Аутизм и нарушения развития
2022. Том 20. № 3. С. 6–14
doi:10.17759/autdd.2022200301
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Динамика в развитии системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2021 года
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: региональный ресурсный центр, сопровождение, образование, мониторинг, расстройства аутистического спектра
Рубрика издания: Модели организации комплексной помощи
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2022200301
Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00110-22-02 от 08.04.2022 «Комплексное сопровождение детей с РАС на основе доказательного подхода».
Получена: 07.09.2022
Принята в печать:
Тематический сетевой сборник: 25 лет научных публикаций в журналах издательства МГППУ
Для цитаты: Хаустов А.В., Шумских М.А. Динамика в развитии системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2021 года // Аутизм и нарушения развития. 2022. Том 20. № 3. С. 6–14. DOI: 10.17759/autdd.2022200301
Полный текст
Мониторинг состояния образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) проводится ежегодно в субъектах Российской Федерации в соответствии с формой, разработанной Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации совместно с Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с РАС ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет». Данные для мониторинга собирали органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования.
В ходе мониторинга проводился сбор данных об общей численности обучающихся лиц с РАС в субъектах РФ, о численности детей, подростков и взрослых с РАС, посещающих службы ранней помощи (в системе образования), получающих образование на уровнях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования. Получены данные о численности обучающихся с РАС по формам получения образования и формам обучения, по формам (моделям) организации образования на уровне дошкольного и общего образования. Выявлены данные о численности детей с РАС, получающих помощь специалистов психолого-педагогического сопровождения. Получены данные о величине поправочных (корректирующих) коэффициентов финансирования, установленных в регионах. Получена информация о наличии в субъектах Российской Федерации региональных ресурсных центров (РРЦ) по организации комплексного сопровождения детей с РАС и об организациях, в структуре которых действуют РРЦ.
Динамика численности обучающихся с РАС
Общая численность обучающихся лиц с РАС, согласно мониторингу 2021 года, составила 39117 человек. Проведённый мониторинг выявил выраженную динамику увеличения численности по сравнению с 2017 годом, — годом первого проведённого мониторинга численности детей с РАС в Российской Федерации (15998 человек) — на 145%, прирост составил 23119 человек (таблица 1) [5].
В целом, численность детей с РАС и частота встречаемости расстройств аутистического спектра сильно отличаются в различных регионах России. Соотношение в сравнении с прошлогодними данными численности лиц с РАС по Федеральным округам отражено в таблице 2.
В целом, по всем федеральным округам отмечается достаточно равномерный прирост численности детей с РАС в системе образования.
Необходимо отметить, что в Северо-Кавказском округе, показывавшем все предыдущие годы наименьший показатель численности детей с РАС, в этом году прирост составил более 50%, в большей степени за счет Дагестана — 490 обучающихся с РАС в этом году вместо 147 человек в прошлом (233%), и Чеченской Республики, где прирост составил 207%.
По Дальневосточному округу выявлена наименьшая динамика прироста численности детей с РАС, что составило всего 5% по сравнению с 2020 годом.
Анализ данных показал, что соотношение численности детей с РАС и общей детской популяции в России составляет, в среднем, 1:813 — 0,123%, что примерно в 5 раз ниже данных Всемирной организации здравоохранения, выявившей показатели распространенности расстройств аутистического спектра среди общей популяции на уровне 1:160 — 0,625% [1].
Результаты, полученные в ходе мониторинга, и их сравнение с данными мировой статистики, продолжают свидетельствовать о недостаточной выявляемости детей с РАС в России и о неравномерности развития системы диагностики в различных регионах. Трудности диагностики обусловлены недостатком подготовленных специалистов в системе здравоохранения и отсутствием в России общепринятых стандартизированных скрининговых и диагностических инструментов.
По итогам мониторинга выявлено, что продолжает прослеживаться неравномерность распределения обучающихся с РАС по уровням образования — от ранней помощи до высшего профессионального образования [6].
