Занятия по формированию толерантности у подростков

783

Аннотация

Специфика ФГБУ «Российский санаторно-реабилитационный центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Евпатория предполагает стационарное проживание несовершеннолетних. В группах находятся дети, имеющие разный уровень интеллектуального развития, личностные особенности и т. п. Не всегда отношения между ними складываются гладко. Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, раздражение, нетерпимое отношение друг к другу, особенно среди подростков, становятся причиной ссор, конфликтов. Поэтому особое внимание стоит уделять воспитанию толерантности в подростковом возрасте, поскольку в этот период жизни процессы личностного формирования и адаптации в социуме протекают наиболее активно. Педагогических приемов по формированию толерантности существует достаточно много. Мы с коллегой предлагаем на примере наших занятий технологию интерактивного обучения.

Общая информация

Ключевые слова: детские конфликты, толерантность, подростковый возраст, адаптация в социуме, психосоциальное развитие

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Раевская О.В., Ибрагимова Н.М. Занятия по формированию толерантности у подростков [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 1. С. 72–76. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n1/Rayevskaya_Ibragimova (дата обращения: 24.11.2024)

Полный текст

Введение

По словам ГУ. Солдатовой, «...подростковый возраст — важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток — уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия — это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов».

Основная задача в развитии толерантных отношений заключается в повышении коммуникативной компетентности подростков, готовности к открытому диалогу, а также в формировании оптимальных условий для самовыражения, развития культуры достоинства и терпимости по отношению к окружающим.

Занятие 1. Толерантность

Цель:

1)    знакомство ребят с понятием толерантность, как это слово понимают разные культуры;

2)   воспитание способности делиться радостью и помогать другим;

3) обучение не оценивать, а ценить других.

Ход занятия

1.    Приветствие (учитель).

Здравствуйте, ребята. Наши встречи будут посвящены нашему классу. Мы проведем совместно с психологом три занятия. Попробуем узнать что-то новое на них. Возможно, эти встречи помогут сделать наш класс дружнее.

2.     Китайская притча «Ладная семья» (учитель).

Жила-была на свете семья. Она была непростая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая — мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго — видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

— И все?

— Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

— И мира тоже.

Вопросы для обсуждения (психолог):

— Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?

— А в вашем классе (это тоже для вас как бы школьная семья) царит мир и лад?

— А бывают у вас ссоры, драки, раздоры?

— А как вы думаете, эти три слова «любовь», «прощение», «терпение» могут помочь улучшить ваши взаимоотношения?

3.     Знакомство учащихся с понятием «толерантность» (учитель).

Ребята, у всех нас разное воспитание, обра-

зование, желание учиться, характер, вкусы и т. д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, принимать других такими, какие они есть, то есть быть толерантными. Давайте поближе познакомимся с понятием толерантности (презентация).

Слайд №1. Давайте посмотрим, что понимают под словом «толерантность» разные культуры.

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

Во французском языке — отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

В английском языке — готовность быть терпимым, снисходительность.

В китайском языке — позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

В арабском языке — прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

В русском языке — способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого- либо).

То есть толерантность — это способность допускать, принимать существование чего-то иного, кого- то не похожего на нас, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо или кому-либо.

Слайд №2. Теперь послушайте определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию).

Толерантность — уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.

Толерантность — это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность.

Толерантность — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

Слайд №3. Структура толерантности.

4.     Игра «Комплимент» (психолог).

Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали. И очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим. Сделайте комплимент или похвалите одноклассника, сидящего рядом с вами. Обменяйтесь тетрадками и напишите ваше пожелание в тетрадке соседа. Вам дается время 3—4 минуты. Теперь вновь обменяйтесь тетрадками и прочитайте пожелание вашего соседа.

Вопросы для обсуждения

— Поднимите руку те, кому были приятны написанные пожелания.

— Кто был смущен, кому было неприятно?

— Как вы думаете, хорошие слова поднимают настроение?

