Концептуальные подходы к разработке проекта основной образовательной программы подготовки кадров в области обучения, воспитания и сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра

291

Аннотация

В статье рассматриваются концептуальные подходы к разработке проекта основной образовательной программы подготовки кадров в области обучения, воспитания и сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Указано, что актуальность создания программы такого рода обусловлена существующим дисбалансом между запросом родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, требованиями современной системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся данной категории и сложившейся ситуацией дефицита в обеспечении этой системы квалифицированными, целенаправленно подготовленными специалистами. Показано, что решение кадрового вопроса является ключевым в расстановке приоритетов, регулирующих общественные отношения и государственную политику в сфере образования. Актуализируются объект и предмет обсуждения — концептуальные подходы к разработке и технологиям (в широком смысле) разработки основной образовательной программы подготовки кадров в области психолого-педагогического сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Описываются основные концептуальные установки проекта примерной основной образовательной программы, направленной на подготовку бакалавров в области образования и сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Проектируются формулировки профессиональных компетенций и индикаторы их достижения. Содержание программы представлено возможными модулями дисциплин.

Общая информация

Ключевые слова: концептуальные подходы, профессиональный стандарт, проект основной образовательной программы высшего образования, бакалавриат, специальное (дефектологическое) образование, психолого-педагогическое сопровождение, расстройства аутистического спектра

Рубрика издания: Проблемы подготовки специалистов

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2021100401

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания на 2021 и плановый период 2022 и 2023 годов подведомственным Министерству просвещения Российской Федерации организациям (приказ № 281 от 28 мая 2021 г.).

Получена: 14.07.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Алмазова А.А., Никандрова Т.С., Тушева Е.С., Хаустов А.В. Концептуальные подходы к разработке проекта основной образовательной программы подготовки кадров в области обучения, воспитания и сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2021. Том 10. № 4. С. 1–23. DOI: 10.17759/cpse.2021100401

Литература

  1.  Алмазова А.А., Костенкова Ю.А., Яхнина Е.З. Совершенствование компетентностной модели бакалавра по направлению "Специальное (дефектологическое) образование" // Человек и образование. 2014. № 1 (38). С. 103–110.
  2.  Иосифян М.А., Мершина Е.А., Баженова Д.А. и др. Мозговые механизмы нарушения модели психического при расстройствах аутистического спектра и шизофрении: обзор данных МРТ // Клиническая и специальная психология. 2020. Том 9. № 1.
    С. 17–46. DOI: 10.17759/cpse.2020090102
  3.  Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изм. и доп.). [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745 (дата обращения 21.06.2021).
  4.  Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства России. URL: http://static.government.ru/media/files/41d4817b8be82dcbc1b9.pdf (дата обращения 21.06.2021).
  5.  Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_175495/ (дата обращения 21.06.2021).
  6.  Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения: 18.06.2021).
  7.  Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // Портал федеральных государственных образовательных стандартов. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения 21.06.2021).
  8.  Приказ Министерства труда и социальной защиты населения от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)"» [Электронный ресурс] // Городской психолого-педагогический центр. URL: https://gppc.ru/wp-content/uploads/2016/02/2.-Standart-pedagoga-psihologa.pdf (дата обращения: 21.06.2021).
  9.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. N 123 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования ― бакалавриат по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440303_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 21.06.2021).
  10.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. N 128 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования ― магистратура по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Mag/440403_М_3_17062021.pdf (дата обращения: 21.06.2021).
  11.  Приказ Минтруда России от 18.11.2013 N 681н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере"» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2013 N 30658) [Электронный ресурс] // Портал федеральных государственных образовательных стандартов. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/03.007.pdf (дата обращения: 21.06.2021).
  12.  Проект адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. [Электронный ресурс]. URL: https://autism-frc.ru/ckeditor_assets/attachments/1397/praoop_do_ras-_n.pdf (дата обращения: 21.06.2021).
  13.  Проект приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-
    дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)"» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi /online.cgi?req=doc&base=PNPA&n=17243# 07292346994179368 (дата обращения: 21.06.2021).
  14.  Смолин О.Н. Инклюзия, но не псевдоинклюзия // Дефектология. 2020. № 2. С. 21–34.
  15.  Тушева Е.С. Стратегически-значимые направления исследования профессиональной переподготовки специалистов в области коррекционной педагогики // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. 2011. № 3. С. 191–202.
  16.  Хаустов А.В. О подготовке педагогических кадров для организации образования обучающихся с РАС в Российской Федерации // Сетевой журнал. Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 2. C. 79–86. DOI: 10.17759/bppe.2020170207
  17.  Хаустов А.В., Шумских М.А. Динамика в развитии системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2020 года // Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 1 (70). C. 4–11. DOI: 10.17759/autdd.2021190101.

Информация об авторах

Алмазова Анна Алексеевна, доктор педагогических наук, директор Института детства, заведующий кафедрой логопедии, Московский педагогический государственный университет (ФГБОУ ВО МПГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7042-6037, e-mail: aa.almazova@mpgu.su

Никандрова Татьяна Сергеевна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой олигофренопедагогики и специальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6246-5039, e-mail: ts.nikandrova@mpgu.su

Тушева Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4106-9122, e-mail: es.tusheva@mpgu.su

Хаустов Артур Валерьевич, кандидат педагогических наук, директор, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9634-9295, e-mail: arch2@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1169
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 291
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3