Модель организации образовательного пространства школы как точки роста развития села

12

Аннотация

Основной идеей проекта является конструирование образовательного пространства школы как полигона, где отражены тенденции муниципальной и региональной среды сегодняшнего дня, что дает возможность обучающимся приобретать «жесткие» и «мягкие» компетенции. При данной модели образовательного пространства основной целью для учащихся является освоение позиции проектировщика, активно открывающего и строящего собственную профессиональную образовательную траекторию, что способствует повышению интереса и мотивации к обучению, выступает активизирующей профессиональной ориентацией. Реализация активизирующей профессиональной ориентации становится одним из факторов мотивации обучающихся к построению своего личного образовательного маршрута. Профориентация понимается не как узкоспециализированная область психологического знания или образования, а как средство социализации молодежи, формирует способности к профессиональному самоопределению и целеполаганию — опираясь на анализ рынка труда. Учащиеся приобретают навыки проектного мышления и способность строить жизненные планы с учетом своих возможностей и задач, стоящих перед регионом и страной.

Общая информация

Ключевые слова: профориентация, проектирование, образовательный маршрут, мотивация, компетенции

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024210420

Благодарности. автор благодарит за помощь в реализации модели образовательного пространства школы Ю.В. Москалеву.

Получена: 07.09.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Юмагужина Г.Р. Модель организации образовательного пространства школы как точки роста развития села [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 4. С. 241–251. DOI: 10.17759/bppe.2024210420

Полный текст

Введение

В настоящее время перед педагогическим сообществом ставятся новые задачи в обучении школьников — освоение современных технологий и практик будущего, подготовка к которым начинается с формирования навыков будущего, таких как технологические компетенции, умение работать в команде, эффективная коммуникация, умение анализировать и видеть ресурсы для проектирования своего образовательного маршрута и профессионального будущего и другие [Дубровина, 2013; Игнатьева, 2020; Слободчиков, 2004]. Для этого необходимо строить образовательный процесс, используя современные формы, методы и практики формирования и усиления мотивации детей и подростков к обучению, деловой и социальной активности [Алексеев, 2002; Алексеев, 2003; Забродин, 2016; Митина, 2023; Чернявская, 2021].

Проект «Современная школа» позволяет внедрять новые методы обучения и воспитания, образовательные технологии, обеспечивающие освоение учащимися базовых навыков и умений, повышая мотивацию к учению и вовлеченность в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметных областей «Технология», «Информатика» и «Основы безопасности жизнедеятельности» — в рамках центров цифрового и гуманитарного образования «Точка роста». 

Используя возможности и ресурсы Центра гуманитарного и цифрового образования, проекта «Наставничество», создан образовательный проект школы МОБУ с. Абзаково «Выбираем будущее».

Модель деятельности школы

Модель деятельности строится из блоков, пересекающихся между собой через межпредметные связи, коммуникации с профессиональным образованием, с движением «Молодые профессионалы» и проектом «Наставничество» — усиливая и расширяя возможности образовательных программ компетенций матрицы [Слободчиков, 2004; Чернявская, 2021]. Обучающийся имеет возможность в течение каждой четверти выбрать и познакомиться с тремя компетенциями, что позволяет к 9–11-му классу принять осознанное решение по выбору будущей профессии и спроектировать образовательный маршрут своей будущей профессиональной деятельности. Таким образом, одним из современных механизмов образовательного процесса в школе становится, по нашему мнению, реализация активизирующей профессиональной ориентации учащихся (рис. 1). Пространство школы организуется с привлечением — на основе сетевого взаимодействия — всех заинтересованных структур: общее образование, дополнительное образование, профессиональное образование, общественные организации, промышленные предприятия и бизнес-структуры. При проектировании такого пространства за основу берутся проблемы села, района, республики.

Рис. 1. Схема активизирующей профориентации

Описание проекта

Цель проекта: организация образовательного пространства школы, способствующего самореализации и личностному росту учащихся на каждой ступени образования — через сетевое взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Задачи:

  • стабильность роста успеваемости и качества знаний учащихся, увеличение числа победителей олимпиад, призеров конкурсов, успешное поступление в вузы, в СПО;
  • формирование у обучающихся способностей к профессиональному самоопределению, целеполаганию, анализу ситуации на рынке труда, своих личных возможностей и ресурсов;
  • освоение технологий профессионального выбора, навыков проектирования своего профессионального будущего и построения образовательного маршрута обучающимися;
  • организация сетевого взаимодействия с системой профессионального образования, бизнес-структурами, общественными организациями;
  • организация образовательного процесса через усиление межпредметных связей и интеграцию общего и дополнительного образования.

