Вестник практической психологии образования
2024. Том 21. № 2. С. 47–53
doi:10.17759/bppe.2024210206
ISSN: 2658-3100 (online)
От самоэффективности педагога — к психологической безопасности и жизнестойкости
Аннотация
Статья представляет результаты исследования взаимосвязи самоэффективности педагога с его психологической безопасностью в образовательной среде и жизнестойкостью. Участниками исследования выступили педагоги (n=113), имеющие педагогический стаж от 0 до 55 лет (М = 25,4), в возрасте от 20 до 76 лет (М = 49,5). В исследовании использованы методика «Психологическая безопасность образовательной среды школы» (И.А. Баева), «Тест для определения уровня самоэффективности» (Дж. Маддукс), методика «Профессиональная жизнестойкость» (Б. Морено-Хименес). Полученные результаты дают возможность говорить о том, что самоэффективность является предиктором жизнестойкости и психологической безопасности педагога в образовательной среде. Определена роль психологической безопасности личности в образовательной среде как дополнительного связующего звена, укрепляющего связь самоэффективности и жизнестойкости. Полученные выводы представляют практический интерес при проектировании программы развития психолого-педагогических компетенций современного педагога, направленных на повышение его устойчивости в трудных жизненных ситуациях.
Общая информация
Ключевые слова: самоэффективность, жизнестойкость, психологическая безопасность, защищенность, педагог
Рубрика издания: Психология самоопределения личности в образовании и профессии
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024210206
Финансирование. исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда, проект № 22-18-00678, https://rscf.ru/project/22-18-00678/.
Получена: 16.04.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Шмелева Е.А., Кольчугина Н.И., Львова Ю.А., Силаева О.А. От самоэффективности педагога — к психологической безопасности и жизнестойкости [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 2. С. 47–53. DOI: 10.17759/bppe.2024210206
Полный текст
Введение
Феномен жизнестойкости активно изучается отечественными и зарубежными авторами (Д.А. Леонтьев, Л.А. Александрова, А.В. Махнач, С.А. Богомаз, Т.В. Володина, Т.В. Корнилова, S.R. Maddi, S.C. Kobasa и др.). Жизнестойкость педагога представляет свойство его личности, обеспечивающее защищенность и устойчивость в образовательной среде школы, включающее способность находить достоинства педагогической профессии, адаптивно воспринимать угрозы общественного характера, ощущать уверенность в своих способностях [5; 6]. Психологическая безопасность личности рассматривается И.А. Баевой как способность сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе с психотравмирующими воздействиями, как сопротивляемость деструктивным внутренним и внешним воздействиям, как состояние защищенности в конкретной жизненной ситуации [2].
Самоэффективность характеризуется убежденностью личности в своих возможностях мобилизовать мотивацию, интеллектуальные ресурсы, поведенческие усилия для осуществления контроля за событиями, оказывающими влияние на ее жизнь [8]. Поэтому самоэффективность можно рассматривать как личностный ресурс, обеспечивающий психологическую защищенность и устойчивость в трудных жизненных ситуациях.
Исследователи отмечают взаимосвязь жизнестойкости, психологической безопасности и самоэффективности педагога (Daniilidou et al., Ramzjoo, Ayoobiyan, Burić, Macuka, Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова и др.). Доказано, что эффективность вовлечения учащихся и эффективность стратегий обучения обеспечивают хорошие показатели жизнестойкости учителей [15].
Исследования С. Древ и др. подтвердили существование связи между устойчивостью учителей, с одной стороны, и эффективностью воспитательной работы, их удовлетворенностью работой и самоэффективностью — с другой стороны [13]. В своих исследованиях T. Кернер и др. [14] обнаружили статистически значимую корреляцию между устойчивостью учителей и их удовлетворенностью работой.
