Алмазова Анна Алексеевна

Алмазова Анна Алексеевна

PsyJournalsID: 10941

доктор педагогических наук, директор Института детства, заведующий кафедрой логопедии, Московский педагогический государственный университет (ФГБОУ ВО МПГУ), Москва, Россия, aa.almazova@mpgu.su

Почетный работник сферы образования Российской Федерации

Дата последнего обновления: 11.11.2024

Публикации в журналах портала PsyJournals.ru 2

Другие публикации автора

Монографии и главы в монографиях

  • Алмазова, А. А. Научная школа Т.Б. Филичевой «персонализированный подход в диагностике и коррекции общего недоразвития речи у детей» / А. А. Алмазова, Т. В. Туманова // Научные школы Московского педагогического государственного университета : Очерки / Отв. редактор А.В. Лубков. Том Выпуск 2. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2023. – С. 207-212. – EDN YVPNFN.
  • Алмазова, А. А. Научная школа «Механизмы речевого онтогенеза и его нарушений» Л.И. Беляковой / А. А. Алмазова, Г. В. Бабина, Ю. О. Филатова // Научные школы Московского педагогического государственного университета : Очерки / Отв. редактор А.В. Лубков. Том Выпуск 2. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2023. – С. 200-206. – EDN CNBYJO.
  • Алмазова, А.А. Вопросы логопедии: традиции и перспективные решения. К 120-летию С.С. Ляпидевского / А. А. Алмазова, Г. С. Гуменная, Е. Л. Черкасова [и др.]. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2023. – 180 с. – ISBN 978-5-4263-1308-8. – DOI 10.31862/9785426313088. – EDN NXBPKV
  • Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья: научно-методические основы и эффективные практики / А. А. Алмазова, Е. И. Адамян, Л. И. Адамян [и др.]. – 2-е издание, дополненное. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2023. – 228 с.
  • Алмазова, А. А. Семантизация контекстуально-опосредованных языковых единиц школьниками с нарушениями чтения / А. А. Алмазова, Е. Д. Бабина // Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция : Научная монография / Под общей редакцией О.А. Величенковой. – Москва : ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ “ЛОГОМАГ”, 2018. – С. 96-109.
  • Алмазова, А. А. Лингвистические аспекты изучения речевых нарушений / А. А. Алмазова, О. С. Орлова // Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. – Москва : ООО “Издательство “Спутник+”, 2014. – С. 4-15.
  • Алмазова, А. А. Развитие профессиональной языковой личности студентов-логопедов в процессе лингвистической подготовки / А. А. Алмазова. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2014. – 204 с.
  • Алмазова, А. А. Специальное (дефектологическое) образование в России: концептуально-методологические основы / А. А. Алмазова, Ю. А. Костенкова ; Алмазова А.А., Костенкова Ю.А.. – Москва : ПАРАДИГМА, 2014. – 160 с.
  • Алмазова, А. А. Обучение построению текста учащихся специальной (коррекционной) школы V вида / А. А. Алмазова. – Москва : Прометей, 2004. – 109 с.