Среди детей с РАС охвачены деятельностью служб ранней помощи 1,5% (569 детей) от общей численности детей с РАС в России; 10152 (26%) детей получают образовательные услуги на уровне дошкольного образования; 71% — школьники, обучающиеся на уровнях начального, основного и среднего общего образования (27549 человека); 1,1% (432 чел.) — на уровне среднего профессионального образования (СПО), а на уровне высшего профессионального образования этот показатель равен всего 0,033 % (13 человек) (таблица 3).
Как и в прошлые годы, отмечается невысокий охват услугами в системе образования на уровне ранней помощи. В 2021 году даже произошло уменьшение абсолютного значения на 3 человека, что продолжает свидетельствовать о запоздалом включении детей с рисками развития РАС в систему комплексной помощи, несмотря на интенсивное развитие системы ранней помощи в ряде регионов Российской Федерации. Уже второй год подряд отмечается выраженная положительная динамика в охвате юношей и девушек с РАС образовательными услугами на уровне среднего профессионального образования [6]. Более чем в 2 раза увеличилась численность студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования, — с 269 человек в 2020 году до 432 в 2021 году. Также повысилась их доля в общей численности лиц с РАС: она составляла в 2021 году 1,1%. Полученные данные говорят о том, что ситуация с организацией профессионального образования лиц с РАС несколько улучшается, хотя в данную работу активно вовлечены были в 2021 году 37 регионов из 85. Наилучший показатель в 2021 году у Рязанской области: доля обучающихся на уровне СПО составила 10% от общей численности обучающихся с РАС данного региона. Необходимо также отметить, что, например, Тульская область успешно подтверждает свою системную работу в области организации обучения лиц с РАС на уровне СПО: 21 обучающийся в 2020 году и 20 обучающихся — в 2021 году, что составило около 4% от общей численности лиц с РАС. Обращает на себя внимание крайне выраженная отрицательная динамика в Смоленской области: показав в 2020 году результат в 77 человек (27% от общей численности обучающихся с РАС), в 2021 году регион представил нулевой результат.
Таблица 1
Год |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Численность детей с РАС в образовании |
15998 чел. |
22953 чел. |
23093 чел. |
32899 чел. |
39117 чел. |
Федеральные округа / года |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Центральный ФО |
5175 |
6006 |
11526 |
13476 |
Южный ФО |
3111 |
3215 |
4065 |
4463 |
Северо-Западный ФО |
1262 |
1485 |
1833 |
2173 |
Дальневосточный ФО |
1201 |
995 |
1716 |
1803 |
Сибирский ФО |
2870 |
3339 |
3789 |
4879 |
Уральский ФО |
2472 |
2618 |
3260 |
3650 |
Приволжский ФО |
3760 |
4493 |
5291 |
6449 |
Северо-Кавказский ФО |
895 |
942 |
1419 |
2224 |
Уровень образования / год |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Ранняя помощь |
387 |
535 |
572 |
569 |
Дошкольное образование |
6898 |
7192 |
8089 |
10152 |
Начальное общее образование |
8460 |
10149 |
13950 |
19241 |
Основное общее образование |
4310 |
4750 |
5548 |
7885 |
Среднее общее образование |
244 |
238 |
354 |
422 |
Среднее профессиональное образование |
89 |
116 |
269 |
432 |
Высшее профессиональное образование |
8 |
10 |
7 |
13 |
Аналогичная «нулевая» ситуация и в Татарстане.
Анализ данных мониторинга показал, что общая численность
детей с РАС на уровне дошкольного образования — 10152 человека; их доля
в общей численности лиц с РАС составляет 26%.
Среди применяемых моделей организации дошкольного образования группы компенсирующего вида по-прежнему сохраняют ведущую позицию — 6281 ребенок с РАС дошкольного возраста получает образование в таких группах, и это составляет 62% от общей численности детей с РАС на уровне дошкольного образования (таблица 4).