Так вот, ребята, говорите хорошие, приятные слова друг другу, поднимайте другим настроение, и, я уверена, ваше настроение тоже улучшится.

Итак, не оценивайте людей, а цените.

5.     Рефлексия занятия.

— С каким понятием мы сегодня познакомились?

— На каких трех кирпичиках строится ладная семья или дружба в классе?

— Как правильно сказать: «надо не оценивать людей, а ценить» или «надо оценивать людей, а не ценить»?

— Кому все было понятно на нашем занятии?

— У кого возникли какие-то сомнения, что-то было неясно?

На следующем занятии мы поговорим о секрете дружного коллектива.

Занятие 2. Секрет дружного коллектива

Цель: наметить пути совершенствования своего классного коллектива, усвоить качества, которыми обладает толерантный человек.

Ход занятия

1.     Приветствие (учитель).

Здравствуйте, ребята. Наши встречи продолжаются, сегодня у нас с вами вторая встреча. Совместно с психологом мы сегодня постараемся разгадать секрет дружного коллектива.

2.     Сказка «Испытание» (учитель).

А сейчас я предлагаю вам послушать сказку, которая называется «Испытание».

В давние времена на самом краю Великой равнины у подножия высоких гор жили два племени: племя воды и племя огня. Но со временем клочка плодородной земли стало мало для проживания двух многочисленных племён. И возник спор, кому остаться, а кому уйти в поисках новых земель. И повелитель земель устроил испытание для племён: чьё племя принесёт Амулет счастья, спрятанный высоко в горах, те и останутся жить на этих землях.

«Чтобы вам было легче выполнить задание, — сказал повелитель, — вы можете заменить своего старого Вождя на молодого, полного сил и энергии, знающего местные тропы».

Племя огня легко приняло молодого вождя, отказавшись от своего прежнего предводителя, быстро продвигалось оно неизведанными тропами, теряя в пути тех, кому трудно было идти.

Племя воды, оставшись верным своему вождю, двигалось дальним, но проверенным путём. И благодаря собранности и рассудительности добралось до вершины гор в полном составе.

На вершине их ждало второе испытание — дикие звери, охранявшие волшебные амулеты.

Племя огня, решившее выполнить задачу любой ценой, отдало в жертву диким зверям старых и больных соплеменников.

Племя воды, чётко продумав охрану лагеря, организовало нападение на стаю, и после длительной борьбы амулет был все-таки получен.

Забрав волшебные амулеты, племена отправились в обратный путь.

Оставшиеся немногочисленные члены племени огня, пытаясь отстоять личное право доставить амулет правителю и стать вождём, устраивали козни, убивая и предавая друг друга.

Члены племени воды единогласно отдали право передать амулет своему вождю, и все были горды своей мудростью.

Добравшись до Великой равнины, племена предстали перед глазами правителя, и вопрос о том, какое племя достойно быть обладателем Амулета счастья, был решён.

Вопросы для обсуждения: (психолог)

— Как вы считаете, какое племя стало обладателем Амулета счастья? Почему?

— Какие ошибки допустило племя огня?

— В чем сила племени воды?

— Как вы считаете, если бы эти испытания пришлось бы преодолевать нашему классу, справились бы мы с ними или нет? Почему?

— Где мы могли встретить трудности? А какие испытания мы бы преодолели легко?

3.     Работа в микрогруппах (учитель).

Класс делится на несколько микрогрупп. В каждой микрогруппе выбирается наблюдатель.

Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению

Прощение

Уважение прав других

Сотрудничество, дух партнерства

Толерантность

Сострадание

Принятие другого таким, какой он есть

Милосердие

Уважение человеческого достоинства

Структура

Ребята начинают обсуждать поставленные вопросы. Свое мнение выскажет каждый представитель микрогруппы по следующим правилам:

1)    начинает высказывать свое мнение первый ученик с правой стороны от наблюдателя;

2)   следующий за ним высказывается, выполняя три правила: 1) пауза (3 секунды); 2) повтор — повторяет кратко мысль предыдущего; 3) высказывает свое мнение;