В образовательном пространстве школы создается матрица современных компетенций (см. таблицу), которая позволяет школьникам попробовать себя в разных видах деятельности. Обучающиеся, двигаясь по матрице компетенций, имеют возможность познакомиться с различными компетенциями, попробовать себя в деятельности, близкой к реальной, и отработать технологии выбора будущей профессиональной деятельности [Алексеев, 2003; Аминов, 2021; Зимняя, 2004; Осадчева, 2023; Психология труда: Учебник, 2003]. Данная работа матрицы строится за счет часов внеурочной деятельности, дополнительного образования, обновления содержания и совершенствования методов обучения предметных областей «Технология», «Информатика» и «Основы безопасности жизнедеятельности» в рамках центров цифрового и гуманитарного образования «Точка роста».

Обучающиеся проходят практико-ориентированные проектные сессии с элементами организационно-деятельностных игр: совместно со школой, работодателями, организациями профессионального образования проектируется игровая среда для знакомства с разными профессиями, обучающимся предоставляется возможность понять, проанализировать и отрефлексировать ситуации, свои возможности и ресурсы [Алексеев, 2002; Павлов, 2000; Щедровицкий, 2005]. Для таких мероприятий разрабатываются кейсы с практическими задачами из жизни села, производства и района. Обучающиеся имеют возможность в рамках сессии получить опыт проектирования своего профессионального и образовательного маршрута, что формирует социально активный, социально значимый тип личности, готовый к осознанному выбору будущей профессии [Алексеев, 2003; Аминов, 2021; Гарднер, 2007; Дубровина, 2013; Осадчева, 2023; Психология труда: Учебник, 2003].

Табл. Матрица современных компетенций школы МОБУ с. Абзаково Белорецкого района

Программы

Сроки выполнения программы

Предполагаемое участие в конкурсах по теме образовательной программы

Форма проведения образовательных программ

Проекты в рамках заявленных программ (руководитель проекта)

Направление «Инженерная школа»

«Электромонтаж»

1 год для участников чемпионатов; 6 месяцев для всех желающих

Чемпионат «Молодые профессионалы», категория «юниоры» — отборочные, региональные, все российские

Очная

Организация наставничества в рамках «учитель — ученик», «ученик — ученик участник конкурса «Молодые профессионалы», категория «юниоры». Подготовка к конкурсу

«Основы инженерной грамотности. Станок ЧПУ»

1 год для участников чемпионатов; 6 месяцев для всех желающих

 

Очная

Организация наставничества в рамках «учитель — ученик», «ученик — ученик участник конкурса «Молодые профессионалы», категория «юниоры», «мастер — ученик» на базе предприятия «Потенциал — недра»

«Робототехника»

1 год

 

Очная

Организация наставничества в рамках «старшие школьники учат младших» по программе «Робототехника малышам»

«3D-моделирование и печать»

1 год

 

Очная

 

«Физика для чайников»

1 год

 

Очная

Организация наставничества «старшие школьники учат младших»

«Видеопроизводство и управление дронами»

1 год для участников чемпионатов; 6 месяцев для всех желающих

 

Очно-дистанционная

Организация наставничества в рамках «профессионал — школьник», участие в профессиональных конкурсах

Направление «IT и VR-технологии»

«Основы VR-технологий. Практика применения в образовании»

1 год

Участие в хакатонах по VR-технологиям и образовательных сессиях по направлениям VR

Очная

 

«“Кибер-Книга”, основы программирования приложений»

1 год

Участие в хакатонах по VR-технологиям и образовательных сессиях

Очная

 

«Студия мультипликации и видеороликов»

1 год

Участие в конкурсах межрегиональных, республиканских и всероссийских

   

«Мультимедийная журналистка»

1 год для участников чемпионатов; 6 месяцев для всех желающих

Участие в конкурсах межрегиональных, республиканских и всероссийских

Очно-дистанционная

Организация наставничества в рамках «профессионал — школьник» в рамках выпуска газеты «Будь в тренде»

Профессиональные компетенции

Технологии моды

1 год для участников чемпионатов; 6 месяцев для всех желающих

Чемпионат «Молодые профессионалы», категория «юниоры» — отборочные, региональные, всероссийские 

Очная

 

Пчеловодство

1 год

 

Очная

 

Логистика — сопровождение грузов

6 месяцев

Чемпионат «Молодые профессионалы», категория «юниоры» — отборочные, региональные, всероссийские