Следует обратить внимание на изменение показателя численности детей, посещающих группы комбинированного вида с включением в ресурсную группу. По итогам 2019 года, он увеличился практически вдвое в сравнении с 2018 годом, однако в 2020 году выявлена отрицательная динамика, на четверть упала численность детей, получающих образование в таких группах: с 378 до 286 человек. В 2021 году опять произошло увеличение на 127%, и получены данные, что группы комбинированного вида посещают 633 ребенка, — 6,2% от общей численности детей с РАС, включенных в систему дошкольного образования.
Согласно полученным сведениям, обучение детей с РАС по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с РАС (АООП ДО РАС) проходит в той или иной степени практически во всех регионах, за исключением Ивановской, Ульяновской областей, Адыгеи и Ненецкого автономного округа. В этих регионах при включении детей с РАС в группы нормотипичных сверстников или детей с другими нарушениями развития их образование осуществляется по АООП, по которым обучается основной контингент этих групп.
Отсутствие специфических АООП, разработанных и реализуемых
для детей с РАС, обучающихся в условиях включения в группы комбинированной и
компенсирующей направленности, указывает на то, что их особые образовательные
потребности не учитываются. Тем не менее, процент дошкольников с РАС,
обучающихся по АООП ДО РАС, составляет уже почти 58% от общего числа детей с
РАС этой возрастной группы. В 2020 году этот показатель составлял 47%, в
2019 году для 37% дошкольников были разработаны АООП ДО РАС
[4].
Таблица 4
Модель организации образования/ год |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Группа комбинированного вида |
1869 |
1932 |
1831 |
2249 |
Группа комбинированного вида с применением модели «Ресурсная группа» |
187 |
378 |
278 |
633 |
Группа компенсирующего вида |
3986 |
4367 |
5286 |
6281 |
Вариативные формы дошкольного образования |
843 |
798 |
520 |
773 |
Индивидуальное обучение на дому |
162 |
287 |
174 |
216 |
Как уже отмечалось, общая численность детей с РАС на уровнях начального, основного и среднего общего образования составила в 2021 году 27549 человек, их доля в общей численности лиц с РАС — 71%. Меньше половины школьников с РАС — 41,1% (11354 чел.) обучаются в отдельных коррекционных классах (таблица 5). В абсолютном значении этот показатель значительно вырос: на 3251 человека, однако в процентном соотношении он остается на уровне прошлых лет.
Анализ данных мониторинга показал, что процент школьников с РАС, посещающих общеобразовательные инклюзивные классы, составил 15,4%, что соответствует в процентном отношении уровню 2020 года (15,9%). Увеличилась численность детей с РАС, обучающихся в условиях инклюзии с применением модели «Ресурсный класс»: 2081 человек (7,5%), но увеличения их доли не произошло.
Выросло в абсолютном значении число обучающихся, для которых образование организовано в формате индивидуального обучения на дому, но долевое значение осталось на уровне 2020 года — 36% школьников.
Таким образом, несмотря на динамику роста общей численности, долевое распределение по образовательным моделям сохранилось на уровне 2020 года.
Показатель включенности детей с РАС в очный формат обучения, соответствующий их особым образовательным потребностям, несмотря на введение ограничений в условиях пандемии, не только сохранился, но в 2021 году значительно вырос, по сравнению с 2020 годом, и достиг почти 90% от общей численности обучающихся с РАС. Однако можно предположить, что большинство детей, получающих образование на дому, включены в статистическую отчетность как обучающиеся в очном формате.
Данные мониторинга указывают на то, что доля школьников, для которых разработана адаптированная основная образовательная программа общего образования (АООП ОО) для обучающихся с РАС, превысила 54%. Остальные 45,5% учеников проходят обучение по иным программам, в том числе по АООП для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью (нарушениями интеллекта), тяжелыми множественными нарушениями развития. В 2020 году 46% школьников обучались по АООП ОО для обучающихся с РАС. Представленная картина характерна для большинства регионов; статистически значимых отличий на уровне субъектов РФ не наблюдается.