3)    по вышеописанным правилам высказываются все представители микрогруппы по кругу, наблюдатель говорит последним;

4)    если все мнения совпадут, то обсуждение заканчивается, если возникнут разногласия, то начинается обсуждение с приведением убедительных аргументов в пользу своего мнения и ведется до тех пор, пока либо все не принимают решение единогласно, либо решение принимается большинством голосов;

5)    затем наблюдатели каждой микрогруппы рассказывают, какое мнение выбрала их подгруппа, с приведением убедительных аргументов, подтверждающих их мнение;

6)    если мнения всех микрогрупп совпадут, то принимается групповое решение единогласно, или же принимается групповое решение большинством голосов.

Вопросы для обсуждения

— Дружный ли наш класс? Возможные ответы:

а)     наш класс трудно назвать дружным;

б)    наш класс по праву может называться дружным;

в)    наш класс многого добился, но еще нужно совершенствоваться.

— Что поможет нашему классу стать дружнее? Возможные ответы:

а)     умение строить взаимоотношения с одноклассниками;

б)    умение мирно разрешать конфликты;

в)    готовность помочь в трудной ситуации;

г)     совместные игры.

Подведение итогов обсуждения (психолог)

Многого мы уже достигли, но есть моменты, которые вам мешают называться самым дружным классом. Но мы видим свои достижения и промахи, поэтому можем наметить пути совершенствования своего коллектива по основным направлениям.

Составляющие дружного коллектива:

— умение строить взаимоотношения с одноклассниками;

— умение быть внимательным к одноклассникам;

— умение мирно разрешать конфликты;

— готовность помочь в трудной ситуации...

4.     Игра «Волшебная лавка» (психолог).

Психолог: я предлагаю вам представить, что существует волшебная лавка, в которой есть необычные вещи: терпение, чувство юмора, чуткость, доброжелательность, доброта, уважение, сострадание, понимание, прощение, уважение прав других, благосклонность, выдержанность .

Возьмите свои покупки и напишите их названия на веточках волшебного дерева — это и будет ваше «Дерево толерантности». (Ребята в своих тетрадках рисуют свое «Дерево толерантности».)

Психолог: итак, теперь вы точно будете знать, какие качества нужно приобрести, чтобы стать толерантным человеком.

5.     Рефлексия занятия (учитель).

— Какое групповое решение принял наш класс сегодня?

— В чем заключается секрет дружного коллектива?

— Какое дерево мы сегодня создали?

— Какие качества нужны, чтобы стать толерантным человеком?

— Кому сегодня все удалось на нашем занятии?

— У кого возникли какие-нибудь трудности?

На следующем занятии мы попытаемся создать эмблему толерантности.

Занятие 3. Эмблема толерантности

Цель: оценка учащимися своей толерантности; закрепление усвоения качеств, которыми обладает толерантная личность.

Ход занятия

Качества

А

В

1. Расположенность друг к другу

 

 

2. Снисходительность

 

 

3. Терпение

 

 

4. Чувство юмора

 

 

5. Чуткость

 

 

6. Доверие

 

 

7. Терпимость

 

 

8. Умение владеть собой

 

 

9. Доброжелательность

 

 

10. Умение не осуждать других

 

 

11. Гуманизм

 

 

12. Умение слушать

 

 

13. Любознательность

 

 

14. Способность к сопереживанию

 

 

Тест толерантной личности

1.  Приветствие (учитель).

Здравствуйте, ребята. Сегодня наша третья встреча. Вместе с психологом мы постараемся оценить степень вашей толерантности и придумать эмблему толерантности.

2.  Тест толерантной личности (учитель).

Ребята, вам предлагается список из 14 качеств. Их нужно будет оценить дважды. В варианте А, если вы считаете что это качество должно быть у толерантной личности, ставите «+», если это качество необязательно для толерантной личности, то напротив него ставите «0».

Через 3-5 минут: в варианте В поставьте «+» напротив тех черт, которые у вас наиболее выражены, и «0», если выражены наименее.