Очно-дистанционная

Муниципальный чемпионат по логистики

Рекрутинг

6 месяцев 

Чемпионат «Молодые профессионалы», категория «юниоры» — отборочные, региональные

Очная

Муниципальный чемпионат по рекрутингу

Предпринимательство

1 год

Чемпионат «Молодые профессионалы», категория «юниоры» — отборочные, региональные, всероссийские

Очная

Организация наставничества в рамках «профессионал — школьник» при подготовке к чемпионату

Направления проектов школы

Школьный музей

В течение года

Конкурсы муниципального, регионального уровней

Очная

Интерактивный школьный музей. Работа школьного музея как творческой лаборатории

Инженерная экология

В течение года

Конкурсы по экологии муниципальные, региональные и всероссийские по возможности

Очная

Организация наставничества в рамках направления «профессионал — школьники» на базе лесничества и предприятия «Потенциал — недра»

Пресс-центр: газета «Будь в тренде»

В течение года

Конкурсы региональные, республиканские, всероссийские

Очно-дистанционная 

Выпуск газеты один раз в месяц

Школьное «ТВ — Абзаково24»

В течение года

Конкурсы межрегиональные, республиканские, всероссийские

Очно-дистанционная 

Выпуск еженедельных теленовостей о жизни школы, села, района

Физкультурно-оздоровительное направление

Секция «Биатлон»

   

Очная

 

Секция «Куреш»

   

Очная 

 

Секция «Сноуборд»

   

Очная

 

Программа «Физкультура и фитнес»

   

Очная

 

Проектные сессии

Тема сессии

Срок

Эксперты / модераторы

Дополнительные ресурсы

Практические результаты сессии

Выбираем будущее. Компетенция «Инженерная экология»

1–5 сентября 2020

МГТУ им. И.Г. Носова, БГУ г. Уфа / педагоги школы, волонтеры

Сетевое взаимодействие с ООО «Потенциал — Недра»; ООО «Уральский пружинный завод»

Определение интересов и выбор спецкурсов в рамках дополнительного образования учащимися школы

Карта будущего. Село Абзаково

9–11 ноября 2020

Администрация села Абзаково, Дом культуры, амбулатория, предприниматели, родители / педагоги, волонтеры

Администрация села Абзаково, предприниматели, родительская общественность

Знакомство с социально-экономическим планом развития Белорецкого района и проектирование развития села Абзаково с учетом личных интересов учащихся и жителей села

Предпринимательская активность: идея, проект, бизнес-план

11–13 января 2021

МГТУ им. И.Г. Носова, предприниматели Белорецкого района / педагоги школы, волонтеры

Сетевое взаимодействие с участниками федерального проекта «Точка роста» Белорецкого района, предприниматели района

Проявление личных и командных предпринимательских идей школьников

Образовательный марафон «Школа — будущая профессия» 

19–20 февраля 2021

Педагоги-предметники школы, студенты МГТУ им. Г.И. Носова / педагоги школы, волонтеры

Сетевое взаимодействие с МГТУ им. Г.И. Носова

Проектирование образовательных маршрутов учащихся 7, 8, 10 классов

Выбираем будущее. Цифровое село.

5–7 апреля 2021

Педагоги-предметники школы, студенты БГПУ им. М. Акмуллы, студенты БГУ (Филиал в Стерлитамаке) / педагоги школы, волонтеры

Сетевое взаимодействие с ООО «Потенциал — Недра», предприниматели, БГПУ им. М. Акмуллы, БГУ (Филиал Стерлитамак), Администрация села Абзаково

Проектирование программы «Село Абзаково — цифровое село» учащимися школы

Профориентационная работа с обучающимися строится посредством вовлечения их в пространство проектирования, через включение в профессиональную деятельность — знакомство с современными компетенциями и участие в проектных сессиях [Алексеев, 2003; Зимняя, 2004; Митина, 2023; Павлов, 2000]. Основная цель профориентационной работы с обучающимися — освоение позиции проектировщика, активно открывающего и строящего собственную профессиональную и образовательную траекторию. При этом полигоном такой работы определяется окружающая среда (школа, село, район, регион) и вызовы сегодняшнего дня. Формы работы с обучающимися: проектные сессии, квесты, работа с кейсами, разработка проектов и их защита, встречи с представителями разных профессий.