Таким образом, чуть менее половины обучающихся с РАС по-прежнему нуждаются в подготовке и реализации для них АООП именно для обучающихся с РАС, независимо от формы организации их образования. Соответственно, для них необходимо создание специальных условий в процессе обучения и специального сопровождения, учитывающих их особые образовательные потребности. В первую очередь, это касается уровня основного общего образования, для которого не предусмотрен отдельный ФГОС обучающихся с ОВЗ [3].
В результате анализа данных мониторинга выявлено, что кадровая проблема по обеспечению обучающихся с РАС специалистами постепенно решается (таблица 6). Показатели обеспеченности специалистами существенно выросли в абсолютных значениях [6]. Необходимую психологическую поддержку в 2021 году получали 98% учащихся с РАС (38470 из 39117). Значительно изменилась ситуация и с обеспеченностью детей помощью социальных педагогов. Их поддержку в 2021 году получали почти 70% (27116 человек), в то время как в 2020 году всего 45% (13113) детей с РАС были охвачены деятельностью социальных педагогов. Динамику обеспеченности специалистами в течение последних лет можно проследить по таблице 7.
В процентном и абсолютном значении увеличилась и численность детей, получающих услуги дефектолога, — 25789 человек, — что составило 66%. В 2020 году чуть более половины детей с РАС были охвачены помощью учителя-дефектолога. В связи с разработанным в 2021 году проектом примерной ООП ВО направления «Специальное (дефектологическое) образование» (уровень бакалавриата), профиль подготовки «Образование и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра», можно предположить, что в ближайшие годы в связи с ее запуском произойдет увеличение числа учителей-дефектологов, включенных в процесс обучения детей с РАС.
Таблица 5
Численность детей, получающих начальное, основное и среднее общее образование по различным моделям организации образования
Модель организации образования /год |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Общеобразовательные (инклюзивные) классы |
2118 |
2370 |
3016 |
4244 |
Общеобразовательные (инклюзивные) классы с применением модели «Ресурсный класс» |
529 |
758 |
1402 |
2081 |
Отдельные (коррекционные) классы |
5461 |
6767 |
8103 |
11354 |
Индивидуальное обучение на дому |
5138 |
5944 |
7331 |
9870 |
Примерно такая же положительная динамика (около 10%) наблюдается в части получения детьми с РАС логопедической помощи. В 2021 году логопедическую помощь получали 74% обучающихся (28913 человек), в 2020 году этот показатель составлял — 65%.
Увеличение численности учащихся, охваченных тьюторским сопровождением, более чем в два раза изменило ситуацию в процентном отношении по сравнению с 2020 годом, и в 2021 году составило 33% (в 2020 году — менее 19%) от общей численности обучающихся с РАС. В итоге уже 1/3 часть детей получают поддержку тьютора, в 2020 году всего — 1/5. Тем не менее, несмотря на существенную положительную динамику, проблема организации тьюторского сопровождения остается крайне актуальной.
Состояние дел в Российской Федерации с получением лицами с РАС сопровождения ассистента-помощника и в 2021 году не получило кардинального изменения, что отражает небольшую потребность в услугах данного специалиста у лиц с РАС.
В целях выявления финансового обеспечения для создания необходимых специальных образовательных условий для обучающихся с РАС в мониторинг включен параметр наличия в субъектах поправочных (корректирующих) коэффициентов подушевого финансирования образования обучающихся с РАС по категориям: для имеющих статус ОВЗ и для имеющих статус ребенка-инвалида.
Результаты мониторинга показали большой разброс по стране установленных поправочных (корректирующих) коэффициентов. В большинстве регионов установлены коэффициенты в размере от 0,1 до 4 или фиксированные доплаты к окладам педагогических работников. В 2021 году всего 12 регионов из 85 заявили об отсутствии в субъекте поправочных (корректирующих) коэффициентов финансирования образования обучающихся с РАС, в 2020 году таких регионов было 23.