Статьи в рецензируемых научных изданиях

  • Алмазова, А.А., Читательские практики как компонент подготовки будущих педагогов к персонализированному обучению детей в госпитальной школе / Е. И. Адамян, А. А. Алмазова, Е. Б. Колосова, Т. В. Туманова // Наука и школа. – 2024. – № 2. – С. 106-117. – DOI 10.31862/1819-463X-2024-2-106-117. – EDN GZGRGM.
  • Алмазова, А. А. Синтаксическая структура предложений в устной и письменной речи пациентов с афазией / А. А. Алмазова, Е. С. Корецкая, Е. Б. Крыжановская // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 3. – С. 107-111. – DOI 10.17513/snt.39954. – EDN LDKUTY.
  • Алмазова, А. А. Динамика восстановления письменной речи у пациента с афазией / А. А. Алмазова, Е. Б. Крыжановская // Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования : Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Саранск, 20–21 апреля 2023 года. – Саранск: Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, 2023. – EDN NRFYVE.
  • Алмазова, А. А. Стратегии декодирования скрытого смысла высказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи / А. А. Алмазова, Т. В. Петрова // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии : материалы X Международной научно-практической конференции, Орёл, 30–31 марта 2023 года. – Орёл: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2023. – С. 18-23. – EDN NRSYBX.
  • Алмазова, А. А. Стратегии декодирования скрытого смысла высказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи / А.
  • Алмазова, А. А. Особенности содержания коррекционно-восстановительного обучения лиц с афазией / А. А. Алмазова, Е. С. Корецкая // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология : сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции, Саранск, 30 марта 2023 года. – Саранск: Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, 2023. – С. 43. – EDN DMQOZP.
  • Алмазова, А. А. Применение инновационных диагностических инструментов в реабилитации пациентов с афазией / А. А. Алмазова, Е. Б. Крыжановская // Коррекционная педагогика: взгляд в будущее : Сборник научных статей. – Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2023. – С. 63-66. – EDN ZNGQUO.
  • Алмазова, А.А. Научные школы дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета: имена, направления, перспективы (Часть 1) / А. А. Алмазова, Д. Е. Васильева, К. Б. Вовненко [и др.] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 7. – С. 21-27. – DOI 10.47639/2074-4986_2023_7_21. – EDN FXZIAY.
  • Алмазова, А.А. Научные школы дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета: имена, направления, перспективы (Часть 2) / А. А. Алмазова, Д. Е. Васильева, К. Б. Вовненко [и др.] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 8. – С. 62-74. – DOI 10.47639/2074-4986_2023_8_62. – EDN KJYVOX.
  • Алмазова А.А., Состояние готовности педагогов к овладению персонализированными стратегиями обучения детей с особыми образовательными потребностями / А. А. Алмазова, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева [и др.] // Специальное образование. – 2023. – № 4(72). – С. 81-94. – EDN KXQQSJ.
  • Алмазова, А. А. Особые образовательные потребности младших школьников-билингвов с нарушениями речи / А. А. Алмазова, А. В. Лагутина, Н. Ю. Шарипова // Начальная школа. – 2023. – № 10. – С. 31-34. – DOI 10.51906/0027-7371_2023_10_31. – EDN KGCIQS.
  • Алмазова, А. А. Включение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в воспитательные практики современной школы / А. А. Алмазова, Е. Б. Колосова, Е. И. Кричевцова // Наука и школа. – 2023. – № 1. – С. 92-102.
  • Алмазова, А. А. Нейроонторефлекторный подход к преодолению задержки речевого развития в системе логопедического воздействия / А. А. Алмазова, И. И. Панченко-Миль // Специальное образование. – 2023. – № 2(70). – С. 5-15.
  • Almazova, A. A. The Current State, Problems and Prospects of Master’s Degree Programs in Speech-Language Pathology in Russia / A. A. Almazova, Yu. O. Filatova, I. V. Novitskaia // Strategies for Policy in Science and Education. – 2022. – Vol. 30, No. 1. – P. 59-69.
  • Алмазова, А. А. Разработка новых программ подготовки педагогов-дефектологов: опыт, проблемы, поиск решений / А. А. Алмазова, Е. В. Кулакова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 5. – С. 24-33.
  • Алмазова, А. А. Чтение и метаязыковая деятельность / А. А. Алмазова, М. И. Саввиди // Наука и школа. – 2022. – № 3. – С. 121-130.
  • Алмазова, А. А. Проектирование новых образовательных программ по направлению “Специальное (дефектологическое) образование” / А. А. Алмазова, А. В. Кроткова // Образование и саморазвитие. – 2022. – Т. 17, № 2. – С. 256-269.
  • Алмазова, А. А. Формирование метаязыковой деятельности у младших школьников с общим недоразвитием речи / А. А. Алмазова, М. И. Саввиди // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2022. – Т. 6, № 4(24). – С. 292-296.
  • Ключевые аспекты формирования “мягких навыков” у будущих педагогов / А. А. Алмазова, Е. Л. Ерохина, В. Ф. Чертов, О. В. Шаронова // Наука и школа. – 2022. – № 6. – С. 259-268.
  • Практики воспитательной работы в образовательных организациях, реализующих АООП НОО: предварительные результаты мониторинга / А. А. Алмазова, Е. И. Адамян, Л. И. Адамян, Е. Б. Колосова // Дефектология. – 2022. – № 4. – С. 60-68.
  • Алмазова, А. А. Формирование дискурсивного компонента иноязычной коммуникативной компетенции у магистрантов, обучающихся по направлению подготовки “Специальное (дефектологическое) образование” / А. А. Алмазова, И. В. Новицкая // Наука и школа. – 2021. – № 1. – С. 92-103.
  • Концептуальные подходы к разработке проекта основной образовательной программы подготовки кадров в области обучения, воспитания и сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра / А. А. Алмазова, Т. С. Никандрова, Е. С. Тушева, А. В. Хаустов // Клиническая и специальная психология. – 2021. – Т. 10, № 4. – С. 1-23. Алмазова, А. А.
  • Концепция подготовки кадров к управлению ресурсами дошкольной группы как основа межотраслевой двухпрофильной программы бакалавриата / А. А. Алмазова, Н. В. Микляева // Наука и школа. – 2021. – № 5. – С. 131-137.
  • Алмазова, А. А. Стратегии заполнения лакун в клоуз-тесте учащимися с тяжелыми нарушениями речи / О. Е. Грибова, А. А. Алмазова // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25, № 2(103). – С. 340-358.
  • Алмазова, А. А. Методические аспекты включения дисциплины “Развитие речи” в адаптированную образовательную программу основной ступени обучения (вариант 5.2) / А. А. Алмазова, О. Е. Грибова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 8. – С. 9-16.
  • Алмазова, А. А. Сетевые информационные технологии как способ продвижения идей, знаний и результатов научной деятельности в области логопедии / А. А. Алмазова, М. М. Любимова, А. В. Лагутина // Наука и школа. – 2020. – № 1. – С. 62-67.
  • Алмазова, А. А. Очерк о научной школе профессора Л.И. Беляковой / А. А. Алмазова, Г. В. Бабина, Ю. О. Филатова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 1. – С. 43-48.
  • Алмазова, А. А. Возможности реализации антропоцентрического подхода к освоению языка в современной логопедии / А. А. Алмазова // Наука и школа. – 2019. – № 1. – С. 78-83.
  • Алмазова, А. А. Актуальные вопросы разработки адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи на этапе основного общего образования / А. А. Алмазова, О. Е. Грибова, Г. П. Матюхова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 8. – С. 18-25.
  • Выявление факторов риска возникновения нарушений письма и чтения: технологический и прогностический аспекты / А. А. Алмазова, Г. В. Бабина, М. М. Любимова [и др.] // Интеграция образования. – 2018. – Т. 22, № 1(90). – С. 151-165.