Методы
Было выдвинуто предположение о том, что самоэффективность способствует поддержанию психологической безопасности и жизнестойкости педагога в образовательной среде. Цель исследования — доказать взаимосвязь самоэффективности, психологической безопасности и жизнестойкости педагога. Участниками исследования стали 113 педагогов (92% женщин, 8% мужчин), работающих в городских (89,4%) и сельских (10,6%) школах Ивановской области. Научно-теоретическими ориентирами выступили положения о жизнестойкости личности (S.R. Maddi, S.C. Kobasa, Д.А. Леонтьев), самоэффективности (А. Bandura), психологически безопасной образовательной среде как значимом факторе защищенности и устойчивости педагога и обучающихся (И.А. Баева) [2; 3; 4].
Результаты и обсуждение
В ходе корреляционного анализа с использованием критерия Спирмена выявлены значимые взаимосвязи самоэффективности с жизнестойкостью (r = 0,387, p < 0,01), самоэффективности с психологической безопасностью личности в образовательной среде (защищенностью) (r = 0,388, p < 0,01), психологической безопасностью личности в образовательной среде (защищенностью) и жизнестойкостью (r = 0,429, p < 0,01).
Линейный регрессионный анализ позволил выявить особенности взаимосвязи самоэффективности, жизнестойкости и психологической безопасности (табл. 1, 2).
Результаты анализа отражают тот факт, что уверенность педагога в своих возможностях, дающая чувство контроля над ситуациями, улучшающая взаимодействие с учениками и их родителями, повышает сопротивляемость и психологическую защищенность педагога.
Табл. 1. Результаты регрессионного анализа
Зависимая переменная Психологическая безопасность личности |
Независимая переменная (предикторы) Самоэффективность (См) |
Защищенность (ПБз) |
ПБз=1,725+0,076См β = 0,388 p = 0,000 R2 = 0,151 F = 19,725 |
Удовлетворенность (ПБу) |
ПБу=3,181-0,043См β = -0,318 p = 0,001 R2 = 0,101 F = 12,473 |
Референтное отношение (ПБро) |
ПБро=20,570+0,088См β = 0,221 p = 0,019 R2 = 0,049 F = 5,693 |
Табл. 2. Результаты регрессионного анализа
Зависимая |
Независимые переменные (предикторы) |
|
Психологическая безопасность личности в образовательной среде (защищенность) |
Самоэффективность |
|
Общая жизнестойкость (ОЖ) |
ОЖ=31,348+3,164ПБз β = 0,429 p = 0,000 R2 = 0,184 F = 24,992 |
ОЖ=27,390+0,556См β = 0,387 p = 0,000 R2 = 0,150 F = 19,549 |
Выявлено, что самоэффективность оказалась психологическим предиктором жизнестойкости. Полученные результаты согласуются с данными Бурич и др., выявивших, что учителя, уверенные в своих силах, более вовлечены в образовательный процесс [12]. Они получают больше удовольствия от собственной деятельности, от образовательного процесса. Исследования Барни и др. указали на связь самоэффективности с открытостью к изменениям [11].
Предиктором жизнестойкости определена и психологическая безопасность. Чувство защищенности придает педагогу спокойствие и удовлетворенность, уверенность в своих силах в преодолении профессиональных трудностей, помогает позитивнее воспринимать учеников и их родителей, коллег, выстраивать с ними эффективные коммуникации, тем самым находить новые внутренние и внешние ресурсы в трудных жизненных ситуациях. Полученные данные согласуются с тем, что психологическая безопасность личности в образовательной среде определена предиктором жизнестойкости педагога [1; 7; 10], что между жизнестойкостью и жизненной удовлетворенностью, эмоциональной активностью, позитивным восприятием существуют корреляционные связи [9].
Выводы
Таким образом, самоэффективность педагога влияет на поддержание его психологической безопасности в образовательной среде и жизнестойкости в преодолении трудностей. Самоэффективный педагог, уверенный в себе и своих учениках, контролирующий свои эмоции и поведение во взаимодействиях со всеми участниками образовательных отношений, более защищен от агрессии окружающих, активнее преодолевает жизненные трудности. Тем самым самоэффективностью — многофункциональным и значимым ресурсом — обеспечивается защищенность учителя в образовательной среде, устойчивость в профессиональных ситуациях.