Наличие в субъектах поправочных (корректирующих) коэффициентов подушевого финансирования образования обучающихся с РАС должно служить обеспечению качественного психолого-педагогического сопровождения и организации обучения по образовательным моделям, требующим серьезных финансовых вложений.
Однако, по результатам анализа данных, полученных в ходе проведения мониторинга, зависимости между наличием в регионе коэффициента и охватом обучающихся с РАС дорогостоящей инклюзивной моделью «Ресурсный класс» не выявлено [2]. Так, например, в Белгородской области не установлен поправочный коэффициент, при этом 208 человек обучаются по модели «Ресурсный класс», что составляет 46% от общей численности всех школьников с РАС в регионе. С другой стороны, у целого ряда регионов, имеющих коэффициент, данная модель вообще не используется (Курская, Владимирская, Ленинградская, Мурманская области, Республика Крым, Республика Алтай, Ханты-Мансийский автономный округ, Мордовия, Республики Северо-Кавказского федерального округа: Ингушетия, Дагестан, Чечня, КабардиноБалкарская Республика).
Специалист / год |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Педагог-психолог |
14940 |
18532 |
23341 |
38470 |
Учитель-дефектолог |
9926 |
11904 |
16136 |
25789 |
Учитель-логопед |
12352 |
14914 |
19137 |
28913 |
Социальный педагог |
8738 |
10443 |
13113 |
27116 |
Тьютор |
1926 |
2999 |
5453 |
12864 |
Ассистент (помощник) |
700 |
925 |
1722 |
1725 |
Доля детей с РАС, получающих сопровождение специалистов,
в динамике
Таблица 6
Таблица 7
Специалист / год |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Педагог-психолог |
65% |
80% |
80% |
98% |
Учитель-дефектолог |
43% |
51.5% |
55% |
66% |
Учитель-логопед |
54% |
65% |
65% |
74% |
Социальный педагог |
38% |
45% |
45% |
70% |
Тьютор |
8,5% |
135% |
19% |
33% |
Ассистент (помощник) |
3% |
5% |
5% |
4,4% |
Таким образом, регионам необходимо усилить контроль за расходованием дополнительно выделяемых средств, приоритетом в распределении которых должно стать именно ресурсное обеспечение специальных образовательных условий.
В ходе проведенного мониторинга были проанализированы данные о наличии в субъектах РФ региональных ресурсных центров по организации комплексного сопровождения детей с РАС, являющихся «опорными» организациями, координирующими в регионах функции по данному направлению работы.
В целом, ситуация с развитием РРЦ в различных регионах складывается по-разному. В ходе мониторинга 2021 года 52 субъекта РФ заявило о существовании в регионе одного или даже нескольких РРЦ. По данным регионов, всего в России действует 60 региональных ресурсных центров, из них большинство, — 32 РРЦ, — организовано на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Многие центры созданы на базе общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ: 6 и 9 РРЦ соответственно. На базе учреждений высшего и среднего профессионального образования действует 3 РРЦ.
Региональные ресурсные центры в системе здравоохранения созданы в Нижегородской области и в Республике Бурятия. В Бурятии функции РРЦ по РАС возложены на Службу ранней помощи при городской поликлинике. РРЦ на базе НКО существует в Калмыкии: РОО помощи и поддержки семьям с детьми-аутистами по Республике Калмыкия «Тенгрин Эдста» («Отмеченные небом»).
В 6 регионах создано несколько РРЦ. В СанктПетербурге все 3 РРЦ созданы только в образовательных организациях, в Нижегородской области функции РРЦ распределены между тремя ведомствами: образования, социальной защиты, здравоохранения.
Анализ ситуации в отношении развития региональных ресурсных
центров в России показывает, что вопрос становления сети таких центров остается
очень актуальным. В настоящий момент в 33 регионах РРЦ не созданы, а
существующие центры сталкиваются с различного рода организационными барьерами,
трудностями межведомственного и сетевого взаимодействия, отсутствием
финансирования на выполнение «ресурсных» задач.