Учебные  и методические пособия

  • Алмазова, А. А. Научно-педагогическое исследование: планирование и реализация : Учебно-методическое пособие / А. А. Алмазова, Г. В. Бабина, Н. Ю. Шарипова. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2023. – 80 с. – ISBN 978-5-4263-1281-4. – DOI 10.31862/9785426312814. – EDN FZNWNQ.
  • Логопедия: теория и практика : Под редакцией д.п.н., профессора Т.Б. Филичевой, Издание учебника посвящено 145-летию Московского педагогического государственного университет / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, С. Н. Сорокоумова [и др.]. – Издание 3-е, исправленное и дополненное. – Москва : Эксмо, 2022. – 608 с.
  • Социально-воспитательная деятельность в вузе как условие обеспечения качества подготовки учителя-дефектолога : сборник научно-методических материалов / Московский педагогический государственный университет. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2022. – 114 с.
  • Методические рекомендации по реализации новых образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» : сборник методических материалов / А. А. Алмазова, Л. И. Адамян, К. Б. Вовненко [и др.] ; отв. ред. А. А. Алмазова, А. В. Лагутина. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2022. – 132 с.
  • Примерные основные образовательные программы по направлениям подготовки УГСН 44.00.00 “Образование и педагогические науки” (бакалавриат) : Методическое пособие / А. А. Алмазова, Г. В. Бабина, Е. Л. Болотова [и др.] ; Под общей редакцией Л.А. Трубиной. Том 7. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2019. – 420 с.
  • Примерные основные образовательные программы по направлениям подготовки УГСН 44.00.00 “Образование и педагогические науки” (бакалавриат) : Методическое пособие / А. А. Алмазова, Г. В. Бабина, Е. Л. Болотова [и др.] ; Под общей редакцией Л.А. Трубиной. Том 6. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2019. – 454 с.
  • Алмазова, А. А. Логопедия. Системное недоразвитие речи у детей школьного возраста: изучение, развитие лингвистических способностей, реабилитация / Л. Р. Давидович, А. А. Алмазова, Ж. В. Антипова ; Главный редактор: Э.В. Сайко. – Москва : Московский психолого-социальный университет, 2016. – 204 с.
  • Алмазова, А. А. Текст в системе обучения русскому языку детей с недоразвитием речи : для студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» / А. А. Алмазова, И. Н. Сосинская. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2016. – 76 с.
  • Алмазова, А. А. Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи : Учебное пособие для студентов средних специальных и высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Логопедия» / А. А. Алмазова, В. И. Селиверстов. – Москва : ВЛАДОС, 2010. – 374 с.
  • Алмазова, А. А. Современный русский язык : Пособие для самостоятельной работы студентов дефектологического факультета / А. А. Алмазова, Ю. П. Богачев, О. В. Михалькова. – Москва : Прометей, 2009. – 134 с.
  • Алмазова, А. А. Русский язык и культура речи : учебное пособие для студентов / А. А. Алмазова, Ю. П. Богачев, В. В. Никульцева. – Москва : ВЛАДОС, 2008. – 176 с.

Профили автора