Обработка

1.  Обрабатывается вариант А.

Называется качество, и просят поднять руки тех, кто поставил напротив этого качества «+». Подсчитывается, сколько всего учащихся из класса выбрали данное качество. Те качества, которые выбрали наибольшее количество ребят, станут ядром толерантной личности с точки зрения данной группы (класса).

2.  Обрабатывается вариант В.

Учащиеся сравнивают «+» в варианте В с портретом толерантной личности класса.

Подведение итогов тестирования (психолог)

Итак, ребята, вы сравнили свои результаты с результатом класса.

— У кого совпали «+» с портретом толерантной личности класса?

— У кого есть расхождения?

— Ребята, а как вы думаете, может быть, все эти 14 качеств помогут нам стать толерантными?

Мы с вами еще раз уточнили, какие же качества нужно приобрести, чтобы стать толерантным человеком.

3.  Игра «Подарок» (учитель).

Обменяйтесь тетрадями и сделайте подарок вашему соседу. Подарите своему товарищу три качества толерантности.

Напишите так: «Дарю ...» (и перечислите три качества, которые вы дарите своему товарищу).

Вопросы для обсуждения

— Поднимите руку те, кому были приятны подарки. — Кому было неприятно?

— Ребята, как вы считаете, эти подарки хоть немного улучшили ваше настроение?

4.  Эмблема толерантности (психолог).

Ребята, давайте разделимся на несколько подгрупп. А теперь давайте в каждой подгруппе будем создавать эмблему толерантности. Используйте те знания, которые вы получили за все три наших занятия. Вдумайтесь в само понятие «толерантности», вспомните секрет дружного коллектива, дерево толе

рантности с качествами толерантного человека, тест толерантной личности.

Учащиеся работают 3-5 минут, и затем каждая группа представляет свою эмблему.

5.   Заключение личного контракта (учитель).

В заключение нашего занятия мы предлагаем вам заключить свой личный контракт с собой.

Схема контракта:

Я ________________________________________ ,

обязуюсь себе быть терпимым к людям, непохожим на меня своим внешним видом, национальностью, религией. Отныне я буду общаться с ними на равных. Я больше не буду их обзывать, драться. Буду терпеливым.

Подпись : _______________ Дата _______________

Заверено:

учитель ____________________________________

психолог ___________________________________

Учащиеся составляют контракт, а затем их контракты заверяются учителем и психологом.

6.   Рефлексия занятия.

Итак, ребята, наши совместные с психологом встречи подошли к концу.

— С каким основным понятием мы знакомились все три занятия?

— Какие же качества нужно приобрести, чтобы стать толерантным человеком?

— Что мы с вами заключили в конце сегодняшнего занятия?

Одинаковых людей не бывает. Каждый из нас неповторим, по-своему талантлив. Учитесь говорить о своих достижениях с гордостью, а также уважайте и цените достоинства других.м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Андрияхина Н.В. Семинар тренинг «Толерантность учителя» // Классный руководитель. — 2006. — № 4. — С. 20–34.
  2. Битянова М., Вачков И. Встречи во Вселенной. Игра на развитие толерантности старшеклассников // Школьный психолог. — 2002. — №4.
  3. Бондырева С.К. Толерантность: Учебно-методическое пособие. — М., 2003. — 240 с.
  4. Драганова О.А. Психофизиологические маркеры личностной толерантности в юношеском возрасте: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. — СПб, 2007.
  5. Кожухарь Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении // Вопросы психологии. — 2006. — №2. — С. 3–12
  6. Недорезова Н.В. Толерантность в межличностном общении старшеклассников: Дисс. … канд. психол. наук. — М., 2005. — 189 с.

Информация об авторах

Раевская Оксана Витальевна, педагог-психолог, ФГБУ «Российский санаторно-реабилитационный центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Евпатория, Россия

Ибрагимова Надежда Михайловна, учитель математики, ФГБУ «Российский санаторно-реабилитационный центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 942
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 31

Скачиваний

Всего: 783
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1