Многие проблемы обусловлены недостаточной информированностью государственных структур, профессионального и родительского сообщества о ключевых задачах РРЦ регионального масштаба. Такие центры остро нуждаются в консультационной и методической поддержке Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет».
Многим РРЦ, помимо основной деятельности, необходимо отстраивать другие направления работы, позволяющие успешно осуществлять координационные, информационно-аналитические функции, а также задачи методической поддержки региональных организаций и консультационной помощи семьям в соответствии с Методическими рекомендациями Министерства образования и науки РФ «Организация деятельности регионального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра» от 04.07.2017 г. № 07-3464.
Проанализированные и обобщенные мониторинговые данные о состоянии образования обучающихся с РАС в субъектах Российской Федерации позволяют сделать следующие выводы:
1. Выявлена выраженная положительная динамика в следующем:
— Увеличение численности дошкольников с РАС, обучающихся по АООП дошкольного образования детей с РАС.
— Увеличение доли школьников с РАС, для которых разработана и применяется адаптированная основная образовательная программа общего образования.
— Увеличение показателей обеспеченности детей с РАС специалистами психолого-педагогического сопровождения.
2. Основными проблемами на данный момент являются:
-
— Недостаточная выявляемость РАС, неравномерность развития системы диагностики и статистического учета в различных регионах.
-
— Минимальный охват услугами в системе образования на уровне ранней помощи, среднего общего и профессионального образования.
-
— Трудности организации инклюзивных моделей образования для учащихся с РАС.
-
— Несформированность модели деятельности региональных ресурсных центров.
3. Наиболее актуальными мероприятиями, нацеленными на развитие региональных систем образования лиц с РАС в соответствии с результатами мониторинга и с учетом принятых в России «Межведомственным комплексным планом мероприятий поразвитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030 года)» [7] и «Межведомственным комплексным планом мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц (до 2030 года)» [8] являются:
-
— Разработка программно-методического и учебно-методического обеспечения образования обучающихся с РАС.
-
— Внедрение инклюзивных моделей организации образования обучающихся с РАС.
-
— Внедрение новых подходов к финансовому обеспечению образования обучающихся с РАС в субъектах Российской Федерации.
-
Организация сетевого взаимодействия РРЦ с другими региональными организациями, осуществляющими образование детей с РАС.
Литература
- Всеобъемлющие согласованные усилия по лечению всего спектра нарушений, связанных с аутизмом: Доклад Секретариата № EB133/4: 133 сессия / Всемирная организация здравоохранения: Исполнительный комитет. Женева, 8 апреля 2013. 9 с.
- Организация деятельности регионального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра: Методические рекомендации / Федеральный ресурсный центр по организации сопровождения детей с РАС МГППУ. Москва, 2017. 11 л.
- Приказ № 115: Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Министерство просвещения Российской Федерации. 22 марта 2021. 14 с.
- Приказ № 373: Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования / Министерство просвещения Российской Федерации. 31 июля 2020. 13 с.
- Хаустов А.В., Шумских М.А. Организация образования обучающихся с результаты Всероссийского мониторинга 2018 года // Аутизм и нарушения развития. 2019. Т. 17. № 3. С. 3—11. DOI:10.17759/autdd.2019170301
- Хаустов А.В., Шумских М.А. Динамика в развитии системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2020 года // Аутизм и нарушения развития. 2021. Т. 19. № 1. С. 4—11. DOI:10.17759/autdd.2021190101
- Межведомственный комплексный план мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030 года): № 14068п-п8 / Правительство РФ; утв. Т.А. Голикова. 22 декабря 2021. 40 с.
- Межведомственный комплексный план мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц: № 14000п-п8 / Правительство РФ; утв. Т.А. Голикова. 21 декабря 2021. 44 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2015
В прошлом месяце: 75
В текущем месяце: 47
Скачиваний
Всего: 233
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 2