Полученные результаты представляют практический интерес при проектировании программы формирования жизнестойкости педагога, обеспечивающей психологическую безопасность в образовательной среде.
Литература
- Баева И.А., Лактионова Е.Б., Гаязова Л.А., Кондакова И.В. Детерминанты психологической защищенности педагога в образовательной среде [Электронный ресурс] // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2020. № 197. С. 18–30. doi:10.33910/1992-6464-2020-197-18-30
- Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности. М.: Нестор-история, 2011. 271 с.
- Кисляков П.А., Шмелева Е.А. Концептуальные подходы и методы диагностики психологической безопасности за рубежом [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2023. Том 12. № 3. С. 8–18. doi:10.17759/jmfp.2023120301
- Кисляков П.А., Шмелева Е.А. Психологическая безопасность: психодиагностика [Электронный ресурс]. Красноярск: ООО «Научно-инновационный центр», 2024. 270 с. doi:10.12731/978-5-907608-21-4
- Кольчугина Н.И., Шмелева Е.А. Жизнестойкость в обеспечении психологической безопасности педагога // Наука и образование в современном вузе: вектор развития: Сборник материалов научно-практической конференции, Шуя, 19 мая 2022 года. Шуя: Ивановский государственный университет, Шуйский филиал, 2022. С. 117–119.
- Кольчугина Н.И., Шмелева Е.А., Кисляков П.А. Особенности жизнестойкости педагогов с разным стажем работы // Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, перспективы : Сборник материалов всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 80-летию Южно-Уральского государственного университета, Челябинск, 12–13 мая 2023 года. Часть 1. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2023. С. 73–78.
- Коноплев С.А., Шмелева Е.А., Кольчугина Н.И. Наставничество в обеспечении профессиональной жизнестойкости молодых педагогов [Электронный ресурс] // Научный поиск: личность, образование, культура. 2022. № 4 (46). С. 34–41. doi:10.54348/SciS.2022.4.7
- Кричевский Р.Л. Самоэффективность и акмеологический подход к исследованию личности // Акмеология. 2001. № 1. С. 47–52.
- Токарская Л.В., Зиновьева К.С. Жизнестойкость педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми с нормативным развитием // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2022. № 3 (63).
- Шмелева Е.А., Кисляков П.А., Кольчугина Н.И., Фан Ч.К. Жизнестойкость и психологическая безопасность педагога в образовательной среде [Электронный ресурс] // Образование и наука. 2022. Том 24. № 9. С. 143–173. doi:10.17853/1994-5639-2022-9-143-173
- Barni D.; Danioni F.; Benevene P. Teachers’ Self-Efficacy: The Role of Personal Values and Motivations for Teaching // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. doi:10.3389/fpsyg.2019.01645
- Burić I., Macuka I. Self-Efficacy, Emotions and Work Engagement Among Teachers: A Two Wave Cross-Lagged Analysis // Journal of Happiness Studies. 2018. Vol. 19. P. 1917–1933. doi:10.1007/s10902-017-9903-9
- Drew S.V., Sosnowski C. Emerging theory of teacher resilience: A situational analysis // English Teaching: Practice & Critique. 2019. Vol. 18(4). P. 492–507. doi:10.1108/ETPC-12-2018-0118
- Kärner T., Bottling M., Friederichs E., Sembill D. Between Adaptation and Resistance: A Study on Resilience Competencies, Stress, and Well-Being in German VET Teachers // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. doi:10.3389/fpsyg.2021.619912
- Ramzjoo S. A., Ayoobiyan H. On the Relationship between Teacher Resilience and Self-efficacy: The Case of Iranian EFL Teachers // Journal of English Language Teaching and Learning. 2019. Vol. 11(23). P. 277–292.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 135
В прошлом месяце: 36
В текущем месяце: 33
Скачиваний
Всего: 35
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 13