7948, e-mail: dzerassa.goyaeva@gmail.com

Илюнцева Анна Александровна, младший научный сотрудник лаборатории комплексного исследования речи у детей с аутизмом и другими нарушениями развития, Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ), Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0007-2966-3261, e-mail: ilyuncevaaa@mgppu.ru

Овсянникова Татьяна Михайловна, младший научный сотрудник Лаборатории комплексного исследования речи у детей с аутизмом и другими нарушениями развития, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6199-3649, e-mail: sp.psychology@gmail.com

Обухова Татьяна Сергеевна, младший научный сотрудник Лаборатории комплексного исследования речи у детей с аутизмом и другими нарушениями развития, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1364-2403, e-mail: tatyana.krik@gmail.com

Салимова Ксерия Рамизовна, научный сотрудник Лаборатории комплексного исследования речи у детей с аутизмом и другими нарушениями развития, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6328-001X, e-mail: ksalimova@yandex.ru

Рытикова Анна Менашевна, кандидат технических наук, старший научный сотрудник Лаборатории комплексного исследования речи у детей с аутизмом и другими нарушениями развития, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0153-9457, e-mail: ann.zelener@mail.ru

Давыдов Денис Витальевич, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Лаборатория комплексного исследования речи у детей при аутизме и других нарушениях развития, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0993-3803, e-mail: davydovdv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 23
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 2
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1