В рамках внеурочной деятельности по выбранным проектным направлениям совместно со школой, организациями профессионального образования и представителями производств в рамках сетевого взаимодействия проектируется образовательное пространство — проектные сессии — специально организованное пространство, в котором разворачивается образовательное событие, направленное на саморазвитие учащегося в совместной с другими участниками образовательного процесса деятельности через пробы и рефлексию [Алексеев, 2002; Аминов, 2021; Игнатьева, 2020; Осадчева, 2023; Слободчиков, 2004; Чернявская, 2021]. Для таких мероприятий также разрабатываются кейсы с практическими задачами из жизни сельской местности, реального производства. На площадках разворачиваются мастер-классы по профессиям современного рынка труда, проходят встречи с производственниками и командное решение кейсов, ставятся реальные проблемы из жизни школы, района и производственной сферы предприятий. Образовательные сессии задают условия для генерации идей будущих проектов, которые представляются на внутришкольный конкурс «Лучший школьный проект». Лучшие проекты реализуются в образовательном пространстве школы. Конкурс способствует формированию у обучающихся навыков самоанализа своих интересов, способностей, навыков как ресурсов своего личного развития.

На стадии разработки находятся последующие этапы работы обучающихся с матрицей компетенций — стажировочные площадки. На данный момент с социальными партнерами обсуждается возможность организации стажировочных площадок по компетенциям «Электромонтаж», «Инженерное проектирование».

Литература

  1. Алексеев Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления: Автореф. дисс. … докт. психол. наук. М., 2002. 41 с.
  2. Алексеев Н.Г. Проектный подход к формированию рефлексивного мышления в образовании и управлении // Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в управлении и образовании / Под ред. И.Н. Семёнова, Т.Г. Болдиной. М.: ИРПТиГО, 2003. С. 50–64
  3. Аминов Н.А., Осадчева И.И. Единая концепция психического развития человека как научная основа эффективности школьного обучения [Электронный ресурс] // Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию / Под ред. Л.М. Митиной. М.: Психологический институт РАО, 2021. С. 108–111. doi:10.24412/cl-36422-2021-1-108-111
  4. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. М.: ИД Вильямс, 2007. 512 с.
  5. Дубровина И.В. Идеи Л.С. Выготского о содержании детской практической психологии [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2013. Том 5. № 3. С. 254–263. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n3/62528 (дата обращения: 30.05.2024)
  6. Забродин Ю.М., Метелькова Е.И., Рубцов В.В. Концепция и организационно-структурные модели психологической службы образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2016. Том 8. № 3. С. 1–15. doi:10.17759/psyedu.2016080301
  7. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Московский исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.
  8. Игнатьева О.Н., Юмагужина Г.Р. Проблемы формирования социальной ответственности у современной молодежи [Электронный ресурс] // Евразийский юридический журнал. 2020. № 10 (149). С. 462–464. doi:10.46320/2073-4506-2020-10-149-462-464
  9. Митина Л.М., Осадчева И.И., Митин Г.В. Педагог в фокусе диалога наук и образовательных практик [Электронный ресурс] // Вестник Государственного университета просвещения Серия: Психологические науки. 2023. № 4. С. 7–24. doi:10.18384/2949-5105-2023-4-7-24
  10. Осадчева И.И. Педагогические способности учащихся профильных классов как важный компонент становления будущего педагога [Электронный ресурс] // Мир психологии. 2023. № 2. С. 67–76. doi:10.51944/20738528_2023_2_67
  11. Павлов И.С. Принципы конструирования предмета и средств деятельности школьного психолога. М.: Центр профессионального образования и маркетинга молодежного рынка труда (ЦПОиММРТ), 2000. 48 с.
  12. Психология труда: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. А.В. Карпова. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 352 с.
  13. Слободчиков В.И., Павлов И.С., Швецов В.В., Парамонов А.И., Скворчевский К.А. Содержание профессионального образования в условиях информационной среды. М.: Колледж предпринимательства, 2004. 183 с. 
  14. Чернявская В.С. Самораскрытие способностей: понятие, основные функции и условия развития // Самораскрытие способностей как внутренний диалог: когнитивные, метакогнитивные и экзистенциальные ресурсы человека: Коллективная монография / Под ред. В.С. Чернявской. Владивосток: ВГУЭС, 2021. С. 8–18.
  15. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра: Сборник текстов / Из архива Г.П. Щедровицкого. Том 9. М.: Наследие ММК, 2005. 320 с.

Информация об авторах

Юмагужина Гульшат Равилевна, аспирант, Самарский филиал «Московский городской педагогический университет» (СФ ГАОУ ВО МГПУ), директор, Белорецкий педагогический колледж (ГБПОУ БПК), Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0009-0002-4822-9595, e-mail: yumaguzhina.gulshat@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 54
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 12
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3